ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ЗАМРУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МИХАИЛ ЕВРАЕВ В ПРОГРАММЕ «ХОРОШИЙ ВОПРОС» НА РАДИОСТАНЦИИ «ГОВОРИТ МОСКВА»

ЗАМРУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МИХАИЛ ЕВРАЕВ В ПРОГРАММЕ «ХОРОШИЙ ВОПРОС» НА РАДИОСТАНЦИИ «ГОВОРИТ МОСКВА»
Теги: #ФАС

А.ОНОШКО: Доброе утро, дорогие друзья. У микрофона Анастасия Оношко. Сегодня 1 октября. Я вас поздравляю с началом октября, поздравляю вас с подготовкой к преждевременным, скоропостижным удлиненным каникулам школьным. Последняя школьная неделя идет, сегодня четверг.

Тема, которая меня заинтересовала, которую я сегодня хотела с вами рассмотреть, она как бы прошла незамеченной в большой прессе, больших статей не было на этот счет, но она всех нас касается, касается она продажи госимущества.

Вы же знаете, конечно, дорогие друзья, что есть государственное имущество некое, которое государство регулярно продает. Как оно его продает? Можете ли вы его купить? Где это искать, как это смотреть, что это такое, из чего состоит это имущество? Наступит ли момент, когда государство распродаст все свое имущество? Вот эти все вопросы, они у нас с вами как бы неотвеченные, мы об этом редко думаем.

Эта тема когда возникает, знаете? Когда, например, у вас рядом с домом начинается какая-то стройка, вы начинаете выяснять, почему, что за точечная застройка. Оказывается, эта земля федеральная, государственная. Начинаешь расплетать этот клубок и понимаешь, что бороться с этой стройкой, например, сложно.

И недавно, буквально 28-го числа состоялась встреча Владимира Владимировича Путина с Игорем Артемьевым, главой ФАС. И в рамках этой встречи 28 числа (я, кстати, нашла эту новость на сайте Kremlin.ru) было предложено создание некого единого государственного портала, с которого бы происходила эта продажа государственного имущества в одном месте.

На самом деле, конечно, там сложностей много, потому что государственное имущество в разных отраслях находится, там разные нормативы, видимо, скорее всего. И недра тоже, дорогие друзья, относятся к этому имуществу. Там еще есть вопросы, связанные с участием иностранцев в этом во всем. И, конечно же, раньше там у нас были определенные правила, они, я думаю, сейчас сохранились.

Когда-то Ковыктинское месторождение, за Уралом, вы знаете, ближе к Китаю, газовое, не могли никак стартарнуть его разработку, просто потому что китайцы были готовы заходить туда, но наше законодательство ограничивало иностранное участие, а наших как бы не хватало для такого.

Путин встретился с Артемьевым. Артемьев предложил создание такого государственного единого какого-то портала, на котором бы все это велось. Сейчас это ведется в разных местах. Покупает государство через одно место, через госзакупки. Мы знаем все прекрасно этот сайт, мы поразвлекались уже с ним. Надо сказать, что уже устали люди там выискивать всякие золотые унитазы, но тем не менее есть энтузиасты, которые продолжают этим заниматься. И там по крайней мере мы все это видим, все эти прозрачные закупки.

Вот вы знаете пример, допустим (я, правда, не знаю, с госзакупок это было или нет) во Владивостоке буквально на днях (не знаю, кто следит в Telegram-каналах, в обычных новостях, наверное, тоже было) на главной площади Владивостока была установлена группа за 10 млн (это, как раз было выяснено, я так понимаю, через сайт госзакупок) — это две скамейки или сколько-то скамеек, урны — все в граните, включая ту поверхность скамеек, на которую надо было садиться. Все это очень сильно напоминало какой-то могильный памятник. Люди стали нести венки, записки, фотографии администрации не донесли. Но уже там, соответственно, это все демонтировали, губернатор дал распоряжение наказать виновных и т.д. Но вот это та часть, которую мы видим, что государство как бы покупает, либо регионы. А вот что оно продает?

Мы сегодня с вами будем говорить об этой инициативе ФАС. Я абсолютно уверена, что раз президент согласился с реализацией этой программы, она будет реализована. Мы сейчас узнаем, какой там план. Будем об этом говорить с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаилом Евраевым. Михаил, здравствуйте.

М.ЕВРАЕВ: Добрый день.

А.ОНОШКО: Давайте мы начнем прямо с самого начала. Что такое госимущество, на какие виды это госимущество делится?

М.ЕВРАЕВ: Государственного имущества у нас существует огромное количество видов, это порядка 50 видов различного государственного имущества и имущественных прав — это и предоставление прав на земельные участки, и на лесные, водные ресурсы, сдача имущества в аренду, пользование участками недр, выдача лицензии на оказание услуг связи и т.д. Не буду перечислять все 50, это просто действительно огромный такой пул. И этот весь пул распределяется по совершенно различным правилам, то есть у каждого вида имущества свои правила того, как государство предоставляет права на них предпринимателям.

А.ОНОШКО: То есть кроме земли, кроме недр… Вот эти все месторождения — это же тоже государственное имущество или что, может ли оно быть продано?

М.ЕВРАЕВ: Конечно. Земля и недра, сдача в аренду, просто когда государственные предприятия или акционерные общества с госучастием сдают в аренду имущество или органы власти сдают в аренду имущество, или банкротство, приватизация, реализация конфиската, я говорю, порядка 50 видов.

А.ОНОШКО: А квартиры тоже, да, получается, дома, вот эти все объекты какие-нибудь? А мебель? Может быть это смешно прозвучит, но все равно, это же маркированная какая-то история… Как его? Инвентарный номер!

М.ЕВРАЕВ: Это движимое имущество. Давайте я расскажу, в чем у нас заключается проблема и какие пути ее решения последовательно.

