Зачем выбран открытый формат общения? Какую пользу могут извлечь из него участники? Каким будет его продолжение? Об этом первыми узнали журналисты перед началом работы клуба. Отвечая на вопросы СМИ, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков.
Создание дискуссионного клуба, в первую очередь, объясняется необходимостью постоянно и оперативно отвечать на вопросы со стороны предпринимательского сообщества, поставщиков города Москвы, адресованные государственным структурам, городским заказчикам. Это темы, касающиеся нюансов функционирования контрактной системы, непосредственного доступа к закупкам города Москвы, особенности работы контрольно-надзорных органов: «Понятно, что предпринимательскому сообществу хочется, чтобы все было проще, быстрее, эффективнее. И задача этой площадки – обсуждать наиболее проблемные вопросы, находить пути решения. Мы планируем вместе с коллегами, с предпринимателями вырабатывать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования», – пояснил Данчиков.
Отвечая на вопрос о периодичности, Данчиков отметил, что она будет определена исходя из самой повестки и той проблематики, которую необходимо выносить на эту площадку: «Кроме выбранного формата, существует ежедневная работа, связанная с взаимодействием с предпринимательским сообществом, где рассматриваются текущие вопросы на уровне специалистов. Но мы будем периодически систематизировать проблемы, волнующие всех, и выносить их уже на открытое обсуждение. Приглашать, коллег из федерального правительства, из министерств, ведомств, представителей регуляторов для того, чтобы с ними вместе обсуждать эти проблемы и находить решения на уровне совершенствования законодательства».
Евгений Данчиков пояснил, почему темой первого заседания была выбрана закупочная деятельность: «На сегодня это одна из актуальных проблематик. Очень многих – и поставщиков, и заказчиков волнует эффективность контрактной системы. Надеемся, что в ближайшие дни, в весеннюю сессию, будет принят большой «оптимизационный» законопроект – изменения в 44-ФЗ, в который заложены серьезные новации. Мы все ждем, когда они будут приняты и, конечно, очень много возникает вопросов на следующем этапе по реализации новаций. Поэтому эта тематика была выбрана как стартовая».
Федеральные новеллы в сфере государственных закупок
Местом проведения первого заседания открытого дискуссионного клуба «mos.эксперт» была выбрана площадка на ОЭЗ «Технополис Москва». Здесь 26 мая собралось более 300 участников. Присутствующим была предложена насыщенная повестка – в ходе встречи предстояло обсудить федеральные новеллы в сфере государственных закупок, в том числе «оптимизационный» пакет поправок в закон о контрактной системе; взаимодействие Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) с региональными платформами автоматизации закупок; цифровое исполнение контрактов, а также планы по развитию московской платформы закупок.
Первая дискуссия «Федеральные новеллы в сфере государственных закупок» прошла в представительном составе. В числе спикеров выступили: Татьяна Демидова, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России; Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства; Виктор Королихин, председатель Контрольно-счетной палаты Московской области; Елена Исаева, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве. Модерировал дискуссию Евгений Данчиков.
В своем докладе «Оптимизационный» законопроект как ответ на современные запросы в сфере государственных и муниципальных закупок», сопровождаемым презентацией, Татьяна Демидова остановилась на некоторых изменениях, которые содержатся в законопроекте.
Первое касается сокращения и оптимизации способов закупок: вместо 11 громоздких открытых конкурентных способов закупок останутся три – конкурс, аукцион, запрос котировок. По всем процедурам достигнуто максимально возможное сокращение сроков проведения. По словам Демидовой, это временной минимум, которого можно достичь в рамках действующего евразийского законодательства.
– Существует договор ЕАЭС, в рамках которого страны-участницы подписали также протокол о государственных закупках, и этот документ содержит минимальный срок, который может быть предусмотрен национальным законодательством. Ровно эти сроки в законопроекте обеспечены», –отметила Татьяна Демидова.
По мнению эксперта, повышение квалификационных требований к участникам закупок не повлияет негативно на положение субъектов малого предпринимательства: «Могу сказать, что по факту во внесенных поправках ко второму чтению есть еще норма, которая облегчает и улучшает положение субъектов малого предпринимательства. Сейчас в тексте законопроекта предусмотрено увеличение квоты, которое необходимо осуществить закупки среди субъектов МСП до 30%».
Демидова также обратила внимание на изменения подходов к обеспечению контрактов. В рамках оптимизационного законопроекта банковская гарантия сменяется на независимую. «Изменения происходят в случае осуществления закупки среди субъектов малого предпринимательства. В рамках соответствующих правоотношений в качестве обеспечения можно будет принимать гарантии, выданные региональными гарантирующими организациями. Оптимизационный» законопроект беспрецедентен по своему масштабу: мы получили согласования как ни по одному другому закону – от более 40 органов и организаций. Но исходить из концепции, что это последние поправки, я бы не стала. Всегда есть перспективы для движения вперед, – заключила Татьяна Демидова.
