Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 4-10 апреля 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 4-10 апреля 2022 года
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Проект федерального закона № 1116818-7 «О внесении изменений
в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»

  1. Установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП.
  2. Право заказчика на взыскание в бесспорном порядке денежных средств со счета банка, если банком не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, соответствующее условиям такой банковской гарантии и направленное до окончания ее срока действия.
  3. Установлен перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
  4. Срок действия банковской гарантии (не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке).
  5. В случае просрочки исполнения обязательств по банковской гарантии, требование об уплате за каждый день просрочки – неустойка (пени) в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой гарантии.
  6. В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны:
  • размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления;
  • размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается.
  1. Включение условия, предусматривающего вступление в силу банковской гарантии по обязательству участника закупки, возникшему из договора, предусмотренного частью 29 статьи З4 Закона № 223-ФЗ, в день заключения такого договора;
  2. Запрет на включение условий о представлении банку судебных актов, подтверждающих неисполнение участником такой закупки обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
  3. Правительство РФ наделяется правом устанавливать:
  • типовую форму банковской гарантии;
  • форму требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии;
  • доп. требования к банковской гарантии;
  • перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии;
  • требования к порядку ведения реестров независимых гарантий;
  • типовая форма независимой гарантии;
  • форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии. 

1.2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 579
«Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации»

Согласно постановлению, государственная экспертиза может не проводиться, в случае если изменения в проектной документации, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн рублей.

Если замена стройматериалов на аналоги приводит к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30 процентов и свыше 100 млн рублей, то проводится повторная государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства с выдачей соответствующего заключения.

В указанном случае повторная экспертиза проводится бесплатно и в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

1.3. На сайте regulation.gov.ru размещен проект нормативного акта «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (подробнее здесь), разработчик Минфин России

Проектом постановления предусматривается установление требований
к размеру обеспечения исполнения контрактов, предметом которых является строительство (реконструкция), рассчитываемому в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, при принятии актов (решений) об осуществлении капитальных вложений с представлением главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований указанных размеров.

Кроме того, в целях расширения практики заключения контрактов, предметом которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее – контракты «под ключ»), проектом постановления предлагается включать при принятии решений об осуществлении капитальных вложений также положения о заключении контрактов «под ключ» (при необходимости).

Дата начала общественного обсуждения: 05 апреля 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 19 апреля 2022 г.

1.4 Минфин России разъяснил порядок включения в реестр недобросовестных поставщиков в условиях санкций

Если поставщик не исполнил свои обязательства по контракту, то заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт. В этом случае он направляет в ФАС России обращение о включение такого поставщика в РНП.

После получения обращения ФАС России начинает проверку фактов, свидетельствующих о неисполнении поставщиком условий контракта. Таким образом, информация о поставщике не включается в РНП автоматически, она проходит проверку и рассматривается на заседании комиссии ФАС России.

Поставщик также имеет право направить в ФАС России документы, подтверждающие отсутствие доказательств о его недобросовестности.

Если по результатам проверки выяснится, что исполнение контракта оказалось невозможным из-за обстоятельств неопредолимой силы, то поставщик не будет включён в реестр недобросовестных.

Принятое постановление уточняет такие исключения. Поставщик не попадёт в РНП, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за введённых политических или экономических санкций, а также мер ограничительного характера. Например, если для исполнения контракта поставщику необходимо было закупить оборудование из недружественных стран, а теперь это оказалось невозможным, то он не будет включён в такой реестр, если представит информацию подтверждающую невозможность исполнения условий контракта из-за санкций.

Важно отметить, что поставщик, отказавшийся от исполнения контракта из-за санкций, наложенных на заказчика, не освобождается от включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Письмо Минфина России от 08.04.2022 № 24-01-09/29768

1.5 Проект Федерального закона о внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации. (далее – Законопроект)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/100442-8)

Законопроект предусматривает установление в некоторых субъектах Российской Федерации ширины прибрежной защитной полосы в размере 50 метров независимо от уклона прилегающих земель. Предлагаемые изменения будут распространяться только на территории субъекта Российской Федерации, площадь земель водного фонда которого составляет более 10 процентов от общей площади субъекта Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации должно будет определить перечень субъектов, которые будут применять указанные изменения.

Цель Законопроекта – сохранить баланс частных и публичных интересов, легализовать исторически сложившееся землепользование и учесть географические особенности регионов. Предлагается снятие некоторых ограничения использования земельных участков, расположенных в водоохранных и прибрежных защитных зонах водных объектов, установленных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

В частности, в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы можно будет осуществлять проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, распашку земель, выпас сельскохозяйственных животных при условии соблюдения требований части 16 статьи 65 ВК РФ и получения положительного заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в сфере охраны окружающей среды.