Первая история — это чтобы все предприниматели на едином портале видели всю информацию о том, что государство объявило торги на то или иное имущество. Чтобы предприниматели не бегали по разным сайтам, по разным информационным ресурсам и не искали, где появится то или иное

объявление, а четко знали, что вот есть сайт torgi.gov.ru, и нам нем размещается полностью вся информация о всем имуществе, которое государство реализует, а также об имущественных правах.

Сейчас на этом сайте размещается многое, но не все. Что, например, мы с вами найти сейчас не сможем? Мы сейчас не сможем найти информацию о продаже имущества, которое закреплено за региональными государственными предприятиями либо муниципальными предприятиями, акционерными обществами с госучастием. Мы с вами не сможем там найти информацию о том имуществе, которое продается в рамках банкротства. Не сможем найти там торгов на, например, предоставление прав рекламы и т.д. То есть, есть целый ряд позиций, которых вы там не найдете.

Поэтому первая задача — сделать так, чтобы на одном сайте, на сайте torgi.gov.ru, появилась вся информация о всех торгах, которые есть у нас в стране по имуществу, это первая задача. Вторая задача — сделать так, чтобы у нас с вами эти торги были электронные всегда. Не в бумажной форме, когда молотком стучали, как в старые древние времена, а всегда чтобы это было в электронной форме.

Сейчас у нас в большом количестве случаев торгов в электронной форме нет. Не буду перечислять все, но примерно в половине случаев нет. Самый яркий пример — это земельные участки. У нас по-прежнему все торги, они существуют только на бумаге. Третья задача — сделать так, чтобы не просто это была электронная процедура, а чтобы это была единая процедура! Чтобы не было 50 видов разных процедур. Вот 50 видов имущества, чтобы не было 50 видов разных процедур. Чтобы была одна процедура, соответственно, все предприниматели четко ее понимали, знали. Тогда это будет заранее предопределенная среда и для бизнеса, и для органов власти, для всех.

И, конечно, чтобы это было на определенном ограниченном количестве площадок. То есть мы не говорим про одну площадку, две, три, четыре, но чтобы это не было так, когда кто-то сделал за углом какой-то сайт, назвал его площадкой, абсолютно бесконтрольно, с непонятными правилами, все это где реализуется и потом к нам приходят и говорят: добрый день, знаете, мы провели электронные торги. Так вот, чтобы такого не было, конечно, должно быть ограниченное количество площадок, которые жестко контролируются государством.

Потому что у нас вместе с электронными технологиями пришло и электронное мошенничество. Мы не можем сделать так, чтобы его не было, но зафиксировать такие факты, если предприниматель обратится потом в Федеральную антимонопольную службу восстановить его права, это возможно. Вот вкратце это такой пул задач, которые я только что перечислил.

А.ОНОШКО: С одной стороны, звучит очень грандиозно. Честно говоря, что даже странно, что этого не было раньше. Человек, далекий от этих вещей, он может, конечно, и не знать. Но вы несколько раз сказали «государство, предприниматели». Вообще эта система предполагает участие только бизнеса…? То есть с одной стороны государство, понятно, а с другой стороны — только бизнес или физлица тоже могут принимать в этом участие?

М.ЕВРАЕВ: Физлица тоже могут. Когда люди хотят получить, например, земельный участок. Там просто немножко другая схема. Человек приходит, заявляет в муниципальное образование, что он хочет получить такой-то земельный участок. Муниципальное образование (если действительно этот участок можно получить) размещает соответствующее объявление. Если никто больше не высказывает желание получить данный земельный участок, тогда этот участок передается человеку. Если высказывает кто-то другой желание, тогда между этими физическими лицами (между гражданами) происходят торги. Так вот для того, чтобы все знали, где искать, надо, чтобы это было на едином сайте torgi.gov.ru.

Почему я говорю про это сайт? Это очень интересная история. У нас с вами существует Единая информационная система (ЕИС) — это другой сайт, это сайт для госзаказа, это когда государство покупает что-то либо покупают естественные монополии, госкорпорации, госкомпании. А когда мы с вами говорим про сайт торги — это обратная сторона медали, это не когда государство покупает или госкомпании покупают, а когда государство или госкомпании продают имущество или имущественные права! Так вот это другой сайт, torgi.gov.ru.

Вообще, честно говоря, мечта, чтобы эти сайты объединились в одних руках, в руках федерального казначейства, которое сейчас ведет единую информационную систему, чтобы ему передали и сайт торги torgi.gov.ru, чтобы предпринимателям не нужно было два раза регистрироваться, отдельно на ЕИС, отдельно сайте торги, чтобы один раз человек проделал эту процедуру или компания и всегда могла спокойно принимать участие во всех торгах.

И, конечно, было бы здорово, чтобы вообще это был единый информационный ресурс с единым поисковиком, со всеми удобствами, которые дает единый информационный ресурс.

А.ОНОШКО: Вы говорите «у нас такая мечта», как будто вы на Новый год будете загадывать под бой курантов, чтобы, наконец, появилось это единое место. Я сейчас зашла, кстати, на этот сайт torgi.gov.ru. Наши слушатели вместе с нами сейчас, во-первых, участвуют тоже и активнейшим образом пишут на Telegram. У нас есть Telegram для сообщений в эфир — govoritmskbot, в «телеге» набираете, вам вывалится этот чатик, вы в него пишете. Он без обратной связи, но ваше сообщение я точно увижу и зачитаю. SMS для тех, у кого нет «телеги»: +7-925-88-88-948. Ближе к концу программы будем и звонки принимать.

Напоминаю, мы сейчас разговариваем с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаилом Евраевым. Он нам рассказывает про инициативу, которую только что, на днях одобрил президент.

Вы говорите, это мечта, это все хорошая идея, все слить в одно единое место, где все смогут по фильтрам следить за тем, что им нужно, ждать выставления на торги, допустим. Причем, все делать удаленно, что прекрасно, это веяние времени, никаких молоточков, никаких хождений в залы, вот этих заседаний. Сейчас это проводится, я так понимаю? Вот это все уйдет.

