ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Уровень потерь государства при проведении госзакупок сократился почти на 20%, до 170 млрд руб. — эксперты

Уровень потерь государства при проведении госзакупок (в соответствии с законом" О контрактной системе", 44-ФЗ) во втором полугодии 2019 года - первом полугодии 2020 составил 171 млрд рублей, что на 56 млрд рублей меньше аналогичного показателя предыдущего периода, следует из материалов исследования аналитического центра "Национальный рейтинг прозрачности закупок".
Уровень потерь государства при проведении госзакупок сократился почти на 20%, до 170 млрд руб. — эксперты
Теги: #госзакупка

«Потери государства в условиях низкой конкуренции в 2020 году составили 171 млрд рублей, — сказал председатель оргкомитета НРПЗ Виктор Симоненка, слова которого приводятся в материалах аналитического центра. — Стоит отметить, что относительно 2019 потенциальные потери сократились на 56 млрд рублей (годом ранее НРПЗ оценивал потери государства при проведении закупок в 227 млрд рублей — ИФ)».

Из материалов НРПЗ следует, что наибольшее снижение «закупочных» потерь произошло в сегментах федеральных и региональных заказчиков — соответственно на 26% и 65% (в стоимостном выражении). При этом подчеркивается, что сам объем госзакупок вырос на 48%, до 11,9 трлн рублей.

В то же время за отчетный период уровень конкуренции в сегменте госзакупок фактически не изменился. Так, в федеральном сегменте среднее число участников выросло на 0,1 по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,91 участника на одну закупку. В региональном сегменте исследователи отметили снижение на 0,13, до 2,85. Общий уровень конкуренции в сегменте госзакупок НРПЗ оценивает в 2,85 участника на одну закупку.

Большая часть госзакупок (в количественном и денежном выражении) проводится в форме электронного аукциона. По данным НРПЗ, доля электронного аукциона в отчетном периоде составила 90,53% от общего объема опубликованных процедур. Впрочем, эксперты оценивают эффективность таких закупок, как достаточно низкую.

«Электронными аукционами в стране проводится около 70% закупочных процедур, при этом в 50% случаев снижение на аукционах составляет менее 1%, — сказал Симоненко. — Это говорит о том, что способ закупки требует развития, и, возможно, регулятору необходимо подумать над его трансформацией. Развитие процедур «закупки с полки» (электронный магазин — начнет действовать с апреля 2021 года — ИФ) и возможное увеличение порога до 3 млн рублей для такого вида закупки может стимулировать рынок на дополнительную эффективность.»

В исследовании НРПЗ отмечается также, что пандемия новой коронавирусной инфекции заметного влияния на развитие рынка госзакупок не оказало.

«В период пандемии вопреки ожиданиям экономическая активность бизнеса не только не упала, а наоборот возросла, — отмечают исследователи. — Так в электронных аукционах среднее количество участников составляет 2,88, а в запросах котировок 2,93. Замечен рост снижения на закупках (дисконт). Сложившаяся кризисная ситуация подтолкнула бизнес быть более активным на рынке государственного заказа и искать дополнительные источники повышения своей эффективности для предложения более конкурентоспособных цен».

Как сообщалось, в марте текущего года были приняты поправки о смягчении норм 44-ФЗ в связи с пандемией. Одна из этих норм позволяет правительству РФ временно, до конца текущего года, устанавливать «иные случаи» (в дополнение к тем случаям, которые предусмотрены 44-ФЗ) госзакупок у единственного поставщика.

Другая поправка предоставляет заказчикам право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечения исполнения госконтрактов.

Помимо этого, пандемия коронавирусной инфекции была признана регуляторами обстоятельством непреодолимой силы, и заказчики получили право осуществлять закупки у единственных поставщиков любых товаров, работ, услуг при введении режима повышенной готовности.

«При введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ — у единственного поставщика), поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы», — говорилось в письме Минфина.

Ранее на основании данных системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер» (ранее — «СПАРК-Маркетинг») группы «Интерфакс» отмечалось, что доля госзакупок у единых доставщиков вследствие чрезвычайной ситуации в январе-июле текущего года составила в РФ менее 5% от общего объема госзакупок. За этот период госзаказчики заключили 128,5 тыс. контрактов с едпоставщиками вследствие ЧС. Общий объем таких контрактов составил 224,56 млрд рублей, что составляет около 4,7% общего объема заключенных госзаказчиками контрактов — 4,7 трлн рублей.

Источник: Интерфакс

17 декабря 2020, 12:28
488
Теги: #госзакупка
Ещё по данной теме