О ближайших переменах в ЕИС и об имплементации оптимизационного пакета в систему рассказала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:
«За счет реализации нацпроектов и развития сектора государственных закупок произошло радикальное увеличение объемов контрактов, проходящих через ЕИС. Так, по 44-ФЗ за три года мы с 7 трлн рублей «приросли» в 9. По 223-ФЗ произошла обратная динамика, по понятным причинам».
Поэтому, Казначейство поддерживает ряд инициативы Минфина по ужесточению закупочного законодательства в части контроля за дочерними организациями в корпоративном секторе, в том числе – за выполнением требований 223-ФЗ по выполнению национальных квот, и закупок у малого бизнеса.
В области 44-ФЗ зафиксирована позитивная динамика по конкуренции. «В среднем, порядка трех участников на закупку – это много, учитывая, что 2020 год прошел в условиях пандемии, – отметила Катамадзе. – По 223-ФЗ ситуация хуже. В целом, задачи, которые мы решаем совместно с Минфином, московскими регуляторами, соответствуют тем требованиям, которым должно отвечать законодательство. Есть рост конкуренции при сохранении качества товаров, работ, услуг».
Ожидается, что оптимизационный законопроект будет принят в весеннюю сессию, а это значит, что большая часть процедурных основополагающих норм вступит в силу с 1 января 2022 года. По словам Катамадзе, с технической точки зрения система к этому готова.
«Мы со своей стороны, со всеми региональными системами (их не так много осталось), с московскими коллегами всё отрабатываем, форматы все согласованы. У нас еще есть целый ряд совместных планов с руководством Москвы по интеграции, различным дополнительным сервисам – о том, как, не выходя из одной системы, сразу все подписать, чтобы у нас это было отражено как подписанный документ. Мы нашли целый ряд интересных технологический решений», – отметила Анна Катамадзе.
«Одно из технических новшеств – авто-формирование всех документов на оплату в ЕИС. Сейчас сроки платежей составляют 30 и 15 дней соответственно. Они будут сокращаться. В оптимизационном законопроекте заложены 10 и 7 дней. 10 – в целом и 7 для субъектов МСП». При этом, по словам Катамадзе, потенциал сокращения сроков отнюдь не исчерпан. «Мы его заложили как бы страховочно. Далее можно совершенствовать возможности системы, учитывая новые инструменты кассового обслуживания в ЕИС, предназначенные для федеральных органов и всех региональных заказчиков. Их лицевые счета открыты у нас. Формирование всех ЗКР (заявок на кассовый расход) переводится в ЕИС. Это кардинально меняет сам принцип действия механизма платежей», – пояснила Катамадзе.
Далее будет происходить интеграция систем автономных финорганов с ЕИС, которая позволит формировать ЗКР строго на основании электронного акта, который будет передаваться пользователю в автоматизированном режиме. «У кого таких систем нет, – добро пожаловать в ЕИС: личные кабинеты всем контрольным органам открыты. Таким образом, мы сможем обеспечить не просто 10 и 7 дней, а гораздо более кардинальное снижение сроков оплаты. Думаю, что в подавляющей части контрактов это будет день-два», – заявила замруководителя Федерального казначейства.
Система автоплатежей позволит сосредоточить внимание контролирующего органа, на тех областях, где действительно есть уязвимости: на крупных контрактах, на контрактах с определенными рисками, признаками нарушений. Казначейство переводит свою работу в режим финансового комплаенса. Эти изменения в полном объеме будут завершены к 1 января 2023 года для тех, кто обслуживается в Казначействе, для тех, кто работает со своими финансовыми сервисами – к 1 июля 2023 года.
Еще один из аспектов – это юридически значимая переписка и претензионная работа об исполнении контракта в ЕИС. Электронное обжалование в ФАС – также инструмент, заложенный в законопроект. Объяснять тонкости применения нового функционала Казначейство намерено посредством вебинаров, которые будут выложены в открытый доступ. Уже с 1 июля у предпринимателей, поставщиков будет новая возможность – удаленно подать жалобу через ЕИС.
Казначейство продолжит развитие системы «Независимый регистратор»
“Независимый регистратор” – важнейшая государственная информационная система, который мы сейчас развиваем параллельно с ЕИС именно еще и потому, что у нас впервые в полный рост появляется новый клиент. Поставщик начинает работать в системе, подписывать электронные акты. Мы интегрированы с 1С и имеем сервисы с другими бухгалтерскими системами. Это значит, что на любом этапе может быть сбой, а сбой при подписании акта-приемки для поставщика неминуемо означает штрафные санкции. Мы хотим его защитить от риска неработоспособности систем – не только своих, но и внешних. Будем советовать всем предпринимателям и участником рынка работать с плагином Независимого регистратора, чтобы иметь объективную картину того – был ли это сбой или была задержка со стороны поставщика”, отметила Анна Катамадзе.
Автор: Елена Полякова
Комментариев пока нет