Какая процедура? Вот у вас возникла эта идея, вы ее как-то прописали, что презентовал Артемьев это Владимиру Владимировичу. Владимир Владимирович как, устно согласился? Он какое-то распоряжение подписывает? Каков вообще порядок действий, если вы что-то такое инициируете? И за чьи средства это происходит, дальнейшая реализация?

М.ЕВРАЕВ: Разумный вопрос, естественно. Понятно, что мы не просто мечтаем о чем-то, мы стараемся, чтобы все мечты наши сбывались. И вообще мы этой идеей занимаемся… Эта идея возникла уже давно, мы занимаемся продвижением этой идеи, убеждаем своих коллег по правительству Российской Федерации и другие федеральные ведомства, соответственно и в Государственной думе и т.д.

Надо сказать, что, например, в 2012 году у нас одно из тех достижений, которое получилось сделать — была введена короткая процедура обжалования, закон «О защите конкуренции». Это 135-ФЗ, закон «О защите конкуренции», его номер 135. И сейчас предприниматели (ну, не сейчас, уже давно, уже 8 лет) могут обжаловать любые торги, которые проводит государство или госкомпании в Федеральной антимонопольной службе, и ФАС принимает решение всего лишь за 7 рабочих дней!

Вот по госзаказу 5 рабочих дней и здесь 7 рабочих дней! Не 20, не 30, не 40! То есть всего лишь за 7 рабочих дней предприниматели могут восстановить свои права. И все зависит только от активности самих предпринимателей. Потому что многие у нас люди не верят, они думают, бесполезно, куда ни обратишься, правды не найдешь. Так вот это не так! Это все на самом деле зависит только от предпринимателей.

Но что касается того, как эта инициатива будет оформлена, конечно, Игорь Юрьевич Артемьев, когда пришел к президенту, он пришел с письмом соответствующим, с предложением, оформленным в письменной форме. Более того, к этому предложению был приложен текст законопроекта, он у нас разработан, подготовлен. Мы считаем, что нужно поправить 135-ФЗ, то есть закон «О защите конкуренции», внести в него совершенно небольшие правки, и актом правительства установить эту единую процедуру.

В принципе, если так, что называется навалиться, мы считаем, что за полгода с учетом всех процедур, которые у нас существуют по прохождению законопроекта в правительстве Российской Федерации — по принятию его Государственной думой, одобрению Советом Федерации, подписанию президентом — за полгода это абсолютно реалистично сделать. И тогда мы сделаем очень большой и качественный шаг вперед в нашей экономике, мы получим практически единое экономическое пространство, когда предприниматели понимают, в какой среде они работают с государством.

Потому что у нас разные есть срезы — когда предприниматели работают друг с другом, с гражданами, а вот есть, когда предприниматели работают с государством. Так вот, когда государство им что-либо предоставляет либо может предоставить, либо что-то государство продает, то предприниматель будет четко понимать, во-первых, где эту информацию искать, раз; второе, соответственно, они будут понимать, по каким правилам это все работает, что у них есть короткая процедура обжалования, когда они могут защитить свои права. Я думаю, что это сделает для всех конкурентную среду значительно более понятной и предсказуемой, будет на пользу всем — и государству, и предпринимателям, и гражданам.

А.ОНОШКО: У нас тут сообщения активной рекой льются. Сейчас я зачитаю, сразу может быть вы откомментируете. «Все это можно сделать на базе ЕИС». Это то, что вы сказали, я так понимаю, Единая информационная система, да?

М.ЕВРАЕВ: Абсолютно верно, да.

А.ОНОШКО: Что это такое, Единая информационная система? Я заду тоже, пока вы рассказываете, посмотрю.

М.ЕВРАЕВ: Единая информационная система — это сайт по госзакупкам. То есть это тот сайт, на котором размещается информация о том, когда органы власти наши либо учреждения бюджетные что-то покупают. При этом там также размещается информация о том, когда покупают наши госкорпорации, госкомпании, то есть акционерные общества с госучастием, естественные монополии, то есть это единый портал о покупке. А torgi.gov.ru — это единый портал о продажах, по сути, это информационные доски. Наша задача сделать так, чтобы на этих информационных досках было все, и вторая задача — их объединить.

А.ОНОШКО: Объединить и слить туда все, потому что торги сейчас хоть и существуют, то есть как бы этот движок, он уже есть. Я правильно понимаю? То есть менять его сильно не придется, придется просто после принятия закона всех согнать вот на это единое место, чтобы они начали пользоваться по единым правилам этой площадкой, я правильно понимаю?

М.ЕВРАЕВ: Нет.

А.ОНОШКО: Или еще отдельно что-то будет делаться?

М.ЕВРАЕВ: Не совсем. Тут дело в том, что это немножко разные вещи. Одно дело — информационная доска, на которой размещаются все объявления о покупке либо продаже, это одна история. А вторая история — это где будут проходить торги. Торги будут проходить не там, то есть они не проходят на Единой информационной системе или они не проходят на сайте «торги», они проходят на электронных площадках. То есть люди всю информацию видят на сайте «торги» и сразу же они видят, на какой электронной площадке будут проходить такие торги. Им не нужно будет повторно регистрироваться на этой электронной площадке, потому что они пройдут такую регистрацию один раз, как это происходит сейчас, например, в Единой информационной системе по госзаказу, и примут участие в таких торгах.

А электронных площадок должно быть обязательно несколько, чтобы между ними была конкуренция, чтобы были эти электронные площадки под жестким контролем.

Вы знаете, мы в свое время, кстати, это очень интересная история, мы сделали такую систему, она называется «Независимый регистратор». Так вот эта система «Независимый регистратор» фиксирует все, что происходит на электронных торгах.

Я просто сразу скажу, что сейчас все предприниматели могут зайти в ЕИС (Единую информационную систему) и на главной странице бесплатно скачать плагин, это такая программка, бесплатно ее скачать, соответственно, поставить себе на компьютер. И когда они участвуют в торгах по госзаказу по 44-ФЗ либо по 223-ФЗ, это закон о закупках, о естественных монополиях в госкомпаниях, или на любых торгах на продажу (электронных), они могут эту программку включить, она делает видеозапись соответственно всего того, что происходит у предпринимателя.

