Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Госдума приняла Федеральный закон c мерами против конфликта интересов при закупках госкомпаний.

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145363-7)

Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), направленные на устранение конфликта интересов при проведении закупок госкомпаний.

Эти поправки уточняют условия, при которых может возникнуть такой конфликт интересов, расширяют перечень лиц, которые должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уточняют перечень лиц, которые не могут входить в состав конкурсных комиссий и т.п.

Федеральный закон вводит требование к руководству госкомпаний и членам конкурсных комиссий госкомпаний о принятии ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Также Федеральный закон устанавливает перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссий по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ.

Вопрос устранения конфликта интересов при проведении закупок, прежде всего госкомпаний, поднимался еще в 2017 году. Тогда Минфин подготовил поправки к 223-ФЗ, предусматривающие запрет на привлечение заказчиками аффилированных юридических и физических лиц.

В 2019 году Счетная палата РФ предложила добавить в закон о закупках госкомпаний нормы, направленные на предотвращение коррупционных проявлений – в частности, об установлении запрета на конфликт интересов между заказчиком и участником закупки.

Большинство поправок вступит в силу с 1 июля текущего года.

1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 28.05.2022 № 144-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации».

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205280006)

Напомним, что Федеральный закон подготовлен во исполнение пункта 6 дорожной карты по подготовке и принятию нормативных правовых актов и иных документов, необходимых для реализации мероприятий на Соловецком архипелаге (от 1 апреля 2021 г. № 3048п-П44).

Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

В целях сохранения и развития Соловецкого архипелага, недопущения увеличения стоимости осуществляемых на Соловецком архипелаге мероприятий по строительству и реконструкции и, как следствие, увеличения расходов федерального бюджета Федеральным законом предусматривается установление возможности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям для осуществления на таких земельных участках строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства полностью за счет средств, полученных на эти цели указанными некоммерческими организациями в качестве субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации, на срок строительства или реконструкции данных объектов капитального строительства.

Положения Федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу 08.06.2022.

1.3. Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции»

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/57343-8) 

Напомним, что Федеральный закон направлен на обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) предусмотрена поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – физические лица, применяющие специальный налоговый режим).

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 209-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2-6 статьи 14 Федерального закона
№ 209-ФЗ, за оказанием следующей поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной; поддержки в сфере образования, в области ремесленной деятельности; поддержки при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентируется порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Частью 1 статьи 19 (глава 5) Федерального закона № 135-ФЗ установлены цели предоставления государственных и муниципальных преференций. К таким целям отнесена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление государственных и муниципальных преференций в иных целях не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, к которым относится предоставление прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получения государственного (муниципального) имущества без торгов, в то время как физические лица, применяющие специальный налоговый режим, как правило, такой возможности лишены, несмотря на предусмотренное Федеральным законом № 209-ФЗ равенство прав на получение имущественной поддержки.

В целях обеспечения согласованности положений вышеуказанных актов федерального законодательства и единообразного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, предлагается внести в часть 1 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ изменение, предусматривающее отнесение поддержки указанных физических лиц к целям предоставления государственных (муниципальных) преференций.

1.4. Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/97317-8) 

Напомним, что Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребность во внесении отдельных изменений в указанные законодательные акты обусловлена стремлением обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере имущественных отношений, оптимизировать и упростить процесс их реализации.

Законопроект содержит предложения по совершенствованию процедуры государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на объект недвижимого имущества и (или) обременения соответствующего объекта недвижимого имущества (далее – государственная регистрация права) при наличии в Едином государственном реестре недвижимости внесенной записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия собственника объекта недвижимости или его законного представителя (далее –  запись о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя).

