Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206110012) 

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Напомним, что изменения направленны на устранение конфликта интересов при проведении закупок госкомпаний.

Эти поправки уточняют условия, при которых может возникнуть конфликт интересов, расширяют перечень лиц, которые должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уточняют перечень лиц, которые не могут входить в состав конкурсных комиссий и т.п.

Федеральный закон вводит требование к руководству госкомпаний и членам конкурсных комиссий госкомпаний о принятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Также Федеральный закон устанавливает перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссий по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ.

Вопрос устранения конфликта интересов при проведении закупок, прежде всего госкомпаний, поднимался еще в 2017 году. Тогда Минфин подготовил поправки к 223-ФЗ, предусматривающие запрет на привлечение заказчиками аффилированных юридических и физических лиц.

В 2019 году Счетная палата РФ предложила добавить в закон о закупках госкомпаний нормы, направленные на предотвращение коррупционных проявлений — в частности, об установлении запрета на конфликт интересов между заказчиком и участником закупки.

Большинство поправок, предусмотренных Федеральным законом, вступит в силу с 1 июля текущего года.

1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 11.06.2022 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206110004?index=1&rangeSize=1)

Напомним, что принятый Федеральный закон конкретизирует норму действующей редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), которая выводит из-под действия закона любые сделки с взаимозависимыми компаниями. А именно, теперь имеется только два конкретных случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона № 223-ФЗ.

До принятия Федерального закона закупки у взаимозависимых компаний были исключены из сферы действия Закона № 223-ФЗ чтобы облегчить закупки внутри вертикально интегрированных компаний, когда закупки осуществляются у дочерних компаний, которые и так являются субъектами Закона № 223-ФЗ.

В Федеральном законе указано, что заказчики должны привести в соответствие, утвердить и разместить в ЕИС свои положения о закупках, которыми определен перечень взаимозависимых лиц, в течение 90 дней с даты вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования – с 22 июня 2022 года.

1.3. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий недопуск к закупкам госкомпаний юридических и физических лиц, находящихся под иностранным влиянием.

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/140449-8)

К закупкам госкомпаний могут не допустить юридических и физических лиц, находящихся под иностранным влиянием. Соответствующие поправки к закупочному законодательству включены в Законопроект.

Так, данным Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение, согласно которому участниками закупок не смогут являться юрлица и физлица, сведения о которых включены в реестр иностранных агентов, создание которого предусмотрено пока еще проектом закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Как сообщалось, ранее Минюст разработал и внес на рассмотрение Госдумы проект закона о регулировании деятельности в РФ иностранных агентов (113045-8), объединяющий и актуализирующий основные положения, содержащиеся в различных федеральных законах, в рамках единого законодательного акта, в соответствии с которым будет формироваться статус иностранного агента.

Проект предусматривает, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют иную деятельность, виды которой будут определены законом.

Кроме того, «для повышения осведомленности граждан и должностных лиц» предусматривается ведение реестра, содержащего информацию об иностранных агентах. Включению в реестр также подлежат сведения о физических лицах, аффилированных с иностранными агентами.

1.4. Минфин разъяснил, что следует учесть при проведении электронной неконкурентной закупки по Закону № 223-ФЗ.

(https://base.garant.ru/404770131/)

Представители Минфина России разъяснили, что требования к электронной площадке, используемой заказчиком для проведения неконкурентных закупок в электронной форме, а также к порядку проведения таких закупок, в том числе с использованием любых электронных площадок, положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не урегулированы. В связи с этим для проведения неконкурентных закупок заказчики вправе использовать любую электронную площадку.

При этом с учетом положений ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при проведении неконкурентных закупок необходимо принимать меры по защите размещаемых и формируемых информации и документов.

1.5. Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции»

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/57343-8) 

Напомним, что Федеральный закон направлен на обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) предусмотрена поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим).

