Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 30 мая — 4 июня

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 30 мая — 4 июня
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

I Обзор законодательства

1.1. Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/42999-8)

Госдума РФ приняла данный Федеральный закон в двух чтениях (II и III).

Документ конкретизирует норму действующей редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), которая выводит из-под действия закона любые сделки с взаимозависимыми компаниями. А именно, предлагается оставить только два конкретных случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона № 223-ФЗ.

«Предлагаем исключить из сферы 223-ФЗ закупки у «дочек», которые более чем на 50% принадлежат госкомпаниям, — отмечал заместитель министра финансов Алексей Лавров, представлявший ранее законопроект в Госдуме. — Для остальных «дочек», в которых доля госкомпаний составляет от 25% до 50%, предлагаем сохранить только одно исключение — если продукция этих компаний входит в единый технологический цикл в соответствии с положениями закона «О промышленной политике»».

Ранее закупки у взаимозависимых компаний были исключены из сферы действия Закона № 223-ФЗ чтобы облегчить закупки внутри вертикально интегрированных компаний, когда закупки осуществляются у дочерних компаний, которые и так являются субъектами Закона № 223-ФЗ.

«Практика показала, что имеются реализованные риски сокращения регулируемых закупок, прозрачности, конкуренции, — отмечал Лавров. — Это сказывается на уровне импортозамещения, закупок у субъектов МСП — чем меньше объем регулируемых закупок, тем меньше охват в этих сферах».

«Субъекты 223-ФЗ и так могут при необходимости закупать что угодно у единственных поставщиков, — добавлял Лавров. — В том числе у взаимозависимых компаний. Мы просто предлагаем освободить их от лишней бюрократии и документооборота, что повысит их эффективность и прибыльность».

Ко II чтению предлагались поправки, которые должны были ужесточить положения тогда еще правительственного законопроекта. В частности, вне сферы действия Закона № 223-ФЗ предлагалось оставить закупки только у тех взаимозависимых компаний, которые сами осуществляют закупки в соответствии с этим законом.

«Этой поправкой мы закрываем контур неконкурентных процедур, и лазейка закрывается полностью», — отметил в ходе рассмотрения поправок к законопроекту депутат Валерий Гартунг.

«Для того чтобы принять эту поправку необходимо более глубоко проработать вопрос с правовым управлением, — в свою очередь сказал депутат Игорь Игошин. — Было предложено либо отложить принятие всего законопроекта до решения этого вопроса, либо принять его в имеющемся виде, чтобы ввести в силу уже подготовленные меры по ограничению злоупотреблений. При этом саму поправку можно в дальнейшем принять отдельным законопроектом».

В результате эта поправка была отклонена.

Другая поправка к правительственному законопроекту предусматривала введение закрытого перечня случае закупок у единственного поставщика. Всего было предложено 22 таких случая. Эта поправка также была отклонена, поскольку, по оценке правительства (была представлена Игошиным), в текущей ситуации (антироссийских санкций) принятие этой поправки преждевременно. В будущем, по словам Игошина, правительство готово вернуться к ее рассмотрению.

Стоит отметить, что одновременно с этим правительственным законопроектом на рассмотрение Госдумы группой депутатов был внесен альтернативный законопроект. Он предусматривал просто исключение из Закона № 223-ФЗ нормы, по которой под действие этого закона не подпадают сделки с взаимозависимыми компаниями.

«В настоящий момент организации активно реализовывают схему уклонения от регулирования закупок путем выкупа доли или акций юридического лица, являющегося поставщиком, — говорилось в пояснительной записке к этому законопроекту. — Схема уклонения от действия 223-ФЗ крайне распространена среди заказчиков».

При рассмотрении в I чтении этот законопроект был отклонен.

Как сообщалось, в 2017 году из-под действия Закона № 223-ФЗ были выведены, в частности, закупки у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ признаются взаимозависимыми лицами с заказчиком (т.е. с долей в 25% плюс одна акция).

