Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 8-12 августа 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 8-12 августа 2022 года
Теги: #Правоприменительная практика

I. Правовые новости

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2022 № 1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

(далее – Постановление)

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208100009)

Правительство Российской Федерации приняло Постановление, которым утверждено Положение о независимых гарантиях при осуществлении закупок, осуществляемых на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). В нем, в частности, определили:

– дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме с участием субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ и договора, заключаемого при осуществлении такой закупки;

  • типовые формы независимых гарантий;
  • перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии;
  • форму указанного требования;
  • собенности ведения реестра независимых гарантий для целей Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, предусмотрено, что гарантии можно получить в форме электронного документа или на бумаге (п. 3 Положения). Среди прочего в них включают условия:

  • о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней;
  • в каком арбитражном суде разберут споры в связи с исполнением обязательств по гарантии.

Вместе с тем Постановлением также были внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Так, С 10 августа информацию о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) не включают в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), если они не исполнили обязательства по договорам из-за форс-мажора. Речь идет в том числе об иностранных санкциях. Однако с этих лиц не сняли ответственность за отказ исполнить договор из-за санкций против заказчика.

Если заказчик под санкциями расторгнет договор из-за существенных нарушений со стороны поставщика, он должен направить сведения для включения в РНП не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения сделки.

Постановление вступает в силу с 1 октября 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

1.2. Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 № 1371 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 578»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208050026) 

Напомним, что Постановление разработано в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в соответствие с действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Так, действующая редакция ГрК РФ предусматривает правила и порядок заключения договора о комплексном развитии территории, в связи с чем Постановлением вносятся изменения в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие «процедуру развития застроенной территории».

Соответственно, Постановление заменяет слова «развитие застроенной территории» на слова «комплексное развитие территории» в ряде актов Правительства Российской Федерации.

Кроме того, Постановлением признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 578 «Об утверждении Правил согласования включения в границы застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления городского округа, поселения принимается решение о развитии, земельных участков и расположенных на них объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов».

1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2022 № 1391 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571»

Цель: необходимость установления дополнительных требований к участникам в соответствии с офсетными контрактами

Суть: дополнительные требования к участникам устанавливаются только в случае закупок товаров, работ, услуг в сфере культуры и культурного наследия, градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обороны и безопасности государства, использования атомной энергии, здравоохранения, образования, науки. В перечень госзакупок, для участников которых устанавливаются дополнительные требования, добавлены офсетные контракты. Кроме того, прописаны сами требования к участникам таких закупок.

Так, участник закупки по офсетному контракту должен соответствовать одному из трех требований. В их числе – опыт исполнения госконтракта или контракта с госкомпанией. При отсутствии такого опыта участник должен предоставить информацию о сумме выручки за последние пять лет либо информацию об объеме завершенных капитальных вложений за те же пять лет. Причем в обоих случаях этот показатель должен составлять не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Охват: заказчики и участники закупок.

II. Обзор законодательства

2.1. Правительство запускает новую программу кредитования МСП.

В рамках новой программы малые предприятия смогут получить займы на инвестиционные цели под 4,5% годовых в течение льготного периода, средние — под 3%.

Минэкономразвития предлагает запустить в пилотном режиме новую программу льготного кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП) на инвестиционные цели под 3–4,5% годовых. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

«В результате предприятия смогут получить инвестиционный кредит, например на закупку оборудования или ремонт, запуск новых производств, сроком до 10 лет. При этом льготный период составляет до 5 лет», — сказал глава Минэкономразвития Максим Решетников на совещании с участием премьер-министра Михаила Мишустина. Он добавил, что в течение льготного периода для среднего бизнеса ставка составит 3%, для малого и микробизнеса — 4,5% при действующей ключевой ставке 8%.

Объем программы составит до 50 млрд руб. до конца года. В числе приоритетных отраслей — сферы обрабатывающего производства, переработки сельхозпродукции, логистики, гостиничного бизнеса.