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 209-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2-6 статьи 14 Федерального закона
№ 209-ФЗ, за оказанием следующей поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной; поддержки в сфере образования, в области ремесленной деятельности; поддержки при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентируется порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Частью 1 статьи 19 (глава 5) Федерального закона № 135-ФЗ установлены цели предоставления государственных и муниципальных преференций. К таким целям отнесена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление государственных и муниципальных преференций в иных целях не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, к которым относится предоставление прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получения государственного (муниципального) имущества без торгов, в то время как физические лица, применяющие специальный налоговый режим, как правило, такой возможности лишены, несмотря на предусмотренное Федеральным законом № 209-ФЗ равенство прав на получение имущественной поддержки.

В целях обеспечения согласованности положений вышеуказанных актов федерального законодательства и единообразного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, предлагается внести в часть 1 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ изменение, предусматривающее отнесение поддержки указанных физических лиц к целям предоставления государственных (муниципальных) преференций.

1.6. Госдума приняла Федеральный закон о переносе вступления в силу продления дачной амнистии.

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/97317-8)

Госдума приняла в третьем чтении Федеральный закон о переносе срока вступления в силу закона о пролонгации дачной амнистии до 1 марта 2031 года.

Напомним, что документом предлагается внести изменения в Федеральный закон 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребность во внесении отдельных изменений в указанные законодательные акты обусловлена стремлением обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере имущественных отношений, оптимизировать и упростить процесс их реализации.

Согласно поправкам, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые пополняют подраздел об объектах гражданских прав главой о недвижимых вещах, вступят в силу не 1 марта 2023 года, а 1 сентября 2022 года. А поправки в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) о возможности приобретения в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло до введения в действие ЗК РФ, вступят в силу не 1 сентября, а 1 июля 2022 года. Также Федеральный закон устанавливает, что кроме необходимости личного присутствия собственника при регистрации недвижимости, будет регламентирована возможность подачи сведений для внесения в ЕГРН записи «лицом, уполномоченным собственником (его законным представителем) в выданной им нотариально удостоверенной доверенности».

Федеральный закон предусматривает, что личное присутствие собственника потребуется тем, кто внес в ЕГРН запись о запрете государственной регистрации права без личного участия собственника. Если такая запись в ЕГРН есть, заявления, представленные лицами, которые не являются собственниками, будут возвращаться заявителям без рассмотрения.

В настоящий момент Федеральный закон направлен на рассмотрение в Совет Федерации.

1.7. Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Цель: ограничения на участие аффилированных лиц в конкурсных комиссиях и новые требования к участникам закупок для предотвращения возможного конфликта интересов

Суть: закон предусматривает уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении госзакупок, расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов путем включения в их число работников контрактной службы. Также уточняется перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при закупках в соответствии с законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ) и в соответствии с законом о госзакупках отдельных юридических лиц (№ 223-ФЗ).

Документом вводится обязанность члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии. Он также предусматривает введение требования к руководству госкомпании и к членам конкурсных комиссий о принятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и участники закупок

1.8. Федеральный закон от 11.06.2022 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Цель: ограничение случаев закупок у взаимозависимых лиц по 223-ФЗ

Суть: внесены изменения, в соответствии с которыми допускается возможность закупок госкомпаниями у взаимозависимых лиц без применения Закона № 223-ФЗ только в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по такому закону, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса.

Закон вступает в силу с 22 июня 2022 года. При этом заказчики должны привести в соответствие, утвердить и разместить в ЕИС свои положения о закупках, которыми определен перечень взаимозависимых лиц, в течение 90 дней с даты вступления в силу Закона.

Охват: заказчики по 223-ФЗ и участники закупок

1.9. Постановление Правительства Российской Федерации
от 09.06.2022 № 1051 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084»

Цель: смягчение предельных цен для закупок

Суть: до 31 декабря 2022 года руководителю государственного, муниципального органа, органа управления внебюджетного фонда РФ и ряда других учреждений разрешено проводить госзакупки без учета цен, определенных в рамках нормирования. Послабление не касается цен, установленных Правительством РФ для федеральных закупок госорганов и ряда других субъектов.

