I. Обзор законодательства
1.1. Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 “О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации”
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205010023)
С 1 января 2025 года установлен запрет использования органами и организациями средств защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними.
Не исключено, что указанный запрет необходимо будет учитывать заказчикам, руководствующимся Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” при осуществлении соответствующих закупок.
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252”
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205110017)
Правительство РФ утвердило перечень из 31 юридического лица, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В него вошли компании из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Румынии, Словакии, США, Франции, Швейцарии и Чехии. В их числе Газпром Германия, Зарубежгазнефтехим Трейдинг, ВИНГАЗ, АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ” и др.
Таким образом, Постановлением установлен запрет на совершение сделок с указанными юрлицами и организациями, находящимся под их контролем, а также на исполнение уже заключенных с ними договоров и осуществление финансовых операций, выгодоприобретателями по которым являются такие компании. Напомним, эти запреты должны соблюдать как государственные органы, так и юридические и физические лица, находящиеся под юрисдикцией РФ.
Постановлением также определено, что Минфин России является ответственным органом по направлению в кабмин предложений о внесении изменений в утвержденный перечень и о предоставлении временных разрешений на проведение отдельных операций с лицами, находящимися под санкциями
Документ вступил в силу 11 мая 2022 года. Отметим, он принят во исполнение Указа Президента РФ от 3 мая 2022 г. № 252 “О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций”.
1.3. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»
Цель: защита национальных интересов РФ.
Суть: запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
- совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее – лица, находящиеся под санкциями);
- исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
- осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
- запрет на вывоз за пределы территории РФ продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории РФ, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Правительству РФ поручено утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями, а также определить дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются.
Охват: органы государственной власти, физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией РФ
В развитие этого Указа принято:
1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252»
Цель: определен перечень иностранных юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры
Суть: с лицами, указанными в перечне, а также находящимися под их контролем организациями запрещается совершать сделки, исполнять обязательства по совершенным сделкам, осуществлять финансовые операции.
Предусмотренные запреты осуществляются при наличии у лиц, осуществляющих реализацию специальных экономических мер, информации о том, что действие совершается в пользу лиц, находящихся под санкциями.
Также установлены дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются, а именно:
- сделки, совершаемые в пользу лиц, находящихся под санкциями;
- сделки, предусматривающие заход в порты РФ судов, принадлежащих и (или) зафрахтованных лицами, находящимися под санкциями, в их интересе или по их поручению;
- сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями.
Приведен перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
Охват: органы власти, участники закупок
1.5. Постановление Правительства Российской Федерации
от 09.05.2022 № 838 «О внесении изменения в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087»
Цель: расширение перечня случаев, при наличии которых заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла
Суть: Контракт жизненного цикла будет заключаться также в случае закупки самоходных машин и других видов техники. Такой контракт предусматривает поставку товара или выполнение работы, последующие обслуживание и при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт или утилизацию товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Охват: заказчики и участники закупок
1.6. Постановление Правительства Московской области от 06.05.2022 № 459/16 «Об установлении иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Московской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определении порядка осуществления таких закупок в 2022 году и о внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Правительства Московской области от 09.03.2022 № 202/9 «Об установлении иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Московской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определении порядка осуществления таких закупок в 2022 году»
Цель: установление иных случаев закупок у единственного поставщика в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории
Суть: Дополнен перечень иных случаев закупок у единственного поставщика:
- закупка на сумму, не превышающую один миллион двести тысяч рублей, при этом годовой объем закупок не должен превышать два миллиона рублей (или не превышать 10% совокупного годового объема закупок и не более чем 50 миллионов рублей. В 2022 году такие закупки будут осуществляться через подсистему «Электронный магазин» ЕАСУЗ МО;
- закупка у единственного поставщика, определенного решением Правительства Московской области;
- закупка на основании решения Правительства Московской области о возможности осуществления такой закупки.