Оператором новой кредитной программы выступит корпорация «МСП», подведомственная Минэкономразвития. Ее специалисты будут помогать предпринимателям с подготовкой документов для получения инвестиционных кредитов. Для консультаций бизнеса корпорация в ближайшие недели запустит специальный центр на цифровой платформе.

Премьер-министр отметил, что по льготным программам с государственной поддержкой сформирован кредитный портфель в сотни миллиардов рублей: «Важно, чтобы эти средства работали максимально эффективно». Премьер-министр поручил Минэкономразвития и регионам проводить регулярный мониторинг того, как реализуются принятые по поручению президента решения по поддержке бизнеса.

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/main-news/pravitelstvo-zapuskaet-novuyu-programmu-kreditovaniya-msp/

2.2. Разъяснили правила коллективного участия в закупках по Закону № 223ФЗ.

Если для участия в закупке не хватает ресурсов и опыта, а побороться за победу хочется, можно объединиться с другими поставщиками. Коллективное участие в закупке допускает 223-ФЗ. В статье рассказали, как юридически оформить такой союз и каким образом заявку будет оценивать заказчик.

По 223-ФЗ несколько поставщиков могут объединиться и выступить коллективным участником закупки (ч. 5 ст. 3). Однако нужно соблюдать однородность: юридические лица объединяются только с другими юрлицами, физлица — с физлицами, а индивидуальные предприниматели — с ИП.

По задумке законодателя, поставщики, суммируя навыки и компетенции, повышают шансы на победу и качественное исполнение договора. Коллективное участие актуально, если заказчику требуются разноплановые работы, а силами одной компании организовать их сложно.

Другая причина — увеличение конкуренции. Мелкие игроки могут объединить усилия и бороться с более ресурсными участниками торгов.

Для коллективного участия в закупке поставщики должны на бумаге зафиксировать свое объединение. Для этого подходят формы простого товарищества (ст. 1041 ГК) и инвестиционного товарищества (335-ФЗ).

Договор простого товарищества:

Самый доступный для поставщиков способ коллективного участия в закупке — создание простого товарищества. Двое или несколько лиц — товарищей — объединяют свои вклады, обязуются работать сообща и не нарушать закон. Цель товарищества — получение прибыли. При этом новое юрлицо в результате сотрудничества не возникает.

В случае совместной заявки по 223-ФЗ участники могут объединить капиталы, опыт, квалификацию и другие ресурсы, которые требуются для участия в закупке.

Договор инвестиционного товарищества:

В договоре инвестиционного товарищества суть та же, что и в простом товариществе. Отличие в том, что объединяться нельзя физлицам, но допускаются некоммерческие организации. Число участников в таком договоре — не больше 50.

Договор нужно заверять нотариально. Эта форма объединения сложнее простого товарищества и подходит для крупных проектов, требующих больших ресурсов.

Требования к коллективному участнику:

По 223-ФЗ коллективный участник закупки ничем не отличается от обычного: устанавливаемые заказчиком требования применяются в равной степени ко всем участникам, включая коллективных.

Базовым требованиям документации закупки должны отвечать все участники, а не отдельно взятый член коллектива. Если один из участников совместной заявки состоит в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), находится в стадии ликвидации, имеет долги или допустил конфликт интересов — к участию в закупке не допустят всю группу.

Как подать заявку:

Подачу заявки коллективным участником можно разделить на три этапа:

  1. Подготовка. Поставщики подписывают между собой договор о коллективном участии в закупке.
  2. Формирование заявки. Поставщик, ответственный за подачу коллективной заявки, изучает положение о закупках заказчика и готовит документы для участия. В заявке нужно указать, что она подается от коллективного участника. Важно учесть, что члены коллектива одновременно не могут подавать заявки по отдельности.
  3. Подача заявки. Если технические возможности электронной торговой площадки не позволяют подписать заявку всем участникам коллектива, тогда ее подписывает и подает из своего личного кабинета лидер.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/25432-rabota_kollektivnogo_uchastie_v_zakupkah

2.3. Почти 600 врачей получили земельные участки в Подмосковье с начала года.