Законопроектом предлагается уточнить положения статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанием на то, что совершение сделки в нотариальной форме без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) в том числе является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации права, без рассмотрения при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Представляется, что предлагаемое к принятию изменение процедуры регистрации права при наличии указанной записи в Едином государственном реестре недвижимости следует из существа действия лица по ее внесению и, помимо прочего, будет способствовать еще большему снижению рисков совершения какого-либо рода мошеннических действий в сфере имущественных отношений.

Положениями Законопроекта регламентируется возможность подачи заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя лицом, уполномоченным собственником (его законным представителем) в выданной им нотариально удостоверенной доверенности, что обеспечит доступность соответствующего механизма для большего круга лиц.

1.5. Федеральный закон от 28.05.2022 № 146-ФЗ «О внесении изменений в статью 166-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/117259-8

Цель: упрощение и ускорение расчетов за поставленные товары, в том числе строительные материалы, при казначейском сопровождении средств

Суть: Законопроектом предусматривается:

  • установление возможности перечисления средств за уже поставленные товары сразу на расчетный счет поставщика товаров (без открытия лицевого счета участника КС в органе Федерального казначейства). Для поставщиков строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в сметную документацию, на расчетные счета в кредитных организациях предлагается перечислять не только оплату за поставку, но и авансы по договорам (контрактам).
  • возможность перечисления средств по контрактам (договорам) на выполнение работ, заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов на СМР, сразу на счет подрядчика по контракту (договору), открытый в кредитной организации, при представлении документов, подтверждающих выполнение работ, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком в целях выполнения указанных работ;
  • законопроектом также предлагается увеличить до 5 млн рублей (вместо 600 тыс. рублей) размер цены контрактов (договоров), определяющий обязательность применения по контракту (договору) КС;
  • расширяются полномочия финорганов регионов и муниципалитетов по КС, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Теперь регионы и муниципалитеты смогут самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 млн рублей, подлежащие КС.

Охват: заказчики и участники закупок

1.2. Постановление Правительства Российской Федерации
от 20.11.2021 № 1989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Цель: нивелирование последствий экономических санкций в отношении РФ

Суть: с 24.05.2022 установлен запрет на участие в госзакупках пассажирских лифтов иностранных компаний. Исключение составляет продукция из государств Евразийского экономического союза.

Охват: заказчики и участники закупок.

1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2022 № 937 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571»

Цель: снижение рисков неисполнения госконтрактов из-за внешних санкций, введенных в отношении заказчиков

Суть: Согласно постановлению в случае, если заказчиком не установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, то с 1 июля 2022 года заказчик обязан установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых включена в указанный реестр по причине отказа от исполнения контракта в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами в отношении заказчика.

Охват: заказчики и участники закупок.

1.7. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 26.05.2022 № 1316-р

Цель: упрощение процедуры закупок материалов и оборудования, необходимых для различных исследований, научными и образовательными организациями

Суть: Утвержден перечень товаров, в соответствии с которым в 2022 году Минобрнауки России, государственные образовательные организации высшего образования и государственные научные организации могут осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок.

Охват: орган власти, научные, образовательные организации, участники закупок.

II. Правовые новости

2.1. ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку.

На внеплановом заседании Банк России понизил с 27 мая ключевую ставку до 11%. Это на 3 процентных пункта ниже предыдущего значения. С начала апреля ставку снижают уже третий раз.

Источник: http://www.consultant.ru/legalnews/19346/

2.2. ФАС предлагает упростить процедуру согласования преференций для поддержки СМСП.

Соответствующий документ внесен в Правительство Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству органы власти обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции.

Ведомство предлагает освободить их от этой обязанности до конца 2022 года в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Вместе с тем предполагается, что органы власти будут обязаны уведомлять ФАС России о предоставлении таких преференций. При этом антимонопольный орган продолжит внимательно следить за сохранением конкуренции.

Совершенствование порядка предоставления органами власти заявления в антимонопольный орган о согласовании преференции позволит оптимизировать административные процедуры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях.

Источник: https://fas.gov.ru/news/31954

2.3. Минэкономики уточняет условия выращивания госкомпаниями подрядчиков в секторе МСП.

