Первый из них вносит поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые устанавливают административную ответственность за нарушение госкомпаниями срока оплаты по контрактам с МСП. При этом для должностных лиц предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Как сообщалось, в прошлом году правительство увеличило долю закупок госкомпаний у субъектов МСП с 18% до 20 % от совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпаний. При этом срок оплаты заказчика по договору был сокращен с 30 до 15 рабочих дней.
Тогда же ФАС и Минфину РФ было поручено подготовить предложения об установлении административной ответственности заказчиков за нарушение сроков оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с положениями закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
Другой закон вносит поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), определяющие исчерпывающий перечень документов, которые субъекты МСП должны предоставлять в составе заявки на участие в закупках госкомпаний.
С вступлением в силу этих поправок (1 апреля 2021 года, еще 90 дней компаниям дается на приведение своих положений о закупках в соответствие с новыми положениями 223-ФЗ — ИФ) госкомпании смогут требовать от субъектов МСП документы, содержащие информацию о наименовании компании, адрес ее местоположения, учредительный документ юридического лица, его ИНН, документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника закупки, декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и ряд других.
Помимо этого, законопроект предусматривает наделение Минфина полномочиями по осуществлению мониторинга таких закупок. Порядок и срок осуществления мониторинга, требования к его содержанию должно будет определить правительство РФ.
Эти поправки к 223-ФЗ были подготовлены Минфином в конце 2017 года и приняты Госдумой в первом чтении в начале 2018 года.
Заместитель министра финансов Алексей Лавров тогда же отмечал, что документ должен, в частности, решать проблему передачи госкомпаниями-заказчиками соответствующих контрактов приближенным к ним поставщикам, для которых за счет специальных, избыточных требований к заявкам создаются благоприятные условия.