Если потом они видят во время торгов, что они сталкиваются с фактами электронного мошенничества, они просто обращаются в ФАС, предоставляют вот эту запись, и все права будут восстановлены. И те предприниматели, которые это знают и этим пользуются, они всегда находятся в выигрыше.

А многие предприниматели просто не следят за этим, не знают, не пользуются, потом приходят и говорят: вот факт мошенничества был. Мы говорим: скажите, пожалуйста, а какие подтверждения, какие доказательства может быть? Они говорят: да никаких, вот нам так кажется. Мы говорим: а чего же вы не пользовались? Ведь государство специально сделало для вас бесплатную программу.

А.ОНОШКО: Вопрос еще продвижения. Вот я сейчас зашла. Вы сказали, я набрала «Независимый регистратор», вторая ссылка сверху, да, действительно ведет туда. Тут, правда, все правила и все такое почему-то закрыты в файлике. То есть для того, чтобы часто задаваемые вопросы или прочитать, для чего нужен плагин, вот этот ГИС, «Независимый регистратор», нужно это все качнуть себе на компьютер. То есть ты не открываешь это текстом, а почему-то нужно на 2 мегабайта залить, и потом его открыть и прочитать. Честно говоря, вот на государственных всех сайтах (я не в первый раз сталкиваюсь), это, честно говоря, вызывает… Зачем это? Почему нельзя это…? Я просто открыла, это одна карточка, один файлик, как из PowerPoint, почему ее не открыть? Зачем надо так делать? Просто, может быть это немножко спрятано от глаз.

М.ЕВРАЕВ: Мы по этому поводу можем поговорить с федеральным казначейством, которое эту систему ведет. Я просто хочу сказать, что в любом случае те люди, которые хотят защищать свои права, могут бесплатно себе скачать, пользоваться этим, и они всегда смогут уверенно доказать свою правоту в Федеральной антимонопольной службе.

А.ОНОШКО: Что такое мошенничество в этой сфере, расскажите, пожалуйста. То есть как я представляю, хотя я далека от этого. Ну, с землей пример, человек или предприниматель.

М.ЕВРАЕВ: С чем мы сталкивались в ФАС, например, на электронных торгах. Ситуация следующая, например, несколько участников, один из них приходит на торги, подает свои ценовые предложения, у него все хорошо. А другие участники приходят на торги, нажимают кнопку Enter, когда подают ценовое предложение, а у них ничего не происходит, ценовые предложения не подаются. Все! Соответственно, тот, у которого все хорошо, он является победителем. Соответственно все остальные приходят к нам и говорят, мол так и так. Приходит площадка электронная и говорит: знаете, мы без понятия, у них, наверное, сбой какой-то был, что-то не так может быть с компьютером, может провайдер подкачал, может еще что-то, у нас вообще все в порядке было.

А.ОНОШКО: И что дальше? И вы говорите: тогда второй раз переделывайте? Или что?

М.ЕВРАЕВ: Если есть запись вот этого независимого регистратора, мы видим, что электронная площадка просто заблокировала, по сути заблокировала этих участников, не дала им возможность подавать ценовые предложения, это называется мошенничество, да?

А.ОНОШКО: А вы их наказываете? В смысле, вы в суд подаете или что потом происходит, если вы такое нашли?

М.ЕВРАЕВ: Конечно, наказываем, а как? Тут две задачи всегда: первая — наказать, вторая — восстановить права. Так вот, мы даем предписание о том, что данные торги мы признаем, соответственно, недействительными по сути по своей, поскольку они состоялись не в конкурентной среде и с серьезными нарушениями. Отменяем результаты таких торгов и даем предписание провести торги заново либо продолжить торги с той цены, на которой они остановились. Это с точки зрения восстановления прав предпринимателей.

А с точки зрения площадки — это не только привлечение к административной ответственности, конечно же, но если мы видим, что это преднамеренные действия, как я только что рассказывал, мы, конечно, передаем материалы в правоохранительные органы, в прокуратуру для возбуждения уже уголовного дела, потому что это история такая, серьезная.

Вы знаете, был один случай несколько лет назад, когда компания участвовала в торгах, увидела, что она выиграла, люди пошли радоваться, что они выиграли, а на следующий день был вывешен протокол, что выиграли вовсе даже не они. Оказалось, что та картинка, которую они видели, что они выиграли, это была липовая картинка, фейк.

А.ОНОШКО: А кто ее показал? Площадка вот эта им показала или что?

М.ЕВРАЕВ: Да, эта площадка организовала.

А.ОНОШКО: А зачем ей это было нужно? Чтобы они не беспокоились еще один день?

М.ЕВРАЕВ: А вы представляете, какая стоимость, о какой экономической мотивации огромной мы говорим? Просто в цифрах, чтобы мы с вами понимали, там, например, заказ госкомпаний естественных монополий — это порядка 25 трлн ежегодно, госзаказ — это порядка 15 трлн рублей ежегодно, реализация имущества и имущественных прав — это тоже триллионы рублей ежегодно.

Представьте, права на недра или права на земельный участок, или другое какое-то имущество, которое продать, например, по приватизации, вот если его можно продать в 10 раз дороже, а если не будет конкурентной среды, оно будет продано в 10 раз дешевле. И понятно, что есть заинтересованные лица всегда договориться с той или иной электронной площадкой, чтобы она немножко других участников подзаблокировала, чтобы они забрали все это дело по дешевке. Это не сказки,

А.ОНОШКО: Мы слышали про это. Я думаю, мы со слушателями думали, что так оно обычно и происходит. А вы с этим боретесь.

У нас сегодня в гостях Михаил Евраев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Мы сейчас с вами прерываемся на новости, потом анонс и потом возвращаемся в студию и слушаем нашего сегодняшнего гостя, задаем вопросы.

НОВОСТИ

А.ОНОШКО: Мы продолжаем вместе с вами, дорогие друзья. Говорим сегодня с заместителем начальника Федеральной антимонопольной службы Михаилом Евраевым. Михаил, здравствуйте еще раз.