Белый дом уточнил ко второму чтению в Госдуме параметры программы, позволяющей госкомпаниям «выращивать» поставщиков среди компаний малого и среднего бизнеса. В частности, Минэкономики предлагает сфокусировать такие программы на импортозамещении и поддержке инноваций. Ожидается, что это позволит расширить базу технологичных поставщиков и выполнить требования по закупкам госкомпаний у малого бизнеса.

Кроме того, для баланса стимулирования деловой активности в секторе и коррупционных рисков ведомство вводит прямой запрет на выращивание госАО аффилированных с ними МСП — хотя рост непрозрачности закупок и несистемность борьбы с аффилированностью оставляют лазейки для обхода требований.

Как стало известно «Ъ», Минэкономики подготовило ко второму чтению в Госдуме поправки к законопроекту, разрешающему госкомпаниям «выращивать» контрагентов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Речь идет о возможности для госкомпаний утверждать и финансировать программы развития МСП — от информационной до финансовой поддержки. При этом закупки госкомпаний у таких поставщиков должны быть конкурентными, без преференций «подопечным». Однако при рассмотрении проекта в первом чтении депутаты сообщили о возможной легализации практики контрактации госкомпаний с аффилированными лицами — «выращенные» сторонние МСП не были обязаны участвовать в закупках. Замечания Минэкономики обещало устранить — поправки к законопроекту обсуждались с крупнейшими заказчиками («Ростех», ВЭБ.РФ, «РусГидро», «Автодор», «Ростелеком», РЖД, «Росатом», «Россети»).

Согласно поправкам, госкомпании сами определят форму и размер обязательств малого бизнеса перед заказчиком — поскольку «крупный бизнес самостоятельно финансирует программы развития», отмечают в Минэкономики.

Кроме того, те, кто не выполняет условия соглашения о «выращивании» (помимо участия в торгах это, например, обязательства по модернизации), попадут в специальный реестр Корпорации МСП и не смогут в будущем участвовать в программах развития. Одновременно документ прямо содержит требование об отсутствии аффилированности между заказчиком и участником программы «выращивания» на момент подписания соглашения.

В Минэкономики ранее отмечали, что крупные заказчики сами заинтересованы в создании новых поставщиков, способных выполнять их заказы. Потребность в них объясняется требованиями нацпроекта по МСП — закупки у них к 2024 году должны достичь 5 трлн руб. и 25% подрядов госАО, «что потребует увеличения количества технологически готовых МСП-поставщиков», добавляют в ведомстве.

Программы «выращивания» предлагается сфокусировать на импортозамещении — так, одним из условий должна быть локализация производства в РФ.

Альтернативой может быть использование инноваций при производстве товаров и услуг. «Этот механизм сейчас особенно актуален, так как заказчикам нужно оперативно замещать ушедшие с нашего рынка иностранные компании, а предпринимателям — понимать текущие потребности», — поясняет «Ъ» гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. По его словам, заявки на «выращивание» будут подаваться через цифровую платформу МСП.РФ — уже поступили заявки от 21 заказчика, разместивших запрос по 3,5 тыс. номенклатурных позиций выпускаемых товаров.

«Малый и средний бизнес может с ним ознакомиться и подать заявку. За три недели уже получены первые 16 заявок от предпринимателей», — разъясняет господин Исаевич. В целом же, по данным Корпорации МСП, на конец мая объём закупок госАО у МСП превысил 1,4 трлн руб.

Отметим, что поправки Минэкономики могут снизить риски аффилированных закупок — этому будут способствовать и параллельные инициативы правительства по устранению как конфликта интересов в закупках, так и невидимых сейчас для государства закупок у взаимозависимых лиц. Впрочем, эксперты ранее отмечали, что для борьбы с аффилированностью необходим системный подход — как корректировка законодательства о конфликте интересов, так и повышение прозрачности госзаказа. Пока на рынке сильна система неформальных договоренностей, а данные о закупках публикуются все меньше из-за санкций — и пространство для маневра и поиска лазеек у госАО остается.