Почти 600 врачей получили земельные участки в 31 городском округе Московской области, с июля прошлого года участки выданы почти 870 медицинским специалистам, сообщили в пресс-службе губернатора.

«С начала этого года в 31 городском округе по программе “Земля врачам” выдали свыше 580 земельных участков площадью от 8 до 15 соток. Наибольшее количество – в Домодедово, Коломне, Щёлково, Богородском, Сергиевом Посаде. До конца года тысяча медиков получат землю. Всего с июля прошлого года мы передали участки почти 870 медицинским специалистам», – приводят в сообщении слова губернатора Московской области Андрея Воробьёва.

Источник: https://realty.ria.ru/20220810/uchastki-1808577525.html

2.4. Росреестр подвёл итоги реализации «лесной амнистии» к 1 июля 2022 года.

В результате совместной работы Росреестра и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с момента вступления в силу Закона о «лесной амнистии» (11 августа 2017 года, – прим. rosreestr.gov.ru) к 1 июля 2022 года из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключены дублирующие сведения о 45,1 тыс. лесных участках, устранены пересечения границ в сведениях о 6,9 тыс. участках.

С начала реализации «лесной амнистии» за счет устранения пересечения границ лесных участков с границами других участков их площадь в данных ЕГРН уменьшена на 247,5 млн га.

За весь период действия Закона о «лесной амнистии» введенная им статья 60.2 Закона о регистрации применена органом регистрации прав 90 тыс. раз. Из них по инициативе Росреестра – 71,9 тыс. (79,9%), правообладателей и органов государственной власти – 18,1 тыс. (20,1%). Наиболее активны заявители в Московской, Ленинградской, Иркутской, Владимирской и Калужской областях, Республике Карелия.

Росреестром на постоянной основе обеспечивается методическое сопровождение применения органами регистрации прав Закона «о лесной амнистии». Во II квартале 2022 г. в регионах продолжалась работа по разработанным Росреестром совместно с Рослесхозом и Росимуществом рекомендациям для территориальных и региональных органов власти, уполномоченных в области лесных отношений. В них предложен новый подход к проведению последовательного анализа сведений ЕГРН о лесных участках исходя из площади лесничеств, в границах которых они расположены.

К концу II квартала 2022 г. в рамках работы по Рекомендациям проанализированы сведения ЕГРН о 301,8 тыс. лесных участках, в результате из ЕГРН исключены дублирующие сведения о 10,5 тыс. лесных участков, по заявлениям представителей Росимущества в отношении 3,2 тыс. – зарегистрировано прекращение аренды, срок которой истек.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-podvyel-itogi-realizatsii-lesnoy-amnistii-k-1-iyulya-2022-goda/

2.5. Общественный совет при Росреестре обсудил законодательные инициативы в сфере земли и недвижимости.

Состоялось третье в 2022 году заседание Общественного совета при Росреестре. Его участники обсудили законодательные новеллы и инициативы, реализацию государственной программы «Национальная система пространственных данных», создание Публично-правовой компании «Роскадастр», а также вопросы кадастровой деятельности.

По результатам рейтинга открытости Счетной палаты Общественный совет при ведомстве удерживает лидирующие позиции третий год подряд.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский рассказал об итогах встречи с Председателем Правительства Михаилом Мишустиным и ключевых законодательных инициативах Службы.

«За два года в интересах людей принято 40 федеральных законов в сфере земли и недвижимости. Они разработаны командой Росреестра при непосредственном участии профессионального сообщества. В нашем «портфеле» еще 28 инициатив. По ним мы готовы взаимодействовать с участниками рынка, а для экспертной оценки продолжим привлекать членов Общественного совета», – заявил руководитель ведомства.

Председатель Общественного совета при Росреестре Александр Каньшин отметил роль совместной работы.