Охват: заказчики и участники закупок.

II. Правовые новости

2.1. Объем закупок группы «Газпром» в 2021 г. сократился на 18%, до 454 млрд руб.

Объем закупок группы ПАО «Газпром» в 2021 году составил 454 млрд рублей, что на 18% меньше аналогичного показателя 2020 года, говорится в отчете «Газпрома» за прошлый год.

По данным компании, в прошлом году она заключила 11,7 тыс. договоров на 454 млрд рублей против 14,6 тыс. договоров на общую сумму 548 млрд рублей в 2020 году.

При этом число потенциальных участников закупок «Газпрома» выросло. Так, если на 1 февраля 2021 года число участников системы предквалификации и организаций, включенных в реестр потенциальных участников закупок «Газпрома», составляло 809 компаний, то к 1 февраля текущего года их число увеличилось до 881. «Газпром» подчеркивает, что 71,7% потенциальных участников закупок (632 компании) — субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП).

В отчете отмечается также, что в прошлом году «Газпром» заключил с малым бизнесом договоры на общую сумму 248,5 млрд рублей. При этом на долю закупок, в которых могут принимать участие только субъекты МСП пришлось 4,8 тыс. договоров на 83,5 млрд рублей (21,7% от совокупного годового объема закупок).

Согласно действующей редакции закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), крупнейшие госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% (с января текущего года) стоимостного годового объема договоров. При этом до 20% (18% ранее) повышена доля спецторгов. В прошлом году эти нормы распространялись на 1839 госкомпаний. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс.

По данным «Газпрома», в результате проведения закупок общий объем экономии (определяется как разница между суммами начальных (максимальных) цен и цен заключенных по итогам закупок договоров с учетом условных затрат на организацию и проведение закупок) составил 20,9 млрд рублей. Годом ранее «Газпром» оценивал свою экономию по результатам закупок в 32,2 млрд рублей.

Как сообщалось, в марте текущего года «Газпром» принял решение проводить все свои закупки неконкурентным способом с использованием «Электронной торговой площадки Газпромбанка» (ЭТП ГПБ). А именно, в форме «закрытых маркетинговых исследований», которые, согласно положению «Газпрома» о закупках, относятся к неконкурентным закупкам.

Информация о таких закупках размещается в закрытой части ЭТП ГПБ. При этом к участию в таких закупках приглашаются только те поставщики, которые аккредитованы на ЭТП ГПБ. Им будет предоставляться доступ к информации и документации по таким закупкам.

Такое изменение в закупках «Газпрома» связано с решением Правительства РФ, которое обязало госкомпании, находящиеся под антироссийскими санкциями, не размещать на сайте Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информации о своих закупках.

«Изменения дадут заказчикам возможность проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке), а также направлены на защиту поставщиков от введения вторичных санкций за участие в закупках таких заказчиков», — говорилось в сообщении Минфина о принятии соответствующего правительственного постановления.

Тогда же Минфин выпустил разъяснения по выполнению этих требований. В частности, в соответствующем письме министерства отмечалось, что теперь подсанкционные компании обязаны не размещать информацию о своих закупках в ЕИС. При этом компании вправе проводить свои закупки либо в виде закрытых конкурентных процедур (в том числе в электронной форме), либо в виде неконкурентных процедур, при проведении которых информация не размещается в ЕИС.

Причем в случае проведения закрытых конкурентных закупок в электронной форме они должны проводиться «исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок» (АСТ-ГОЗ — ИФ).

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2493

2.2. ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку.

ЦБ РФ решил снизить с 14 июня ключевую ставку до 9,5%.

Напомним, до этой даты показатель был равен 11%. Таким он стал с 27 мая по итогам внеочередного заседания.

В следующий раз вопрос о ставке планируют рассмотреть 22 июля.

Источник: http://www.consultant.ru/legalnews/19485

2.3. Повышение качества кадастровых работ обсудили в Росреестре.