Источник: http://zakupki-portal.ru/novosti/novosti-dlya-zakazchikov/mal-postavshchik-da-dorog-minehkonomiki-utochnyaet-usloviya-vyrashchivaniya-goskompaniyami-podryadchikov-v-sektore-msp

2.4. Правительственная комиссия поможет решить проблемы дачников.

Правительство создало специальную комиссию по вопросам развития садоводства. Одна из задач – создание инфраструктуры вокруг дачных кооперативов, где теперь можно строить жилые дома и постоянно жить в них.

«Создание правительственной комиссии – это очень важный и нужный шаг. Это придает весомый статус всей дачной тематике. Уверен, что благодаря работе комиссии станет возможным быстрее совершенствовать законодательство и, надеюсь, что государство начнет софинансировать решение отдельных дачных проблем. Мы выходили с инициативой создать комиссию еще в 2018 году и со своей стороны окажем всю необходимую поддержку», – рассказал «Российской газете» депутат Государственной Думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

В частности, одна из проблем дачников – высокие тарифы на электричество. Нередко тариф на электроэнергию для СНТ выше, чем для расположенных рядом сел и деревень. «Мы в Госдуме как раз сейчас работаем над ее решением, – уточняет Чаплин. – У нас есть два предложения, которые касаются обеспечения наших СНТ в части энергоснабжения и в части газоснабжения. Что касается тарифа, то здесь мы предлагаем приравнять всех жителей СНТ к сельскому тарифу. В московском регионе мы это уже сделали. Сейчас важно, чтобы это распространилось на всю страну».

Второе предложение – распространить быструю газификацию не только на жителей сел и деревень, но и на СНТ. То есть сделать разводку к каждому участку внутри СНТ.

Источник: https://rg.ru/2022/05/24/pravitelstvennaia-komissiia-pomozhet-reshit-problemy-dachnikov.html

2.5. Более 16 тысяч земельных участков зарегистрировано Росреестром по «гаражной амнистии».

За 7 месяцев реализации Закона о «гаражной амнистии» зарегистрировано 16 132 земельных участков общей площадью 47 890 кв. м, сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

«По состоянию на 31 марта 2022 года в стране по правилам, предусмотренным Законом, зарегистрировано 12 688 гаражей. Также дополнительно включены сведения о 3615 объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН внесены изменения в сведения о виде объекта недвижимости. Росреестром на регулярной основе проводится методическая и разъяснительная работа с заявителями во всех субъектах. Ожидаем, что граждане продолжат активно использовать механизм «гаражной амнистии», – отметил Алексей Бутовецкий.

С сентября 2021 по март 2022 года наибольшее число земельных участков оформлено в Пермском крае (897 участков площадью 26 536 кв. м), Республике Бурятия (823 участка площадью 23 368,2 кв. м), Республике Мордовия (806 участков площадью 21 247 кв. м), Омской области (736 участков площадью 17 636 кв. м), Красноярской крае (685 участков площадью 19 401 кв. м).

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/bolee-16-tysyach-zemelnykh-uchastkov-zaregistrirovano-rosreestrom-po-garazhnoy-amnistii/

2.5. Росреестр рассказал о приоритетных проектах в области цифровой трансформации.

Делегация Росреестра приняла участие во Всероссийской конференции «Эффективное управление земельно-имущественным комплексом публично-правовых образований». Мероприятие посвящено развитию информационных технологий в имущественной сфере, оптимизации процессов эксплуатации и эффективному управлению имуществом. Участниками конференции также стали Федеральное казначейство, комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области, Министерство финансов Красноярского края, а также представители бизнеса и профессионального сообщества.