Охват: заказчики и участники закупок
1.7. Письмо Минпромторга России от 27.04.2022 № ОВ-39122/12 «О формировании единого подхода к осуществлению закупок»
Цель: осуществление закупок у единственного поставщика с соблюдением норм национального режима
Суть: решение об осуществлении закупки для нужд субъекта РФ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, а также с учетом срочности осуществления закупки. Такие закупки должны проводиться конкурентными способами, в том числе с соблюдением норм национального режима, если в отношении таких товаров установлены требования по предоставлению приоритета отечественным товарам.
Минпромторг России настоятельно рекомендует осуществлять планирование подобных закупок с учетом имеющихся в реестре российской промышленной продукции, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, евразийском реестре промышленных товаров государств – членов ЕАЭС данных о промышленных товарах, удовлетворяющих требованиям конечного потребителя.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.8. В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменения в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/122990-8)
23 декабря 2021 года в ходе ежегодной пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина поднимался вопрос о реализации проектов инфраструктурного развития территорий, на которых расположены земельные участки, предоставленные льготным категориям граждан. Однако, помимо этого вопроса, существует практика привлечения к административной ответственности граждан за неиспользование таких земельных участков по целевому назначению.
Вместе с тем в Государственную Думу поступают обращения граждан, которые были привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом предоставленные им земельные участки не могли быть использованы по причине отсутствия инфраструктуры, необходимой для использования участков по целевому назначению (без подъездных дорог, коммуникаций).
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8.8 КоАП РФ примечанием, уточняющим, что не является административным правонарушением неиспользование земельных участков, которые предоставлены отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, из-за отсутствия инженерной и (или) транспортной инфраструктур, необходимых для использования участков по целевому назначению.
II. Правовые новости
2.1. Закон “О промполитике в РФ” дополнят нормами о “российской работе” и “российской услуге”
Минпромторгу, совместно с заинтересованными ФОИВами, поручено к концу октября текущего года подготовить предложения по нормативному закреплению (включению в закон “О промышленной политике в РФ”) понятий “российская работа” и “российская услуга”. Это и ряд других поручений различным госорганам дал вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов по результатам проведения в апреле выставки “Госзаказ”.
В частности, Минпромторгу также поручено подготовить предложения по актуализации полномочий правительства РФ, связанных с подтверждением производства промышленной продукции на территории РФ.
Действующая нормативная правовая база включает в себя положения, определяющие национальную принадлежность только товаров или отдельных видов продукции. Это позволяет предоставлять в рамках госзакупок и закупок госкомпаний те или иные преференции поставщикам продукции, произведенной на территории РФ. Соответственно при закупках работ и услуг, при отсутствии критериев их национальной принадлежности, такие преференции не предоставляются. В то же время большая часть закупочных бюджетов госзаказчиков и госкомпаний тратится на закупку работ и услуг.
Так, ранее Федеральное казначейство отмечало, что в 2021 году объем госзакупок составил около 9 трлн рублей, из которых на закупку товаров пришлось 2,7 трлн рублей. При этом на госзакупку товаров российского производства было затрачено 1,6 трлн рублей. Общий объем закупок госкомпаний, без учета закупок у взаимозависимых компаний, составил в прошлом году около 20 трлн рублей. Здесь на закупку товаров было затрачено 9,4 трлн рублей, из которых 8,3 трлн рублей пошли на приобретение российской продукции.
Помимо этого, к концу августа Минпромторг при участии Минфина Минэкономразвития и ФАС России должен подготовить предложения по оптимизации механизма выдачи заключения об отнесении продукции к промпродукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов. При этом предполагается, что такая оптимизация будет предусматривать перевод соответствующих процессов в электронный вид с использованием ГИС “Промышленность”.