М.ЕВРАЕВ: Добрый день, Анастасия.

А.ОНОШКО: Мы с вами начали с того, каким образом сейчас все будет сливаться в одно место. У нас очень многие переспрашивают, как называется сайт. Как он будет называться, кстати? Он будет новый или это будет старый?

М.ЕВРАЕВ: Он будет называться точно так же, как называется сейчас. Он уже существует, это сайт torgi.gov.ru.

А.ОНОШКО: Там сейчас не все выкладываются сведения о торгах. Но я вам должна сказать, дорогие друзья, чтобы вы имели представление, какие там категории есть: поиск по всем торгам можно сделать; лицензия на оказание услуг связи (это выставляется на торги, да); продажа объектов электроэнергетики; размещение рекламных конструкций; создание искусственных земельных участков. Это что такое? Это насыпные земли?

М.ЕВРАЕВ: Это все, что есть в нашей стране, что государство предоставляет те или иные права. Давайте я лучше скажу, чего там нет, это проще.

А.ОНОШКО: Я коротко перечислю. Мне кажется, что просто людей надо в сознание немножко, как бы прибавлять. Потому что мы живем, немножко не приходя в государственное сознание. Мы занимаемся просвещением. Сфера ЖКХ тоже, рыболовство, добыча водных биоресурсов, водопользование, пользование участками недр, аренда лесных участков, продажа лесных насаждений. Путин подписал только что, что нельзя продавать древесину плохо обработанную. Только с глубокой переработкой.

Охотохозяйственные соглашения, строительство аренда и продажа земельных участков, передача прав на единые технологии, продажа государственного и муниципального имущества, аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества. А чего там нет, чего будет добавлено из категорий?

М.ЕВРАЕВ: Будет добавлено, первое: реализация имущества, которое продают региональные и муниципальные государственные предприятия — этого там нет. Там нет продажи имущества акционерных обществ с госучастием, а это очень большие продажи и различные имущества. Там нет информации по продаже имущества в случае банкротства. Там нет информации о продаже прав на рекламные носители и ряд направлений, который там отсутствует. По большому счету, там многое есть и много чего нет.

Но дело даже не в том, что есть, а чего нет, это одна сторона медали. Другая сторона медали, чтобы у нас с вами был удобный поисковик по всему, чтобы у нас был, как я уже сказал, совмещение портала torgi.gov.ru и сайтом ЕИС, который по государственным покупкам идет. Первая история, это сайт, это информационная доска. А второе, самое главное, чего у нас с вами нет, — у нас нет всюду электронных процедур. И третье, тоже очень главное, не менее главное, чем второе, может более главное — у нас нет единой процедуры торгов.

Если вы придете на продажу имущества одного — у вас будет одна процедура. Если вы придете на передачу прав на рекламу или на приватизацию — у вас будет совершенно другая процедура. И вы каждый раз будете учить эти процедуры заново, а их 50 видов.

Я пример приведу: задаток по банкротству не должен превышать 20% от начальной цены; тот задаток, которые дают предприниматели на торгах, не должен превышать 20%. А, например, по продаже конфиската — 10%, а если вы хотите взять лесные участки в аренду — от 50% до 100%. По исполнительному производству размер задатка вообще не установлен, его нет. И каждый раз эти правила учите. Разный список документов, разные правила проведения торгов.

Поэтому наша задача, чтобы не просто вся информация появилась сразу (это важно), но вторая задача — сделать унификацию всех правил.

А.ОНОШКО: Ее уже прописали? У вас это уже готовое решение или вы еще будете этим заниматься?

М.ЕВРАЕВ: Все прописано.

А.ОНОШКО: То есть вы уже все разработали, на самом деле.

М.ЕВРАЕВ: Конечно.

А.ОНОШКО: Это готово, просто вы ждете одобрения во всех инстанциях. Потому что чтобы это заработало, нужно в законодательство изменения внести, верно?

М.ЕВРАЕВ: Да. Должны быть изменения в закон «О защите конкуренции» (№ 135). Это может быть и отдельный, короткий, закон, тут есть несколько развилок. Но мы предлагаем, чтобы изменения прошли в закон «О защите конкуренции», и там была установлена единая процедура, а специфику будет уже в отраслевом законодательстве. Нужна какая-то лицензия, значит это будет написано; нужна СРО — саморегулируемая организация, значит это будет написано в Градостроительном кодексе. Но сама процедура должна быть единой, с едиными правилами, в одном месте.

И тогда получится следующая картинка: у нас будет сайт Торги, объединенный с Единой информационной системой, и предпринимателям не надо будет по два раза проходить регистрацию, это первое. Второе, будет определенное количество площадок, на которых будут проходить электронные торги по единой процедуре. Причем это будет находиться под контролем государства, чтобы не было электронного мошенничества, с применением независимого регистратора и с возможностью предпринимателю защитить свои права, как я уже говорил, всего за 7 рабочих дней.

То есть это будет реально, прозрачно, по-настоящему прозрачная конкурентная среда. Добиться такой конкурентной среды — наша ключевая задача.

А.ОНОШКО: Напомню нашим слушателям наш телефонный номер. У вас есть уникальная возможность задать напрямую вопрос, который касается сегодняшней темы — покупка и продажа госимущества. Вы можете это сделать как по телефону, наш номер +7-945-73-73-94-8; наш SMS-портал +7-925-8888-94-8; наш Telegram govoritmskbot.

Я начну уже читать, потому что с начала программы я еще не читала почти ничего. Во-первых, люди замечают, что почти все сотрудники ФАС выходцы из Петербурга. Это правда или нет?

М.ЕВРАЕВ: Конечно же нет. В ФАС работает в целом 4 тысячи человек. Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы находится в каждом субъекте Российской Федерации, от Калининграда до Владивостока. И когда мы с вами говорим про подачу жалобы, это не надо делать именно в Москве, первое. Второе, для этого не надо никуда ездить, это можно сделать в электронной форме, это все работает очень удобно.