Повышение качества кадастровых работ, снижение количества приостановлений регистрации недвижимости, законодательные аспекты, регламентирующие деятельность отрасли, а также формирование рейтинга кадастровых инженеров обсудили в рамках совещания с профессиональными участниками кадастровой деятельности в Росреестре. Модератором встречи стала заместитель руководителя ведомства Татьяна Громова.

В совещании приняли участие сотрудники центрального аппарата, региональных Управлений и подведомственных учреждений Росреестра, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», представители Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров» и саморегулируемых организаций.

Татьяна Громова рассказала о мероприятиях по обеспечению кадастровой деятельности, которые проводит Росреестр, в том числе о разработанных методических рекомендациях для специалистов отрасли и ходе модернизации электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера». В рамках сервиса ведомство разрабатывает онлайн-платформу для взаимодействия между заказчиками кадастровых работ и кадастровыми инженерами.

Кроме того, заместитель руководителя Росреестра сообщила, что ведомство приступило к формированию ежеквартальных рейтингов кадастровых инженеров.

«Росреестр в рамках компетенций ведет реестр кадастровых инженеров, который содержит информацию об их профессиональной деятельности. В целях повышения качества работы и уменьшения ошибок при подготовке документов мы на регулярной основе проводим лекции и семинары для профессиональных участников рынка кадастровых услуг. На основании рейтинга у граждан появится возможность получить представление о результатах деятельности специалистов и снизить риск получения некачественных услуг. Рейтинг с оценкой работы будет сформирован каждым территориальным органом Росреестра совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» и размещен на официальных сайтах региональных Управлений Службы», – отметила Татьяна Громова.

Рейтинг будет включать показатели работы инженеров, в том числе данные о решениях об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав, необходимости устранения реестровых ошибок, об отказе и приостановлении в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав.

К участникам мероприятия также обратился Президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» Виктор Кислов, который подчеркнул необходимость постоянного взаимодействия профессионального сообщества с ведомством.

«Главная задача, которая стоит перед Национальным объединением заключается в том, чтобы услуги кадастровых инженеров оказывались с высоким стандартом качества, без ошибок, с минимально возможными задержками. Это можно решить только совместными усилиями профессионального сообщества, Росреестра как регулятора в данной сфере и других ведомств», – добавил Виктор Кислов.

В ходе мероприятия начальник Управления нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра Эдуард Галишин рассказал об основных изменениях в действующем законодательстве в части государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Заместитель начальника Управления геодезии и картографии Сергей Иваницкий проинформировал о возможностях и функционале государственной информационной системы ведения Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и Федеральном портале пространственных данных (ГИС ФППД). Аспекты деятельности Росреестра в сфере надзора за саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров, а также результаты надзора за деятельностью таких организаций в 2021 году отразила в своем докладе начальник Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Марина Соколова.

В заключение встречи представители Росреестра ответили на вопросы профессиональных участников рынка недвижимости и подчеркнули необходимость получения обратной связи от кадастровых инженеров для системного разрешения возникающих проблем и улучшения качества предоставления услуг заявителям.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/povyshenie-kachestva-kadastrovykh-rabot-obsudili-v-rosreestre/

2.4. Росреестр рассказал о применении искусственного интеллекта в сервисах для людей и бизнеса.

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова выступила на панельной дискуссии «Оценка зрелости искусственного интеллекта в госсекторе» в рамках XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске. Участники дискуссии обсудили внедрение цифровых технологий для повышения эффективности работы и взаимодействия с гражданами в государственных структурах.

Елена Мартынова рассказала о перспективных проектах развития цифровой инфраструктуры ведомства, том числе о применении искусственного интеллекта и алгоритмов пространственного развития. Сервис «Цифровой помощник регистратора» создан для оптимизации процессов обработки документов в учетно-регистрационной сфере. Сервис «Умный кадастр» (УМКА) позволяет перейти от трудоемкого «ручного» процесса и подворового обхода к использованию новых технологий для зашиты прав граждан, выявления, вовлечения в оборот земельных участков, объектов капитального строительства и исправления ошибок в сведениях ЕГРН. В этом году УМКА стал победителем общероссийской кросс-отраслевой премии в области больших данных в номинации «Data Fusion в госсекторе. В масштабах страны».