Согласно другому поручению эти же госорганы должны подготовить предложения по изменению правил ведения Реестра договоров, заключенных госкомпаниями. Эти изменения должны будут предусматривать предоставление полного доступа к этому реестру подведомственным организациям Минпромторга, являющимся центрами компетенций по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития оборонно-промышленного комплекса, развития производства высокотехнологической продукции.
Также Минпромторгу поручено до конца мая подготовить предложения по ускоренному восстановлению российского станкостроения в современных условиях.
Кроме того, Борисов поручил Федеральному казначейству организовать для региональных заказчиков регулярное проведение методических обучающих мероприятий, направленных на “формирование эффективных механизмов увеличения доли товаров российского происхождения в общем объеме закупок субъектов РФ”. При этом предполагается, что Казначейство будет привлекать к проведению таких мероприятий профильные организации дополнительного профессионального образования.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2460
2.2. Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571»
https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=3&npa=127384
(ID проекта: 01/01/05-22/00127384), разработчик Минфин России
Цель: введение обязательного требования к участникам закупки об отсутствии в РНП информации об участнике закупки
Суть: планируется, что в закупке станет обязательным условие об отсутствии в РНП сведений об участнике и иных лицах из заявки, если их включили в реестр после отказа от контракта из-за санкций и (или) ограничений в отношении заказчика.
Такие поправки хотят внести в постановление о доптребованиях к участникам закупки.
Охват: заказчики и участники закупок.
2.3. В Росреестре разъяснили порядок приватизации арендуемых садовых участков.
Приватизация садовых, огородных и полевых участков, находящихся в аренде, стала возможной благодаря постановлению Правительства России от 9 апреля 2022 г. № 629. Ранее для оформления собственности в обязательном порядке проводились торги, сегодня достаточно соблюсти всего два правила:
- Участок для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд должен быть предоставлен в аренду органами государственной власти или местного самоуправления.
- Арендатор не должен нарушать требования земельного законодательства.
В заявлении о предоставлении участка без проведения торгов необходимо указать:
– ФИО, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
– кадастровый номер запрашиваемого земельного участка,
– основание предоставления участка (подпункт «а» пункта 1 постановления № 629);
– вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;
– цель использования земельного участка;
– почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Документом, подтверждающим право на приобретение такого земельного участка, является действующий договор аренды.
Заявление подается в орган, уполномоченный на предоставление такого участка, в том числе через МФЦ.
Срок рассмотрения сокращен с 30 до 14 дней.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rosreestre-razyasnili-poryadok-privatizatsii-arenduemykh-sadovykh-uchastkov/
2.4. Эксперты: до 30% сделок с землей могут сорваться до конца 2022 года.
Доля разорванных соглашений по покупке земли под строительство коммерческой и жилой недвижимости может достичь 30% до конца 2022 года, считают эксперты, опрошенные РИА Недвижимость.
В среду газета “Коммерсант” сообщила, что у девелопера ФСК сорвалась сделка по покупке 14 гектаров земли на Иловайской улице на юго-востоке Москвы. Застройщик планировал возвести на этой площадке более 500 тысяч квадратных метров жилья.
Партнер Ricci M&A Петр Виноградов считает, что разрывы на финальных этапах сделок ожидаемы в сегменте коммерческой недвижимости, а также в проектах, где существенную роль в сделках играют банки.
“Мы предполагаем, что объем “развалившихся” или отмененных соглашений до конца года может составить не более 30% от всех сделок и не более 10-15% от сделок с проектами в области жилой недвижимости”, – сказал Виноградов.
Как отметила управляющий партнер компании “Метриум” Надежда Коркка, помимо экономических причин, сделки отменяются по итогам всесторонней проверки и перспектив площадки, и еще когда застройщику предлагается альтернативный участок с более высокими технико-экономическими показателями. Данная ситуация, по ее словам, приведет к тому, что покупатели будут разборчивее в выборе площадки, а продавцы – более сговорчивыми.
Директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers Тимур Рывкин при этом видит позитивный сценарий развития событий.
