Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 5-9 сентября 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 5-9 сентября 2022 года
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Федеральное казначейство расширило перечень уполномоченных лиц для регистрации в ЕИС

с 13.09.2022 к числу уполномоченных лиц будут отнесены те, кто вправе подписывать в ЕИС распоряжения о казначейских платежах

Где читаем?

приказ Казначейства России от 29.07.2022 № 18н

1.2. Минфин России разъяснил порядок установления аванса при поэтапном исполнении контракта

✓       если в контракте предусмотрено поэтапное исполнение и выплата аванса, в него включается условие о размере аванса по каждому этапу в виде процента от цены соответствующего этапа

✓       при этом возможность установления разного процента аванса для каждого этапа исполнения контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ

Где читаем?

письмо Минфина России от 15.07.2022 № 24-06-07/68449

1.3. Размещен проект постановления Правительства РФ, предусматривающий новые типовые условия контрактов на ремонт автомобильных дорог

✓       типовые условия применяются при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений, включая:

  • строительно-монтажные работы
  • пусконаладочные работы
  • поставка материалов и оборудования

✓       отсутствуют ограничения по НМЦК

✓       условия не будут применяться при работах за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств

Где читаем?

проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта»

1.4. Размещен проект постановления Правительства РФ, которым планируются к утверждению типовые условия госконтрактов на оказание услуг по распоряжению обращенным в собственность государства имуществом

Типовые условия будут утверждены в следующих видах работ:

  • на оказание услуг по приему и хранению имущества, обращенного в собственность государства
  • на выполнение работ по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства
  • на оказание услуг по экспертизе имущества, обращенного в собственность государства
  • на оказание услуг по определению рыночной стоимости (оценке) имущества, обращенного в собственность государства

Где читаем?  

проект постановления РФ «Об утверждении типовых условий государственных контрактов на оказание услуг (выполнение работ) по распоряжению обращенным в собственность государства имуществом»

1.5. Суды: госзаказчик может согласовать допработы в переписке и без заключения соглашения

Заказчик принял результат по строительному контракту, его расторгли по соглашению. Подрядчик потребовал оплатить допработы, которые предусмотрели в проектной документации, но не в смете.

Заказчик отказал:

  • допработы не согласовывали. Резерв на непредвиденные затраты исчерпали. Это оговорили в соглашении;
  • для их выполнения уже заключили сделку с другим лицом.

Три инстанции взыскали с заказчика долг и госпошлину:

  • подрядчик не раз сообщал заказчику, что в проектной документации есть работы, которых нет в смете. Их невыполнение грозило годности и прочности результата. Это подтвердил специалист;
  • допработы не самостоятельные. Хотя заказчик этого не отрицал, он недобросовестно разместил отдельную закупку на них, чем ввел потенциальных подрядчиков в заблуждение;
  • стороны не заключали соглашение на спорные работы. Однако из переписки и поведения заказчика следует, что их согласовали.

Где читаем?

Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2022 по делу № А59-3530/2020

1.6. Письмо Минфина от 05.09.2022 года № 24-07-07/86221

Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 252), в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», введены специальные экономические меры (далее – санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252» на основании пункта 5 Указа № 252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.

Должен ли заказчик в положении о закупке и документации о закупке отражать требования вышеуказанных нормативных правовых актов?

Минфин в письме разъяснил, что заказчики при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе указанных нормативных правовых актов.

1.7. В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/190636-8)

Ряд законодательных актов Российской Федерации содержит отсылочные нормы к положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).

В то же время Федеральный закон № 184-ФЗ поэтапно, до 1 января 2023 года, по мере вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ) будет признан утратившим силу.

Законопроект направлен на корректировку положений следующих законодательных актов Российской Федерации с учетом норм Федерального закона № 414-ФЗ:

— Земельный кодекс Российской Федерации;

— Жилищный кодекс Российской Федерации;

— Водный кодекс Российской Федерации;

— Градостроительный кодекс Российской Федерации;

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— Лесной кодекс Российской Федерации;

— Семейный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

II. Правовые новости

2.1. Очередная, восемнадцатая, форум-выставка «Госзаказ» пройдет в апреле 2023 года.

Форум-выставка, которая традиционно является самым представительным мероприятием в сфере закупочной деятельности, пройдет в инновационном центре «Сколково». Согласно поручению, руководителям федеральных органов власти и различных госорганизаций предлагается принять участие в подготовке и проведении «Госзаказа» совместно с подведомственными организациями.

Руководителям субъектов РФ также рекомендовано принять участие в форуме-выставке.

