Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=129680)

Дата начала публичного обсуждения: 18 июля 2022 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 5 августа 2022 г.

Законопроект направлен на изменение положений об ответственности за нарушение порядка проведения закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, планируют ввести штраф за несоблюдение объема закупок среди СМСП:

– от 30 тыс. до 50 тыс. руб. — для должностных лиц;

– от 50 тыс. до 100 тыс. руб. — для юридических лиц.

Размеры некоторых штрафов предлагают скорректировать. В частности, за неправомерные требования к участникам закупки он составит:

– от 5 тыс. до 30 тыс. руб. — для должностных лиц;

– от 10 тыс. до 30 тыс. руб. — для юридических лиц.

По словам авторов Законопроекта, минимальный штраф станут назначать, если последствия нарушения устранили и добровольно возместили ущерб. Максимальное наказание будет зависеть от характера нарушения.

Если для состава административного нарушения предусмотрели вынесение предупреждения, сначала станут применять его вместо штрафа.

1.2. Проект постановления Правительства РФ «о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

 (https://regulation.gov.ru/projects#npa=129679)

Дата начала публичного обсуждения: 16 июля 2022 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 30 июля 2022 г.

В закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) хотят скорректировать правила ведения реестра договоров. В него предложили включать больше сведений.

Так, если в конкурентной электронной закупке среди СМСП установили требование об обеспечении исполнения договора, то в реестр предложили направлять, в частности, данные:

– о способе и размере обеспечения;

– прекращении обязательств контрагента по независимой гарантии с указанием даты, если обеспечение предоставили в такой форме.

Кроме того, предложено внеси изменения также в порядок размещения положения о закупке.

Максимальный срок оплаты договоров по Закону № 223-ФЗ — не более 7 рабочих дней с даты приемки. При необходимости в положении о закупке можно установить перечень товаров (работ, услуг) с иным сроком.

Так, в порядке размещения положения о закупке предложили уточнить, что такой перечень надо формировать по ОКПД2 с детализацией не ниже группы товаров (работ, услуг). Иной срок можно указывать в рабочих либо календарных днях или в виде порядка их определения.

1.3. Вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений».

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140087) 

Напомним, что одно из изменений, введенное Федеральным законом, осуществлено в целях повышения эффективности проведения аукциона по приватизации государственного и муниципального имущества. Так, Федеральный закон устанавливает, что в случае признания аукциона по продаже государственного или муниципального имущества несостоявшимся по причине подачи заявки только одним участником, с таким участником установлена возможность заключения договора по начальной цене продажи имущества.

Кроме того, Росимущество сформирует перечень федерального имущества, которое можно приватизировать без включения в прогнозный план (программу) приватизации. Одно из условий – стоимость такого имущества не должна превышать 100 млн руб.

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2022 № 1290 «Об установлении срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения государственного контракта, заключенного в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства» 

Цель: выполнение мероприятий государственных программ РФ в рамках государственного оборонного заказа

Суть: срок оплаты товара по контракту, заключенному в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, должен составлять не более 30 дней с даты подписания документа о приемке.

Охват: заказчики и участники закупок.

1.5. Письмо Минфина России от 20.07.2022 № 24-01-06/69926 «О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252 и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. № 851»

Цель: разъяснение положений Указа Президента РФ № 252 и постановления Правительства РФ № 851

Суть: в случае исполнения контракта с лицом, находящимся под санкциями в связи с недружественными действиями в отношении РФ, в целях реализации запрета исполнения перед ним обязательств по совершенной сделке заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Охват: заказчики и участники закупок.

1.6. Письмо Минздрава России от 05.07.2022 № 5-3/3067277-7784
«О формировании средневзвешенных цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102»

Цель: разъяснение порядка определения НМЦК при закупках медицинских изделий из поливинилхлоридных пластиков

Суть: порядок расчета НМЦК на медицинские изделия из поливинилхлоридных пластиков необходимо производить в соответствии с приказом Минздрава России от 15.05.2020 № 450н.

Охват: заказчики и участники закупок

II. Правовые новости 

2.1. Правительству РФ и «Корпорации МСП» поручено обеспечить заключение офсетных договоров с малым бизнесом.

