Конкурс журналистов
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Вопросы прокурорско-следственной практики в сфере государственных закупок

РФ проделала масштабную работу в реформе целых направлений антикоррупционного законодательства
Вопросы прокурорско-следственной практики в сфере государственных закупок
Теги: #Генпрокуратура #ГРЕКО

Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман в своем интервью от 09.12.2019 о состоянии борьбы с коррупцией, международном сотрудничестве в этой сфере среди прочего отметил, что Российская Федерация как один из участников международного антикоррупционного механизма – Группы государств против коррупции, или сокращенно ГРЕКО, благодаря этому инструменту, используя опыт зарубежных стран, проделала масштабную работу, которая, по сути, привела к реформе целых направлений антикоррупционного законодательства в самых различных сферах деятельности.

Многие меры с течением времени показали свою эффективность. Например, именно с учетом рекомендации ГРЕКО в свое время была установлена административная ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение, передаваемое от их имени. Десятилетняя практика реализации соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях показала, что это весьма успешная мера противодействия коррупции. Ежегодно к данному виду ответственности привлекаются около 500 организаций, а суммы штрафов за каждый такой случай исчисляются миллионами рублей.

При этом, хотя соответствующий оценочный раунд ГРЕКО и завершен, Российская Федерация продолжает совершенствовать данный правовой институт: в частности, обращаем внимание на то, чтобы уличенные в таких правонарушениях организации не участвовали в госзакупках. И для этих целей заведен соответствующий реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по названной статье кодекса.

Кроме того, реализованы инициированные Генеральной прокуратурой поправки в законодательство, которые будут способствовать повышению административных штрафов за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридических лиц. Введен запрет на участие в государственных и муниципальных закупках тех юридических лиц, учредители (руководители) которых в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке были привлечены к административной ответственности за дачу взятки.

Для реализации этой нормы закона на сайте Генпрокуратуры ведется реестр таких юридических лиц. За 2018 год в реестр включены сведения о более чем 300 юридических лицах, привлеченных к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения. Всего к настоящему времени реестр содержит данные о более 1700 юридических лицах.

Ранее Генеральный прокурор, выступая на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 апреля 2018 года, отмечал, что особую роль в борьбе с коррупцией играли меры уголовно-правового характера. Приоритетами оставались пресечение правонарушений в сферах распоряжения бюджетными средствами, госзакупок, включая «откаты», а также возврат выведенных за рубеж преступно нажитых активов.

Так, государством уделяется значительное внимание доступности и качеству медицинской помощи. Это позволило улучшить ситуацию и, как следствие, состояние законности в данной сфере.

Однако сохраняется проблема получения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи жителями небольших городов и поселков.

Нарушения законодательства о бюджете и госзакупках выявлены при проверке Фонда обязательного медицинского страхования. Из средств Фонда оплачивались работы, которые в силу полномочий он мог и должен был выполнять самостоятельно, что приводило к неэффективному расходованию средств. За допущенные нарушения виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, причиненный их действиями ущерб возмещен.

Вместе с тем бичом закупок остаются картельные сговоры участников хозяйственной деятельности.

Практика многих лет показывает, что административные штрафы не помогают бороться с картелями. Раньше с картельными сговорами ФАС боролась на своем поле так: направляла предписания руководству самих хозяйствующих субъектов, взаимодействовала в превентивных целях с арбитражными судами и госзакупочными комиссиями. Наказание для недобросовестных, сговорившихся рыночных игроков регламентировалось в основном ст. 14.32. КоАП – «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности», согласно которой максимальная ответственность может выражаться лишь в виде наложения административного штрафа или дисквалификации (на срок до трех лет).

Однако в последнее время, после внесения изменений в ст. 178 УК РФ (Ограничение конкуренции), стала нарабатываться практика привлечения недобросовестных хозяйствующих субъектов к уголовной ответственности.

Так, прокуратура Промышленного района города Ставрополя утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего директора общества с ограниченной ответственностью «Инженер». Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции).

По версии следствия, бывшие директора ООО «Инженер» и  ООО «Кавказстройинвест», вступив в преступный сговор, используя свои служебные полномочия, подали заявки от организаций на участие в электронных аукционах.

После аукционов с ООО «Инженер» были заключены государственные и муниципальный договоры на строительство спортивных объектов в городах Ставрополе и Новоалександровске для нужд заказчика – министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края.

В результате ограничения конкуренции и путем создания картелей директора коммерческих предприятий неправомерно выиграли в электронных аукционах, что повлекло извлечение дохода на общую сумму более 390 млн рублей.

Материалы уголовного дела направлены в Промышленный районный суд Ставропольского края для рассмотрения по существу.

Ранее в Самарской области прокуратурой было поддержано государственное обвинение по уголовному делу о нарушениях в закупках услуг по обслуживанию томографов в 23 поликлиниках Самарской области. Замминистра здравоохранения Самарской области Альберта Навасардяна и совладельца медицинской компании ООО «Современные медицинские технологии» («СМТ») Сергея Шатило обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями, последние получили реальные сроки – по 3 и 3,5 года в колонии общего режима соответственно. По версии следствия, в период 2015–2017 годов ООО «СМТ» заключило соглашение с ООО «ЦЭХ-Здоровье», по которому вторая фирма отказывалась от участия в тендере на обслуживание дорогостоящего медицинского оборудования в государственных медучреждениях региона. Взамен первая фирма обещала партнеру субподряд на сумму в 180 млн рублей. Остальные обвиняемые оказывали содействие в обеспечении этого соглашения. Заместитель министра здравоохранения области, как выяснили следователи, обеспечил ООО «СМТ» преимущество на аукционе, в результате чего компания выиграла торги и получила генеральный господряд на сумму в 768 млн рублей. Позже Следственный комитет возбудил еще одно дело по ст. 178 УК РФ, которое объединили в одно производство с ранее возбужденными делами.

Несмотря на наличие указанной выше нарабатываемой судебной практики, одной из существенных проблем, порожденных законодателями, стало наличие в 178-й статье существенного квалифицирующего признака – получение создателями картели не менее 50 млн рублей. Навар на 49 млн рублей, к примеру – это почему-то все еще административка, на нее состав не натянешь.

В итоге ФАС и правоохранители скромно ждут, пока убыток государства от картелей дорастет до необходимых 50 млн. Функционирующую во всю картель в это время никто и не думает пресекать: важнее накопить ущерба на 50 млн. А дальше, как заявляет ФАС, будут увеличивать сумму до 100 млн.

Указанная проблема не отбивает желания у различного рода хозяйствующих субъектов вступать в картельные сговоры, а наоборот, имеющаяся вилка (уголовной и административной ответственности) порождает заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Государство распределяет до 30% ВВП средств через систему госзакупок. Когда компании сговариваются, экономии бюджета, на которую рассчитывает государство, не происходит, в итоге российская экономика теряет ежегодно 1,5–2% ВВП на антиконкурентных закупках. А если в картелях принимают участие чиновники – это превращается в катастрофу.

Ввиду изложенного считалось бы приемлемым понизить планку уголовной ответственности с 50 до 10 млн руб., при этом существенно (в 2–3 раза) повысить размеры административных взысканий за указанный вид правонарушений.

Автор: Светлана Попова

27 февраля 2020, 13:00
599
Теги: #Генпрокуратура #ГРЕКО
Ещё по данной теме