В том году форум-выставка «Госзаказ» также проходила в «Сколково». На площади более 10 тыс. кв. метров размещались экспозиции более 200 компаний и организаций, а также 85 субъектов РФ. Число участников и посетителей форума составило около 7 тыс. человек. Еще около 1 млн человек смотрели трансляции деловой программы форума. Ход «Госзаказа» освещали более 300 представителей СМИ, включая корреспондентов группы «Интерфакс».

Основными темами деловой программы форума стали, в частности, традиционные для «Госзаказа» вопросы. Это работа госзаказчиков по новым правилам, начавшим действовать после вступления в силу второго пакета оптимизационных поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), развитие Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, поддержка малого бизнеса в рамках госзаказа, борьба с нарушениями в сфере закупок, включая картельные сговоры (активную работу по этому направлению ведет Бюро расследований ОНФ – ранее проект «За честные закупки»).

При этом главными темами форума стали вопросы импортозамещения в условиях введения антироссийских санкций, разработка и принятие антисанкционных мер в сфере госзакупок и закупок госкомпаний, диверсификации предприятий ОПК.

Контрактная система оптимизирована под новые условия, и теперь нужна только ее тонкая донастройка, говорил заместитель министр финансов Алексей Лавров в ходе форума «Госзаказ».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2594

2.2. Замглавы Минфина предлагает задуматься о возможности ограничения информации о закупках в РФ.

Минфин РФ предлагает изучить вопрос об ограничении доступа к информации о госзакупках и закупках госкомпаний, следует из выступления заместителя министра финансов Алексея Лаврова в ходе Московского финансового форума.

«Достигнув прозрачности (всех процессов в сфере госзакупок и закупок госкомпаний) можно подумать о том, чтобы соответствующая информация была доступна только профессионально заинтересованным участникам, а не была бы доступна в той же блогосфере и не могла бы использоваться, в том числе, в неблаговидных целях», — сказал Лавров.

По словам заместителя министра, серьезный бизнес сейчас обращается с вопросами о закрытии информации по контрактам, которая может создавать проблемы для субподрядчиков в условиях санкций.

«Они (субподрядчики) испытывают серьезнейшие политические трудности, когда информация о них встречается в контрактах, размещенных в публичном доступе (в частности, в Реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок — ИФ) — процитировал Лавров обращения серьезного бизнеса. — это серьезный повод задуматься».

Лавров отметил, что за последние пять лет удалось перевести всю систему закупок в электронный вид и она (все действия участников, все процессы) стала прозрачной. При этом он подчеркнул, что в сегменте госзакупок даже «закрытая» информация не теряется — для работы с ней в ЕИС реализован закрытый контур.

«В сегменте закупок госкомпаний также двигаемся в этом направлении, — сказал Лавров. — После введения антироссийских санкций и принятия антисанкционных мер значительная часть закупок из общей сферы ушла и стоит задача их вернуть в закрытый контур. Да, это будет. Но закрытие не должно быть абсолютным».

По словам заместителя руководителя Федерального казначейства Анны Катамадзе, ведомство рассчитывает развернуть в рамках ЕИС закрытый контур для закупок госкомпаний — по аналогии с таким же контуром для госзакупок. Соответствующие работы Казначейство планирует выполнить к 1 апреля 2023 года.

Как сообщалось, весной текущего года были приняты поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), согласно которым госкомпании, подпавшие под санкции, смогут размещать информацию о закупке в ЕИС, но без размещения на ее официальном сайте с 1 апреля 2023 года. К этому времени в ЕИС планируется создать закрытый защищенный контур для размещения чувствительной информации. До этого времени госкомпании, находящиеся под санкциями, не должны размещать информацию о своих закупках в ЕИС.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2607

2.3.  Предусмотренный положением о закупке перечень взаимозависимых лиц необходимо актуализировать до 20 сентября 2022 года.

Не позднее указанной даты в соответствие с новой редакцией п. 13 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившей в силу 22 июня текущего года, необходимо привести положения о закупке, которыми определен перечень взаимозависимых юридических лиц в целях «выведения» соответствующих договоров из-под действия Закона № 223-ФЗ (Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Напомним, что согласно действующей редакции п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ из сферы действия Закона № 223-ФЗ исключаются отношения, связанные в том числе с осуществлением закупок у:

  • указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с НК РФ;
  • иных юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с НК РФ, если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса.

Источник: https://www.garant.ru/news/1564863/

2.4. ФАС рассказала о трендах в изменениях законодательства на совещании руководителей антимонопольных органов ЕАЭС.