Правительству РФ и «Корпорации МСП» поручено обеспечить заключение госкомпаниями контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты) с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Такой пункт включен в перечень поручений по итогам XXV Петербургского международного экономического форума, утвержденный президентом Владимиром Путиным.

Правительству и «Корпорации МСП» поручено при участии госкомпаний организовать работу по заключению заказчиками долгосрочных договоров на поставку товара, оказание услуги, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства инвесторов из числа субъектов МСП.

Правительство и «Корпорация МСП» должны представить доклад о выполнении этого поручения до 1 ноября 2022 года.

Ранее, в июне, «Корпорация МСП» заявила о том, что совместно с Минэкономразвития РФ и крупнейшими госкомпаниями планирует в течение месяца подготовить предложение по запуску механизма заключения госкомпаниями долгосрочных, в том числе офсетных, договоров с субъектами МСП в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

«По поручению главы государства мы разработаем инструмент, с помощью которого крупные компании с госучастием смогут заключать долгосрочные договоры с малым и средним бизнесом, – говорил тогда гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. – Это позволит гарантировать поставщикам долгосрочный сбыт и будет их стимулировать создавать новое или модернизировать уже действующее производство».

При этом Исаевич отмечал, что в настоящее есть большой запрос со стороны малого и среднего бизнеса на такие договоры.

Как сообщалось, в рамках ПМЭФ Путин поручил правительству РФ, «Корпорации МСП» и госкомпаниям создать и запустить механизм заключения долгосрочных договоров с субъектами МСП.

«И новые, и действующие точки индустриального роста (территориальные промышленные кластеры) должны притягивать малый бизнес, вовлекать его в свою орбиту. При этом малый бизнес должен видеть горизонт, понимать перспективу, – говорил Путин. – В связи с этим прошу правительство совместно с «Корпорацией МСП» и нашими крупнейшими компаниями запустить инструмент долгосрочных договоров госкомпаний с субъектами МСП. Таким образом, на годы вперед будет гарантирован спрос на продукцию таких предприятий».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2537

2.2. Ключевую ставку продолжают снижать.

С 25 июля ключевая ставка равна 8%, что на 1,5 процентных пункта ниже предыдущего значения. Такое решение Банк России принял на очередном заседании.

Вновь обратиться к этому вопросу ЦБ РФ планирует 16 сентября.

Источник: http://www.consultant.ru/legalnews/19867/

2.3. В Совете Федерации готовят проект о праве военных с тремя детьми на бесплатный участок.

В Совете Федерации подготовят законопроект, дающий право военнослужащим с тремя и более детьми на получение бесплатного земельного участка, сообщила пресс-служба Совфеда.

«Сенаторы подготовят законопроект о наделении военнослужащих, имеющих трех и более детей, правом на бесплатное получение земельных участков. С соответствующей инициативой к сенаторам обратился Государственный Совет Республики Коми», – говорится в сообщении.

Право на бесплатное получение земельных участков на территории регионов предлагается давать независимо от сроков проживания военнослужащего в регионе во время прохождения военной службы.

Сейчас, согласно Земельному кодексу РФ, право на бесплатный участок имеют многодетные военнослужащие, прожившие в соответствующем регионе не менее трёх лет. Как отметил председатель комитета Совфеда по агарной политике Алексей Майоров, при этом военнослужащие из-за специфики своей работы нередко меняют место службы.

«Предложение парламента Коми заслуживает внимания, но в то же время эти вопросы требуют дополнительного обоснования и проработки для создания полноценного механизма бесплатного предоставления земельного участка военнослужащим, имеющим трех и более детей», – подчеркнул он.

В частности, отметил Майоров, необходимо учесть особенности предоставления земельных участков в случае переезда военнослужащих из одного региона в другой.

Сенаторы подготовят законопроект и внесут его в Госдуму.

Источник: https://realty.ria.ru/20220721/uchastok-1803983043.html

2.4. Елена Мартынова: новые сервисы Росреестра – базис для развития «умных городов».

