Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

В России может быть введен профстандарт для предпринимателей

В России может быть введен профстандарт для предпринимателей
Теги: #МСП #Предпринимательство

Президент РФ Владимир Путин пообещал обсудить с замглавы своей администрации Максимом Орешкиным идею о введении профессионального стандарта для предпринимателей.

Такую инициативу выдвинул глава организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Александр Калинин, выступая на набсовете Агентства стратегических инициатив (АСИ). “Спасибо за это предложение. Я попрошу Максима Станиславовича Орешкина иметь это в виду и потом доложить, как мы сможем помочь в организации этой работы”, – отреагировал Путин.

«Мы считаем, что введение профстандарта необходимо из-за того, что для бизнеса вопрос компетенций стоит остро — в особенности, когда это касается высшего образования. Также компетенции играют значимую роль в части повышения производительности труда, – поясняет Александр Калинин. – Введение профстандарта позволит на более качественном уровне реализовать задачу по вовлечению молодежи.  Сейчас работу по разработке стандарта мы проводим совместно с Минобрнауки России и продолжим уже на базе Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте России.

За разработку положений профстандарта «Предприниматель» (Специалист по решению предпринимательских задач)», разработкой положений которого занимаются Председатель Попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов и вице-президент организации Эдуард Омаров.

К обсуждению присоединился Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он предложил рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании организации.

Идея профстандарта является прямым продолжением концепции  «благоприятных условий», которая реализуется через федеральный проект «Малое и среднее предпринимательство» (в составе нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика»). Государство создает начинающему бизнесу комфортную среду роста (*финансирование, льготы, защищенный спрос, элементы протекционизма). В обмен на это бизнес добровольно вырабатывает хозяйственно-деловую этику, способствующую национальным целям развития. В этом смысле профстандарт предпринимателя – это выражение гражданской позиции.

Характерно, что предпринимательский профстандарт будут разрабатывать под новые задачи (предыдущий пятилетний план завершен в 2024 году). Новая федеральная программа развития МСП до 2030 года, среди прочих, содержит и такая цель как: «Перейти от количественного роста к качественному, обеспечив реальный рост дохода на 1 работника в 1,2 раза выше, чем рост ВВП». Это очень трудновыполнимое условие даже при официальных показателях инфляции и при крайне ограниченном кредитовании со стороны банков.

Еще не известны его окончательные положения, но уже можно с высокой долей уверенности предполагать, что профстандарт отразит такие вопросы, как честная конкуренция, готовность бизнеса обеспечивать социальные гарантии своим наемным работникам, способствовать импортозамещению и технологическому суверенитету России.

Весьма желательно было бы отразить в профессиональном стандарте для малого и среднего бизнеса и другие перезревшие актуальные вопросы, которые регулярно поднимают участники и профессиональные эксперты ежегодного Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».  

Например такие, как готовность способствовать развитию системы маркировки и экспертизы качества поставляемой продукции; соблюдение норм законодательства в отношении нелегальной миграции; раскрытие данных о структуре цены.

Это дискуссионные вопросы, поэтому в работе над стандартом должны участвовать не только узко-отраслевые объединения, а все сообщество профессионалов закупок.

Также, при разработке профстандарта предпринимателя, должен и может быть поставлен вопрос об отделении производственного бизнеса от сферы торгового посредничества и перекупки.  Национальной системе закупок нужна методика и нормативная база для различения компаний-производителей от компаний, занимающихся перепродажей товаров, работ, услуг.

Торгово-промышленная палата РФ и другие уважаемые эксперты неоднократно поднимали этот вопрос. Здравый смысл и опыт других развитых мировых экономик подсказывает, что в закупках у первых должно быть преимущество. Либо если не преимущество, то хотя бы публичный доступ к достоверной информации о том, в какой роли выступает поставщик в конкретном контракте/договоре: в роли настоящего исполнителя или в роли посредника?

Любая стандартизация (даже если она добровольная) подразумевает логику взысканий и поощрений за соответствие/несоответствие стандарту.

Поэтому предъявляя бизнесу набор требований, уже на стадии их выработки нужно думать как будут выглядеть пряник и кнут. Понятно, что в добровольном формате, конструкция стимулов или штрафных очков к «карме» будет так же гибкой и символической.

То есть, для бизнеса, который придерживается стандарта, у государства должен быть припасен режим большего благоприятствования.  Забегая вперед, можно заметить, что цифровизация открывает богатые возможности для административного творчества. Могут быть разные  варианты: наподобие социального рейтинга с баллами, или давно обсуждаемой идеи реестра добросовестных поставщиков с плюсами за опыт, за хорошую историю контрактации.

Важнейшей проблемой, связанной с профстандартом для предпринимателей, но вынесенной за скобки, является дисбаланс законодательства.

Его можно описать как «презумпция виновности подрядчика и презумпцией невиновности заказчика». Нормативно-правовую базу необходимо корректировать, чтобы первый был более защищен, а заказчики всех уровней стали более ответственны перед законом. Особенно, если речь идет о субподрядных отношениях. Практику так называемого «высушивания» поставщика необходимо сводить к минимуму и пресекать.

Юрий Тыртышов, почетный строитель России, гендиректор ЗАО ОЦВ:

– Необходимо четко прописать функции добросовестного государственного заказчика, ввести критерии оценки его деятельности, которых, сегодня не существует. Термин «добросовестный заказчик» используется в законодательстве, однако он весьма размытый и ни к чему не обязывает. На мой взгляд, требуется детализация функций и ответственности государственных заказчиков. Пока всю ответственность за их некомпетентность несет на своих плечах исполнитель контракта (за счет своих убытков, которые, конечно же, сказываются на трудовых коллективах; за счет готовности идти на любые издержки, чтобы выполнить поставленные задачи). Пока не существует понятной и публичной ответственности госзаказчика, в отрасли будет продолжаться хаос. Госконтракты – это улица с двухсторонним движением. В логике нормального развития заказчик должен стремиться всеми средствами помочь исполнителю госконтракта. И эту деловую этику следует закрепить в виде формализованных правил. Чтобы заказчик не вел себя как хозяин государственных денег, как это, увы, происходит сейчас, а качественно и ответственно выполнял функции их распорядителя. Мы забываем о том, что целью контракта является именно конечный результат.

Справка

  • Общее количество проверок бизнеса сократилось в 4 раза. Результаты работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД), которая ведется с 2019 года. По итогам 2024 года количество проверок бизнеса сократилось до 391 тыс. В 2019 году их число было более 1,5 млн. Главное изменение КНД — это введение риск-ориентированного подхода, в рамках которого проверка назначается только в том случае, если сработал индикатор риска.

Автор: Андрей Троянский

24 января 2025, 12:52
277
Теги: #МСП #Предпринимательство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.