Более того, рассмотрение жалоб у нас проходит в электронной форме. Если вы направляете жалобу, вам приходит приглашение на рассмотрение жалобы с ссылкой, вы по этой ссылке проходите и принимаете участие в электронном рассмотрении жалоб в ФАС. Если вы хотите защищать свои права — все возможности для этого есть. Главное, не бояться это делать и уметь это делать. Вот и все.

Я по цифрам хотел сказать, чтобы слушатели наши понимали, о чем идет речь. У нас ежегодно в Федеральную антимонопольную службы по госзаказу поступает примерно 65 тысяч жалоб, по торгам государственных компаний и средствах монополий — примерно 15 тысяч жалоб и по торгам, которые идут на продажу имущества, — примерно 11 тысяч жалоб. То есть большое число предпринимателей, порядка 100 тысяч, активно пользуются такими правами.

Есть колебания от года к году небольшие, но в среднем примерно половина жалоб признаётся обоснованными. В половине случаев права предпринимателей действительно были ущемлены. Есть разные заказчики, разные органы власти, разные предприниматели.

А.ОНОШКО: 100 тысяч жалоб в год. А сколько в итоге удовлетворены и сколько оказываются ненастоящими жалобами, где на что жаловаться?

М.ЕВРАЕВ: Есть колебания из года в год, если честно, небольшие. В среднем примерно половина жалоб признается обоснованной. В половине случаев мы видим, что права предпринимателей были ущемлены. Есть разные заказчики, разные органы власти, разные предприниматели. Поэтому в половине случаев правы органы власти, в половине случаев примерно — правы предприниматели. Знаете, когда не правы предприниматели, наиболее распространенный случай?

А.ОНОШКО: Когда?

М.ЕВРАЕВ: Когда они когда они не знают законодательство, когда они не знают правил. И когда им казалось, что они делают всё правильно, а по закону это неправильно. И нам приходится принимать решение — да, извините, вы…

А.ОНОШКО: Такого больше не будет, когда правила будут единые. Кстати, позаботьтесь о том, чтобы все висело в доступе, чтобы не надо было каждую статью качать на компьютер, чтобы ее открыть и прочитать, а можно было бы это сделать прямо с экрана.

М.ЕВРАЕВ: Абсолютно верно. Вы правильно сказали о том, что когда будут единые правила, то систем сильно упростится. Потому что наша задача сделать так, чтобы предпринимателям и простым гражданам было просто, удобно работать в любых информационных системах и участвовать в торгах по приобретению имущества или имущественных прав.

А.ОНОШКО: Анатолий Грей пишет нам. И сейчас звонки начнем принимать, очень много звонков, по очереди, в режиме блиц. Грей пишет через Telegram: «К сожалению, ни ФАС, ни президент страны проблему продажи госимущества, земли и тому подобного не смогут решить. Все завязано на чиновниках, владеющих информацией. Почему так сложилось, предполагаю».

В общем, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией. Как вы предполагаете, люди, которые приходят на торги, сначала отправляют запрос во Вселенную: «Хотелось бы землю или недра, участок с газом»… Кстати, что такое недра?

М.ЕВРАЕВ: Есть такое, права также предоставляются на торгах.

А.ОНОШКО: Возьму денег, нашел, технологии есть, сейчас все построим. По вашей идее, человек может сформировать такой запрос, и ему придет оповещение, когда подобный лот будет разыгрываться?

М.ЕВРАЕВ: Не совсем так, работает несколько иначе. Работает так: если государство хочет что-то продать или предоставить права, оно дает объявление, размещает информацию об этом на сайте Торги. Как я уже говорил, это делается не всегда. А мы хотим, чтобы это делалось всегда, именно в этом месте, на сайте torgi.gov.ru, в электронной форме. И если предприниматель смотрит за этим порталом, то он всегда такую информацию сразу увидит.

Более того, существуют различные настройки по поисковику — как сделать так, чтобы информация, которая вас интересует, автоматически приходила к вам, например, на электронную почту. Так работает Единая информационная система по госзаказам: вы настраиваете, что вас интересуют торги на строительство, например. Вам все остальное не интересно, и вы не хотите каждый день сидеть и смотреть по поисковику — что, чего, кто делает. Вам автоматически приходит только та выборка, которую вы настроили, вы все это видите в режиме онлайн. Это удобно. Дальше вы смотрите: интересно вам принимать участие или не интересно; если интересно — принимаете, не интересно — не принимаете. Вот, собственно говоря, та задача.

Кстати, если говорить про обращение, которое вы сейчас зачитали, по большому счету предприниматели, люди, условно, делятся на две категории: которые говорят «ничего хорошего не будет, все плохо»…

А.ОНОШКО: Понятно. Оптимисты, пессимисты. Я смотрю на домашних животных, они тоже делятся: вот собачки тоже делятся на таких, которым всегда грустно, у них хвост поджат; а есть те, которым всё все равно и они все время прыгают тебе до носа. Очень интересный вопрос задала Наталья: «Раньше было условие участия двух или более лиц для покупки. Мы обходили, создав свою вторую фирму». Эта уборщица, которая выиграла случайно выборы в селе. Вы наверно слышали в новостях.

М.ЕВРАЕВ: Я слышал, конечно.

А.ОНОШКО: Ее попросили, «технический кандидат» она называлась. Она сегодня в должность у нас вступила. Похожее, я так понимаю, что для торгов формально нужно участие более одного участника или это не так?

М.ЕВРАЕВ: Это не так. Это действительно было раньше, это правда, по целому ряду направлений, ровно по той простой причине, что единой процедуры нет. И поэтому когда у нас 50 видов процедур, то, понятно, какая-то лучше, какая-то хуже, всегда. Действительно по целому ряду процедур раньше требовалось, что обязательно должно быть двое, а если двоих нет, то торги не состоялись. И ничего не поделаешь. Люди специально брали с собой кого-то для того, чтобы все было хорошо.

