Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Упрощаем и оптимизируем: контрактная система на пороге перемен!

Обзор «оптимизационного» законопроекта, вносящего изменения и дополнения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе …»
Упрощаем и оптимизируем: контрактная система на пороге перемен!
Теги: #44-ФЗ

В Правительство Российской Федерации внесен крупнейший за последние несколько лет законопроект, объемом более 150 листов текста в формате существующего закона. Министерство финансов Российской Федерации, подготовившее большую часть документа, называет его «оптимизационным». Эксперты его уже окрестили «оптпроектом», подразумевая не только оптимизационный характер документа, но и, по сути, отмечая попытку внести изменение «оптом».

Важно отметить, что в процесс работы над проектом, активно включились ФАС России, а также оператор ЕИС – Федеральное казначейство. И вот, после череды согласительных совещаний, обсуждений отдельных положений в экспертном сообществе, выступлений представителей разработчиков на многочисленных конференциях и круглых столах, дебаты на совещаниях Экспертно-консультативного совета Государственной Думы, текст законопроекта стал доступен профессиональному сообществу.

По причине сложности восприятия любого законопроекта, который изобилует отсылками к изменяемому документу, врезками частей предложений и даже отдельных слов, понять все нюансы изменений бывает достаточно сложно, а уж учитывая объем представленного документа, тем более.

Редакция сетевого издания «Цифровые Закупки» разобралась в хитросплетениях изменений и дополнений, изложенных в «оптимизационном» проекте и представляет на суд читателям обзор ключевых положений документа.

Итак, в рамках «оптимизационного» законопроекта предлагается:

  • установить единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке для всех конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в процедурах закупки;
  • ввести определение «этап исполнения контракта»;
  • исключить для открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в ЕИС по единым формам;
  • унифицировать сроки заключения контрактов для всех конкурентных процедур (ранее для запроса котировок, срок заключения контракта составлял не менее 7 дней);
  • изменить сроки направления приглашений потенциальным участникам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • ввести новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях:

— создания, модернизации, поставки, ремонта, сервисного обслуживания и утилизации вооружения, военной и специальной техники;

— проведения работ по исследованию и использованию космического пространства;

— создания (в том числе разработки, изготовления и испытания) космических материалов и космических технологий;

— создания (в том числе разработки, изготовления и испытания), модернизации, поставки, ремонта, сервисного обслуживания, использования (эксплуатации), утилизации космической техники;

— закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области государственной охраны, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, ГУП;

— обеспечения деятельности судей.

  • сократить количество конкурентных способов определения поставщика (исключить двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений);
  • увеличить размер Н(М)ЦК  для запроса котировок до 3 млн рублей и определить предельный годовой объем закупок, которые могут быть осуществлены с применением запроса котировок в электронной форме, в размере не более 50 % СГОЗ;
  • ввести возможность проводить запрос котировок на любую сумму, включая в случае расторжения контракта по соглашению сторон;
  • установить значение, не ниже которого участником закупки должно быть предоставлено обеспечение исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер (не ниже 10 % Н(М)ЦК);
  • ввести в закон порядок предоставления преимуществ учреждениям УИС и организациям инвалидов;
  • упразднить обязанность участника декларировать принадлежность к СМП;
  • формировать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев, не отдельным разделом в составе конкурсной документации, а в извещении;
  • установить для конкурса в электронной форме состав заявки, состоящий из трех частей, а также изменить общий порядок проведения такого конкурса;
  • предусмотреть положение о блокировании банком (путем информационного взаимодействия с оператором электронной площадки) денежных средств в качестве обеспечения заявки на специальном счете участника закупки при подаче заявки на участие в электронной процедуре;
  • установить основания для отклонения заказчиком заявки на участие в закупке в случае представления участником в качестве обеспечения такой заявки банковской («независимой») гарантии, не соответствующей установленным требованиям;
  • ввести порядок электронного документооборота между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении контракта;
  • изменить сроки направления жалоб на положения документации, ограничить количество жалоб от одного участника одной жалобой, ввести запрет на обжалование для организации, находящейся в реестре недобросовестных поставщиков;
  • ввести условия о подаче жалобы в случае проведения электронных процедур закупки средствами ЕИС;
  • предусмотреть требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, условиям «универсальной стоимостной предквалификации»;
  • предусмотреть при осуществлении закупки, предусматривающей заключение контракта жизненного цикла, предоставление обеспечения исполнения контракта раздельно в отношении исполнения обязательств поставщика поставке ТРУ и последующему обслуживанию;
  • усовершенствовать порядок предоставления обеспечения заявок
    на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

— установить обеспечение заявок также при проведении запросов котировок в электронной форме, учитывая повышение предельного размера Н(М)ЦК с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей;

— включить в текст закона положения о предельном размере Н(М)ЦК, при котором заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявок;

