В условиях мобилизации национальной экономике приходится развиваться за счет внутренних ресурсов и компетенций. На Северстали создали электронную площадку для производственной кооперации в закупках запчастей. Она обладает широким потенциалом для обхода санкций и снижения издержек параллельного импорта. Опыт заслуживает масштабирования на всю страну.
Наиболее критичной сферой для горно-добывающей отрасли ожидаемо оказалась машиностроительная продукция: карьерная техника и запчасти к ней, фабричное оборудование, комплектующие к горно-шахтному оборудованию, буровое оборудование, электроника.
Российские производители, как правило, проигрывают зарубежным в части TCO (совокупная стоимость владения или стоимость жизненного цикла (англ. Total Cost of Ownership). Поэтому выбор обычно делается в пользу проверенных зарубежных решений. Однако новые условия выживания заставляют делать ту работу, которая прежде считалась второстепенной – это поиск отечественных решений, сервисное взаимодействие с российскими поставщиками, доведение уровня качества и параметров продукции до требуемых величин.
Важно, что при этом сотрудничество выстраивается уже на стадии НИОКР. Промышленное тестирование при этом осуществляется прямо на площадке заказчика. Огромное внимание уделяется лабораторной работе с аналогами и обратному инжинирингу запчастей.
Удерживать бесперебойную работу предприятий машиностроительного комплекса и обрабатывающей промышленности на данный момент позволяет параллельный импорт из КНР, Турции, Ирана и Индии, где у российских корпораций и отдельных компаний есть разветвленные агентские сети.
– Это работа именно с представителями наших бывших поставщиков, которые теперь не могут работать напрямую с нами из-за санкций, – рассказывает Вячеслав Греков, руководитель направления категорийных закупок, ПАО «Северсталь»:
Реинжиниринг и восстановление деталей стали новым прорывным направлением. Шаги в этом направлении были сделаны заранее, за полтора года до санкций Северсталь запустила специальный сервис MPH (Metal Processing Hub) по адресу https://mph.severstal.com/. В новых экономических условиях эта цифровая промышленная платформа оказалась очень удобным ресурсом для обратного инжиниринга. Хотя промышленное копирование – лишь одна из функций.
– По-простому, она позволяет заказать изготовление запчасти из метала практически любой сложности, – говорит Вячеслав Греков.
Заказчики получают доступ к лучшим производственным мощностям: металлообрабатывающим центрам, проектным компаниям, литейным производствам. Вся линейка от чертежа, до сертификации конечного изделия собрана в одном ресурсе. Это позволяет заказчику решать вопросы по импортозамещению отдельных компонентов в один клик. Соискатель заходит на площадку формирует техническое задание по шаблону, и далее, не вникая в финансово-производственные процессы, может получить ответ на свой запрос. Исполнители заинтересованы в таком механизме, поскольку он позволяет им осуществить дозагрузку простаивающих обрабатывающих мощностей, станочного парка. А для заказчика такой сервис удобен, потому что он не зациклен только на промышленном копировании. Выстраивается вся промышленная среда, от параллельного импорта, до индустриального клона изделия. Важно, что система подразумевает наличие всех уже заранее простроенных сложных форм производственной кооперации между предприятиями в разных регионах, с разными технологиями и кадрами и финансовыми программами. Сервис увязывает эти факторы в один сценарий.
К платформе на данный момент подключено более 150 исполнителей по всей России. Примерно треть из них занимаются изготовлением относительно-простой продукции (опоры, колонны, стеллажное оборудование…) Зато, около сотни предприятий, могут работать по более сложным, эксклюзивным заказам.
– Если у вас есть чертежи, техническая документация, или хотя бы образец оригинальной детали, – то на основании оригинальной запчасти наши коллеги сделают качественное 3D- сканирование, конструкторские чертежи. А далее, при помощи технологии гомогенно-легированных порошков (которые также производятся у нас на площадке) через 3D-принтер, изготавливается требуемая деталь, – поясняет Греков.
Большое значение имеет считывание технических параметров изделия: проведение замеров (как при помощи сканера, так и с помощью электронно-измерительных приборов; подготовка конструкторской документации и передача ее в производство; изготовление макета. Затем на основании макета делается производственная серия. На площадке вся эта работа объединена в единый цикл. Объем заказа не обязательно должен исчисляться в тысячах экземпляров. Это может быть и штучная продукция.