“Дефицит качественных жилых проектов с разрешительной документацией настолько велик, что мы наблюдаем не только исполнение подписанных сделок, но и активные переговоры и подписание новых”, – отметил Рывкин.
Снижение ключевой ставки, проактивная работа банков по адаптации и выдаче новых объемов проектного финансирования, поддержка льготной и субсидированной ипотеки – все факторы будут влиять на поддержание устойчивого спроса на проекты по девелопменту жилья в Москве, заключил эксперт.
Источник: https://realty.ria.ru/20220511/sdelki-1787894440.html
2.5. В России увеличилось количество объявлений о продаже загородных участков.
Количество объявлений о продаже загородных участков в России выросло в апреле 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года на 10%, сообщили РИА Недвижимость в сервисе “Яндекс.Недвижимость”.
По данным сервиса, количество предложений о продаже загородных домов в России не изменилось.
“Такие изменения связаны с подорожанием стройматериалов, а значит, значительным повышением цен на готовые дома. Стоимость загородного дома в среднем по России за год увеличилась на 41%. Поэтому продавцы чаще предлагают пустые участки. Неуверенности добавляют колебания курса рубля – из-за этого собственники не спешат расставаться с загородной недвижимостью”, – пояснил руководитель коммерческого департамента “Яндекс.Недвижимости” Евгений Белокуров.
Представитель сервиса также уточнил, что в апреле 2022 года в сравнении с прошлогодними показателями спрос на дома ниже на 31%, а на участки – на 44%. В московском регионе спрос на участки упал на 43%, а на дома – на 40%.
Источник: https://realty.ria.ru/20220506/uchastki-1787177079.html
2.6. Росреестр подвел результаты учетно-регистрационных действий за I квартал 2022 года.
За первые три месяца 2022 года Росреестром зарегистрировано 247 тыс. договоров долевого участия, сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова.
«По итогам марта 2022 года статистика учетно-регистрационных действий демонстрирует стабильный рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на рынке долевого строительства за первый квартал вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом, на вторичном рынке – почти на 15%. Росреестр также системно работает над повышением доли электронных сделок и сокращением сроков предоставления услуг в интересах людей. В этом году более 70% электронных ипотечных сделок регистрируется менее чем за сутки. Также совместно с регионами прорабатываем вопрос сокращения сроков регистрации социально значимых объектов, многоквартирных домов, «бытовой недвижимости», земельных участков под ее строительство до одного дня», – заявила Елена Мартынова.
Больше всего договоров долевого участия за первый квартал 2022 года заключено в Москве (38,6 тыс.), Московской области (26,4 тыс.), Санкт-Петербурге (22,4), Краснодарском крае (15,4 тыс.) и Красноярском крае (11,6 тыс.).
Количество зарегистрированных ипотек за первый квартал 2022 года составило 862 тыс. Этот показатель вырос на 2,3% по сравнению с результатами первых трех месяцев 2021 года (843 тыс.).
Лидерами по ипотечным сделкам за отчетный период стали Московская область (75,9 тыс.), Москва (61,9 тыс.), Санкт-Петербург (42,5 тыс.), Краснодарский край (41,8 тыс.) и Свердловская область (35,3 тыс.).
В первом квартале 2022 года зарегистрировано 941 тыс. прав собственников на основании договоров купли-продажи (за аналогичный период 2021 года – почти 820 тыс.).
Такие сделки чаще всего заключали в Московской области (72,3 тыс.), Краснодарском крае (57,3 тыс.), Москве (41 тыс.), Свердловской области (36,7 тыс.) и в Республике Татарстан (32,2 тыс.).
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-podvel-rezultaty-uchetno-registratsionnykh-deystviy-za-i-kvartal-2022-goda/
III. Судебная и административная практика
3.1. Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2022 г. № 304-ЭС22-5628 по делу № А46-7489/2021
Акционерное общество «Омскавтодор» (далее – общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее соответственно – антимонопольный орган, управление) о признании недействительным принятого управлением решения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционная и кассационная инстанции решение поддержали принятое решение.
