О Форуме

XX ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ-ВЫСТАВКА “ГОСЗАКАЗ” СОСТОЯЛСЯ С 23 ПО 25 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, В КВЦ “ЭКСПОФОРУМ”

РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА

  1.  Предложения участников дискуссии: «Кому, зачем и как заключать «офсетные» договоры?»

1.1 Минфину России совместно с ФАС России подготовить проект изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) в части регулирования контрактов со встречными инвестиционными обязательствами с привлечением Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, ГБУ г. Москвы «Городское агентство управления инвестициями» и АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» в целях:

1.1.1 установления возможности корректировки цены контракта со встречными инвестиционными обязательствами в процессе его исполнения;

1.1.2. определения особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта для целей заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами;

1.1.3. установления возможности не использования перечней товаров, производимых предприятиями уголовно-исполнительной системы и организациями инвалидов, при формировании описания объекта закупки в целях заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами;

1.1.4. установления права заказчика предусматривать обеспечение исполнения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами ежегодно, а не на весь срок контракта;

1.1.5. установления возможности определять несколько заказчиков в целях заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами по результатам осуществления совместной межрегиональной закупки;

1.1.6. снижения минимального объема инвестиций в межрегиональных контрактах со встречными инвестиционными обязательствами;

1.1.7. определения максимального количества товара (объема услуги), которые могут быть ежегодно закуплены у поставщика-инвестора иными заказчиками субъекта РФ без проведения конкурентной процедуры, в размере 30% от объема контракта.

1.1.8. изменения условий контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, если был изменен основной контракт со встречными инвестиционными обязательствами.

1.2. Рассмотреть возможность наделения Минпромторга России полномочиями по координации процессов заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, в том числе в части определения и согласования предметов таких контрактов.

1.3. АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» разработать с привлечением ГБУ г. Москвы «Городское агентство управления инвестициями» и Союзом закупщиков специальную программу повышения квалификации по теме заключения и исполнения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами для заказчиков и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.

1.4. Минфину России проработать вопрос формирования предложений по внедрению на уровне федерального законодательства механизма реализации государственных программ через концепцию «Приобретение недвижимости, которая будет создана в будущем» на земельных участках, которые находятся на правах у инвесторов, полученных через конкурентные процедуры. Предлагаемый механизм содержит очевидно выгодные условия для органов публичный власти, так как исключает авансирование, а оплата построенного объекта осуществляется после ввода объекта в эксплуатацию, что ставит в более ответственное положение инвестора, исключая риски, связанные с недобросовестным выполнением подрядных работ. Помимо установления права покупателя оплатить построенный объект после ввода объекта в эксплуатацию, в качестве дополнительной гарантии соблюдения инвестором-застройщиком законодательства Российской Федерации в области градостроительного права и норм о защите конкуренции, также целесообразно рассмотреть возможность проведения согласования договора приобретения социального объекта, который будет создан в будущем с антимонопольными органами.

1.5. АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» с привлечением Ассоциации предприятий социального питания разработать концепцию процесса подготовки, заключения и исполнения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами на оказание услуг по организации питания учреждений образования, здравоохранения и социальных учреждений.

  1. Предложения участников дискуссии: «Особенности закрытых закупок»

2.1. Дирекции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» инициировать ежегодную секцию по закрытым торгам в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» для обсуждения возникающих вопросов и формированию административной и судебной практики по осуществлению таких закупок.

2.2. Минпромторгу России проработать вопрос создания закрытой части ГИСП для формирования перечня продукции по государственному оборонному заказу, в том числе с возможностью интеграции и ведения прайс-листов на специализированных электронных площадках.

2.3. Минфину России проработать вопрос создания специального закрытого портала нормативно-правовых актов с грифом ограниченного использования («для служебного пользования»).

  1. Предложения участников дискуссии: «Малые игроки, большие цели: кто создает будущее технологий?»

3.1. Минэкономразвития России, Минфину России, ФАС России совместно с АО «Корпорация «МСП» в целях создания условий для развития малых технологических компаний рекомендовать:

3.1.1. проработать вопрос об определении преференций для участия малых технологических компаний в закупках крупнейших заказчиков, а также предложений о совершенствовании квоты закупок инновационной (высокотехнологичной) продукции, в том числе в целях участия малых технологических компаний в реализации национальных проектов технологического лидерства;

3.1.2. проработать вопрос о предоставлении малым технологическим компаниям, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, возможности участвовать в утверждаемых крупнейшими заказчиками программах по развитию поставщиков (исполнителей, подрядчиков) с последующим заключением договоров со встречными инвестиционными обязательствами.