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова рассказала о реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» и проектах цифровой трансформации Росреестра, среди которых сервисы «Земля просто», «Земля для стройки», «Умный кадастр», «Анализ состояния и использования земель», а также «Цифровой помощник регистратора». Проект по запуску «Цифрового помощника» будет реализован в 2022 году в пилотном регионе, затем масштабирован на территории всей страны.

«Миссия Росреестра – содействовать социально-экономическому развитию России, создавая и обновляя пространственные данные для эффективного использования земельных ресурсов и обеспечения гарантий прав на недвижимость. В рамках реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных» нашей командой разработан сервис «Цифровой помощник регистратора», в основе которого – предобученные нейронные сети и алгоритмы автоматической проверки документов. Он направлен на сокращение срока оказания услуг и повышение качества обработки данных. Этот инструмент автоматизирует проведение правовой экспертизы документов заявителей и позволяет снижать количество приостановлений при оформлении прав на недвижимость. Мы понимаем, что за каждым решением – судьба человека», – подчеркнула Елена Мартынова.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-rasskazal-o-prioritetnykh-proektakh-v-oblasti-tsifrovoy-transformatsii/

2.6. Росреестр исправит более 1 млн реестровых ошибок без привлечения средств правообладателей.

В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» приступает к исправлению реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) без привлечения средств правообладателей. Ведомством планируется исправить более 1,2 млн реестровых ошибок за три года.

«Росреестр продолжает формировать полный и точный реестр недвижимости. Исторически стране накопилось более 8,5 млн реестровых ошибок, поэтому перед ведомством поставлена задача по решению этой проблемы. Работа по исключению неточностей из ЕГРН позволяет повысить качество сведений о недвижимости и остается одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра, в том числе в рамках создания Национальной системы пространственных данных. Ведомство намерено приступить к данной работе на бесплатной основе, – подчеркнул руководитель ведомства Олег Скуфинский.

С целью организации мероприятий по исправлению ошибок в каждом субъекте России создана рабочая группа, а также определен ответственный заместитель руководителя территориального органа Росреестра.

Если правообладатели объектов недвижимости полагают, что в ЕГРН содержится реестровая ошибка, для ее исправления необходимо направить обращение в территориальный орган Росреестра. Также реестровую ошибку можно выявить при осуществлении учетно-регистрационных действий или при внесении в ЕГРН сведений о местоположении объектов реестра границ.

Региональным Управлением ведомства при поступлении документов осуществляется предварительный анализ данных в целях установления наличия технических или реестровых ошибок.

При выявлении реестровой ошибки территориальный орган Росреестра направляет письмо-поручение в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», который проводит мероприятия по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств и направляет подготовленные документы в орган регистрации прав для принятия решения о необходимости исправления реестровой ошибки.

Затем Росреестр в адрес правообладателя объекта недвижимости направляет решение о необходимости исправления реестровой ошибки.

В течение трех месяцев собственник земельного участка может самостоятельно исправить реестровую ошибку, представив в орган регистрации прав межевой план или на основании заявления продлить указанный срок до шести месяцев.

В случае непредоставления собственником земельного участка межевого плана Росреестр вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.

В дальнейшем ведомство планирует направлять уведомление и решения об исправлении реестровых ошибок только в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, что упростит процедуры исправления ошибок и сократит сроки их исправления.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-ispravit-bolee-1-mln-reestrovykh-oshibok-bez-privlecheniya-sredstv-pravoobladateley/

2.7. Росреестр разъяснил, какие теплицы нужно ставить на кадастровый учет.

На загородном участке помимо садового или жилого дома могут быть возведены различные хозяйственные и бытовые строения, в том числе теплицы. Эксперты Росреестра рассказывают нужно ли регистрировать теплицы как объект недвижимости.

Что такое объект недвижимости?