II. Правовые новости

2.1. В РФ объем контрактов по госзаказу в строительстве в 2021 году достиг 12,2 трлн рублей

Почти 380 тыс. контрактов на общую сумму 12,2 трлн рублей заключено по государственному заказу в строительстве в РФ по итогам 2021 года. Этот показатель стал рекордным, сообщил зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Николай Алексеенко.

«Только за прошлый год было заключено 378 тыс. контрактов на общую сумму 12,2 трлн рублей. Это абсолютный рекорд за всю новейшую историю», – сказал он в ходе XVII форума-выставки «Госзаказ». В 2020 году в строительной отрасли России было заключено госконтрактов на сумму около 7 трлн рублей, а в среднем эта сумма в прошлые годы составляла 5-7 трлн рублей.

По словам Алексеенко, на данный момент в исполнении находятся контракты на строительство по госзаказу на 19 трлн рублей с разными срокам исполнения.

Источник: https://tass.ru/nedvizhimost/14299197

2.2. Госзаказчики и госкомпании выполнили квоты по закупкам российской продукции более чем на 50%

Госзаказчики и госкомпании выполнили в 2021 году квоты по закупкам продукции российского производства (производства стран ЕАЭС) немногим более чем на 50%, заявила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе в ходе форума «Госзаказ».

«По половине номенклатуры, на которую были введены квоты, требования по закупке российской продукции были выполнены, а по половине – нет, – сказала Катамадзе. – В денежном выражении показатели значительно лучше».

По данным Казначейства, в прошлом году госзаказчики выполнили квоты по закупке российской продукции по 51 позиции из 99, включенных в перечень квотируемой продукции. То есть, по этому показателю квоты были выполнены на 51,5%

Госкомпании выполнили квоты по 139 позициям из 251 – на 55,4%.

По словам Катамадзе, в срок (до 1 апреля текущего года) о результатах выполнения требований по квотированию закупок российской продукции отчиталось 98,65% госзаказчиков и 91% госкомпаний. При этом она отметила, что в настоящее время Единая информационная система (ЕИС) позволяет в режиме реального времени отслеживать выполнение квот.

В сегменте госзаказчиков требования по котам не были выполнены, преимущественно, в отношении различного медоборудования. Так, например, в прошлом году госзаказчики должны были закупить не менее 60% аппаратов ультразвукового сканирования у российских производителей. По факту у российских производителей было закуплено только 28% таких аппаратов. По закупкам протезов верхних конечностей квота была установлена на уровне 45%, а выполнена только на 9%, для приборов оптических и фотографического оборудования квота определена в 50%, а выполнена на 21%.

В сегменте закупок госкомпаний неисполнение требований по квотам пришлось на радиоэлектронную продукцию. Так, для различных видов компьютерной техники были установлены квоты в размере 50%. Однако доля закупок такой техники российских производителей составила 25-33%.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2438

2.3. Минфин России готовит разъяснение по действиям госзаказчиков при невозможности выполнения контрактов из-за санкций 

Минфин России готовит разъяснение по изменению существенных условий госконтрактов при невозможности выполнения поставщиками своих обязательств по контрактам из-за ведения антироссийских санкций, заявила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова в ходе форума «Госзаказ».

По словам Дыбовой, сейчас многие госзаказчики столкнулись с тем, что поставщики не могут исполнить свои обязательства по контрактам из-за введения антироссийских санкций. При этом заказчики не обращаются в ФАС России и не расторгают контракты, поскольку понимают, что в случае их расторжения они не смогут заключить новые контракты на тех же условиях.

«Поэтому заказчики контракты не расторгают и требуют их исполнения, – отметила она. – На региональном и муниципальном уровнях заказчики ждут разъяснений по действиям в случае невозможности исполнения контрактов».

Заместитель министра финансов Алексей Лавров подтвердил, что такое разъяснение готовится.

2.4 «Гаражная амнистия»: Росреестр ответил на популярные вопросы граждан.

С 1 сентября 2021 года в России действует «гаражная амнистия» (Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которая позволяет оформить в собственность гаражи и земельные участки под ними. Эксперты Росреестра ответили на популярные вопросы граждан о процедуре регистрации гаражей.

Как зарегистрировать гараж, который блокирован общими стенами с другими одноэтажными гаражами?