В мае прошлого года правительство РФ предложило Госдуме подготовить предложения по соответствующей корректировке Закона № 223-ФЗ.

«Вопросы должны решиться прозрачным образом и необходимо предусмотреть в законе исчерпывающий перечень таких случаев (когда закупки не подпадают под действие Закона № 223-ФЗ), — говорил тогда председатель правительства Михаил Мишустин. — Мы готовы проработать такой вопрос и ждем от вас предложений».

В 2019 году председатель организационного комитета проекта НРПЗ (аналитический центр «Национальный рейтинг прозрачности закупок») Виктор Симоненко отмечал, что в 2019 году общий объем закупок по Закону № 223-ФЗ уменьшился до 17 трлн рублей с 28 трлн рублей в 2018 году.

«Предположительно объем ушел именно в договоры с взаимозависимыми компаниями, — говорил Симоненко. — Огромная сумма средств ушла из публичного сектора».

В 2020 году госкомпании заключили 1,5 млн договоров на общую сумму в 19,9 трлн рублей. Более половины договоров (941 тыс.) было заключено по результатам неконкурентных закупок. Их объем составил 13,8 трлн рублей. Соответственно на конкурентные закупки пришлось 561 тыс. договоров (37%) на 6,2 трлн рублей (31%).

1.2. В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/135588-8)

Одной из основных целей законопроекта является создание льготных условий при предоставлении гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ) (вступил в силу с 1 марта 2015 г.) был существенно изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Законом № 171-ФЗ из Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» исключены положения, предусматривавшие возможность предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Основной проблемой, возникающей при реализации данной правовой нормы, является невозможность конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств с крупными сельскохозяйственными организациями при проведении аукционов.

В этой связи законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающие возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения торгов.

При этом законопроектом предусматривается запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Кроме того, законопроектом предусматривается запрет на передачу такого земельного участка третьему лицу, в том числе в субаренду, на передачу права аренды земельного участка в залог, на внесение его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.

Указанный запрет обеспечит использование получаемых в упрощенном порядке земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения непосредственно для осуществления сельскохозяйственного производства, а также будет способствовать достижению цели законопроекта, обусловленной необходимостью поддержки граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств как субъектов малых форм хозяйствования. Установление такого запрета также позволит избежать случаев злоупотребления правом, которые могут быть выражены в использовании земельного участка в целях получения дохода от его передачи третьим лицам, а не использования его по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства.

Предлагаемые законопроектом изменения упростят доступ граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным ресурсам, а также позволят решить проблему, связанную с невозможностью конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств, представляющих собой преимущественно семейные хозяйства, с крупными сельскохозяйственными организациями в рамках существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.

Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается осуществлять в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных законопроектом. При этом сохраняется общий порядок урегулирования споров, связанных с отказом в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный действующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

1.3. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 г. № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206020006)

Полномочия Минэкономразвития по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений были переданы Росреестру. В связи с этим последний утвердил новые требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и ее формату при подготовке схемы в электронной форме, а также форму такой схемы.

Подготовка схемы может осуществляться с использованием сайта Росреестра или иных технологических и программных средств. Гражданин для образования земельного участка в целях его предоставления такому гражданину без проведения торгов может подготовить ее в форме электронного или бумажного документа.

Электронная схема формируется в формате XML или HTML. В ней приводятся в т. ч. условный номер каждого образуемого земельного участка; его проектная площадь; список координат характерных точек границы участка; сведения об утверждении схемы.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 31 августа 2028 г.

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 № 962 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1431»

Цель: 3D-моделирование включено в состав сведений, документов и материалов составляющих информационную модель объекта капитального строительства

Суть: на этапе осуществления архитектурно-строительного проектирования в информационную модель объекта капитального строительства включаются, в том числе, сведения, документы и материалы, входящие в состав разделов проектной документации, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если требование к ее формированию установлено в задании на проектирование.

Также на этапах осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в информационную модель объекта капитального строительства включаются документы и материалы, входящие в состав исполнительной документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, графическая часть которых дополнена трехмерной моделью, в случае, если такое требование установлено соответствующими заданием и (или) договором.