К недвижимому имуществу относятся в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства. При этом отвечающее признакам объекта недвижимости здание (сооружение) должно быть в том числе прочно связано с землей, соответственно, перемещение его без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Если здание (сооружение) не установлено на фундаменте, может быть перемещено, в том числе может быть осуществлен его демонтаж и последующая сборка без ущерба его назначению, такое здание можно отнести к некапитальным строениям, регистрация прав на которые не осуществляется.

Какие бывают виды теплиц?

  1. Каркасные сборно-разборные конструкции без фундамента. Такие строения к объектам недвижимости не относятся и права на них регистрировать не нужно.
  2. Постройки с фундаментом, состоящие из несущих, ограждающих строительных конструкций. Владельцы такого объекта недвижимости могут поставить его на кадастровый учет и оформить право собственности.

Какие документы потребуются для постановки теплицы на кадастровый учет и оформления прав на нее?

Для оформления прав на теплицу, которая относится к объектам недвижимости, необходимо представить в орган регистрации прав следующие документы:

– заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в связи с созданием объекта недвижимости;

– технический план (документ составляется кадастровым инженером), подготовленный на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и подписанной правообладателем земельного участка;

– правоустанавливающий документ на земельный участок (представление которого не требуется если право заявителя на такой участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).

Как подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав?

Подать документы можно несколькими способами:

– в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;

– в бумажном виде при личном визите в МФЦ;

– с помощью сервиса выездного обслуживания по приему документов специалистами Федеральной кадастровой палаты Росреестра.

Каковы сроки предоставления услуги?

При подаче документов в орган регистрации прав, срок предоставления услуги составляет 3 рабочих дня с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов.

При подаче документов через МФЦ предоставление услуги занимает 5 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов.

Чем подтверждается постановка на кадастровый учет и государственная регистрация права?

Результатом предоставления услуги является выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которой в том числе указывается кадастровый номер объекта недвижимости, сведения о его правообладателе, виде права.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/vopros-otvet-kakie-teplitsy-nuzhno-stavit-na-kadastrovyy-uchet/

2.8. Росреестр провел стратегическую сессию, посвященную кадастровой оценке.

Росреестр организовал двухдневную стратегическую сессию, посвященную государственной кадастровой оценке. В рамках подготовки в ней ведомство проанализировало «болевые точки», с которыми сталкиваются специалисты в области кадастровой оценки и люди при интерпретации ее результатов и различных жизненных ситуациях. Росреестр провел всероссийский опрос среди региональных бюджетных учреждений, наделенных полномочиями по определению кадастровой стоимости. По результатам его анализа выявлено 404 «боли», которые систематизированы в 6 подгрупп: нормативно-правовое обеспечение, информационное обеспечение, методическое обеспечение, автоматизация процессов, организационное обеспечение, кадровое обеспечение.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский отметил, что трансформация действующих механизмов, качественные структурные изменения невозможны без профессиональных участников рынка.

Для проработки существующей проблематики была организована стратегическая сессия «Национальная система пространственных данных: развитие государственной кадастровой оценки». Два дня более 100 экспертов из 26 регионов России посвятили обсуждению актуальных вопросов отрасли. В работе стратегической сессии приняли участие работники системы Росреестра и региональных бюджетных учреждений, наделенных полномочиями по определению кадастровой стоимости, разработчики специализированного программного обеспечения.

«Объективность кадастровой оценки, соблюдение принципов экономической обоснованности кадастровой стоимости затрагивают интересы граждан и находятся на контроле у руководства страны. Перед Росреестром стоит задача продолжать совершенствование процедуры. В рамках компетенций мы инициируем необходимые законодательные изменения. Также в ближайшее время приступим к преобразованию Фонда данных государственной кадастровой оценки, что будет способствовать автоматизации процессов, включая анализ и обработку сведений об объектах по всей стране. Для выявления «болевых точек» и поиска решений мы привлекаем специалистов, которые занимаются оценкой в регионах. Обратная связь и возможность оперативно реагировать на запрос профессионального сообщества – приоритетны в нашей работе», – сказал глава ведомства.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-provel-strategicheskuyu-sessiyu-posvyashchennuyu-kadastrovoy-otsenke/

2.9. Росреестр заложит 27 новых пунктов фундаментальной астрономо- геодезической сети в 2022 году.