Площадка позволяет: сократить время на поиск, выбор и анализ поставщиков; избежать издержек, связанных с размещением и контролем за процессом изготовления у подрядчика.
Предложения от изготовителей отбираются исходя из критериев, заданных заказчиком. Платформа автоматически выбирает оптимальный вариант именно по указанным критериям из десятков и сотен компаний контрагентов. Есть возможность срочного изготовления аварийных позиций.
– Как разработчик платформы Северсталь берет на себя ответственность за проверку всех контрагентов, которые выполняют производственный цикл, – уверяет Греков. – За контроль конечных сроков производства. За контроль качества продукции! За контроль финансовых взаимоотношений (факторинг, банковские гарантии, за льготное кредитование и субсидирование производителей по государственным программам поддержки). Государство оказывает содействие малым промышленным компаниям по линии НИОКР в сфере обратного инжиниринга. Они могут принять участие в работе нашей площадке на каком-то из переделов. Есть ряд ответственных процедур по подготовке так называемых эскроу-счетов, на основании которых идет с нашей стороны авансирование под казначейское сопровождение…
Основными заказчиками являются компании из отраслей: спецмашиностроения, сельхозтехники, энергетического, железнодорожного машиностроения, резервуаростроения, атоммаш, производители металлоконструкций, оборудования для химпрома, добывающей отрасли, судостроители. Для всех есть возможность в рамках реверсивного инжиниринга изготовить замену детали в любом формате (начиная от крохотной шестеренки или подшипника, заканчивая крупным резервуаром под хранение СПГ).
За 2021 год на платформу поступило более 4,3 тыс запросов на изготовление оборудования с общим объемом заявок более 13 млрд рублей. Этого много для одного сервиса, но, к сожалению, мало для целой страны, которая борется за свой технологический суверенитет.
- В дальнейшем планируется интегрировать данные платформы с электронной торговой площадкой CRM для оценки предквалификации контрагентов и возможности проведения аукционов. Также будет внедрен электронный документооборот в полном объеме. Появится возможность цифрового управления отгрузками, появится производственно-контрольный график.
Индустрия восстановления
Интенсивно развивается сервис восстановления деталей. Технология позволяет на основании оригинальной запчасти не только сделать новую, но и восстановить списанную. В некоторых случаях, по ряду направлений (например восстановление проточной части насосного оборудования) есть лабораторные замеры, доказывающие, что восстановленная запчасть работает в полтора раза дольше оригинальной.
Стоимость жизненного цикла
Северсталь совместно с российскими поставщиками работает над проектами уменьшения TCO (стоимости жизненного цикла). С рядом компаний прорабатывается механизм альтернативной замены запчастей и перерасчет TCO.
В целом, это свидетельствует о дефиците единой системы промышленных стандартов в России. Государство не занимается стандартизацией. Из-за отсутствия четких требований к качеству и параметрам изделия, компании вынуждены искать оптимальный баланс рыночными методами, что приводит к издержкам. Для страны, которая занимается реверсивным инжинирингом, обязательная государственная стандартизация – это средство первой необходимости.
От импорта до независимой стандартизации
Интерфейс площадки позволяет выбрать по номенклатурной позиции версию поставляемой детали: по марке поставщика, по возможности параллельного импорта. Может быть поставлен: а) оригинал, б) аналог, в) деталь произведенная реверс-инжинирингом, г) восстановленная деталь.
В текущих условиях заказчик в любом случае вынужден искать основного поставщика параллельного импорта в КНР, Турции или Иране – а реверс-инжиниринг или восстановление применять в качестве вспомогательной схемы (для создания резервных копий, НЗ запчастей, который страхует производственный комплекс от остановки). Пока ситуация в машиностроительной отрасли выглядит именно так.
В производственном цикле самой Северстали оказалось порядка 250 критических позиций, по которым требовалась срочная замена в виде промышленной копии оригинала – чтобы избежать остановки производственных процессов компании. Без запчасти не будет работать машина или станочное оборудование.
Приходится с нуля выстраивать компетенции и режим работы ремонтных служб, которые до санкций вынуждены были следовать техническим регламентам, защищавшим иностранную интеллектуальную собственность. Теперь к замене деталей, поставляемых официальным дилером добавилось множество новых функций. Это требует более высокого профессионального уровня обслуживающего технического персонала.
Автор: Андрей Троянский