«Цифровая трансформация – это не только внедрение технологий, но и реинжиниринг процессов и изменение культуры. В Росреестре мы уделяем особое внимание клиентоориентированности и решаем конкретные проблемы во взаимодействии с профессиональными участниками рынка. Вместе с разработкой и внедрением цифровых продуктов важно непрерывно работать с пространственными данными. Они должны быть достоверными, актуальными и верифицированными для эффективного и сбалансированного комплексного развития территорий, улучшения жилищных условий и качества жизни граждан», – отметила Елена Мартынова.

Организатором сессии стал Центр подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС. Модератором дискуссии выступила академический директор Центра Екатерина Потапова. В числе спикеров — представители федеральных министерств и ведомств, научных и общественных организаций, а также IT-компаний. Всего в Международном IT-Форуме приняли участие представители из 76 субъектов России и 45 стран мира.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-rasskazal-o-primenenii-iskusstvennogo-intellekta-v-servisakh-dlya-lyudey-i-biznesa/

2.5. Новые решения для комплексного развития территорий обсудят в рамках дискуссии Росреестра на ПМЭФ.

16 июня в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума – 2022 Росреестр проведет панельную дискуссию на тему: «Соединяя пространство и технологии: новые решения для комплексного развития территорий».

Ее участники обсудят антикризисные возможности, которые открывает консолидация пространственных данных, цифровые инструменты для управления земельными ресурсами. Отдельно они остановятся на преимуществах, которые получат государство и бизнес от создания национальной системы пространственных данных.

В дискуссии примут участие: руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Олег Скуфинский, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и губернатор Мурманской области Андрей Чибис, зарубежные гости площадки: председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Дмитрий Матусевич, директор Республиканской геодезической службы Сербии Борко Драшкович, заместитель министра финансов Республики Узбекистан Дилшод Султанов, а также депутаты Госдумы, представители ДОМ.РФ и профессионального сообщества.

Все дни ПМЭФ-2022 в пассаже «Экспофорума» будет работать стенд Росреестра. На нем гости смогут переобуться в домашние тапочки, пройтись по зеленой траве, выпить стакан свежевыжатого сока. и узнать о деятельности ведомства и его сервисах.

Также на полях Форума Росреестр подпишет соглашения о взаимодействии с руководителями регионов Российской Федерации и образовательными учреждениями.

Время и место проведения панельной дискуссии: 9:00, павильон G, конференц-зал G2.

Федеральная служба государственной регистрации и картографии (Росреестр) подведомственна Правительству Российской Федерации с 2020 года на основании Указа Президента РФ. С января 2022 года ведомство реализует государственную программу «Национальная система пространственных данных».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/novye-resheniya-dlya-kompleksnogo-razvitiya-territoriy-obsudyat-v-ramkakh-diskussii-rosreestra-na-pm/

2.6. Росреестр – детям: более 3,5 тыс. вопросов получили ответ в рамках Недели правовой помощи детям.

Росреестр подвел итоги Всероссийской недели правовой помощи детям, которая проходила с 30 мая по 6 июня по всей стране. В ходе личных консультаций и работы горячих линий работники ведомства ответили более чем на 3,5 тысячи вопросов от граждан.

Лично заявители чаще всего обращались в управления Росреестра по Краснодарскому краю, Нижегородской области и Республике Башкортостан. В каждом из регионов приемы специалистов посетили более 70 человек. На телефонные горячие линии чаще звонили в Башкортостане – более 350 звонков, Алтайском крае, и Челябинской области – в этих регионах поступило более 150 звонков.

Как отметила заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова, цель акции – обеспечение защиты имущественных прав детей, повышение юридической грамотности родителей и опекунов в вопросе обращения с недвижимостью.