Отсрочка на обязательное включение 3D-моделирования в состав документов сохраняется до 1 марта 2023 года.

Охват: заказчики и участники закупок

1.5. Постановление Правительства Московской области от 24.05.2022 № 520/18 «Об особенностях взаимодействия при изменении существенных условий государственных и муниципальных контрактов, заключённых для обеспечения государственных нужд Московской области и муниципальных нужд муниципальных образований Московской области, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, при возникновении в ходе исполнения таких контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году и о внесении изменений в Регламент работы Межведомственной комиссии по оценке обоснованности закупок»

Цель: обеспечение взаимодействия при изменении существенных условий государственных и муниципальных контрактов, заключенных для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд

Суть: Постановлением устанавливаются следующие особенности при изменении существенных условий госконтрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (при условии возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта):

  • изменение существенных условий контракта, если размер аванса не более 50 % цены контракта или если такие изменения повлекут увеличение цены контракта не более чем на 30 % цены контракта;
  • изменение существенных условий только в части установления или изменения размера аванса, если размер аванса не более 50 % (включительно) цены контракта, если такие изменения не повлекут увеличение цены контракта более чем на 30% (включительно).

Кроме того, устанавливаются особенности взаимодействия при изменении существенных условий муниципальных контрактов предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (при условии возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта), в случае, если в целях финансового обеспечения (софинансирования) бюджету муниципального образования предоставляются субсидии, имеющие целевое назначение:

— изменение существенных условий муниципального контракта, если размер аванса не более 50 % цены контракта, если такие изменения повлекут увеличение цены контракта не более чем на 30% цены контракта.

Охват: заказчики и участники закупок

1.6. Постановление Правительства Московской области от 02.06.2022 № 563/18 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 05.08.2019 № 482/25 «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Московской области»

Цель: дополнение обстоятельств, при которых осуществляется банковское сопровождение контрактов

Суть: Постановлением дополняется новое условие банковского сопровождения — осуществление банковского сопровождения контракта, если утвержденной государственной программой Московской области установлена обязанность привлечь банк.

Кроме того, исключается перечень контрактов, в отношении которых не применяется банковское сопровождение:

  • контракты, содержащие условие о об осуществлении операций по перечислению средств, отраженных на лицевом счете, открытом поставщику (подрядчику, исполнителю) на основании контракта в Министерстве экономики и финансов Московской области;
  • контракты, которые подлежат казначейскому сопровождению, в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете;
  • контракты, предметом которых является оказание услуг по осуществлению страхования, по аренде, в том числе по финансовой аренде (лизингу), по предоставлению кредита

Охват: заказчики и участники закупок.

II. Правовые новости

2.1. «Почта России» закупила российские серверы на 1,7 млрд рублей.

АО «Почта России» приобрела в лизинг серверное оборудование российских разработчиков ГК «Ядро» (бренд Yadro) и «Аквариус» на 1,73 млрд рублей, говорится в сообщении компании.

В частности, 506 серверов уже установлены в московском ЦОДе, еще 147 — в Сочи. Все серверы входят в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга, что подтверждает их отечественное происхождение, уточняет компания.

Как отмечает компания, с ускорением цифровизации в «Почте России» появляется все больше критически важных информационных систем — как для клиентов компании, так и для сотрудников. «Увеличение вычислительных мощностей поможет обеспечить бесперебойное функционирование систем и их резервирование, особенно в пиковые периоды зимой и осенью», — говорится в сообщеении.

«С 2020 года мы активно инвестируем в закупку отечественного оборудования, что положительно сказывается на отрасли, в том числе растет и качество российских решений. Увеличение вычислительных мощностей позволят нам не только поддерживать существующие сервисы, но и внедрять, тестировать и эффективно масштабировать новые цифровые продукты для наших клиентов», — приводятся в сообщении слова руководителя департамента ИТ-инфраструктуры и технологических платформ «Почты России» Вадима Гавриленкова.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/247

2.2. Малый бизнес заключил с госкомпаниями контракты на 185 млн руб. через «Витрину ЗМО» «Корпорации МСП».