«При участии широкого сообщества и ведомства были внесены изменения в Гражданский и Земельный кодексы РФ, осуществляется работа над новыми инициативами. Кроме того, совместно с Росреестром мы развиваем новые каналы коммуникации. Хотел бы поблагодарить руководство ведомства за оперативную работу в части подготовки ответов на обращения граждан и оказания помощи в решении возникающих вопросов», – сказал Александр Каньшин.

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова рассказала о создании ППК «Роскадастр». Компания консолидирует весь производственный потенциал подведомственных учреждений Службы и отраслевых акционерных обществ и будет обеспечивать реализацию госпрограммы «Национальная система пространственных данных», оптимизацию технологического процесса, повышение качества оказания услуг.

«Роскадастр в том числе является оператором информационных систем и отвечает за разработку, внедрение и информационную поддержку электронных сервисов, а также будет реализовывать проекты в сфере развития геодезии, картографии, пространственных данных, информационных технологий и информационной безопасности. По сути создается предприятие полного цикла в области земли и недвижимости. Система «одного окна» позволит сократить сроки оказания услуг для физических лиц, бизнеса, профессиональных участников рынка и органов власти и перейти централизованно в цифровой формат взаимодействия. На «Роскадастр» будет возложено более 140 функций», – подчеркнула Елена Мартынова.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/obshchestvennyy-sovet-pri-rosreestre-obsudil-zakonodatelnye-initsiativy-v-sfere-zemli-i-nedvizhimost/

2.6. Межрегиональная группа Росреестра по цифровой трансформации подвела итоги I полугодия 2022 года.

В Росреестре под председательством заместителя руководителя ведомства, руководителя цифровой трансформации Елены Мартыновой состоялось VII заседание Межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации (МРГ ЦТ). Участники совещания обсудили результаты работы МРГ во II квартале 2022 года, форматы взаимодействия Росреестра с гражданами и профессиональными участниками рынка, статистику электронных услуг, рассмотрели лучшие региональные практики сокращения количества зарегистрированных прав собственности иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства на земельные участки, которыми такие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут обладать на праве собственности.

Команда МРГ – это более 200 человек, в числе которых сотрудники территориальных органов Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра», «Центра геодезии, картографии и ИПД» и их филиалов. Во II квартале 2022 года в рабочую группу вошли представители АО «Роскартография» и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Заместитель руководителя рассказала о работе по взаимодействию с заявителями и профессиональными участниками рынка недвижимости и реинжинирингу процессов. На постоянной основе Службой проводятся «открытые диалоги», реализуются специальные проекты для граждан, работает Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО).

Как подчеркнул глава Росреестра Олег Скуфинский на встрече с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, за прошлый год на горячую линию поступило более 5 млн обращений, функционал ВЦТО был расширен, время ответа оператора сократилось в три раза, а доля потерянных звонков – в пять раз.

«Благодаря оперативной связи заявители могут получить консультацию по всем вопросам в области земли и недвижимости. Каждый звонок важен для нас, а «отложенные запросы» должны отрабатываться за один день территориальными органами по всей стране, и такую работу необходимо организовать экстерриториально», – заключила Елена Мартынова.

Реинжиниринг ВЦТО позволил повысить качество консультаций и сократить время ожидания в 3 раза. Для удобства заявителей внедрен голосовой помощник с интерактивным меню. Он оперативно отвечает на наиболее распространенные вопросы. В первом полугодии 2022 года среднее время ожидания на горячей линии составляло 40 секунд, ежедневно в Центр обращается более 14 тыс. человек.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/mezhregionalnaya-gruppa-rosreestra-po-tsifrovoy-transformatsii-podvela-itogi-i-polugodiya-2022-goda/м

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение Краснодарского УФАС от 01 августа 2022 г. № 023/10/18.1-3124/2022

В Краснодарское УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба победителя аукциона на действия организатора торгов по продаже права аренды земельного участка, находящегося в собственности Краснодарского края.

Одним из доводов жалобы было указание на то, что направленный победителю торгов договор аренды содержит положения, отличные от размещенного в приложении к извещению о проведении торгов проекта договора аренды.

