Site icon Цифровые Закупки

Что и как проверять в рамках «регуляторной гильотины»

MOSCOW REGION, RUSSIA - OCTOBER 30, 2019: Russia's Economic Development Minister Maxim Oreshkin (background) speaks during a meeting of the Russian Government at Gorki residence. Yekaterina Shtukina/POOL/TASS Россия. Московская область. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин (на втором плане) во время заседания правительства РФ в подмосковной резиденции "Горки". Екатерина Штукина/POOL/ТАСС

Законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности определяют, какую деятельность бизнеса и как необходимо будет проверять в России, заявил министр экономического развития Максим Орешкин, представляя пакет нормативно-правовых актов на заседании Правительства.

Максим Орешкин

«Основная цель актов — снизить нагрузку на хозяйствующих субъектов и повысить эффективность надзора. Чтобы достичь этой цели, де-факто находится ответ на два основных вопроса: что проверять и как проверять», — сказал он.

«На первый вопрос мы отвечаем в законопроекте об обязательных требованиях, это системообразующий документ для внедрения механизма «регуляторной гильотины», — добавил Орешкин.

Что проверять

Первый законопроект закрепляет своего рода «чек-лист», которым должны руководствоваться органы власти при разработке нормативных актов, содержащих обязательные требования. В этой связи Орешкин подчеркнул, что требования должны быть законными и обоснованными, а также вводиться с единственной целью — для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям.

Также не должно быть дублирования и пересечения требований. Кроме того, требования должны быть предсказуемыми, для чего устанавливаются сроки вступления в силу актов либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после дня официального опубликования. В качестве фильтра для требований выступает процедура оценки регулирующего воздействия, а в отношении уже действующих требований — процедура оценки фактического воздействия.

Помимо принципов установления обязательных требований, законопроектом закрепляется непосредственно механизм «регуляторной гильотины».

Он состоит в следующем: все акты правительства и федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, подлежат отмене до 1 января 2021 года. Все, что не будет отменено до этого срока, инспектор не будет иметь права проверять в ходе контрольных мероприятий и не будет использоваться для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Перечень актов, на которые это правило не распространяется, будет установлен Правительством.

Как контролировать

Ответ на второй вопрос — как проверять требования — дается в законопроекте о государственном и муниципальном контроле.

«Цель закона — превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста. Задача контролеров — обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, сохранность ценностей, а также благополучие в сфере их ответственности», — подчеркнул Орешкин.

Он заявил, что приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. Информирование и консультации будут доступны всем, а сложные специальные формы профилактики — организациям в зоне риска.

«Процедуры контроля сведены в регламентированный процесс контрольно-надзорного производства, четкое следование которому и возможность обжалования защитит интересы контролируемых лиц», — считает министр.

При этом предусматривается цифровая открытость сведений и право на досудебное обжалование.

Новые отношения контролеров и контролируемых

«Мы рассчитываем, что законопроект об обязательных требованиях и законопроект о государственном и муниципальном контроле позволят сформировать новые отношения контролеров и контролируемых, что, в конечном итоге, позволит хозяйствующим субъектам работать честно без избыточных затрат», — сказал Орешкин.

По его мнению, пакетное рассмотрение инициатив даст синергетический эффект и усилит экономический рост, защитив интересы граждан и повысив эффективность госуправления.

В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что «регуляторная гильотина» не должна превратиться в оружие, которое отсечет документы, важные для граждан и создающие права, преимущества и льготы. Все это должно либо сохраниться, либо перекочевать в новейшее законодательство.

Дмитрий Медведев

«Но огромная часть или огромный массив нормативного материала, который носит абсолютно устаревший характер, действительно должна быть отменена», — уверен он.

Премьер-министр поручил при доработке законопроектов о проведении «регуляторной гильотины» учесть требования к нормативным документам со стороны международных организаций, в которых участвует Россия.

«Посмотрите. Это, действительно, вопросы состыкованности международных требований и нашего внутреннего, теперь будущего, регулирования в этой сфере. Конечно, надо чтобы мы не забыли здесь ничего и не попали в сложную ситуацию», — сказал Медведев.

Вопрос о необходимости учесть требования международных организаций, в которых участвует Россия, поднял на заседании правительства при обсуждении законопроектов о проведении «регуляторной гильотины» министр транспорта Евгений Дитрих.

Евгений Дитрих

«Есть вопросы общего свойства, связанные с членством РФ в различных международных организациях. Дело в том, что закон об обязательных требованиях устанавливает достаточно жесткую систему выстраивания под международные договоры таких обязательных требований внутри России», — пояснил Дитрих.

В частности, по его словам, содержащий обязательные требования нормативный акт принимается, если в соответствии с международным договором от страны это требуется.

«Но в ряде позиций у нас, скажем, по членству РФ в Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации нет прямого указания о разработке тех или иных обязательных требований. Есть указания о разработке некоей системы нормативных актов, системы безопасности полетов или что-то в этом роде. Некий особый, может быть, режим предусмотреть при доработке законопроекта», — уточнил министр.

Законопроекты по реформе контрольно-надзорной деятельности — так называемой регуляторной гильотине — несовершенны и нуждаются в доработке. Такое мнение высказал вице-премьер РФ Константин Чуйченко.

Константин Чуйченко

«В ближайшее время проекты законов будут внесены в Государственную думу. На площадке Госдумы уже будем осуществлять доработку, потому что на сегодняшний день пока не можем сказать, что они [законопроекты по «регуляторной гильотине»]совершенны и представляют собой готовый продукт» — сказал он.

Чуйченко пояснил, что несовершенство законопроектов объясняется отсутствовавшими ранее полноценными профильными знаниями по контрольно-надзорной детальности.

«На протяжении пары месяцев Минэкономразвития будет дорабатывать [законопроекты]на площадке Госдумы — ко второму чтению будут правительственные поправки», — уточнил вице-премьер, добавив, что надеется на их принятие в весеннюю сессию.

Ранее он отмечал, что на то время, пока будет реализовываться план переходного периода, необходимо «сформировать определенные правила игры, чтобы в 2020 году уже жить по измененным правилам».

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов предлагает рассмотреть вопрос о сокращении части надзорных органов одновременно с реализацией регуляторной гильотины.

Антон Силуанов

«Очень много надзорных органов и, может быть, нам одновременно с регуляторной гильотиной посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества. Это как раз вписывается в те решения, которые мы приняли по оптимизации численности государственных служащих», — сказал Силуанов.

Фото: ТАСС

Источник

Exit mobile version