Субъекты малого и среднего бизнеса (МСП) в апреле-мае текущего года заключили с госкомпаниями договоры на 185 млн рублей через «Витрину закупок малого объема» «Корпорации МСП», говорится в сообщении корпорации.

«Информация (на «витрине») аккумулируется из 30 источников, включая электронные торговые площадки (ЭТП), их отдельные секции и интернет-магазины заказчиков, — сказал гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич, слова которого приводятся в сообщении. — Мы агрегируем для малого и среднего бизнеса всю информацию о закупках малого объема, которую предоставляют более 600 заказчиков».

По данным корпорации, за время действия «витрины» (около двух месяцев) этим сервисом воспользовались более 2 тыс. субъектов МСП, из которых 117 смогли заключить 174 договора с госкомпаниями на общую сумму в 185 млн рублей.

Сама «Витрина ЗМО» представляет собой агрегатор закупок (запросов) госкомпаний в «электронных магазинах» ЭТП и интернет-магазинах самих госкомпаний.

С 1 июля текущего года госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки на сумму до 20 млн рублей у субъектов МСП в «электронных магазинах» ЭТП, отобранных для проведения госзакупок. То есть, госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП (так называемые спецторги — закупки, в которых могут применять только субъекты МСП) с помощью «электронного магазина». При условии, что объем такой закупки не превышает 20 млн рублей, а сама закупка проводится на одной из ЭТП для госзакупок (на этих площадках проводятся все закупки госкомпаний у малого бизнеса).

Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках контрактной системы. Они предусматривают размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2475

2.3. Антикризисные поправки к закупочному законодательству могут вернуть массовое обращение векселей.

Так называемые антикризисные поправки к закупочному законодательству могут привести к массовому обращению векселей в корпоративном сегменте, заявила арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей Ольга Беляева в ходе конференции Института госзакупок «Корпоративные закупки — 2022: практика применения 223-ФЗ».

«Сейчас все (госкомпании) займутся поиском обходных путей (для требования об оплате в течение 7 дней поставленного товара, выполненных работ, поставленных услуг), — сказала Беляева. — В том числе, вспомнят об использовании для оплаты такого денежного суррогата, как векселя. Использование этого инструмента для расчета с поставщиками вполне допустимо».

При этом Беляева отметила, что уже в прошлом году некоторые заказчики обращались с вопросами о возможности использования векселей для расчетов с поставщиками. То есть, по оценке эксперта, в краткосрочной перспективе госкомпании могут перейти к использованию векселей (как собственных, так и сторонних компаний) для расчетов со своими поставщиками.

«Мы все помним, чем кончился вексельный бум в 90-е годы — кризисом неплатежей», — добавила Беляева.

В данном случае речь идет о законе, принятом в середине марта текущего года. Он внес изменения в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

В числе прочего эти поправки предусматривают сокращение сроков по оплате госкомпаниями поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг до семи рабочих дней.

Беляева подчеркнула, что в этой части закон вряд ли можно считать антикризисным, поскольку законопроект, в части сокращения сроков оплаты госкомпаниями был подготовлен еще до введения антироссийских санкций. Правда изначально он предусматривал установления срока в 15 рабочих дней.

«В пояснительной записке к законопроекту основанием для сокращения сроков оплаты по госконтрактам и договорам госкомпаний называлось установление некоторыми заказчиками необоснованно затяжных сроков (30 и более дней), — сказала Беляева. — Это оценочное суждение. Более того, оно не учитывает особенностей корпоративного сегмента, где в любой момент может образоваться незапланированная дебиторская задолженность, и «затянутые сроки» (оплаты) применяются именно для избегания проблем с расчетом из-за таких разрывов».

«Норма введена близоруко, без учета разнообразия состава участников, подпадающих под регулирование 223-ФЗ», — добавила Беляева.