Эта глупость уже ушла в прошлое. Если пришла одна компания на торги, если объявление было размещено вовремя и было размещено на столько дней, сколько положено по законодательству, то есть все могли с ним ознакомиться; пришла одна компания и больше никто не выявил желания, значит этой компании и достается результат этих торгов — она выигрывает, она побеждает, и с ней заключается контракт.

Я думаю по той же самой уборщице, по избирательному законодательству тоже не обязательно, чтобы было кандидатов двое, трое, пятеро. Я так понимаю, что он один мог идти, просто он хотел для красоты это сделать. Это мне так кажется. В госзаказе для красоты этого делать не надо, это я вам могу точно сказать.

А.ОНОШКО: А то нечаянно можете проиграть, для красоты, случайно. Мне кажется, сюжет, достойный какого-нибудь фильма комедийного.

М.ЕВРАЕВ: Это правда.

А.ОНОШКО: И девушка там — как надо. Звонки я обещала, сейчас будем принимать. Могут ли физлица участвовать в торгах? Вы сказали: да. Все равно же наверно разные условия.

М.ЕВРАЕВ: Конечно.

А.ОНОШКО: На недра, если ты участвуешь в конкурсе, ты должен показать, что у тебя деньги есть или что, если упрощенно?

М.ЕВРАЕВ: Во-первых, задаток нужно внести; во-вторых, даже если есть задаток, дело не только в нем, потому что в некоторых случаях требуются лицензии, требуется участие в саморегулируемой организации. В каждом случае своя процедура. Тут 50 разных видов процедур.

А.ОНОШКО: Вы же говорите, что вы будете их унифицировать.

М.ЕВРАЕВ: Да.

А.ОНОШКО: А как же вы добьетесь того, что 50 разных процедур, а в итоге для разных типов имущества у вас будет одна единая?

М.ЕВРАЕВ: Очень просто. Как я вам сказал, что разные виды задатка: а зачем нужно в одном случае 10%, в другом — 20%, в третьем — от 50% до 100%, в четвертом — 100%, а в пятом — 0%.

А.ОНОШКО: А сколько вы сделаете? 30%?

М.ЕВРАЕВ: Дело не в цифре. Это может быть и 5%, и 10%, и 15%, и 20%. Если государство считает, что должен быть задаток, что правильно, для тех, кто участвует в торгах, то берется какая-то разумная цифра, она устанавливается. Все знают, на что ориентироваться. Это первое.

Второе — то, как проходят торги: где-то шаг 0,5%, где-то шаг 5%. Совершенно разные шаги на электронных аукционах. Все тоже начинают путаться и не понимают, какое предложение давать.

Третье, например, когда компания выигрывает, у нас в основном, в большинстве случаев, десятидневный мораторий на заключение контракта с этой компанией. Почему? Чтобы другие компании, которые участвовали в торгах, могли обжаловать, если они считают, что у них есть для этого основания, эту победу, в Федеральной антимонопольной службе. Как я уже сказал, за 7 рабочих дней принимается решение, в госзаказе — за 5 рабочих дней принимается решение. Если решение будет, что торги были нечестными, то и контракт заключен не будет. Специально для этого введен мораторий 10 дней. Так вот, в некоторых случаях этого моратория нет. Например, при приватизации, банкротстве, реализации заложенного имущества, предоставления прав на рекламу.

И что получается? Контракт можно заключить сразу, потом идет разбирательство, и оказывается, что контракт, который заключили, договор, который заключили на имущество или на имущественные права, он недействительный, потому что был в нечестных условиях заключен. И приходится все это отменять. Это превращается в такой бардак.

Так вот разумно было бы, чтобы такой мораторий был во всех случаях и во всех процедурах. Задача сделать так, чтобы эти процедуры не просто привести к одной, а чтобы они стали разумными, в здравом смысле. Чтобы то, что должно быть — оно было, а то, чего не должно быть — чтобы и не было, если говорить совсем просто.

А.ОНОШКО: Как раз человек ответил, что он, к счастью, оптимист — это тот, который говорил, что только информированность дает преимущества. Он очень много участвовал сам в электронных торгах по предоставлению услуг. «Как говорил гость программы про борьбу ФАС с электронным мошенничеством, у меня сложилось впечатление, что электронные торги — это сплошное мошенничество, и опять-таки завязанное на конкретных чиновников». Это мы оставим без комментариев. Поскольку мы говорим про — прекрасная Россия будущего. Говорят: через полгода, навалившись, с карантинами возможными, все это протащить и будет это работать. Мы, я надеюсь, с вами еще услышимся через год, подведем промежуточный итог.

«Добрый день. Очень часто для минимизации прибыли конкурентные компании, игроки делают ставки перед окончанием времени на ставку, 14 минут 15 секунд, и торги продолжаются. Иногда у них нет тех товаров и услуг, которые разыгрываются по ФЗ-44. Когда прибыль снижается практически до нуля, этот игрок выходит, оставляя добросовестного конкурента без прибыли. Такие торги могут идти между двумя компаниями часами. С этим легитимным терроризмом можно как-то бороться?» Я не поняла смысла, а вы поняли?

М.ЕВРАЕВ: Да, конечно понял я, о чем идет речь. Речь о нескольких вещах сразу, одновременно. Первое, это о том — когда участвуют компании, которые (как говорит радиослушатель) не имеют того имущества (видимо, речь идет в данном случае про госзаказ), которое хочет купить государство. Такое бывает, если мы говорим про госзаказ. Но опять-таки, компания дает обеспечение заявки, задаток при реализации торгов или обеспечение заявки при госзаказе, это порядка 5% в ряде случаев и больше, если мы говорим про реализацию имущества. Так вот, какой смысле экономический? Представьте: ну хорошо, вы выиграли, вы опустились ниже, у вас нет этого имущества, вы торговались-торговались, дали нереальную цену — потом придется обязательства исполнять. А если вы отказываетесь заключать контракт, тогда вы потеряете 5%, и контракт перейдет тому, кто занял второе место.