Позицию российского антимонопольного ведомства представил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский

Как отметил замруководителя службы, важным новшеством в антимонопольном регулировании стало обеспечение возможности ограничения патентных прав правообладателя. Это касается случаев, когда ограничение необходимо для защиты жизни и здоровья граждан. Правительство РФ впервые выдало принудительную лицензию на производство зарубежного противовирусного препарата «Ремдесивир», используемого при лечении COVID-19. Это решение не только обеспечило российских граждан жизненно важным препаратом, но и снизило его стоимость практически в 5 раз, существенно сократив расходы бюджета.

Помимо этого, ФАС России разработала целый ряд нормативных актов для поддержки предпринимателей и снижения административной нагрузки:

  • расширены антимонопольные «иммунитеты» в отношении малого и среднего бизнеса. Теперь компания не может быть признана доминирующим хозяйствующим субъектом, если ее годовая выручка не превышает 800 млн рублей;
  • упрощен контроль сделок экономической концентрации. Если суммарная стоимость активов компании составляет от 800 млн рублей до 2 млрд рублей, сделка может быть совершена без согласования с ФАС, но с последующим уведомлением службы;
  • изменился порядок предоставления преференций предпринимателям. Теперь вместо согласования с ФАС органам власти в ряде случаев достаточно уведомить службу о предоставлении преференций;
  • предусмотрена возможность уплаты 50% от размера штрафа за заключение антиконкурентных соглашений. Это касается случаев, когда оплата происходит в течение 20 дней со дня вынесения постановления и компания является субъектом МСП.

В завершение своего выступления Сергей Пузыревский отметил, что ФАС России в своей нормотворческой деятельности старается снижать административную нагрузку на бизнес, унифицировать обязательные требования антимонопольного контроля при сделках экономической концентрации и предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. Представители антимонопольных органов стран Евразийского экономического союза в свою очередь отметили, что их государства стремятся к гармонизации конкурентной политики в границах ЕАЭС и готовы реализовывать лучшие проконкурентные практики других членов организации.

Источник: https://fas.gov.ru/news/32127

2.5. Закон запретил регистрировать в собственность асфальтовые дороги и бетонные площадки.

Как сообщил председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, 1 сентября вступили в силу поправки в Гражданский кодекс. Он подчеркнул, что новые нормы направлены на упорядочивание гражданских прав относительно объектов недвижимости. Это только кажется, что звучит сухо и сложно. На самом деле вопрос живой и горячий.

На практике в судах нередко вспыхивали споры: граждане требовали зарегистрировать на их имя дорогу или бетонный пятачок возле дома. А чиновники и суды начинали гадать, стоит признать «шоссе» между двумя сараями недвижимостью или нет. Результат судебного поединка, как в хорошем футбольном матче, был непредсказуем до самых последних секунд в самой последней инстанции. Все потому, что полной ясности не было.

На самом деле главным призом, за который боролись граждане, была не столько дорога, сколько земля под и вокруг ней. Как поясняют юристы, по нашим правилам владелец недвижимости на не принадлежащей ему земле получает определенные привилегии по отношению к земельному участку. Например, он получает преимущественное право покупки данной земли. А если она государственная, то может со временем выйти из госсобственности.

Поэтому, допустим, жители дачных поселков пытались провернуть трюк: проложить за свой счет дорогу, а потом потребовать зарегистрировать ее как общую долевую собственность, чтобы в том числе прихватить еще и немного земли. Или ТСЖ многоквартирного дома могли забетонировать площадку рядом, чтобы прирезать дворовую территорию.

Но гораздо чаще, по словам юристов, пытались, так сказать, встать на путь истинный различные бизнесмены. Они брали в аренду у государства земельный участок, прокладывали там дорогу или что-то в этом роде и пытались зарегистрировать как недвижимость. Признание права собственности на такой лежачий объект открывало массу возможностей для легализации своих прав и на земельный участок. Так что, как подчеркивают эксперты, чаще всего такие юридические НЛО — неопределенно легализуемые объекты — появлялись именно на государственных землях.

Как пояснил Павел Крашенинников, в первой главе нового закона дается описание основных объектов недвижимости, правила об их возникновении, изменении и т.д. , во второй главе содержатся нормы о праве собственности на указанные объекты недвижимости.

Источник: https://rg.ru/2022/09/07/puti-perekryty.html

2.6. «Земля для туризма» доступна на публичной кадастровой карте.

Росреестром совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» запущен ресурс «Земля для туризма» на публичной кадастровой карте (ПКК), который содержит информацию о земельных участках (территориях), возможных для вовлечения в туристскую деятельность. Об этом сообщила заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова.