Также она отметила, что в этих же поправках сделано исключение — заказчики могут установить иные сроки оплаты.

«Однако параметры, определяющие в каких случаях можно устанавливать другие сроки оплаты, а в каких — нет, не определены, что предоставляет органам контроля широкое поле для маневра, — подчеркнула Беляева. — Пока административного состава за нарушение сроков нет, но следует ожидать, что он появится в краткосрочной перспективе».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2480

2.4. Разъяснили, какие меры поддержки субъектов МСП планируют принять с подачи Правительства РФ.

Председателем Правительства РФ были даны поручения некоторым госорганам по развитию малого и среднего бизнеса. Среди них такие, как:

— продлить до конца 2022 года программу компенсации затрат на использование системы быстрых платежей. Напомним, сейчас ряд банков возмещают бизнесу комиссии за переводы, которые физлица отправляли ему с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года;

— проработать вопрос запуска программы промышленной ипотеки. По ней можно будет получить льготный кредит по ставке до 5% годовых на покупку недвижимости напрямую у промышленного девелопера;

— пролонгировать на год сроки уплаты страховых взносов за II – III кварталы 2022 года для производителей мыла, чистящих средств, косметики, парфюмерии и прочей химической продукции;

— обеспечить быстрое рассмотрение в Госдуме поправок, которыми хотят снизить требования к заключению офсетных контрактов.

Источник: http://www.consultant.ru/legalnews/19448/

2.5. Президент поручил обязать землевладельцев участвовать в тушении лесных пожаров.

Президент России Владимир Путин поручил до 1 ноября внести законодательные изменения, касающиеся установления обязанности собственников земельных участков участвовать в тушении пожаров, создания федерального резерва сил и средств для выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, говорится в опубликованном на сайте Кремля перечне поручений.

«Правительству совместно с Госдумой обеспечить внесение в законодательство изменений, касающихся создания федерального резерва сил и средств для выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и применения таких сил и средств, а также обеспечения возможности осуществления этих работ федеральным бюджетным учреждением «Авиалесоохрана»; установления обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, использующих земли для сельскохозяйственного производства, участвовать в тушении пожаров, возникших на соответствующих земельных участках», — сказано в документе.

Кроме того, необходимо будет уточнить процедуры по введению запрета на весеннюю охоту в случае угрозы возникновения пожароопасной ситуации в лесах. Установленный президентом срок выполнения поручений — 1 ноября.

Источник: https://realty.ria.ru/20220603/pozhary-1792936012.html

2.6. Росреестр и Росстат подписали соглашение о взаимодействии.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подписали соглашение об информационном взаимодействии.

Как сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, взаимодействие будет способствовать повышению качества статистической информации об обороте земли и недвижимости в России для органов власти и для профессиональных участников рынка. «В рамках цифровой трансформации Росреестр повышает качество геопространственных данных, развивает собственные информационные системы и создает новые сервисы», — заявил он.

Оценивая потенциал дальнейшего взаимодействия, руководитель Росстата Сергей Галкин отметил, что «необходимо в полной мере использовать возможности, которые предоставляет нам цифровая трансформация органов власти и использование новых источников данных».

Совместная работа позволит эффективнее использовать информацию и рассчитывать показатели, необходимые для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-i-rosstat-podpisali-soglashenie-o-vzaimodeystvii/

2.7. Росреестр: заложен первый в 2022 году пункт деформационной сети Северо-Кавказского геодинамического полигона.

В апреле 2022 года на территории Северо-Кавказского геодинамического полигона в городе Крымске заложен первый в 2022 году автоматизированный пункт деформационной сети, до конца года появятся еще 9 новых пунктов, из них 4 на территории Крымского геодинамического полигона и 5 на Северо-Кавказском. Проводимые на полигонах геодинамические исследования позволяют получать актуальную информацию о деформационных процессах в тектонически активных регионах.