Росреестр в 2022 году заложит в дополнение к существующим еще 27 пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС), сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова.

«Исторически из-за существования разрозненных частных геодезических станций, не увязанных в одну сеть, в стране накоплено 8,5 млн реестровых ошибок. В рамках реализации госпрограммы «Национальная система пространственных данных» перед Росреестром стоит задача создать Единую систему управления государственной геодезической сетью, которая позволит повысить точность определения координат, исключить появление новых ошибок и судебных споров. Фундаментальная астрономо-геодезическая сеть – это основа для формирования всей государственной геодезической сети. В 2021 году на территории страны заложили 21 новый пункт ФАГС, такой объем работ ранее выполнялся в течение 10 лет. В этом году планируем наращивать темпы!», – подчеркнула Елена Мартынова.

Пункты ФАГС оборудованы спутниковыми приёмниками геодезического класса точности и работают в непрерывном режиме. Они обеспечивают высший уровень точности координатного обеспечения России.

В настоящее время спутниковая координатная сеть России состоит из 51 пункта фундаментальной астрономо-геодезической сети Росреестра, 388 пунктов высокоточной геодезической сети (ВГС), 5860 пунктов спутниковой геодезической сети I класса (СГС- 1), при этом в полной мере используется потенциал около 300 тыс. пунктов государственной геодезической сети 1–4 классов, построенных классическими методами.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-zalozhit-27-novykh-punktov-fundamentalnoy-astronomo-geodezicheskoy-seti-v-2022-godu/

2.10. Проект федерального закона № 1145363-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145363-7

Цель: ограничения на участие аффилированных лиц в конкурсных комиссиях и новые требования к участникам закупок для предотвращения возможного конфликта интересов.

Суть: Госдума Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект, касающийся регулирования конфликта интересов.

 Законопроект предусматривает:

  • уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок по 44-ФЗ;
  • расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок 44-ФЗ;
  • установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок 223-ФЗ;
  • введение обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;
  • соотнесение понятия личной заинтересованности члена комиссии по осуществлению закупок с содержанием понятия, предусмотренным Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • установление к руководителю заказчика, членам комиссии требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и участники закупок.

III. Судебная практика

3.1. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2022 № Ф09-3145/22 по делу № А50-21935/2021

АО «ОДК-Авиадвигатель» (далее – заказчик) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения по жалобе общества с ограниченной ответственностью «НПП «Монотест» (далее – общество), вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).

Как было установлено судами, заказчик проводил закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При проведении указанной закупки, по мнению общества, заказчиком были неправомерно установлены требования к предмету закупки, в связи с чем общество обратилось с жалобой в Управление. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, с чем не согласился заказчик и обратился в суд.

Суды первой и второй инстанции согласились с позицией Управления. Арбитражный суд Уральского округа при рассмотрении дела не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Кассационная инстанция установила, что в закупочной документации заказчика указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики или качественные характеристики товара, а именно видеоэндоскоп IPLEX NX (или эквивалент).

Вместе с тем судом установлено, что параметрам, определенным заказчиком соответствует только один товар одного производителя (оптический прибор IPLEX NX видеоэндоскопическая система «Olimpus»).

При этом в описании предмета закупки использовались слова «или эквивалент».

Кроме того, Арбитражный суд Уральского округа отметил, что в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, разъяснено, что указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

Специфика использования товара, являющегося предметом закупки (видеоэндоскоп IPLEX NX), на момент рассмотрения и вынесения оспариваемого решения заказчиком не доказана; конструкторская документация не была разработана, что свидетельствует о недопустимости утверждения о необходимости закупки конкретного видеоэндоскопа.