Одноэтажные гаражи, блокированные общими стенами с другими гаражами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями. Для их регистрации сначала необходимо изменить в сведениях в ЕГРН вид объекта на «здание» и его назначение на «гараж». При внесении изменений в ЕГРН здания или сооружения, в которых были расположены такие гаражи, снимаются с кадастрового учета, если права на них не были ранее зарегистрированы в ЕГРН. Дальнейшая регистрация прав на такие гаражи осуществляется в порядке, установленном законом о регистрации недвижимости (ст. 70 Закона № 218-ФЗ).

Где должна проходить граница стены гаража, если гараж имеет общие стены и крышу со смежными гаражами?

Границы гаража определяются при проведении кадастровых работ на основании документов и сведений, предоставленных заказчиком. При отсутствии проектной документации контур гаража определяется исходя из толщины стен, являющихся общими для соседних гаражей.

Кто утверждает порядок разработки схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями?

Схема размещения некапитальных гаражей, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается органами местного самоуправления в порядке, определенном нормативным правовым актом каждого субъекта Российской Федерации (ст. 39.36-1 ЗК).

В каком случае нужна схема расположения земельного участка под гаражом?

Документ потребуется, если земельный участок, на котором расположен гараж, только предстоит поставить на кадастровый учет, а проект межевания территории отсутствует. В этом случае к заявлению должна быть приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Нужно ли предварительно утверждать проект межевания территории для образования земельных участков, занятых гаражами, в рамках комплексных кадастровых работ?

Образование земельных участков, занятых гаражами, должно быть предусмотрено проектом межевания территории. Если документ отсутствует и нет возможности проведения комплексных кадастровых работ, образование земельных участков может быть обеспечено путем выполнения обычных кадастровых работ на основании утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Если утвержденный проект межевания территории не будет содержать сведения о земельных участках, занятых гаражами, требуется ли внесение изменений в проект межевания территории?

Требуется, поскольку при наличии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков, занятых гаражами, должно осуществляться в соответствии с этим документом. (ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ).

За чей счет выполняются кадастровые работы или комплексные кадастровые работы?

Кадастровые работы по подготовке межевого плана (при необходимости образования земельного участка) и технического плана обеспечиваются лицом, заинтересованным в приобретении земельного участка и оформлении права на гараж (ст. 39.15 ЗК РФ).

При этом органы местного самоуправления могут обеспечить выполнение кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении гаражей и земельных участков, занятых гаражами, в случае, если в бюджете были заложены средства на указанные цели (ч.7 ст.36 Закона № 221-ФЗ).

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/garazhnaya-amnistiya-rosreestr-otvetil-na-populyarnye-voprosy-grazhdan/

2.5 В рамках «Дальневосточного гектара» зарегистрировано более 80 тысяч договоров безвозмездного пользования землей.

С начала функционирования федеральной информационной системы «На Дальний Восток» зарегистрировано 80 523 договора безвозмездного пользования, сообщил Росреестр на совместном с Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совещании с органами исполнительной власти субъектов и территориальными органами Росреестра в Дальневосточном федеральном округе. Более 100 000 граждан получили земельные участки. Это связано с тем, что заявки на программу «Дальневосточный гектар» могут поступать от групп до 10 человек. В собственность и в аренду оформлено более 3 тысяч участков.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-v-ramkakh-dalnevostochnogo-gektara-zaregistrirovano-bolee-80-tysyach-dogovorov-bezvozmezdn/

2.6 На учётно-регистрационные действия подано более 527 тысяч заявлений.

По данным Росреестра, на прошлой неделе – с 4 по 8 апреля 2022 года – на учётно-регистрационные действия подано 527 234 заявления. При этом в электронном виде в ведомство поступило 229 248 пакетов документов – более 43% от общего числа.

За тот же период на регистрацию ипотеки подано 37 294 заявления. Из них в электронном виде – 18 065 (48%).

На регистрацию договоров долевого участия (ДДУ) поступило 15 488 заявлений, в электронном виде – 11 244 (73%).

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-na-uchyetno-registratsionnye-deystviya-podano-bolee-527-tysyach-zayavleniy-co/

2.7 В Росреестре состоялся третий «открытый диалог» Общественного совета при ведомстве с застройщиками.