На заседании Комиссия установила, что Организатор торгов действительно внес изменения в проект договора аренды земельного участка после проведения аукциона и направил данный договор победителю.

В решении Комиссия указала, что внесение изменений в проект договора аренды земельного участка после опубликования его в составе документации по торговой процедуре не предусмотрено земельным законодательством.

Жалоба признана обоснованной.

3.2. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2022 № Ф07-9114/2022 по делу № А26-6539/2021

Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Управление), о признании недействительными решения и предписания.

Относительно признания недействительным предписания Управления суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, в отношении остальной части заявленных требований в удовлетворении отказано. Апелляционный суд подержал позицию суда первой инстанции.

Учреждение, не согласившись с судебными актами, обжаловало их в порядке кассационного производства.

Арбитражный суд Северо-Западного округа согласился с нижестоящими судами. Так, Учреждение являлось организатором аукциона по проведению аукционов по продаже земельных участков и на право заключения договора аренды земельных участков. Между тем, вид разрешенного использования представляемых в аренду земельных участков: для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС). При этом срок аренды земельных участков был установлен следующий: 2 года 6 месяцев.

Между тем из подпункта 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что срок договора аренды публичных земельных участков, представляемых для ИЖС должен составлять 20 лет. Указанное требования является императивным.

Таким образом, Учреждение нарушило положения Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем акты нижестоящих судов отмене не подлежат.

3.3. Решение Тульского УФАС России по делу № 071/07/3-736/2022

В Тульское УФАС России (далее –Комиссия) поступила жалоба на действия заказчика, закупочной комиссии – публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Доводом жалобы являлось указание на то, что Заказчиком в приложении к договору поставки неправомерно установлено право Заказчика в любое время отказаться от исполнения договора в одностороннем внесудебном порядке полностью или частично, без указания причин одностороннего отказа, уплатив поставщику стоимость фактически поставленной до получения уведомления об отказе и принятой покупателем до получения уведомления продукции, дополнительных работ и услуг (если применимо). Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении об отказе от договора.

Рассмотрев вышеуказанный довод, Комиссия пришла к выводу о необоснованности жалобы.

Так, в соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 приложения № 6 (специальные условия договора поставки) к проекту договора (приложение № 2 к Извещению) покупатель имеет право в любое время отказаться от исполнения Договора в одностороннем внесудебном порядке полностью или частично, без указания причин одностороннего отказа, уплатив Поставщику стоимость фактически поставленной до получения уведомления об отказе и принятой Покупателем до получения уведомления Продукции, дополнительных работ и услуг (если применимо). Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении об отказе от Договора. В случае одностороннего отказа от Договора в соответствии с настоящим пунктом Покупатель обязан возместить Поставщику убытки, причиненные досрочным прекращением Договора, в пределах разницы между Ценой Договора (либо ценой Продукции и (или) дополнительных работ и услуг, от которых Покупатель отказался – в случае частичного отказа от Договора), и частью цены за принятые Покупателем Продукцию, дополнительные работы и услуги (если применимо).

Согласно части 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Частью 3 статьи 310 ГК РФ установлено, что предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.

Согласно части 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны.

Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В связи с изложенным, стороны могут установить в договоре право на односторонний отказ от исполнения договора.

3.4.  Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 августа 2022 года по делу № А21-9423/2020

Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее – Предприятие), и общество с ограниченной ответственностью «Рефайди Балтия» (далее – Общество), обратились в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения, о признании незаконными и отмене постановлений о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество и Предприятие не согласились с принятыми судебными актами и обратились с кассационными жалобами в АС Северо-Западного округа.