А.ОНОШКО: Сергей М. спрашивает: «У нас был контракт на поставку оборудования для метрополитена. После поставки оборудования заказчик решил, что оборудование плохое, и расторг договор. Через обращение в ФАС мы доказали, что правы. Нам вернули обеспечение договора плюс издержки. А как компенсировать потраченные деньги на оборудование, ведь заказчик его так и не принял?»

М.ЕВРАЕВ: Мы с вами постепенно оставили торги и…

А.ОНОШКО: Перешли. Давайте мы не будем тогда отвечать. Я обещала звонки, давайте про торги говорить.

М.ЕВРАЕВ: Давайте отвечу на этот вопрос, и перейдем к торгам. Неудобно же, человек задал вопрос. В данном случае все просто: вы получили подтверждение, что были правы, от Федеральной антимонопольной службы; вы можете пойти в суд и взыскать с заказчика все деньги, полностью, включая неустойки, упущенную прибыль; вероятность, что вы выиграете — 90%, потому что орган власти, Федеральная монопольная служба, подтвердила вашу правоту.

А.ОНОШКО: Спасибо. Михаилу Евраеву вопросы задаем через телефон 495-7373-94-8. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Вадим, Подмосковье. Михаил, у вас красной нитью проходит все время продажа природных ресурсов. А вы не считаете, что Россия обречена на оффшорный, компрадорский капитализм с этими ресурсами? Сморите, что с рыбой, лесом происходит, что с Шихтау, что в Норильске случилось. Что пока буржуины будут допущены к ресурсам, у них не будет стимулов…

А.ОНОШКО: Спасибо за содержательный вопрос. Вообще тема продажи госимущества у людей в сердце отзывается горько.

М.ЕВРАЕВ: Я понял. Тут обстоит дело следующим образом. Первое, если мы говорим про природные ресурсы, то это не всегда именно продажа, это может быть просто предоставление прав аренды. И это тоже имущество, имущественные права. Предоставление прав аренды лесного участка, например, или земельного участка на 50 лет, или участка водопользования, участка недр — право на разработку. То есть это не означает, что человек забирает лес и уходит. Это первый сюжет.

Второй сюжет заключается в том, что я был в одной буржуйской стране как-то и общался с одним…

А.ОНОШКО: Буржуином.

М.ЕВРАЕВ: Это была женщина, мэр этого города, что особенно приятно было, и спрашиваю у нее: скажите, пожалуйста, а что принадлежит вам, как муниципалитету? Она говорит: мне, как муниципалитету, принадлежит это здание, в котором мы сейчас с вами находимся, и земля под ним. Я говорю: а все остальное? Она говорит: а все остальное частное, бизнеса.

А.ОНОШКО: Не мое, не государственное.

М.ЕВРАЕВ: И это все работает, это все находится в обороте. Это рабочие места, люди платят налоги. И это правильно. А если мы будем сидеть, обняв все руками, и говорить «все государственное», давайте у нас не будет ни предпринимательства не бизнеса».

А.ОНОШКО: Корова — государственная! Чье молоко после этого? Спасибо.

М.ЕВРАЕВ: Вот-вот.

А.ОНОШКО: 7373-94-8 — наш прямой эфирный номер. Теленок-то чей потом, давайте решим. Здравствуйте.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Борис, Москва. Во-первых, огромное спасибо гостю за содержательное выступление, а не за «воду».

М.ЕВРАЕВ: Спасибо.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Два маленьких замечания. По возможности отрегулировать хотя бы на сайте ФАС порядок подачи жалоб, потому что там это очень размазано. Просто сталкивалась, жена у меня занимается торгами на фирме, с тем, что порядок не очень понятен, и в результате приняли жалобу ту, которую сначала отклонили, а все последующие отклоняли, потому что ранее подана жалоба. Это так, маленький нюанс. Сомневающимся слушателям подтверждаю, что жалобы в ФАС работают, ни одна обоснованная жалоба, которую они подавали, не была отклонена. Они были рассмотрены, и торги отменялись. Это правда. И один вопрос: можно ли заставить площадки урегулировать вопрос списания денег со спецсчета, то есть обеспечения? Чтобы они соблюдали последовательность. Конкретная ситуация, к примеру: у вас на сцепцсчете 100 млн рублей; у вас впереди двое торгов — сегодня, где обеспечение 70 млн, а завтра — где 50 млн, итого — 120 млн. То есть больше, чем у вас есть на спецсчете. Площадка списывает сначала 70 млн за торги, которые завтра (у вас остается 30 млн), а те, которые сегодня — у вас, получается, не хватает денег, у вас всего 30 млн, а нужно 50 млн. Вот это нужно как-то урегулировать.

А.ОНОШКО: А вы не знаете, выиграете вы или нет.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Вы еще не знаете, выиграете или нет, и вы вынуждены на всякий случай «морозить» лишние миллионы рублей.

А.ОНОШКО: Спасибо за вопрос.

М.ЕВРАЕВ: Очень коротко отвечу. Спасибо огромное за оценку деятельности Федеральной антимонопольной службы. Обязательно обращу внимание на порядок подачи жалоб, который у нас на сайте ФАС, и обращу внимание на порядок работы площадок по списанию денег. Спасибо за эти подсказки. Вообще мы очень вам признательны. Чем больше приходит предложений, тем лучше мы работаем.

А.ОНОШКО: Последний вопрос от слушателя: «Все деньги от ресурсов должны идти жителям страны». Такая известная теза. Они к нам как-нибудь, когда-нибудь будут приходить?

М.ЕВРАЕВ: Вообще они попадают в бюджет Российской Федерации, и мы считаем, что деньги из бюджета тратятся на нужды наших граждан.

А.ОНОШКО: Понятно. Михаил Евраев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы был сегодня с нами. Спасибо. Давайте потом с вами как-нибудь услышимся. Приглашаю вас еще к нам.

М.ЕВРАЕВ: Спасибо за интересный разговор.

Источник: https://govoritmoskva.ru

2 октября 2020, 12:52
516
Теги: #ФАС
Ещё по данной теме