Во встрече приняли участие руководитель службы Олег Скуфинский, заместитель руководителя, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова, выступившая модератором мероприятия, статс-секретарь, заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, заместители руководителя Татьяна Громова и Максим Смирнов, председатель Общественного совета Александр Каньшин. Профессиональное сообщество представляли исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский, руководитель аппарата Ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Кирилл Холопик, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ГК ПИК Дмитрий Тимофеев. На видеоконференцсвязи присутствовало более 600 человек: сотрудники территориальных органов, члены региональных Общественных советов и застройщики.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский напомнил, что курирующим вице-премьером Маратом Хуснуллиным поставлена задача работать над упрощением алгоритмов взаимодействия в сфере строительства между государством и инвесторами.

Заместитель председателя Правительства отмечал, что сейчас как никогда важна слаженная и синхронизированная работа по реализации антикризисной политики.

«Для достижения этих целей мы совершенствуем нашу работу, продолжая ключевые проекты и оперативно реагируя на новые вызовы. В первый и второй пакеты антикризисных мер для строительной отрасли, подписанные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, вошли в том числе инициативы Росреестра. Мы продолжаем проработку предложений для поддержки людей и отрасли», – сказал Олег Скуфинский.

Он добавил, что перед службой стоит задача на сокращение сроков и снятие барьеров, наращивание электронного взаимодействия, снижение количества приостановок и отказов в интересах людей. Для повышения качества обслуживания ведется последовательная совместная работа с региональными командами, профессиональными участниками рынка. В том числе благодаря этому доля электронной регистрации договоров долевого участия возросла до 80%.

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова сообщила, что продуктивное сотрудничество с застройщиками – одно из приоритетных направлений деятельности службы.

«Клиент для нас всегда на первом месте: физические и юридические лица, профессиональные участники рынка, органы государственной власти. Благодаря обратной связи мы смогли перестроить процессы, повысить их эффективность. Работаем над совершенствованием механизмов, вместе с профессиональным сообществом разрабатываем и внедряем цифровые сервисы, такие как «Сервис прямого доступа», который позволяет застройщикам подавать документы и регистрировать сделки в электронном виде, «Виртуальная комната сделок», «Цифровой помощник регистратора», публикуем открытые дата-сеты», – обратилась она к участникам «открытого диалога».

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/oleg-skufinskiy-dlya-nas-printsipialno-vazhna-obratnaya-svyaz/

III. Судебная практика

3.1. ВС РФ: медленное исполнение контракта не всегда является недобросовестным поведением

Контрагент оказывал услуги с отставанием от графика. Заказчик решил, что исполнить контракт в срок не получится, и расторг его в одностороннем порядке.

Контролеры не включили сведения в РНП: факт уклонения от исполнения контракта не доказан, общий срок по нему не нарушен.

Суды трех инстанций с ними согласились, поскольку исполнитель пытался выполнить обязательства, а именно:

  • вел переписку с заказчиком, а тот подтверждал факт оказания услуг, хотя и с отставанием от графика;
  • сообщал, какие работы проводили и каких специалистов привлекали;
  • заключил договоры подряда;
  • продолжал исполнять контракт, пока односторонний отказ не вступил в силу.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение ВС РФ от 28.03.2022 № 302-ЭС22-1755

3.2.   Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2022 № Ф01-429/2022 по делу № А29-4058/2021

Общество с ограниченной ответственностью «Промышленный комплекс «Приполярный» (далее соответственно – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации и к обществу с ограниченной ответственностью «Астера».

Истец требовал признать аукцион на право заключения договора аренды принадлежащего администрации земельного участка и заключенный по итогам такого аукциона договор аренды недействительными.

По мнению общества, в соответствии с подпунктом 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок не может быть предметом аукциона в случае, если на нем расположен объект недвижимого имущества, размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объект, размещенный в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.

Так, на спорном земельном участке была расположена трансформаторная подстанция.

Кассационная инстанция согласилась с принятыми по делу актами нижестоящих судов и разъяснила, что постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрен перечень имущества, нахождение на земельном участке которого не препятствует проведению аукциона на предоставление земельного участка в аренду. Трансформаторная подстанция в таком перечне предусмотрена.

«В силу ее характеристик трансформаторной подстанции, она относится к объектам, нахождение которых на земельном участке не является препятствием для выставления права аренды этого участка на открытый аукцион», – подчеркнул суд.

Вместе с тем, из материалов дела также следует, что при осмотре спорного земельного участка был обнаружен серый металлический контейнер, не имеющий какого-либо бетонного, кирпичного или иного основательного фундамента, металлический настил установлен также на коротких столбах из железных труб. С учетом этого, суды обоснованно заключили, что спорный объект не является объектом недвижимого имущества.

Таким образом, в удовлетворении кассационной жалобы истцу было отказано.

18 апреля 2022, 19:53
342
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.