ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Средства индивидуальной защиты или средства индивидуального обогащения?

ОНФ предлагает широко использовать механизм независимой экспертизы результатов исполнения контрактов при закупках антисептиков, масок, респираторов, а также материалов для их изготовления
Средства индивидуальной защиты или средства индивидуального обогащения?
Теги: #СИЗ

Одна из острейших проблем на внутреннем рынке России – качество поставляемых средств индивидуальной защиты. Это многомиллиардные суммы контрактов и элементарная безопасность людей, особенно, когда речь идет о социально значимых закупках. Сейчас страна полным ходом готовится к 1 сентября, при этом согласно распоряжениям Правительства, дети и преподавательский состав должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (СИЗ). На практике выполнить эту задачу оказывается весьма непросто. Не только потому,  что директор школы – обычно некомпетентен в вопросах экспертизы в закупках. Отечественный рынок СИЗ  завален фальсификатом, а контроль качества здесь затруднен из-за нестыковок законодательства. Ценообразование – отдельная песня. Государственными органами контроля ведется усиленная просветительская работа в части осуществления закупок СИЗ с ответственными лицами школ и ВУЗов. Недостаток бюджета и незнание товара, который должен быть закуплен – одна из проблем,  существующих со стороны заказчиков СИЗ. Еще больше проблем связано с поставщиками такой продукции.

5 августа Общероссийским народным фронтом была проведена онлайн-конференция в формате ВКС по теме «Средства индивидуальной защиты и дезинфекции в медучреждениях».

Вопрос архиважный, учитывая тот факт, что в самом начале пандемии Россия столкнулась с отсутствием необходимого оборудования, а самое главное – материалов для изготовления защитных костюмов. Минпромторг поставил российским производствам экстренную задачу: завозить станки для производства масок, все для производства антисептиков, проклейки швов, швейное и ультразвуковое оборудование. Когда появились станки, остро встал вопрос  дефицита материалов. В итоге предприятия начали шить защитные костюмы из аграрного и строительного спанбонда, изготавливать средства защиты из целлофана и прочего подручного сырья. Многие врачи буквально в костюмах из целлофановых пакетов входили в «красную зону», поскольку на тот момент у медучреждений не было альтернативы.

В чем причина?

На этот вопрос ответ дал координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Госдумы Антон Гетта:

В ходе мониторинга закупок дезинфицирующих средств в период распространения коронавирусной инфекции мы действительно столкнулись с тем, что закупщики зачастую только в ходе эксплуатации могут точно определить, соответствуют ли полученные товары необходимым нормам или нет. В некоторых случаях даже закупались товары, не имеющие государственной регистрации.

Почему так происходит? Если отбросить из ряда вон выходящие примеры, связанные с коррупцией и простой человеческой халатностью, то проблема отчетливо проявляется на этапе приемки дезинфицирующих товаров. Заказчики в сжатых пандемических сроках просто не в состоянии иногда оценить качество принимаемого товара, его соответствие стандартам. Поэтому здесь очень важно проработать и внедрить механизмы быстрой, эффективной, независимой экспертизы приемки товаров. Все должны понимать важность качества продукции, закупаемой медучреждениями в период распространения COVID-19.

О наиболее острых проблемах отрасли рассказал Михаил Князев, советник Генерального директора АО «Корпорация Росхимзащита»:

– На сегодняшний день регионы смогли обеспечить себя определенным объемом защитных средств. При этом никому в достаточной степени не известно, какого они качества, из чего  сделаны. За период с апреля по настоящий момент выдано порядка 700  регистрационных удостоверений Росздравнадзора на изготовление «маски медицинской». А зарегистрированных производителей этого товара – всего 67. Это наводит на мысль о гигантском объеме импорта. 250 млн. китайских масок завезено в РФ только за июль, согласно данным таможенной базы. Российские производители на текущий момент изготавливают порядка 8-10 млн. масок в сутки. Качество сырья,  из которого они произведены, также под вопросом.<…> Большинство заказчиков в лице образовательных учреждений не знают элементарных  характеристик продукции: как должна выглядеть медицинская маска, из чего она должна быть изготовлена. Закон предполагает, что образовательное учреждение самостоятельно должно обеспечить учащихся  СИЗ, в условиях весьма ограниченного бюджета. Незнание товара, который должен быть закуплен, приводит к ошибочной экономии.

