Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Точный расчет

Новая методика определения сметной стоимости облегчит финансовую нагрузку на строителей
Точный расчет
Теги: #Строительство

На протяжении последних нескольких лет специалисты Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) ведут совместную работу по совершенствованию системы ценообразования в строительстве.

Цель ее — сделать цены контрактов в системе госзакупок более объективными и достоверными, снизить финансовую нагрузку на строителей и тем самым заинтересовать их в выполнении государственных заказов. Ряд важных новаций, инициированных профессиональным сообществом, уже нашел отражение в нормативных документах.

Так, в конце сентября на смену известной всем строителям методике МДС 81-35.2004 вышел приказ Минстроя России № 421/пр «Об утверждении методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов, работ по сохранению памятников истории и культуры на территории РФ». Документ уже зарегистрирован Минюстом России и опубликован на портале pravo.gov.ru.

В новой методике учтены сразу три предложения профсообщества по дополнению рекомендуемого перечня работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — перечень затрат). Теперь в смету можно будет включить расходы, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств (п. 2.17 перечня затрат), а также расходы на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ (п. 2.20).

Получение банковской гарантии для обеспечения исполнения госзаказа и оплата страховки являются существенными статьями расходов при строительстве зданий и сооружений. До настоящего времени строительные компании покрывали эти расходы за счет собственной прибыли. Стоимость банковской гарантии составляет в среднем 3,5% от стоимости контракта, а страхования — порядка 2%. Таким образом, получается, что при цене контракта 500 млн рублей банковская гарантия обойдется в 17,5 млн рублей, а страхование — в 10 млн рублей. В масштабах экономики отрасли цифры эти еще внушительнее. Так, в 2019 году, по данным Минфина России, по номенклатурам «здания и работы по возведению зданий», «сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и «работы строительные специализированные» был заключен 216751 контракт на общую сумму более 3 трлн рублей. Если бы стоимость банковской гарантии и страховки была включена в цену контракта, строители могли бы сэкономить 165 млрд рублей. Эти средства могли бы пойти на модернизацию строительной техники, улучшение условий труда работников, повышение заработной платы.

В 2020 году в связи с пандемией коронавируса у строителей появились дополнительные расходы на противоэпидемиологические мероприятия. Ситуационный центр НОСТРОЙ по поддержке строительной отрасли совместно с саморегулируемыми организациями в апреле текущего года провел работу по анализу этих затрат. По данным мониторинга НОСТРОЙ, средние расходы строительных компаний на противоэпидемиологические мероприятия в марте-апреле 2020 года составили около 300 рублей в сутки на 1 рабочего. Таким образом, для организации с численностью линейного персонала 100 человек расходы за полгода должны были бы равняться примерно 4 млн рублей. Если взять строительные компании — членов СРО, то их затраты на профилактические мероприятия составили в совокупности около 300 млн рублей в день.

Закономерно, что наряду с другими предложениями НОСТРОЙ выступил с инициативой учитывать указанные расходы в затратах строителей. По итогам проработки данного вопроса в правительство РФ сообществом было направлено предложение о включении затрат на профилактику COVID-19 в сметную стоимость и цену контрактов с государственным участием. И вот теперь расходы, связанные с проведением на территории строительства специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства, подлежат включению в перечень затрат (п. 2.6). Принятие данного решения позволит строительным компаниям компенсировать соответствующие затраты. Новые статьи расходов можно будет учитывать в перечне затрат по новым контрактам. Однако НОСТРОЙ продолжает диалог с регулирующими органами и предлагает распространить новые правила на уже заключенные госконтракты.

Сегодня работа по совершенствованию системы ценообразования, развитию ФГИС ЦС и изменению концептуальных подходов к организации государственного заказа в области строительства продолжается, и участие в ней представителей профсообщества как никогда важно.

3 трлн рублей — на такую сумму были заключены строительные госконтракты в 2019 году

9 октября 2020, 18:39
572
Теги: #Строительство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.