Рассмотрев жалобы, кассационный суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов. Так, Предприятие проводило закупки в форме запроса котировок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Всего Предприятие организовало 4 закупки в форме запроса котировок в электронной форме. Победителем всех закупок было признано Общество. По обращению других участников рынка, антимонопольным органом была проведена неплановая проверка на предмет соответствия действий Предприятия антимонопольному законодательству. По результатам проверки Управление пришло к выводу о наличии в действиях Предприятия признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение, которым действия Предприятия и Общества, указывающие на достижение соглашения при проведении запросов котировок, приведшие к устранению конкуренции при проведении запросов котировок и созданию преимущественных условий для участия только одного хозяйствующего субъекта – Общества.

АС Северо-Западного округа согласился с выводами антимонопольного органа и судов, подтвердив, что:

  • некорректно определили предмет закупок. Состав услуг не вполне соответствовал ему, из-за чего заинтересованные лица были введены в заблуждение и не смогли подать заявки;
  • искусственно раздробили закупку, чтобы ускорить процедуру;
  • дроблению способствовал расчет НМЦД не по Методике. Вместо средней цены взяли наименьшую;
  • подозрительно действовали при сборе данных для расчета начальной цены. После ответов на первый запрос направили новый. При этом круг адресатов поменялся, за исключением будущего исполнителя, а два других получателя оказались аффилированы с ним. Так, сотрудники заказчика и исполнителя переписывались с целью корректировки их предложений;
  • существенно увеличили цены двух договоров. ВС РФ отмечал, что такое изменение можно расценить как обход антимонопольных требований к торгам (Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов не имеется, кассационные жалобы остались без удовлетворения.

3.5. ФАС России: нет причин отклонять заявку, если госзаказчику предложили товар с другим кодом ОКПД 2

Суть: в закупке с запретом на допуск иностранных промтоваров отклонили одну из заявок. Заказчик сделал это, поскольку увидел в реестровой записи на товар другой код ОКПД 2 — он не совпадал с кодом в извещении. Реестровые номера нужной заказчику продукции участник не указал.

Выводы: ФАС России сочла нарушением:

  • в заявке предложили сходный товар. Его название соответствовало объекту закупки. Российское происхождение участник подтвердил;
  • код ОКПД 2 не относят к функциональным, техническим или качественным характеристикам. Заказчик указал нужный код в извещении, но это не значит, что продукция участника ему не подходила. Ее параметры отвечали условиям закупки.

Решение ФАС России от 05.07.2022 по делу № 28/06/105-2129/2022

3.6. Омское УФАС России: не следует отклонять заявку, если участник госзакупки предложил продукцию без товарных знаков

Суть: заявку участника отклонили, поскольку в ней вопреки условиям закупки не указали товарные знаки мебели. Заказчик сослался на сайт производителя и отметил: у продукции есть зарегистрированные средства индивидуализации.

Участник пояснил, что сам изготавливает нужную заказчику продукцию. Маркировать ее товарным знаком — право, а не обязанность. Он предложил изделия, на которых этого знака нет.

Выводы: Контролеры поддержали участника:

в заявке не указали товарные знаки для ряда позиций. Однако по ГК РФ правообладатель таких обозначений может, а не должен наносить их на продукцию. Участник вправе предложить товары без этих знаков;

заказчик не доказал, что мебель из заявки зарегистрировали с товарными знаками. Отклонять заявку не следовало.

Решение Омского УФАС России от 18.07.2022 № 055/06/48-600/2022

3.7. Свердловское УФАС России: ограничения допуска иностранных лекарств в госзакупках применяют только при монолоте

Суть: Заказчик приобретал препараты из перечня ЖНВЛП и установил ограничения допуска. Заявку участника отклонили — он не подтвердил страну происхождения товара.

По мнению участника, заказчик поступил незаконно. Он приобретал 6 препаратов с разными международными непатентованными наименованиями (МНН), а нацрежим можно применять только в закупках лекарств с одним наименованием.

Выводы: Контролеры поддержали участника. Если объект закупки — препараты с разными МНН, ограничения допуска не применяют. Отклонять заявку не следовало.

Решение Свердловского УФАС России от 14.07.2022 по жалобе № 066/06/49-2371/2022

22 августа 2022, 12:40
418
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.