«Ведомство в интересах граждан на системной основе работает над повышением открытости и улучшением качества и доступности государственных услуг. Для нас принципиально важны обратная связь от заявителей, возможность помочь людям в проблемных ситуациях. В июне ко Дню защиты детей во всех регионах страны команда Большого Росреестра организовала Всероссийскую неделю правовой помощи детям. Такие мероприятия способствуют развитию правовой грамотности граждан: чаще всего к нам обращались с вопросами о правилах использования материнского капитала, порядке представления имущественных интересов несовершеннолетних и многими другими», – сказала она.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-detyam-bolee-3-5-tys-voprosov-poluchili-otvet-v-ramkakh-nedeli-pravovoy-pomoshchi-detyam/

2.7. Воробьев рассказал о проектах коттеджных поселков в Подмосковье.

Проекты по строительству комплексных коттеджных поселков начнут в Московской области в текущем году, рассказал губернатор Андрей Воробьев.

«У нас большое количество дачников — это порядка 2 миллиона 12 тысяч СНТ. Важно подчеркнуть, что в этом году мы начинаем большие проекты по комплексным коттеджным поселкам», — сказал Воробьев в эфире радио Sputnik.

Он отметил, что дачники — важная категория для властей.

Источник: https://realty.ria.ru/20220609/kottedzhi-1794151658.html

2.8. Госдума ФС РФ приняла во втором чтении проект федерального закона № 107527-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/107527-8

Цель: совершенствование механизма заключения офсетных контрактов

Суть: Законопроектом предусматривается снижение ценового порога
для офсетных контрактов с 1 млрд. руб. до 100 млн. руб., а также введение межрегиональных офсетных контрактов. По этой норме несколько регионов смогут объединяться и заключать один офсетный контракт. При этом минимальный порог для таких контрактов установлен на уровне 400 млн руб.

Для межрегиональных офсетных контрактов предлагается установить ценовой порог на уровне 100 млн. руб.

В качестве дополнительной гарантии для инвестора предусмотрено предоставление ему права реализовывать до 30% продукции в режиме единственного поставщика для любого заказчика (не только для того, с которым заключен контракт) соответствующего субъекта Федерации. В ближайшие два года данное ограничение также предлагается не использовать.

Охват: заказчики и участники закупок

2.9. Госдума ФС РФ приняла в первом чтении проект федерального закона № 127020-8 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

https://sozd.duma.gov.ru/bill/127020-8

Цель: исключение возможности применения мер антимонопольного реагирования в реализации безусловного права в части определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Суть: введение моратория на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства РФ, высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими решений по установлению случаев осуществления закупок, товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных нужд (нужд субъекта РФ, муниципальных нужд муниципальных образований), а также определения порядка осуществления таких закупок.

Охват: органы власти, участники закупок

2.10. Проект федерального закона № 140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/140449-8

Цель: совершенствование регулирования статуса иностранного агента

Суть: в Законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагается включить положение, согласно которому участниками закупок не смогут являться юридические лица и физические лица, сведения о которых включены в реестр иностранных агентов, создание которого предусмотрено пока еще проектом закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Ранее Минюст разработал и внес на рассмотрение Госдумы ФС РФ проект закона о регулировании деятельности в РФ иностранных агентов (№ 113045-8), объединяющий и актуализирующий основные положения, содержащиеся в различных федеральных законах, в рамках единого законодательного акта, в соответствии с которым будет формироваться статус иностранного агента.

Для повышения осведомленности граждан и должностных лиц предусматривается ведение реестра, содержащего информацию об иностранных агентах. Включению в реестр также подлежат сведения о физических лицах, аффилированных с иностранными агентами.

Охват: заказчики (по 223-ФЗ и 44-ФЗ) и участники закупок

2.11. Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571»

https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=3&npa=128340

(ID проекта: 01/01/06-22/00128340), разработчик Минфин России

Цель: включение контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты) в перечень госзакупок, для участников которых устанавливаются дополнительные требования

Суть: Согласно тексту проекта вместо дополнительных требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, предлагается установить к участникам закупок специальные дополнительные требования во исполнение части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, учитывающие особенности осуществления закупок, по результатам которых заключаются офсетные контракты.