По словам Князева, об этом косвенно свидетельствуют и ценовые скачки на подобную продукцию.

Товар с двойным дном

Множество вопросов у экспертов ОНФ вызывают маски и респираторы. Сегодня на рынке представлен достаточно широкий выбор этой продукции. При этом все ориентируются на крупные бренды, но это не спасает от откровенного фальсификата. При схожих внешних данных маска или респиратор могут радикальным образом различаться по качеству. Так, например, два абсолютно одинаковых респиратора с идентичной маркировкой при проверке на специальном оборудовании оказываются продуктами-антиподами: один «дышит», другой – нет. А продаются они по одинаковой цене! Исследование  показывает разный состав ткани. В обоих респираторах 4 прослойки, но это совершенно разная ткань.

– На настоящий момент более 90% поступающих на российский рынок респираторов не соответствует  требованию, соответствующему маркировке FFP2, FFP3, – рассказал Михаил Князев.

– Крайне важно сфокусировать  законодательство о  закупках на том – из чего изготавливаются средства индивидуальной защиты – продолжил Князев. – Росхимзащитой открыта специальная «горячая линия»  для контроля  за ситуацией на рынке. Готовятся курсы для руководителей предприятий, социальных учреждений. Хотелось бы донести до поставщиков и закупщиков простую мысль: прежде чем производить массовые закупки (до нескольких миллионов единиц изделия) – проведите хотя бы простейший тест на проверку основных параметров изделия. Исследование стоит недорого, его необходимо провести,  прежде чем новый продукт попадет на наш рынок.

Популярный «бизнес»: автошампунь под видом антисептика

На ВКС были представлены итоги анализа, проведенного Бюро расследований ОНФ.  Исследовались наиболее востребованные СИЗ: кожные антисептики, поставляемые через розничную сеть. На первом этапе пандемии по данной продукции зафиксированы наиболее неадекватные скачки цен. Перекупщики покупали антисептики по 50 руб., а продавали по 500 руб. Такой разброс цен подсказывает, что с товаром явно что-то не так. Дальнейшее исследование подтвердило это предположение. Антисептики, попавшие в розничную сеть, как правило,  не имеют свидетельства о государственной регистрации. Из 35 наиболее популярных образцов антисептиков, которые были закуплены в рамках расследования ОНФ, всего лишь два оказались зарегистрированы. Дальше – больше: настоящую опасность для здоровья представляет нахождение в антисептике запрещенных веществ, в том числе ядовитых для человека. Так,  в одном из антисептиков обнаружили метанол. Факт несоответствие маркировки – массовое явление. При этом  повсеместно распространена следующая проблема: указанное на маркировке количество спирта не соответствует действительности, что делает антисептик  малоэффективным или вовсе бесполезным для профилактики инфекций и вирусов.

Китайский след 

Наличие регистрационного удостоверения еще не означает  достаточное качество продукции. Так как в самом законодательстве существуют лазейки и нестыковки для недобросовестных поставщиков и производителей. Например, при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие не требуется прохождение сертификации по техническому регламенту. Эта нестыковка заводит в заблуждение, в том числе и производителей.

Производитель при этом не обязательно является мошенником. Он просто не знаком с требованиями к продукту. Маска из 9 слоев может оказаться бесполезной, если в ней используются не те материалы. Условно говоря, маски можно делать из чего угодно. Кто-то из добросовестных производителей честно стремится к изготовлению достойного продукта. Но есть и те, кто получил регистрационное удостоверение, чтобы завезти контрабандный товар из стран Азии и затем выйти с ним на конкурс по 2 руб. 15 копеек.