3.2. Минпромторгу России рассмотреть возможность введения в ПП-719 в целях отнесения продукции к российским требованиям об обязательном определенном объеме инвестиций в производство данной промышленной продукции.

3.3. Минфину России проработать вопрос установления в Законе №44-ФЗ обязанности заказчика в рамках приемки радиоэлектронной продукции сверять фактически поставленное оборудование с реестровой записью, под которой оно поставляется, проверять соответствие технических характеристик фактически поставленного оборудования, тем характеристикам, которые заявлены его производителем в реестровой записи, а также проверять соответствие фактически поставленного оборудования заявленному уровню локализации. В целях реализации данного предложения разработать проект концепции проведения экспертизы данной продукции с привлечением экспертных организаций, соответствующих установленным критериям.

  1. Предложения участников дискуссии: «Перспективы применения медиации в закупках»

4.1 Комитету Государственной Думы по защите конкуренции рекомендовать создать Экспертный совет по законодательному урегулированию медиации в госзаказе при Комитете с привлечением в качестве членов совета экспертов круглого стола и представителей Московской области. В качестве сопредседателей Совета определить Антона Гетта (заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции) и Ксению Тихомирову (руководитель Центра коммуникации и медиации АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»).

4.2 Минфину России совместно с ФАС России, принимая во внимание опыт Московской области:

4.2.1 инициировать разработку и внесение изменений в федеральное законодательство, в части Закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) в целях регламентации процесса применения медиации в закупках, включая порядок ее проведения, права и обязанности сторон, а также квалификацию медиаторов;

4.2.2разработать предложения по применению обязательного досудебного порядка урегулирования споров в рамках осуществления закупок в соответствии с Законом №44-ФЗ, в том числе с использованием процедуры медиации (включая порядок включения медиативной оговорки в проект контракта) для сокращения сроков рассмотрения споров, снятия нагрузки с арбитражных судов и недопущения срыва процессов исполнения контрактов.

  1. Предложения участников дискуссии: «Эффективные закупки в сфере транспорта»

5.1. Минтрансу России совместно с заинтересованными подведомственными агентствами и организациями подготовить и направить в Минфин России предложения, связанные с совершенствованием законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в части:

5.1.1. законодательного закрепления возможности снижения обеспечения гарантийных обязательств по мере истечения гарантийных сроков на конструктивные элементы автомобильной дороги, искусственного дорожного сооружения с различными сроками гарантии;

5.1.2. проработки вопроса взаимоувязки контроля плана-графика закупок и контроля осуществления проверки объемов средств в рамках конкретного объекта капитального строительства при размещении плана-графика в единой информационной системе в сфере закупок (по данному предложению отдельно проинформировать Казначейство России);

5.1.3. проработки вопроса расширения документального подтверждения опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, на основе официально администрируемых данных для его подтверждения, в целях учета опыта работы, выполненной по договору, для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 31 Закона №44-ФЗ (по данному предложению отдельно проинформировать Минстрой России);

5.1.4. проработки вопроса по порядку определения индекса прогнозной инфляции при внесении изменений в смету контракта по результатам корректировки проектной документации (по данному предложению отдельно проинформировать Минстрой России).

5.2. Минфину России совместно с ФАС России проработать возможность:

5.2.1. перевода торгов по Федеральному закону от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из бумажного в электронный вид по аналогии с едиными требованиями проведения торгов, которые изложены в проектируемой статье 17.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (проект федерального закона № 819547-8);

5.2.2. законодательного закрепления права заказчика требовать обеспечение исполнения контракта на полную сумму аванса при казначейском сопровождении расчетов по контракту;

5.2.3. предоставления подрядчикам возможности подтверждать наличие опыта договорами субподряда для соответствия требованиям постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд …» (далее – Постановление № 2571), а также предоставления подрядчикам возможности заключать договоры поручительства с возможностью перемены подрядчика по контракту, которые будут прилагаться в состав заявки участника вместе с опытом поручителя и оцениваться заказчиком по постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд …»;

5.2.4. в закупках в дорожной сфере предоставление возможности подрядчикам для соответствия требованиям Постановления № 2571 подтверждать опыт из смежных сфер: гражданско-промышленного строительства и линейных объектов;

5.2.5. внедрения механизма оценки деловой репутации в строительные закупки путем внедрения Реестра добросовестных подрядчиков;

5.2.6. разработки нормативов оснащенности (количество машин и рабочих
в нужном количестве у подрядчиков) в целях исполнения контрактов по содержанию автомобильных дорог и включения их в дополнительные требования по Постановлению № 2571.

