Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Еще раз об оценке опыта участника в закупке по 44-ФЗ, предусматривающей дополнительные требования

Еще раз об оценке опыта участника в закупке по 44-ФЗ, предусматривающей дополнительные требования
Теги: #Право поставщика #Правоприменительная практика

Нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.

При этом, п. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, нормами, регламентируемыми Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (ПП № 2571), предусмотрено, что к оценке опыта участников закупки, в случае установления таких дополнительных требований, принимаются договоры, исполненные участником закупки.

Нормами, регламентируемыми ПП № 2571, предусмотрен Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям. В частности, к ним относятся:

– номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы, в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

– выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

– исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

–  акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

– акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (в случаях, установленных законодательством);

– разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (в случаях, установленных законодательством);

– положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (в случаях, установленных законодательством);

– раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации (в случаях, установленных законодательством);

– разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации (в случаях, установленных законодательством);

– квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (в случаях, установленных законодательством);

– трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, либо гражданско-правовой договор на оказание услуг по проведению технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или по экспертизе проектной документации (в случаях установленных законодательством) и т.д.

Таким образом, перечень документов и информации, довольно исчерпывающий. Однако, до сих пор у заказчиков возникают вопросы, подойдет ли договор со статусом «исполнение» в ЕИС для закупки с доптребованиями; можно ли подтвердить опыт договором субподряда; вправе ли заказчик принять расторгнутый договор…...

Статус договора в ЕИС. «Исполнение» или «исполнение завершено».

Исходя из буквального толкования норм п. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, ПП № 2571, принимая во внимание разъяснения Минфина России (Письмо Минфина России от 23.01.2023 № 24-06-07/4541, Письмо Минфина России от 01.09.2022 № 24-06-06/85201), подтверждением исполнения договора сторонами, является исполнение обязательств, подтвержденное подписями обеих сторон.

Однако, Удмуртское УФАС России (Решение от 13.01.2023 по делу № 018/06/106-9/2023), Челябинское УФАС России (Решение от 14.11.2022 по делу № 074/06/106-3083/2022(601-ж/2022), Московское областное УФАС России (Решение от 12.12.2022 по делу № 050/06/105-46160/2022), считают, что договор со статусом «исполнение» не подходит для закупки с доптребованиями.

В данном случае мнение автора совпадает с мнением Калужского УФАС России (Решение от 28.07.2022 по жалобе № 040/06/48-618/2022), Новосибирского УФАС России (Решение от 16.05.2022 № 054/06/48-834/2022), Четвертого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 30.11.2022 № 04АП-5414/2022 по делу № А10-2938/2022), Санкт-Петербургского УФАС России (Решение от 07.11.2022 по делу № 44-3714/22), которые считают: в законодательстве нет требования, чтобы договор имел в ЕИС статус «исполнение завершено». Соответствие доптребованиям определяют по факту исполнения обязательств и наличию приемочных актов. Размещение информации об исполнении договора и изменение статуса такого договора с «исполнение» на «исполнение завершено», лежит в зоне ответственности другого заказчика, и исполнитель, повлиять на данный факт не может. Возможность участия в закупке не может зависеть от действий другого заказчика. Статус «исполнение завершено» присваивают только после полной оплаты по договору. Статус «исполнение» не говорит о том, что сделку не исполнил именно контрагент. Нельзя учитывать сведения из реестра без анализа документов, которые оформили при исполнении сделки. Так же нельзя отрицать тот факт, что заказчики допускают нарушения сроков при размещении документов и информации об исполнении договоров.

Договор субподряда в качестве подтверждения соответствия доптребованиям.

Исходя из буквального толкования норм п. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, ПП № 2571, к оценке принимаются, исполненные участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракт или договор, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.

При этом, в соответствии с ПП № 2571, «опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки».

Таким образом, можно полагать, что нормы закона прямо указывают на то, что речь идет об опыте исполнения договора что называется «напрямую», и не предусматривают субподряд.

Однако, с данной позицией не согласны Ивановское УФАС России ( Решение от 15.11.2022 № 037/06/48-555/2022(07-15/2022-182), Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 26.01.2023 № 14АП-11028/2022 по делу № А52-4409/2022), которые считают, что, характер работ не может определяться в зависимости от того, кто является контрагентом по договору, так как строительные работы являются таковыми в силу своего специфического характера, а не определенного статуса заказчика.

В данном случае, мнение автора совпадает с мнением ФАС России (Решение от 27.12.2022 по делу № 28/06/105-3877/2022), Дагестанского УФАС России (Решение от 22.08.2022 № 005/06/106-1571/2022), Нижегородского УФАС России (Решение от 06.12.2022 № 052/06/105-3421/2022), Тюменского УФАС России (Решение от 15.07.2022 по делу № 072/06/44-118/2022), Архангельского УФАС России (Решение от 24.06.2022 № 029/06/49-556/2022), Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 22.11.2022 № 09АП-71378/2022 по делу № А40-100012/2022), в том, что опыт в строительной закупке с доптребованиями нельзя подтвердить договором субподряда. Для этого нужен договор генподряда. Субподрядчик не имеет нужной квалификации, поскольку выполняет лишь часть работ.

Расторгнутый договор в качестве подтверждения соответствия доптребованиям.

Данный вопрос, лежит в той же области, что и вопрос статуса договора «Исполнение» в ЕИС. Поскольку само по себе расторжение договора, к примеру, по обоюдному согласию сторон, не свидетельствует о том, что та сумма и те объемы которые были исполнены и оплачены до момента расторжения, если их хватает для требуемого опыта, не соответствуют требованиям и не могут быть оценены.

С данной позицией согласны: Башкортостанское УФАС России (Решение от 24.06.2022 № ТО002/06/106-1134/2022), Ростовское УФАС России (Решение от 05.10.2022 № 061/06/48-2570/2022, 061/06/48-2573/2022), Рязанское УФАС России (Решение от 17.03.2022 по делу № 062/06/105-97/2022).

Сумма договоров в качестве подтверждения соответствия доптребованиям.

Из буквального толкования норм п. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, ПП № 2571 следует, что оценка соответствия доптребованиям, производится на основании одного контракта или договора. Возможность оценки сумм контрактов или договоров, не предусмотрена.

Данную позицию подтверждают: ФАС России от 05.10.2022 (Решением по делу № 28/06/105-3083/2022), Дагестанское УФАС России (Решением от 08.06.2022 № 005/06/106-1077/2022), Воронежское УФАС России (Решением от 19.05.2022 по делу № 036/06/48-495/2022), Ставропольское УФАС России от 18.07.2022 (Решением по делу № 026/06/105-1245/2022).

Однако, Минфин России (Письмо от 18.01.2023 № 24-06-06/3195) уточняет, что исполненные участником закупки контракты по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, а также все акты приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов и подтверждающие исполнение контрактов в полном объеме, могут являться подтверждением соответствия участника закупки только дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

В качестве подтверждения соответствия доптребованиям представлен договор, заключенный не по законам № 44-ФЗ или 223-ФЗ.

В ситуации, когда в качестве соответствия доптребованиям участник представил договор, заключенный не на основании закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчику необходимо быть особенно внимательным. Поскольку только часть случаев, предусмотренных нормами п. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, ПП № 2571, предусматривает обязательное требование к закону-основанию заключения договора.

К таким случаям относятся требования п. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и п. б) ч. 2 ПП № 2571, в котором определено:

«договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позиции 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 3236, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Автор: Светлана Попова

4 апреля 2023, 18:39
1 018
Теги: #Право поставщика #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.