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова приняла участие в пленарной сессии Всероссийского форума «Умный город: новые вызовы», посвященного развитию и цифровизации городов, в Мурманской области. В ходе дискуссии спикеры обсудили Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, цифровую трансформацию сферы земли и недвижимости как условие достижения национальных целей, а также новый стандарт «Умного города». Модератором стал заместитель руководителя рабочей группы Министерства строительства и ЖКХ России по реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» Анатолий Курманов.

В своем докладе Елена Мартынова рассказала о Национальной системе пространственных данных Росреестра и цифровых сервисах для людей, среди которых: «Умный кадастр», «Земля просто», «Земля для туризма», «Мои объекты недвижимости», «Земля для стройки», «Индивидуальное жилищное строительство», «Градостроительная проработка онлайн», «Согласование в стройке» и других.

«Новые проекты ведомства создаются с учетом анализа проблем и поиска их решений на основе реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются люди. Внедрение сервисов и доступ к данным позволит сделать жизнь человека комфортнее», – подчеркнула заместитель руководителя.

В ходе выступления Елена Мартынова отметила, что Росреестр и Правительство Мурманской области подписали на ПМЭФ-2022 соглашение, направленное на сокращение сроков государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости, созданные или реконструированные в ходе реализации инвестиционных проектов на территории региона.

«Построение взаимосвязей между различными государственными информационными системами объединит разрозненные данные по объектам недвижимости, выявит дубли, ошибки и противоречия, обеспечит пользователей возможностью отслеживать изменения онлайн. Это станет инструментом развития инфраструктуры региона и неотъемлемым базисом для создания «умных городов», – сообщила руководитель цифровой трансформации.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/elena-martynova-novye-servisy-rosreestra-bazis-dlya-razvitiya-umnykh-gorodov/

2.5. Олег Скуфинский выступил на Совете законодателей

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский принял участие в заседании президиума Совета законодателей России, где рассказал о приоритетных направлениях законодательной деятельности Службы.

За последние два года по инициативе ведомства и при поддержке парламента принято 37 федеральных законов, которые улучшают качество кадастрового учета и регистрации прав, снижают административные барьеры, сокращают инвестиционно-строительный цикл.

«Благодаря слаженной работе с органами государственной власти, Госдумой, Советом Федерации, а также управленческими командами регионов приняты законы, облегчающие и ускоряющие процессы оказания услуг в сфере земли и недвижимости. Существенно сокращены сроки предоставления земельных участков, у арендаторов появилось право продлевать договоры аренды до трех лет, у граждан – возможность выкупать земельные участки, арендуемые для производства сельхозпродукции, упрощены процедуры регистрации прав. Впервые на проведение кадастровых работ по бытовой недвижимости установлен трехдневный срок. Раньше эти сроки не регламентировались», – отметил Олег Скуфинский.

С 29 июня 2022 года Росреестр и МФЦ перешли на безбумажный документооборот. Закон не только оптимизирует вопросы взаимодействия и сокращает сроки предоставления услуг при обращении через многофункциональные центры минимум на два дня, но и позволит регионам экономить на логистике более 500 млн рублей. Ежегодно такие документы по площади формировали около четырех футбольных полей.

Олег Скуфинский также остановился на приоритетных для осенней сессии парламента законопроектах, разработанных при непосредственном участии Росреестра, в том числе об электронных торгах по предоставлению земельных участков, о разрешенном использовании земельных участков, о создании отечественной импортозамещенной геоинформационной платформы.

Кроме того, Росреестром в Правительство России внесен законопроект об устранении пересечений между границами земельных участков и границами населенных пунктов территориальных зон. Его положения будут способствовать работе по установлению границ в регионах, которая проводится по всей стране. Также инициировано продление «лесной амнистии» до 2026 года. Благодаря закону уже на 250 млн га сокращен разрыв между ЕГРН и государственным лесным реестром. В высокой степени готовности находится законопроект о «линейной амнистии», благодаря которой в упрощенном порядке можно будет осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты, используемые для оказания жилищно-коммунальных услуг населению (газопроводы, водопроводы, объекты электросетевого хозяйства, сооружения связи и т.д. ).