«Проект нацелен на вовлечение в оборот земли для развития сферы туризма и повышения инвестиционной привлекательности регионов. Он позволит людям и представителям бизнес-сообщества эффективно планировать свою деятельность. На публичной кадастровой карте уже представлена информация о 82 земельных участках в 7 пилотных регионах, где могут быть размещены объекты туристического сегмента», — отметила Татьяна Громова.

Ранее Росреестр заключил соглашения о запуске проекта с Правительствами Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Карелия, Калужской области, Тульской области, Сахалинской области, а также Камчатского края. В этих регионах созданы оперативные штабы по выявлению земельных участков.

По результатам работы определено 115 объектов туристского интереса, из них в Республике Дагестан – 40, в Сахалинской области – 22, в Камчатском крае – 20, в Республике Карелия – 15, в Тульской области – 10, в Республике Алтай – 5, в Калужской области – 3.

«Если говорить о развитии туристической отрасли, то Республика Дагестан столкнулась со спросом, значительно превышающим предложение, что не может не заинтересовать потенциальных инвесторов. И задача Управления Росреестра по Республике Дагестан сделать все возможное для реализации проекта «Земля для туризма». На сегодня уже определенны участки формирования туристско-рекреационных кластеров, совместно с региональными ведомствами ведется сбор информации о земельных участках и ее размещение на ПКК», – сообщил руководитель Управления Арсен Пирмагомедов.

В рамках работы выявлено 100 земельных участков, возможных для вовлечения в туристскую деятельность площадью 1 327,4 га. 23 участка расположены в Калужской области, 22 – в Сахалинской области, 20 – в Республика Дагестан, 12 – в Республике Карелия, 11 участков – в Республике Алтай, 7 – в Камчатском крае, 5 – в Тульской области.

О реализации проекта в Республике Карелия рассказала руководитель регионального Управления Росреестра Анна Кондратьева: «Карелия – уникальный по красоте и достопримечательностям регион, у которого огромный туристический потенциал. Сегодня мы видим всплеск туристического интереса, люди с удовольствием едут в республику. Появился тренд на модульные гостиницы и глэмпинги с возможностью отдыха на природе. Такой вид размещения туристов набирает популярность, не требует, как правило, больших инвестиций и может быть установлен там, где запрещено капитальное строительство. В рамках пилотного проекта в республике выявлено более 754 га земли. Сервис позволяет выбрать земельные участки, подходящие для размещения туристических объектов. Наша задача — привлечь инвесторов».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/zemlya-dlya-turizma-dostupna-na-publichnoy-kadastrovoy-karte/

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение Московского областного УФАС России от 05.09.2022 по делу № 050/07/223-31884/2022

В Московское областное УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на действия заказчика Акционерного общества «Ногинская муниципальная инвестиционно-трастовая компания» (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Доводом жалобы было указание на противоречивое установление Заказчиком сроков оказания услуги, являющейся предметом закупки.

При рассмотрении жалобы Комиссия установила, что в пункте 3 Технического задания закупочной документации установлено следующее:

«Срок оказания услуг: 12 (Двенадцать) календарных месяцев с даты заключения договора».

При этом, в Приложении № 2 к договору установлено:

«Оказание услуг по взысканию задолженности за потребленные коммунальные ресурсы (тепловая энергия для нужд отопления, горячая вода) с физических лиц – собственники и иные владельцы жилых помещений многоквартирных домов:

  • срок начала исполнения обязательства: 01.08.2022 (МСК);
  • срок окончания исполнения обязательства: 31.07.2023 (МСК)».

Таким образом Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом срока оказания услуг вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о закупках.

Жалоба признана обоснованной. 

3.2. Решение Сахалинского УФАС России от 2 сентября 2022 г.
по делу № 065/07/3-508/2022

В Сахалинское УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление №10» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Доводом жалобы было указание на то, что при размещении протоколов Заказчиком, указанные протоколы были подписаны Заказчиком в отсутствии кворума в составе 60% членов комиссии, что влечет их недействительность.

При рассмотрении жалобы Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1.7.2 Положения о закупках Заказчика деятельность работы закупочной комиссии, ее функции и полномочия определяются внутренним Положением Заказчика о данной комиссии, утверждённым приказом.

Так, приказом директора Заказчика создана единая закупочная комиссия.

Приложением №1 к приказу утвержден состав единой комиссии в количестве 6 членов комиссии, в том числе председатель комиссии и ее секретарь.

Пунктом 3 вышеназванного приказа, определен порядок работы комиссии. В указанном пункте в том числе содержатся следующие сведения: заседание комиссии считается правомочным при участии в нем не менее шестидесяти процентов числа членов Комиссии.

