Site icon Цифровые Закупки

Уровень потерь государства при проведении госзакупок сократился почти на 20%, до 170 млрд руб. — эксперты

«Потери государства в условиях низкой конкуренции в 2020 году составили 171 млрд рублей, — сказал председатель оргкомитета НРПЗ Виктор Симоненка, слова которого приводятся в материалах аналитического центра. — Стоит отметить, что относительно 2019 потенциальные потери сократились на 56 млрд рублей (годом ранее НРПЗ оценивал потери государства при проведении закупок в 227 млрд рублей — ИФ)».

Из материалов НРПЗ следует, что наибольшее снижение «закупочных» потерь произошло в сегментах федеральных и региональных заказчиков — соответственно на 26% и 65% (в стоимостном выражении). При этом подчеркивается, что сам объем госзакупок вырос на 48%, до 11,9 трлн рублей.

В то же время за отчетный период уровень конкуренции в сегменте госзакупок фактически не изменился. Так, в федеральном сегменте среднее число участников выросло на 0,1 по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,91 участника на одну закупку. В региональном сегменте исследователи отметили снижение на 0,13, до 2,85. Общий уровень конкуренции в сегменте госзакупок НРПЗ оценивает в 2,85 участника на одну закупку.

Большая часть госзакупок (в количественном и денежном выражении) проводится в форме электронного аукциона. По данным НРПЗ, доля электронного аукциона в отчетном периоде составила 90,53% от общего объема опубликованных процедур. Впрочем, эксперты оценивают эффективность таких закупок, как достаточно низкую.

«Электронными аукционами в стране проводится около 70% закупочных процедур, при этом в 50% случаев снижение на аукционах составляет менее 1%, — сказал Симоненко. — Это говорит о том, что способ закупки требует развития, и, возможно, регулятору необходимо подумать над его трансформацией. Развитие процедур «закупки с полки» (электронный магазин — начнет действовать с апреля 2021 года — ИФ) и возможное увеличение порога до 3 млн рублей для такого вида закупки может стимулировать рынок на дополнительную эффективность.»

В исследовании НРПЗ отмечается также, что пандемия новой коронавирусной инфекции заметного влияния на развитие рынка госзакупок не оказало.

«В период пандемии вопреки ожиданиям экономическая активность бизнеса не только не упала, а наоборот возросла, — отмечают исследователи. — Так в электронных аукционах среднее количество участников составляет 2,88, а в запросах котировок 2,93. Замечен рост снижения на закупках (дисконт). Сложившаяся кризисная ситуация подтолкнула бизнес быть более активным на рынке государственного заказа и искать дополнительные источники повышения своей эффективности для предложения более конкурентоспособных цен».

Как сообщалось, в марте текущего года были приняты поправки о смягчении норм 44-ФЗ в связи с пандемией. Одна из этих норм позволяет правительству РФ временно, до конца текущего года, устанавливать «иные случаи» (в дополнение к тем случаям, которые предусмотрены 44-ФЗ) госзакупок у единственного поставщика.

Другая поправка предоставляет заказчикам право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечения исполнения госконтрактов.

Помимо этого, пандемия коронавирусной инфекции была признана регуляторами обстоятельством непреодолимой силы, и заказчики получили право осуществлять закупки у единственных поставщиков любых товаров, работ, услуг при введении режима повышенной готовности.

«При введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ — у единственного поставщика), поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы», — говорилось в письме Минфина.

Ранее на основании данных системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер» (ранее — «СПАРК-Маркетинг») группы «Интерфакс» отмечалось, что доля госзакупок у единых доставщиков вследствие чрезвычайной ситуации в январе-июле текущего года составила в РФ менее 5% от общего объема госзакупок. За этот период госзаказчики заключили 128,5 тыс. контрактов с едпоставщиками вследствие ЧС. Общий объем таких контрактов составил 224,56 млрд рублей, что составляет около 4,7% общего объема заключенных госзаказчиками контрактов — 4,7 трлн рублей.

Источник: Интерфакс

Exit mobile version