Готовность Минфина РФ направлять с 2020 года в национальные проекты средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) постепенно обретает очертания.
Частью механизма может стать создаваемый Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) Фонд развития региональных проектов, который обещают запустить весной следующего года.
Задействование средств ФНБ в целом улучшит ситуацию с буксующим привлечением в нацпроекты частных инвесторов, считают эксперты.
Финансирование нацпроектов до 2025 года запланировано в объеме 25,7 трлн рублей. И хотя федеральный бюджет должен профинансировать половину – 13,1 трлн рублей, из внебюджетных источников планируется привлечь 7,5 трлн рублей. Большая часть этих средств – ресурсы госкомпаний, но ожидается, что и региональные власти будут активно привлекать частные инвестиции. На состоявшемся 30 октября заседании Правительства РФ губернаторам поставлена цель обеспечить привлечение инвестиций в регионы на уровне не менее 27% валового регионального продукта (ВРП).
Для помощи регионам РФПИ анонсировал создание Фонда развития региональных проектов с участием федерального бюджета.
Как отмечал в авторской колонке для портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает ТАСС, глава РФПИ Кирилл Дмитриев, механизм фонда с участием федерального бюджета будет помогать реализовывать значимые долгосрочные проекты в регионах (от 10 лет) при отсутствии фактических механизмов их поддержки в региональных бюджетах. Презентация фонда планируется в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов на форуме «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее» рассказывал, что с РФПИ, как получателем части средств ФНБ, идет активная работа по увеличению числа региональных проектов. Конкретных проектов стороны не раскрыли, но Кирилл Дмитриев там же отметил, что понимание, что средства ФНБ можно инвестировать в защищенные проекты с хорошей экономикой, есть и у РФПИ такой список крупных проектов есть.
Впрочем, Антон Силуанов призвал РФПИ обратить внимание и на небольшие проекты, которые дают эффект для региональной экономики, в том числе с использованием ресурсов ФНБ.
Согласно правилам формирования ФНБ, в который направляются дополнительные нефтегазовые доходы, после превышения объема фонда 7% ВВП открывается возможность инвестирования части средств. В 2020 году ФНБ увеличится до 11,1 трлн рублей, что дает возможность направить на инвестиции около 1,7 трлн рублей. По словам Антона Силуанова, ФНБ из «подушки безопасности» превращается в инструмент для инвестиций.
Со слов Дмитриева, у регионов значительный потенциал реализации нацпроектов. Но проблема в том, что не у всех есть готовность и умение структурировать проекты. И в РФПИ осознают, что не все регионы могут активно работать по своей части нацпроектов без инструментов господдержки. По мнению губернаторов, для масштабных проектов со сроком окупаемости 7-10 лет также важна и ставка, по которой инвесторы могут привлечь средства в проекты.
К примеру, по мнению губернатора Московской области Андрея Воробьева, 8-10% годовых в рублях на сегодня -высокая ставка и для старта многих проектов нужно софинансирование или субсидирование ставки. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов добавил, что значение имеет и размер самого региона. К примеру, сотрудничество с РФПИ дало возможность области приступить к реализации 16 крупных проектов с объемом в 21 млрд рублей, при том, что бюджет области — в пределах 65-70 млрд рублей.
Руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко отмечает, что какое-либо участие средств ФНБ в финансировании проектов в целом увеличивает долю госучастия, а значит и улучшает позиции частных инвесторов за счет снижения рисков.
«Но вопросы пока остаются, — отметил он порталу. – Будет ли механизм привлечения средств ФНБ равномерно распределять средства между всеми проектами, в которых нужен, но пока не пришел частный капитал, или же усилия будут сконцентрированы на самых сложных проектах, у которых есть сложности с привлечением средств».
Кроме того, Владислав Онищенко напоминает, что в отличие от финансирования из бюджета, инвестиции из ФНБ предусматривают возвратность. А сегодняшний дефицит проектов не связан с дефицитом финансирования или уровнем процентных ставок.
«Главный вопрос — это административные барьеры и длительность процедур, — говорит он. - Привлечение средств ФНБ хоть и улучшает финансовые модели проектов, но остается платным».
У институтов развития, по его словам, есть возможности существенно увеличить свою роль в привлечении инвесторов именно за счет администрирования проектов.
Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко также говорит, что механизм привлечения средств ФНБ в софинансирование частных инвестиций в нацпроекты будет иметь решающее значение.
«В России было уже несколько попыток создать похожие инструменты, и ни одна из них успехом не увенчалась: всегда возникал вопрос, кто будет платить за риск, будет ли инструмент хотя бы частично невозвратным», — отметил он.
«В начале у рынка была эйфория от заявленных объемов инвестиций в нацпроекты, но оказалось, что привлечь деньги на условиях ГЧП практически невозможно, средства дают только в проекты, прошедшие госэкспертизу, с обязательным бюджетированием в региональных бюджетах, и регионы пошли по более простому пути заключения госконтрактов на выполнение работ, — сказал он. — Если правила предоставления средств ФНБ будут учитывать специфику привлечения инвесторов, то механизм будет способствовать увеличению числа проектов, если нет, то мы упремся в ту же самую ситуацию по нацпроектам, которую мы имеем сейчас».
Автор: Даниил Шабашов