Пункты модернизированной деформационной сети представляют собой комплекс, включающий геодезический пункт, оснащенный постоянно действующей спутниковой геодезической аппаратурой, передающей по каналам связи спутниковую измерительную информацию в подведомственный Росреестру ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД», а также гравиметрический пункт.

К модернизации геодинамических полигонов Росреестр приступил в 2021 году, создав на Крымском геодинамическом полигоне 6 автоматизированных спутниковых станций, обеспечивающих сбор спутниковой измерительной информации для непрерывного мониторинга деформации земной коры.

Работы по модернизации геодинамических полигонов проводятся специалистами Росреестра и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» в рамках опытно-конструкторской работы под шифром «ПОЛИГОН-2030». Основная цель данной работы – осуществление непрерывного геодезического мониторинга деформаций земной поверхности на четырех геодинамических полигонах в сейсмоактивных районах Российской Федерации для оперативного определения существенных изменений координат пунктов деформационных сетей, которые могут быть предвестниками возможных землетрясений, а также для проведения сравнительного анализа тектонических строений и геодинамических режимов территорий полигонов.

До 2030 года проектом предусмотрена модернизация четырех полигонов (Северо-Кавказский, Северо-Байкальский, Северо-Сахалинский, Крымский), расположенных на территории России. Всего в рамках «ПОЛИГОН-2030» планируется создать 71 спутниковую геодинамическую станцию, которые будут передавать измерительную информацию в единый центр.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-zalozhen-pervyy-v-2022-godu-punkt-deformatsionnoy-seti-severo-kavkazskogo-geodinamicheskog/

2.8. Росреестр проведет Всероссийскую неделю консультаций к Дню защиты детей.

С 30 мая по 6 июня Росреестр проведет Всероссийскую неделю правовой помощи детям. Команда Большого Росреестра организует очные консультации родителей по вопросам действий с недвижимостью в интересах детей, работу горячих линий, а в социальных сетях ведомства появятся ответы на популярные вопросы по теме.

Как отметила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова, проект приурочен ко Дню защиты детей и будет способствовать повышению правовой грамотности родителей и опекунов, а также формированию ответственного отношения к сохранению имущественных прав несовершеннолетних.

«День защиты детей – это добрый праздник, пусть он будет наполнен детским смехом и радостью! При этом мы должны понимать, что наша обязанность – не просто подарить положительные эмоции и счастье нашим детям, но и обеспечить сохранение и гарантию их имущественных прав, научить их азам обращения с недвижимостью. Для этого мы в онлайн- режиме расскажем, как государство защищает детей в этой области и какие ограничения существуют для родителей и опекунов», – пояснила руководитель цифровой трансформации ведомства.

В целях повышения правой грамотности населения Росреестр традиционно организует тематические приемы и горячие линии для консультации граждан и помощи в различных жизненных ситуациях.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-provedet-vserossiyskuyu-nedelyu-konsultatsiy-k-dnyu-zashchity-detey/

2.9. Проект федерального закона № 135589-8 «О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/135589-8

Цель: снижение финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП)

Суть: законопроектом предусматривается освобождение субъектов МСП, с которыми заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, от взимания платы за участие таких в процедурах на электронных площадках. Согласно действующей редакции статьи 24.1 Федерального закона, операторы электронных площадок и специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается договор по результатам проведения электронной процедуры.

Охват: заказчики и участники закупок

III. Судебная и административная практика

3.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.05.2022 № Ф04-2443/2022 по делу № А46-16674/2021

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел кассационную жалобу победителя закупки, проводимой по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Победитель закупки не был согласен с заключением антимонопольного органа о внесении победителя в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

Суды нижестоящих инстанций согласились с позицией ФАС. Кассационная инстанция также не нашла причин для отмены заключения ФАС и принятых судебных актов. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что неразмещение на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) победителем закупки в установленный срок подписанного договора является основанием для включения сведений о нем в РНП.

При этом победитель закупки указывал, что неразместил на ЭТП договор по причине тяжелого финансового положения заказчика (налоговым органом приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика), но разместил на ЭТП протокол разногласий к проекту договора, в котором просил пересмотреть способ оплаты предмета закупки, однако заказчик данные предложения о пересмотре цены не принял.

