Site icon Цифровые Закупки

Предприятиям ОПК упростили расчет за общехозяйственные нужды

Предприятиям, которые исполняют контракты в сфере гособоронзаказа, не придётся указывать идентификатор конкретного контракта при распоряжении деньгами с отдельных счетов в уполномоченном банке. Такой законопроект (№ 1095852-7) группы депутатов Госдума приняла во втором чтении 13 апреля.

Согласно законопроекту, головной исполнитель и исполнитель государственного оборонного заказа не должен будет указывать идентификатор в распоряжении о переводе денежных средств. При этом уполномоченный банк не будет обязан контролировать, указан ли в распоряжении идентификатор.

Как пояснял ранее первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв, обязанность указывать идентификатор привела к увеличению расходов предприятий, исполняющих контракты, а зачатую и к невозможности оплачивать общехозяйственные и общепромышленные расходы с отдельных счетов. По его словам, это происходит из-за отсутствия возможности технически и юридически корректно разнести такие расходы на разные контракты.

Особенно сложно приходится предприятиям, которые реализуют сотни контрактов в сфере гособоронзаказа, рассказал депутат.

Владимир Гутенев, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству: 

— Организации смогут не указывать идентификаторы госконтрактов для расчетов с предприятиями реального сектора экономики. Это позволит существенно снизить их расходы на администрирование системы финансового контроля средств гособоронзаказа.

Источник 

Пояснительная записка

К проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головным исполнителям и исполнителям разрешена оплата расходов на сумму пять и три миллиона рублей в месяц по каждому государственному контракту, контракту соответственно с отдельного счета на иные счета.

Указанное разрешение является нормой прямого действия, не требующей дальнейшего регулирования, и применялось с момента принятия новой редакции закона в 2015 году.

Таким образом, организации ОПК использовали данную норму для расчетов с организациями реального сектора экономики, являющимися субъектами свободного рынка и не обремененными обязанностью получения лицензий на разработку и производство ВВСТ, аккредитации представительств заказчика, для расчетов за продукцию, работы и услуги в основном в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов без указания в договорах (контрактах) идентификатора.

К числу таких расходов относятся расчеты за электроэнергию, закупаемую по объективным причинам на оптовых рынках, цена на которую не является объектом государственного регулирования, ГСМ, тепловую энергию, водоснабжение и водоотвод, расходы по экологии, услуги связи, включая спецсвязь, по аренде, лизингу, охране режимных объектов, ремонту и эксплуатация оборудования, зданий и сооружений, на аттестацию взрывопожароопасных объектов, расходы по лицензированию, по охране труда и т.д. , то есть оплаты мероприятий без проведения которых операционная деятельность оборонного предприятия невозможна.

Однако в настоящее время в соответствии разъяснениями Банка России, составленными с учетом мнения Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России, ФАС России, Управления по работе с бюджетной сферой Росфинмониторинга указанные выше накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы фактически переносится в разряд прямых с требованием указания идентификатора при осуществлении платежа по каждому государственному контракту (контракту) с заключением частных контрактов с присвоением идентификатора с поставщиками выше приведенных и иных аналогичных товаров, работ, услуг, так как в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Федерального закона                                   «О государственном оборонном заказе» списание денежных средств с отдельного счета осуществляется только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта.

Такой подход на практике нереализуем так как:

противоречит экономической природе накладных расходов, прямое отнесение которых на отдельные заказы не представляется возможным;

период платежей по данным расходам, как правило, не совпадает с периодом их распределения по заказам;

понуждает к кратному увеличению непроизводительных затрат организаций ОПК в прямое противоречие с принятым Президентом Российской Федерации 26 июля 2020 года решением о снижение издержек производства в организациях ОПК;

в силу ничтожной юридической силы и отсутствия механизмов реализации, обязательных для всех субъектов правоотношений, не имеет перспективы исполнения (согласия с новыми правилами) со стороны организаций — поставщиков продукции, работ, услуг в рамках общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Следствием практической реализации указанного разъяснения Банка России явится:

невозможность оплаты значительной части накладных расходов с отдельных счетов;

рост остатков на отдельных счетах, что будет являться основанием для отказа (сокращения) в авансировании, а также практически бесплатным и регулируемым по срокам (в том числе в связи со слабо регламентированной процедурой выдачи уведомлений об исполнении государственного контракта) источником кредитных ресурсов уполномоченных банков;

понуждение организаций ОПК к привлечению собственных оборотных средств для выполнения обязательств по ГОЗ (в части накладных расходов), а при их отсутствии — привлечение заемных средств на пополнение оборотных средств на невыгодных экономических условиях, источником части которых будут являться искусственно заблокированные средства на отдельных счетах;

рост кредитной нагрузки на организации ОПК при отсутствии источников обслуживания кредита и погашения его тела в связи с фактически реализуемым и не имеющим нормативного закрепления арифметическим методом ценообразования (расчет цен от плановой цены предыдущего периода по индексам безотносительно к применяемым нормативно установленным методам государственного регулирования цен);

утраты возможности получения кредитов в связи с отрицательными показателям балансов и невозможностью формирования технико-экономическое обоснования на кредит, удовлетворяющего кредитную организацию;

рост кредиторской задолженности перед поставщиками продукции, работ, услуг в рамках накладных расходов с последующим отказом их от участия в поставках без предварительной оплаты;

при отсутствии финансовых ресурсов — утрата возможности ведения финансово-хозяйственной деятельности с вынужденной остановкой производства в связи с невозможностью исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок функционирования оборонного предприятия, и, соответственно, невозможность исполнения обязательств по государственному оборонному заказу.

Указанные последствия могут усилиться в связи с факторами внешней среды в условиях текущего периода турбулентности в экономике.

В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» в целях исключения необходимости указания идентификатора государственного контракта в случае оплаты с отдельного счета накладных расходов.

Законопроект доработан в соответствии с заключением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 12817п-П46.

Exit mobile version