  1. Предложения участников дискуссии: «Государственное регулирование тарифов: формула справедливой цены»

6.1. Федеральному казначейству совместно с ФАС России проработать вопрос интеграции ГИС «Тариф» и ГИС ЕИС для автоматического обмена данными о тарифах, результатах закупок и исполнении договоров. При разработке ГИС «Тариф» внедрить интерфейс для проверки соответствия цен, учтенных в регулируемых государством тарифах, с ценами, сформировавшимся по результатам конкурентных закупочных процедур.

6.2. ФАС России подготовить разъяснения по учету в тарифах расходов, возникших при конкурентных закупках, закупках у единственного поставщика, а также в отсутствия проведения конкурентных закупочных процедур.

6.3. ФАС России совместно с АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» проработать целесообразность разработки программы повышения квалификации по направлению «Государственное тарифное регулирование и закупки», включив в нее дисциплины по антимонопольному законодательству, цифровым инструментам в закупках и методам расчета тарифов.

     7. Предложения участников дискуссии: «Корпоративные закупки как драйвер инновационного развития»

7.1 Сформировать типовые подходы к закупке высокотехнологичной российской продукции, серийно не производящейся на территории Российской Федерации на момент заключения договора, включая договоры со встречными обязательствами (офсетные контракты, форвардные контракты, «договор о будущей вещи»), в соответствии с Законом №223-ФЗ.

7.2 Проработать вопрос о нормативном закреплении возможности модернизации (актуализации) продукции, являющейся предметом долгосрочного контракта, в ходе выполнения такого контракта, включая договоры со встречными обязательствами.

7.3 Разработать особый порядок закупок товаров, работ, услуг, поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках национальных проектов, а также товаров, работ и услуг, которые являются результатом выполнения мероприятий карт технологической кооперации в рамках национальных проектов технологического лидерства, предусматривающий возможность закрепления правоотношений между участниками кооперационной цепочки юридически значимым способом на этапе проработки проекта с целью обеспечения их взаимодействия и формирования требований к потребительским свойствам продукции на каждом этапе реализации.

7.4 Создать условия для стимулирования закупок российской высокотехнологичной продукции (в том числе созданной с применением мер государственной поддержки), установив соответствующие целевые показатели для организаций с государственным участием, государственных корпораций, субъектов естественных монополий, организаций-получателей мер государственной поддержки, а также их дочерних и зависимых обществ.

7.5 В рамках формирования инструментов, создаваемых в целях информационного обеспечения технологической политики, проработать вопрос создания и ведения следующих реестров: реестра финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки реестра организаций-получателей мер государственной поддержки; реестра закупаемой импортной продукции, а также российской продукции, содержащей зарубежные компоненты и комплектующие (в части стран происхождения и критичности указанных компонентов и комплектующих).

7.6 Предусмотреть обязательные требования к использованию российских технологий, оборудования и продукции в ходе реализации инфраструктурных, инвестиционных, инновационных проектов в рамках национальных и федеральных проектов. При формировании технических заданий на такие проекты предусмотреть использование наиболее современной и конкурентоспособной продукции (оборудования, материалов и других), в том числе с учетом мировых аналогов, в целях достижения технологического лидерства с учетом формируемых государством реестров технологий и продукции, созданной в рамках реализации национальных проектов технологического лидерства.

7.7 Стремиться к оценке эффективности закупок на основе совокупной стоимости всех этапов жизненного цикла приобретаемой продукции.

7.8  Обеспечить обмен данными о проведении оценки компетенций и технологической оснащенности производственных предприятий-поставщиков с целью формирования единой информационной системы для заказчиков отечественной продукции, формирования единых методик обследования и взаимного учета их результатов.

7.9 Для контроля эффективности модернизации производства на средства, получаемые в рамках программ развития промышленности, использовать системы мониторинга работы оборудования, обеспечивающие автоматическое получение данных до и после модернизации производства.

    8. Предложения участников дискуссии: «Российские IT-решения и искусственный интеллект: результаты, перспективы, риски»

8.1 Разработать поправки к Закону №44-ФЗ и Закону №223-ФЗ с включением норм об использовании ИИ-инструментов в закупочных процедурах, включая требования к алгоритмам анализа данных и прозрачности решений.

8.2 Ввести регуляторные стандарты для ИИ-систем в закупках, включая обязательную сертификацию модулей анализа ценовых предложений и проверки соответствия техническому заданию.

8.3 Создать межведомственную рабочую группу для разработки методических рекомендаций по внедрению нейросетей в закупочные процессы с участием ФАС России и Казначейства России, в том числе основанных на изучении международного опыта цифровизации закупок.

8.4 Ввести механизмы контроля со стороны ФАС России и Казначейства России в части применения ИИ в закупках в целях предотвращения коррупционных рисков.

8.5 Обновить образовательные программы для специалистов закупочных отделов с акцентом на работе с ИИ-инструментами и интерпретацией их выводов.