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/oleg-skufinskiy-vystupil-na-sovete-zakonodateley/

2.6. Специалисты Федеральной кадастровой палаты разъяснили, как перевести жилой дом на садовом участке в нежилое здание.

Если ранее построенная на садовом участке дача (дачный, садовый дом) была оформлена в упрощенном порядке как жилой дом (жилое строение), но фактически таковым не является и используется только для временного пребывания в весенне-летний сезон, то такой объект можно признать нежилым зданием, то есть садовым домом.

Садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Жилой дом может быть признан садовым домом на основании решения органа местного самоуправления.

Для получения такого решения в соответствующий орган местного самоуправления собственник объекта подает заявление о признании жилого дома садовым домом и правоустанавливающий документ на жилой дом или выписку из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. В случае, если жилой дом обременен правами третьих лиц, дополнительно потребуется нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание жилого дома садовым домом.

Орган местного самоуправления рассматривает представленные документы и принимает решение о признании жилого дома садовым домом не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления.

Источник: https://kadastr.ru/magazine/news/kak-perevesti-zhiloy-dom-na-sadovom-uchastke-v-nezhiloe-zdanie/

2.7. Проект федерального закона № 165427-8 «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/165427-8

Цель: внесение изменений в части регламентации закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту, больному редким (орфанным) заболеванием.

Суть: законопроект предусматривает возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов по торговому наименованию, которые предназначены для назначения пациенту, больному редким (орфанным) заболеванием.

Охват: заказчики и участники закупок.

2.8. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(ID проекта: 02/04/07-22/00129680, разработчик ФАС России)

https://regulation.gov.ru/projects#npa=129680

Цель: дифференциация размеров штрафов за нарушения в сфере госзакупок 

Суть: законопроект предусматривает установление минимальных и максимальных размеров административных штрафов за совершение правонарушений в сфере госзакупок. Минимальную сумму штрафа планируется назначать в случаях, когда нарушитель предотвращает последствия своего нарушения, а также добровольно возмещает или устраняет причиненный ущерб. Максимальная сумма будет назначаться с учетом характера совершенного правонарушения.

Кроме того, проект федерального закона предусматривает, что нарушителю по ряду составов изначально будет выноситься предупреждение вместо штрафа. В частности, предупреждение будет выдаваться в случае нарушений, допущенных при проведении закупочной процедуры, при заключении и расторжении контрактов, а также нарушений по Закону № 223-ФЗ.

Законопроект также унифицирует административные нормы в связи с переходом на электронные формы проведения закупочных процедур и предусматривает меры для оперативного рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и участники закупок

2.9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1166»

(ID проекта: 01/01/07-22/00129748, разработчик Минфин России)

https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=129748

Цель: приведение законодательства в соответствие с нормами Закона № 231-ФЗ

Суть: в реализацию положений Федерального закона от 28.06.2022 № 231-ФЗ вносятся изменения в перечень постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающие уточнение наименования контракта со встречными инвестиционными обязательствами, его предмета, а также наименование соответствующего реестра единственных поставщиков (исполнителей)

Охват: заказчики и участники закупок.

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение Московского УФАС России от 28.06.2022 по делу № 077/07/00-8982/2022

В адрес Московского УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Участник закупки электромонтажных работ пожаловался, что опыт победителя оценили неверно. Должны были учесть только контракты (договоры) на сходные работы. Победитель приложил среди прочих договоры на ремонт, но из них не выделили стоимость нужных услуг и оценили на всю сумму.

Заказчик пояснил, что не смог определить цену электромонтажных работ, поскольку те входили в комплекс ремонтных работ по договорам. Все они связаны между собой.

Между тем Комиссия нашла нарушения:

– учет договоров на полную сумму вместе с несопоставимыми работами не отвечает принципам равноправия и справедливости, а также порядку оценки заказчика. Договор, из которого нельзя выделить стоимость нужных услуг, не оценивают;

– заказчик мог определить цену необходимых работ из смет к договорам на ремонт. Их указали в отдельных разделах.

Жалоба признана частично обоснованной.