ВС РФ согласился с решением антимонопольного органа и принятыми по делу судебными актами, в связи с чем не нашел оснований для передачи кассационной жалобы общества для рассмотрения ее Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
Так, закупочная деятельность общества регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и утвержденным обществом Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение).
Положением предусмотрена возможность осуществления обществом закупки у единственного поставщика в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на сумму, не превышающую 800 000 рублей в рамках одного договора, что, по мнению общества, позволяет ему при любых потребностях, вне зависимости от наличия конкурентного рынка, привлечь исполнителя без проведения торгов и заключить с ним неограниченное количество договоров, каждый из которых не будет превышать 800 000 рублей.
ВС РФ установил, что заключение обществом с единственным поставщиком 41 договора на поставку щебня, каждый из которых не превышает допустимого порогового значения, образующих единую сделку приобретения щебня, направлено на формальное соблюдение требований действующего законодательства с целью ухода от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о закупках. В этой связи суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
3.2. Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2022 № 305-ЭС22-5369 по делу № А40-253096/2020
ООО “Русатом Инфраструктурные решения” (далее – общество) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее соответственно – антимонопольный орган, управление) о признании недействительным принятого управлением решения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционная и кассационная инстанции решение поддержали принятое решение.
ВС РФ согласился с решением антимонопольного органа и принятыми по делу судебными актами, в связи с чем не нашел оснований для передачи кассационной жалобы общества для рассмотрения ее Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
ВС РФ установил, что нарушения общества Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) выразились в необоснованном установлении начальной максимальной цены договора с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и без НДС, а также порядка оценки заявок путем приведения ценовых предложений участников закупки к единому налоговому базису.
Судебные инстанции при рассмотрении заявленных требований исходили из того, что наличие в закупочной документации нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника; предложенный обществом порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам – плательщикам НДС по сравнению с участниками – не плательщиками НДС.
3.3. Новгородское УФАС России: при госзакупке на капремонт моста нельзя применять доптребования в сфере дорожной деятельности
Суть: в антимонопольный орган поступила жалоба: заказчик неправильно установил доптребования к участникам закупки на капремонт моста.
Заказчик решил, что работы относят к дорожной деятельности, и установил доптребования в этой сфере.
Контролеры с ним не согласились:
- мост — самостоятельный объект капстроительства. При закупке работ по его ремонту устанавливают доптребования в сфере градостроительной деятельности (работы по капремонту объекта капcтроительства, кроме линейного);
- доптребования в сфере дорожной деятельности не применяют, поскольку мостовых сооружений в ней нет.
Решение Новгородского УФАС России от 20.04.2022 № 36
3.4. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 № 10АП-6038/2022 по делу № А41-62195/2021
Общество с ограниченной ответственностью “Красинвест” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее – администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги “Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов” и обязании администрации предоставить обществу земельный участок в аренду без проведения торгов сроком на три года для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В результате рассмотрения апелляционной жалобы, суд не нашел оснований для отмены принятого по делу решения.
Так, апелляционная инстанция установила, что общество, являясь собственником объекта незавершенного строительства, расположенном на спорном земельном участке, обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду без проведения торгов, на что получило от администрации отказ в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие совокупности условий, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Суд указал, что согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
При этом, согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, действующей с 01.03.2015, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.
Таким образом, совокупное толкование приведенных норм права позволило суду сделать вывод о том, что действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 01.03.2015 однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Кроме того, сделанный судом вывод содержится в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020.
Поскольку земельный участок для завершения строительства объекта незавершенного строительства ранее не предоставлялся обществу в аренду без проведения торгов, а также у общества имеются все разрешительные документы на строительство, постольку общество имеет право на однократную пролонгацию договора аренды сроком на 3 года без проведения торгов.
Комментариев пока нет