Существует Государственная информационная система промышленности Российской Федерации (ГИСП), есть постановление Правительства N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».  Данный сертификат оформляется Торгово-промышленной палатой и далее регистрируется в Минпромторге. У ведомства есть перечень добросовестных производителей, которые ежедневно предоставляют отчетность о количестве произведенных масок, о качестве использованных материалов при производстве, о том, где эти материалы были закуплены. В первые месяцы пандемии дефицит нетканых материалов был неизбежен и Постановление, мягко говоря, не работало. Однако теперь, когда внутренний рынок насыщен сырьем, имеет смысл вернуться к соблюдению правил. Тем более, что это продиктовано элементарными требованиями безопасности. Сейчас на российском рынке действует масса перекупщиков и «черных»  производителей. Экспорт из стран Юго-Восточной Азии был запрещен, не только в силу санитарно-эпидемиологических ограничений. Дело в том, что зарубежные партнеры все самое лучшее стремились оставить себе. В Россию поступает самое дешевое сырье сомнительного качества. До последнего момента РФ была вынуждена завозить такие материалы.  Проблема в том, что на сегодняшний день в России всего лишь 4 производителя, которые могут изготавливать нетканые материалы гигиенического качества. Поэтому при изготовлении СИЗ использовались нетканые материалы,  предназначенные для других отраслей: строительства, сельского хозяйства.

А как на вопрос экспертизы смотрит поставщик?

Поставщики зачастую сами готовы заплатить за проведение экспертизы продукции, ведь они тоже заинтересованы в поставке качественного товара и хотят защититься от недобросовестных конкурентов, которые любыми путями стараются стать победителями аукционов, а потом отгружают заказчикам совсем не то, что прописано в техническом задании. Таким образом, видно, что все участники закупочного процесса заинтересованы в создании механизма независимой и доступной экспертизы результатов исполнения контрактов  – комментирует ситуацию член правления ОПОРЫ России, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Андрей Садофьев.

Как главному врачу или директору школы проверить, что именно закупает учреждение

Информацию о продукции, прошедшей подтверждение соответствия, можно найти в Федеральной информационной системе Росаккредитации. А если говорить об оценке соответствия продукции более узкого обращения, поступающей на рынок, то здесь основную роль играют испытательные лаборатории и органы по сертификации. Именно они устанавливают соответствие продукции требованиям безопасности. Качество и безопасность продукции может проверяться на любом из этапов его жизненного цикла: от производства до утилизации. Сейчас в России работает порядка 300 органов инспекции.

Лидия Травкина, заместитель генерального директора Национального института аккредитации рассказала об инструментах контроля качества, которые появляются на вооружении у специалистов, уполномоченных заниматься закупками СИЗ:

– В настоящее время реализуется пилотный проект по независимой экспертизе результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов в социально значимых отраслях. Данный проект стартовал в 2019 году на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» и уже демонстрирует обнадеживающие результаты. Организатором проекта по независимой экспертизе выступает ОНФ, а информационную и профессиональную поддержку ему оказывает ряд крупнейших отраслевых и общественных объединений, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков: Федеральной службы по аккредитации, ОПОРЫ РОССИИ, Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений». На добровольных началах в проекте участвуют представители региональных уполномоченных организаций в сфере закупок.

По словам Травкиной, в ходе проекта регионы-участники выделили ряд приоритетных направлений, в рамках которых экспертиза поставляемых товаров и оказываемых услуг носит критически важное значение. Наступление пандемии внесло свои коррективы в проект. Направление по товарам бытовой  химии  было расширено, в область проверки попали дерматологические средства дезинфекции.

Для целей унификации подходов к проведению экспертизы был принят предварительный Национальный стандарт оценки соответствия результатов исполнения государственных муниципальных контрактов. Стандартом установлен порядок организации и общие положения проведения инспекции. Он адресован как заказчикам, так и поставщикам, контролирующим органам. Прежде всего,  акцент делается на поставках с высоким риском фальсификата и несоответствия требованиям контракта. Интересно, что инспектор может самостоятельно, без привлечения лаборатории, провести идентификацию продукции, контроль ее состояния, маркировки, упаковки, провести визуальный измерительный контроль условий транспортировки и хранения. В случае необходимости по согласованию с заказчиком могут быть отобраны образцы для проведения лабораторных исследований.

Важная деталь: в ходе реализации проекта разрабатывается методика расчета стоимости экспертизы. Итоги проекта будут изложены в форме предложений по реформе контрактной системы.

Именно независимая экспертиза позволит отечественной промышленности перейти к масштабному производству собственных средств индивидуальной защиты, достаточному  для насыщения внутреннего рынка и обеспечения потребностей страны.

Автор:  Андрей Троянский

17 августа 2020, 10:19
552
Теги: #СИЗ
Ещё по данной теме