Особый акцент авторы законопроекта сделали на стимулировании добросовестности контролируемых лиц, а также на профилактике рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям. В частности, при осуществлении государственного или муниципального контроля приоритетным должно быть проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
При этом отмечается, что госконтроль должен осуществляться лишь в том случае, если негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований оказывается недостаточно. Особенно важно это при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Поэтому авторы документа предлагают закрепить в законодательстве широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы.
К числу таких мероприятий, например, отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. При этом отмечается, что участие в таких мероприятиях — право, а не обязанность контролируемых лиц.
Дополнительным же механизмом, обеспечивающим перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, является добровольное использование негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований. Это поможет исключить проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля, говорится в пояснительной записке. Гарантией устранения рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям при этом является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда, что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного контроля.
Комментариев пока нет