При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что спорная формулировка предмета закупки фактически ограничивает конкуренцию.

3.2. ВС РФ: неправильно составленное техническое задание не является оправданием некачественно выполненных работ по госконтракту

Суть: в работах по ремонту автодороги выявили недостатки, но в срок их не устранили. Заказчик предложил расторгнуть контракт. Подрядчик отказал, так как все работы выполнили, однако заказчик их не принял и не оплатил. Стороны обратились в суд.

Экспертиза установила: качество ремонта соответствует контракту, но техническое задание составили неверно. Недостатки возникли из-за того, что в техническом задании нет нужных допработ.

Решение судов:

  • Первая инстанция поддержала заказчика.
  • Апелляция решила иначе — взыскала с заказчика оплату. Экспертиза не показала, что недостатки нельзя устранить, а претензии к качеству не освобождают от оплаты. Кроме того, срок контракта истек, поэтому расторгнуть его уже нельзя.
  • Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции на основании следующего:
  • если ремонт выполнили некачественно, значит контракт исполнили ненадлежащим образом;
  • подрядчик, как профессионал, знал, что нужны допработы, и понимал, что их нет в техническом задании, но не сообщил об этом контрагенту и не приостановил ремонт;
  • на заказчика нельзя перекладывать ответственность за плохой результат из-за ошибок в техническом задании. У него нет специальных знаний, он рассчитывал на профессионализм подрядчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение ВС РФ от 16.05.2022 № 304-ЭС22-5594

3.3. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2022 № Ф07-4017/2022 по делу № А56-64442/2021

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционная инстанция не согласилась с принятым по делу решением, отменила и его и заявленные требования удовлетворила.

Не согласившись с мнением апелляционной инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой и требованием оставить в силе решение суда первой инстанции.

При рассмотрении дела, Арбитражный суд Северо-Западного округа согласился с позицией апелляционной инстанции.

Как было установлено судом, при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Санкт-Петербурга, в Управление поступила жалоба одного из участников данного аукциона. Доводом жалобы было утверждение, что организатор аукциона не имеет право отменить проведение аукциона. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, с чем не согласилось Учреждение и обратилось в суд.

Арбитражный суд Северо-Западного округа не согласился с позициями Управления и арбитражного суда первой инстанции, указав, что в силу части 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.

Вместе с тем Управление посчитало, что необходимость доработки формы договора аренды земельного участка, а также изменения порядка внесения арендной платы по договору не указаны в качестве основания для отмены аукциона в части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в связи с чем, по его мнению, у организатора торгов отсутствовало право на принятие решения об отказе от проведения аукциона, что является нарушением части 24 статьи 39.11 ЗК РФ.

При этом, пункт 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (определяющей общий порядок организации и проведения торгов) предусматривает, что, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Между тем частью 24 статьи 39.11 ЗК РФ (во взаимосвязанном единстве с частью 8 данной статьи) определен порядок отказа от проведения аукциона именно в тех случаях, когда проведение аукциона невозможно в силу закона, то есть в тех случаях, когда земельный участок не может быть предметом аукциона. При этом статья 39.11 ЗК РФ не ограничивают организатора торгов в праве принятия решения об отказе в проведении аукциона по иным основаниям в установленные сроки.

Судами не установлено, что мотивы для отмены проведения аукциона явились недостоверными. При этом оспариваемые действия организатора торгов были совершены заблаговременно до объявленной даты проведения аукциона и даты окончания приема заявок, в равной степени касались всех потенциальных участников и не создали преимуществ отдельным участникам.

Более того, решение об отмене открытого аукциона нетождественно отказу в проведении аукциона, поскольку приказом об отмене аукциона указано фактически на перенос аукциона на другое время, а не на отказ от его проведения на основании части 24 статьи 29.11 ЗК РФ.

6 июня 2022, 12:34
288
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.