3.1. Решение Краснодарского УФАС России по делу 023/10/18.1-2711/2022 от 19.07.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – Комиссия) рассмотрела жалобу победителя аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Довод подателя жалобы сводился к тому, что уполномоченным органом нарушен порядок заключения договора, поскольку направленный проект договора не содержит в себе печати уполномоченного органа.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа пояснил, что действующее законодательство не содержит обязательного требования к скреплению договора печатью. Кроме того, на момент направления проекта договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не представляется возможным определить дату заключения договора, определить окончание действия заключаемого договора, а также присвоить договору регистрационный номер.

Заслушав представителя уполномоченного органа, Комиссия пришла к выводу, что скрепление договора аренды земельного участка печатью уполномоченного органа не требуется, поскольку в соответствии с частью 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Таким образом, ни законом, ни иными правовыми актами, ни соглашением сторон не установлены дополнительные требования, которым должен соответствовать договор в виде скрепления его печатью.

         Жалоба признана необоснованной.

3.3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2022 года по делу №А56-109112/2021

Акционерное общество «Биотранс СП» (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, антимонопольный орган), Государственному бюджетному учреждению Ленинградской области «Фонд имущества Ленинградской области» (далее – Организатор аукциона), Администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа; об аннулировании результатов аукциона.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, с чем не согласился Заявитель и обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Изучив доводы апелляционной жалобы, судом было установлено, что Организатор аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена в установленном законом порядке разместил извещение на официальном сайте торгов. Заявитель, желая принять участие в аукционе, подал заявку на участие и иные необходимые документы, однако Организатор аукциона в допуске заявителю отказал.

Отказ в допуске к участию в аукционе послужил мотивом к обращению Заявителя в антимонопольный орган с жалобой на действия Организатора аукциона. При рассмотрении жалобы Управление не установило нарушений в действиях Организатора аукциона, поскольку заявитель подал заявку не по форме, утвержденной извещением. Принятое решение антимонопольного органа не устроило Заявителя, в связи с чем он обратился в суд.

Апелляционная инстанция, изучив все обстоятельства дела, поддержала позицию Управления и суда первой инстанции, пояснив, что извещение о проведении аукциона содержало в себе форму заявки и инструкцию по ее заполнению, однако Заявитель представил заявку в произвольной форме, что является нарушением статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом в апелляционной жалобе Заявитель ссылается на то, что размещенные в извещении требования к форме заявки и инструкция по ее заполнению представляют собой требования на 46 листах однотипного текста, лишенного логического смысла. Однако Заявитель не указывает, какие именно положения инструкции содержат неясности и противоречия.

Кроме того, нормами действующего законодательства не регламентируется количество страниц в нормативных документах, а непонимание текста инструкции самим заявителем не свидетельствует о невозможности ее применения при заполнении заявки.

Таким образом, решение суда первой инстанции было оставлено в силе, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

3.4. Суды: нарушение госконтракта – не повод удерживать всю сумму обеспечения

Суть: заказчик отказался от контракта, поскольку товар не отвечал его условиям. Поставщик потребовал вернуть обеспечение, так как документ перестал действовать. Заказчик отказал: по условиям сделки деньги возвращают, если все обязательства исполнили надлежащим образом.

Суд поставщика не поддержал: в контракте закрепили право взыскать обеспечение из-за нарушений, их доказали.

Выводы судов:

Апелляция и кассация решили иначе:

  • хотя стороны предусмотрели право удержать обеспечение из-за нарушений обязательств, ГК РФ и Закон № 44-ФЗ не позволяют сделать это полностью. В контракте тоже нет однозначного условия, что заказчик может удержать все деньги независимо от размера неустойки;
  • толковать положения контракта о спорном праве заказчика нужно в пользу слабой стороны — поставщика. Иначе заказчик смог бы неосновательно обогатиться;
  • удерживать обеспечение можно только в размере неустойки, если контрагент не уплатил ее по претензии. Заказчик не просил возместить убытки или выплатить неустойку. Контракт прекратил действие, значит, деньги следовало вернуть.

Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.07.2022 по делу
№ А43-11822/2021

29 июля 2022, 14:15
373
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.