— сократить срок информационного взаимодействия между банками и операторами электронных площадок до 1 часа, что, в том числе, позволит начать процесс подачи ценовых предложений при проведении электронного аукциона на строительство объектов капитального строительства через 2 часа;

  • уточнить положения о централизованных закупках в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, являющихся заказчиками в соответствии с ФЗ-44;
  • сократить и унифицировать сроки осуществления процедур (в т.ч. рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): при проведении электронного аукциона сократить период приема ценовых предложений до 4-х минут, а также установить предельный максимальный период в случае, если подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до 0,5% Н(М)ЦК – не более 3-х часов с момента поступления указанного ценового предложения;
  • унифицировать случаи и последствия признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также исключить необходимость обязательного проведения дополнительной процедуры (запроса предложений, запроса котировок) в случае отсутствия заявок;
  • пересмотреть положения о количестве участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта по результатам закупки;
  • скорректировать случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

— предусмотреть в п. 8 ч. 1 ст. 93 возможность заключения контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению вне зависимости от наличия установленного тарифа;

— уточнить положения п. 11 ч. 1 ст. 93 в части необходимости личного производства товара, выполнения работы, оказания услуги учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы;

— уточнить положения п. 23 ч. 1 ст. 93 в части возможности его распространения на случай проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;

— дополнить перечень случаев закупкой здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка по результатам торгов, проведение которых является обязательным и закупкой материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва.

  • гармонизировать положения ФЗ-44 и Федерального закона от 04.06.18 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» в части установления оснований для отклонения соответствующих заявок;
  • ввести «универсальную стоимостную предквалификацию», предусматривающую возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20% от Н(М)ЦК;
  • ввести рейтинг деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства Российской Федерации;
  • установить правила дистанционного участия членов комиссии в ее заседаниях с использованием систем аудиосвязи и видеосвязи;
  • ввести при проведении электронных процедур закупок обязанность для каждого члена комиссии, подписывать протоколы в электронном виде, собственной электронной подписью;
  • перевести в электронную форму с использованием ЕИС документооборот между заказчиком и ФАС при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков;
  • уточнить требования к составу информации, размещаемой в реестре недобросовестных поставщиков;
  • заменить термин «банковская гарантия» на «независимая гарантия»;
  • ввести возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития «ВЭБ. РФ», а также региональными гарантийными организациями;
  • дополнить основанием для проведения внеплановой проверки при получении обращения о включении информации об участнике закупке, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
  • включить положения о поэтапном вводе в эксплуатацию ГИС «Независимый регистратор», на основании сроков, представленных Федеральным казначейством;
  • добавить условия об отсутствии необходимости предоставления согласия на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных ФЗ-44, в том числе формируемых и размещаемых в ЕИС;
  • добавить требование о подписании документов электронной подписью в процессе интеграции региональных информационных систем и ЕИС, в т.ч. на электронных площадках (при необходимости);
  • предоставить исключительно ФАС право доступа к данным ГИС «Независимый регистратор»;
  • установить, что информация и документы, предусмотренные ФЗ-44 и формируемые заказчиком (за исключением формируемых и (или) размещаемых в ЕИС и (или) на электронной площадке), а также направленные, полученные и использованные заказчиком при определении и обосновании Н(М)ЦК хранятся заказчиком не менее 6 лет с момента начала осуществления закупки;
  • установить, что информация и документы, размещенные в ЕИС, на электронной площадке хранятся органом, определенным в соответствии с ФЗ-44, оператором электронной площадки не менее 6 лет с момента завершения закупки;
  • определить порядок подписания электронных документов участниками закупок, являющиеся иностранными лицами;
  • установить, что общественное обсуждение проводится в случае проведения конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК, составляющей или превышающей 2 млрд руб., кроме закрытых процедур и закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • установить, что единые требования предъявляются только к участникам конкурентных процедур;
  • заменить требования об отсутствии сведений об «учредителях» в РНП на сведения об «участниках»;
  • предоставить Правительству РФ право устанавливать дополнительные требования к участникам любых процедур закупки;
  • ввести указание на возможность использования при описании объекта закупки экономически эффективную проектную документацию повторного использования;
  • конкретизировать условие, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается;
  • исключить термин «единая» комиссия и сократить количество членов комиссии до 3-х человек.

Итак, мы рассмотрели почти 50 ключевых нововведений, которые предлагаются к внедрению в существующую редакцию ФЗ-44.

Как только законопроект будет внесен в Государственную Думу и пройдет подготовку к первому чтению, мы оперативно подготовим текст ФЗ-44 с учетом предлагаемых поправок в целях понимания масштабов и сути изменений.

 

Авторы: Павел Лисин,  Светлана Попова

13 июня 2020, 16:15
1 491
Теги: #44-ФЗ
Ещё по данной теме