Суд в свою очередь не согласился с победителем и разъяснил, что тяжелое финансовое положение заказчика не является обстоятельством, позволяющим победителю закупки (участнику закупки) отказаться от заключения договора по результатам закупки.

Вместе с тем принимая решение об участии в закупке в электронной форме и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора.

3.2. Госзаказчик не принял обеспечительную гарантию — суды не взыскали с банка комиссию за ее получение

Суть: победитель оформил независимую гарантию и заплатил за это комиссию. Заказчик не принял обеспечение и признал победителя уклонившимся, поскольку оно не отвечало Закону № 44-ФЗ и условиям закупки.

По мнению победителя, если заказчик не принял гарантию, обязательства по ней у банка не возникли. Значит, он услугу не оказал и должен вернуть комиссию как неосновательное обогащение. Банк этого не сделал. Победитель обратился в суд.

Решение судов:

Суды трех инстанции иск не удовлетворили:

  • победитель согласовал проект гарантии с банком без замечаний. Гарантия полностью ему отвечала. При этом банк не должен выяснять у заказчика, какие формулировки включить в нее, чтобы соблюсти требования закупки;
  • по договору о выдаче гарантии вознаграждение заплатили за сам факт ее выпуска. Деньги можно вернуть только, когда гарантию не выдали или указали в ней меньшую сумму. Банк выполнил свою часть сделки, и у него нет оснований возвращать комиссию;
  • именно победителю нужно проверять условия гарантии перед тем, как направить ее заказчику. На банк эту обязанность не возлагали

Постановление АС Московского округа от 19.05.2022 по делу № А40-150656/2021

3.3. Кассация: госзаказчик может предъявлять особые требования к товару с учетом специфики деятельности

Суть: Заказчик приобретал медицинские изделия. В УФАС поступила жалоба, что объект закупки описали под конкретного производителя, чем ограничили конкуренцию.

Контролеры признали жалобу обоснованной, поскольку заказчик не доказал, что есть другие производители нужного товара.

Решение судов:

Суды трех инстанций решили иначе:

  • госзаказчик сам определяет характеристики объекта закупки. Он их обосновал ссылками на научные статьи и протоколы исследований, провел анализ рынка и учел особенности лечения пациентов;
  • контролеры не доказали, что требования к товару избыточны, и не подтвердили ограничение конкуренции. Объект закупки — поставка, а не производство. Любой участник мог его закупить и предложить заказчику. Также установили, что медизделия есть в наличии у нескольких поставщиков;
  • особые требования к товару нельзя считать ограничением конкуренции, поскольку они обусловлены спецификой деятельности.

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2022 по делу № А21-6250/2021   

3.4. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2022 по делу №А53-7103/22.

Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района (далее – Комитет) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее соответственно —  УФАС по РО, антимонопольный орган) о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым Комитет признан нарушившим пункт 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как было установлено судом, Комитет являлся организатором аукциона по продаже двух земельных участков. Один из заявителей обжаловал проведение данного аукциона в УФАС по РО. По мнению заявителя, организатор торгов ограничил конкуренцию на торгах путем установления единственного способа подачи заявок на участие в торгах. УФАС по РО признало жалобу обоснованной, с чем несогласился Комитет.

Рассмотрев дело, суд согласился с позицией Комитета, указав, что извещение о проведении аукциона полностью соответствует требованиям законодательства. В извещении указано, что заявка на участие в аукционе может быть подана на бумажном носителе при личном обращении в Комитет.

Вместе с тем Комитет, являясь уполномоченным органом на предоставление земельных участков, в том числе с торгов, а также, являясь организатором торгов, вправе устанавливать порядок приема заявок самостоятельно.

Таким образом, устанавливая способ подачи заявки на участие в аукционе лично, организатор торгов действовал в пределах, предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

14 июня 2022, 11:17
262
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.