8.6 Провести аудит существующих закупочных систем для выявления «узких мест», где ИИ может заменить ручные операции (регистрация поставщиков, проверка документов).

8.7 Разработать регуляторную базу для тестирования ИИ-решений в пилотных регионах с последующим масштабированием.

8.8 Внедрить интеллектуальных помощников в закупочные платформы для автоматизации ответов на типовые вопросы пользователей.

8.9 Создать общие стандарты данных для ИИ-систем, включая унификацию форматов документов и метаданных.

8.10 Разработать механизмы ответственности за ошибки ИИ-систем, включая алгоритмы ручного контроля критических решений.

8.11 Провести конкурс на разработку ИИ-решений для закупок с участием стартапов и IT-компаний, включая поддержку венчурных проектов.

8.12 Создать базу опыта использования ИИ-технологий в закупках, которая будет доступна, в том числе поставщикам для демонстрации своих возможностей.

8.13 Продолжить в рамках Комитета по цифровизации и применению ИИ Союза закупщиков работу по продвижению практик применения ИИ в закупках и разработке законодательных инициатив.

8.14 Считать полезным опыт Ярославской области по применению комплексного ИТ-решения для управления регионом на основе российских продуктов. Рекомендовать расширение функционала такого решения, а также его использование в иных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

8.15 Распространить информацию о такой мере поддержки, как учет расходов на внедрение ИИ с коэффициентом 1,5 при условии его включения в Реестр программного обеспечения.

8.16 Закрепить на законодательном уровне термин «Доверенная цифровая среда».

  1. Предложения участников дискуссии: «Экологический диктат: регулирование, переработка и утилизация отходов»

9.1 Внести изменения в Закон №44-ФЗ, дополнив правом заказчика запрашивать и обязанностью поставщика предоставлять информацию и документы, подтверждающие изготовление товара из вторсырья, с указанием доли вторсырья в его составе;

9.2 Внести изменения в постановление Правительства РФ от 08.07.2022 г. №1224
«Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования», установив минимальную долю вторсырья при закупках и расширив перечень товаров, а также добавить работы и услуги;

9.3 Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», установив требования об обязательной маркировке товаров, произведенных с использованием вторсырья, и указанием его доли.

  1. Предложения участников дискуссии: «Имущественные торги: тайное становится явным»

10.1. Доработать положения проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом предложений г. Москвы и Московской области в рамках взаимодействия заинтересованных сторон на площадке Комитета Государственной Думы по защите конкуренции.

10.2. Транслировать опыт Московской области по цифровой трансформации земельно-имущественных торгов для применения в субъектах Российской Федерации.

  1. Предложения участников дискуссии: «Ценообразование, проектирование строительство в новых экономических реалиях»

11.1 Минфину России рассмотреть совместно с Минстроем России с привлечением Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета Государственной Думы по защите конкуренции предложения в части:

11.2 включения в п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на проведение научного руководства при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11.3 возможности заказчика изменять сроки выполнения авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

11.4 внесения изменений в ч. 9.1. в части применения проектно-сметного метода определения и обоснования НМЦК на работы по благоустройству;

11.5 изменения видов и объемов работ в соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на работы по благоустройству и текущему ремонту;

11.6 возможности подтверждения опыта выполнения строительно-монтажных работ договорами, заключенными и исполненными в соответствии с ПП-615;

11.7 ФАС России разработать методические рекомендации по проверке достоверности сведений и документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, в подтверждение опыта выполнения работ, а также сведений, предоставляемых в подтверждение соответствия участника единым требованиям в соответствии с ч. 7 ст. 31 Закона №44-ФЗ.

Ключевые темы Форума:
• совершенствование антимонопольной политики и противодействие картелям в сфере закупок;
• повышение результативности бюджетных расходов и инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации;
• перспективы кодификации законодательства в сфере закупок;
• реформирование системы корпоративных закупок;
• развитие механизмов подтверждения российского происхождения продукции;
• особенности работы с Государственной информационной системой промышленности;
• унификация условий применения «национального» режима в закупках;
• внедрение новых электронных инструментов и сервисов в рамках развития Единой информационной системы в сфере закупок;
• особенности заключения и исполнения специальных инвестиционных контрактов, офсетных контрактов;
• инструменты финансовой поддержки отечественных промышленных предприятий;
• вопросы интеграции промышленных предприятий новых субъектов Российской Федерации в российскую экономику;
• механизмы государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• развитие конкуренции в условиях санкций и ограничений и другие темы;
• гармонизация и унификация закупочного законодательства и практик Союзного государства.

Все подробности о мероприятии на официальном сайте: forum-goszakaz.ru и по телефону 8 (800) 250-99-84.