Появляется возможность участия в таких закупках при условии соответствия участника закупки хотя бы одному из следующих дополнительных требований:

  • о наличии успешного опыта исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ;
  • при отсутствии такого опыта участник закупки вправе представить информацию о сумме своей выручки за последние 5 лет в объеме не менее 20% от НМЦК либо об объеме завершенных капитальных вложений (вложений в основные средства) за последние 5 лет в объеме не менее 20% от минимального объема инвестиций, подлежащих вложению в случае заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами.

В качестве документов, подтверждающих сумму выручки, предусмотрены налоговая декларация по налогу на прибыль. В качестве документов, подтверждающих объем капитальных вложений, предусмотрен бухгалтерский баланс и его приложения.

Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ), участники закупок.

III. Судебная и административная практика

3.1. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2022 № Ф08-4648/2022 по делу № А53-17002/2021

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа рассмотрел кассационную жалобу победителя участника закупки, проведенной в соответствии положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По мнению участника закупки, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Управление) неправомерно включило сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

При рассмотрении кассационной жалобы, суд согласился с позицией Управления и нижестоящих судов, разъяснив, что при нарушении победителем закупки сроков подписания договора, которые возникли в связи с внутренними и организационными вопросами, находящимися в пределах контроля и воли победителя закупки, победитель закупки признается уклонившимся от заключения договора, а сведения о нем подлежат включению в РНП.

Суд также подчеркнул, что поставщик является профессиональным участником системы электронных торгов, в связи с чем осведомлен о возможных критических ситуациях на стадии подписания договора и об их последствиях.

3.2. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2022 по делу № А56-99703/2021.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа.

Рассматривая дело, суд нашел основания для отмены решения и предписания Управления.

Как установил суд, Комитет, являясь организатором аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, разместил в установленном порядке извещение о проведении аукциона на официальном сайте торгов. В последующем Комитетом была обнаружена техническая ошибка в аукционной документации, в связи с чем аукцион был отменен.

На данное действие Комитета в антимонопольный орган была подана жалоба, доводом которой было утверждение, что отмена аукциона не предусмотрена нормами законодательства Российской Федерации. Рассмотрев жалобу, Управление признало ее обоснованной. С выводами Управления не согласился Комитет и обратился с заявлением об оспаривании соответствующих ненормативных правовых актов антимонопольного органа в суд.

Установив все обстоятельства по делу, суд разъяснил, что Управление, полагая, что п. 4 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и п. 24 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) соотносятся как общая и специальная норма, сделало вывод о том, что отказ от проведения аукциона не соответствует закону, поскольку п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ не предусмотрено, что необходимость доработки аукционной документации препятствует выставлению земельного участка на торги, пришло к выводу о наличии в действиях организатора торгов нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.

Суд согласился с позицией антимонопольного органа в той части, что обстоятельств, подпадающих под пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в отношении участка на момент отмены аукциона установлено не было.

Вместе с тем в связи с необходимостью внесения изменений в условия договора аренды, заключаемого по результатам аукциона, и порядка внесения арендной платы в условиях, когда аукцион в отношении участка был уже объявлен, аукцион был отменен.

Как пояснил представитель Комитета, перенос срока аукциона обусловлен в том числе необходимостью определения новой рыночной стоимости земельного участка и заключения нового государственного контракта на определение оценочной организации.

При этом приказом об отмене открытого аукциона фактически было указано на перенос аукциона, но не на отказ в проведении аукциона на основании пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.

Суд подчеркнул, что отказ от проведения аукциона в конкретную дату не нарушает конкуренцию и не исключает возможности проведения такого аукциона в будущем.

Кроме того, суд сослался на п.4 ст. 448 ГК РФ, согласно которому организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения.

Таким образом, решение и предписание антимонопольного органа были признаны недействительными.

20 июня 2022, 11:08
272
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.