Между тем в протоколе рассмотрения заявок, а также в протоколе подведения итогов в составе единой комиссии Заказчика присутствовало всего лишь 3 члена комиссии (50%) из минимально необходимых 60%, что влечет недействительность всех подписанных и размещенных протоколов.

3.3. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2022 года по делу № А23-9107/2021  

Общество с ограниченной ответственностью «Лучший свет» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Управление, антимонопольный орган) о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано, с чем не согласилось Общество и обратилось с кассационной жалобой в окружной арбитражный суд.

АС Центрального округа, рассмотрев поданную жалобу, не нашел оснований для ее удовлетворения.

Так, судами установлено, что Общество являлось победителем закупки, проводимой акционерным обществом «Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина» (далее — предприятие) в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вместе с тем в установленный срок договор по результатам проведенной закупки Обществом подписан не был, в связи с чем предприятие обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об Обществе в РНП. Управление признало Общество уклонившимся от заключения договора и внесло сведения об Обществе в РНП.

Суд кассационной инстанции поддержал позиции Управления и нижестоящих судов. Довод кассационной жалобы, что причиной неподписания обществом договора являлась поломка ноутбука, был предметом исследования судов и отклонен как не заслуживающий внимания. Подавая заявку на участие в торгах, лицо, принимающее участие в осуществлении закупки и признанное победителем торгов, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий. Суды пришли к выводу о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения прав заказчика относительно срока заключения договора.

3.4.  Решение Ивановского УФАС России от 7 сентября 2022 г.

№037/10/18.1-437/2022

Ивановское УФАС России (далее – Комиссия) рассмотрело жалобу на действия организатора торгов: Управления сельского хозяйства и земельных отношений Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.

В жалобе заявитель указал, что Администрацией были неправомерно отменены результаты аукциона.

Рассмотрев жалобу, Комиссия пришла к выводу о ее обоснованности. Так, на участие в аукционе поступила только лишь одна заявка, поданная лицом, которое является и подателем рассматриваемой жалобы. Указанная заявка при этом соответствует всем требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона. Данное обстоятельство действительно является основанием для признания аукциона не состоявшимся, однако в соответствии с земельным законодательством лицу, заявка которого соответствует всем требованиям, должны быть направлены экземпляры договора аренды земельного участка, чего Администрацией сделано не было.

3.5. Решение Марийского УФАС России от 01 сентября 2022 года по делу № 012/01/18.1-653/2022 

Марийское УФАС России (далее – Комиссия) рассмотрело жалобу на действия организатора торгов: Юринской городской администрации Юринского муниципального района при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

Одним из доводов жалобы было указание заявителя на неправомерное установление в проекте договора аренды условия, не соответствующего нормам действующего законодательства: пункту 7 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Так, согласно договору, права на арендуемый земельный участок могут быть переданы в субаренду.

При рассмотрении жалобы Комиссия разъяснила, что применительно к отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними нормы земельного законодательства имеют приоритет над нормами гражданского законодательства. Вместе с тем диспозитивная конструкция пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность ограничения законом права арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, на передачу третьим лицам своих прав и обязанностей по договору аренды. Такое ограничение, в частности, содержится в пункте 7 статьи 448 ГК РФ, которым установлен запрет на перенаем земельного участка, предоставленного по договору, подлежащему заключению только на торгах и фактически заключенному на них. Данным запретом обеспечивается защита интересов публично-правового образования от уступки победителем торгов прав и обязанностей по заключенному на торгах договору аренды лицу, в силу различных причин не имеющему намерения лично реализовать договорные обязательства.

Таким образом, жалоба признана обоснованной.

3.6. Постановление Арбитражного суда Северно-западного округа от 09 сентября 2022 года по делу № А56-94219/2021

Индивидуальный предприниматель Казаков Алексей Анатольевич (далее – Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано, с чем не согласился Заявитель и обратился в суд с кассационной жалобой.

АС Северно-западного округа, рассмотрев жалобу, не нашел оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено, что Заявитель подал заявку на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Заявка была отклонена организатором торгов, что стало поводом к обращению Заявителя в Управление с жалобой. Рассмотрев поступившую жалобу, Управление признало ее необоснованной. После чего данное решение Управления было обжаловано в суд.

Поддерживая позицию Управления и нижестоящих судов, АС Северно-западного округа указал, что аукцион проводился в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная статья предусматривает, что участниками аукциона могут быть только граждане и КФХ. При этом вид разрешенного использования земельного участка был для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем Заявитель, имея статус индивидуального предпринимателя, подал заявку на участие в аукционе не как гражданин, а как индивидуальный предприниматель, что повлекло за собой обоснованный отказ в допуске к аукциону.

19 сентября 2022, 12:13
326
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.