Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 28 марта—1 апреля 2022 г

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 28 марта—1 апреля 2022 г
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001?index=0&rangeSize=1)

В соответствии с Указом, госкомпаниям запрещено с 31 марта текущего года закупать без согласования иностранное программное обеспечение (в том числе в составе программно-аппаратных комплексов) для использования на объектах критической информационной инфраструктуры.

Этот документ запрещает не только закупки госкомпаниями импортного софта для его использования на объектах КИИ, но и использование такого ПО. Правда, только с 1 января 2025 года. Этот запрет распространяется на значимые объекты КИИ, принадлежащие госорганам и госкомпаниям.

Кроме того, Правительство РФ должно в течение апреля подготовить и утвердить требования к ПО, используемому на значимых объектах КИИ госорганов, а также правила согласования закупок иностранного софта для использования на этих объектах.

Еще 6 месяцев Правительству РФ отводится на разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих преимущественное использование субъектами КИИ (владельцы объектов КИИ – ИФ) российской радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, включая доверенные программно-аппаратные комплексы.

Причем разработку, создание и сервисное обслуживание таких комплексов должно будет обеспечивать специально созданное для этого научно-производственное объединение. Обеспечить организацию такого предприятия также должно Правительство РФ. При этом должна быть организована подготовка и переподготовка кадров в сфере разработки, производства, технической и сервисной поддержки радиоэлектронной продукции и телекомоборудования, используемого на объектах КИИ.

В среду директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере IT-технологий, член оперштаба по мерам поддержки IT-отрасли при Минцифры Илья Массух заявил, что в России с 2024 года возможно введение запрета на использование госкомпаниями и объектами критической инфраструктуры иностранного ПО.

К настоящему времени в России насчитывается более 50 тыс. объектов КИИ в ведении более чем 5 тыс. организаций. К объектам критической информационной инфраструктуры относятся значимые объекты промышленности, энергетики, связи, транспорта, здравоохранения, обороны, банковского сектора и других ключевых отраслей экономики РФ. С 2018 года, согласно закону “О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ” (187-ФЗ), все они обязаны информировать НКЦКИ “о компьютерных инцидентах”.

1.2. В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части минимизации последствий недружественных действий иностранных государств и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок)

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/99018-8) 

Законопроект разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Законопроект предусматривает установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ, предусматривающие установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства “под ключ”, что позволит заказчикам:

– определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых “работ и оснащение объекта капитального строительства;

– упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Кроме того, предусматривается совершенствование информационного обеспечения закупок, в том числе по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” планов закупки товаров, работ, услуг, информации о закупке, предусмотренной частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, уведомлений и заключений, формируемых при проведении оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

Указанные изменения обусловлены тем, что реализация действующих положений частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ приводит к полному исключению информации о закупках из единой информационной системы, что в свою очередь не позволяет обеспечивать их прослеживаемость и учет.

1.3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/97317-8) 

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребность во внесении отдельных изменений в указанные законодательные акты обусловлена стремлением обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере имущественных отношений, оптимизировать и упростить процесс их реализации.

Законопроект содержит предложения по совершенствованию процедуры государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на объект недвижимого имущества и (или) обременения соответствующего объекта недвижимого имущества (далее – государственная регистрация права) при наличии в Едином государственном реестре недвижимости внесенной записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия собственника объекта недвижимости или его законного представителя (далее –  запись о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя).

Законопроектом предлагается уточнить положения статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанием на то, что совершение сделки в нотариальной форме без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) в том числе является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации права, без рассмотрения при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Представляется, что предлагаемое к принятию изменение процедуры регистрации права при наличии указанной записи в Едином государственном реестре недвижимости следует из существа действия лица по ее внесению и, помимо прочего, будет способствовать еще большему снижению рисков совершения какого-либо рода мошеннических действий в сфере имущественных отношений.

Положениями Законопроекта регламентируется возможность подачи заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя лицом, уполномоченным собственником (его законным представителем) в выданной им нотариально удостоверенной доверенности, что обеспечит доступность соответствующего механизма для большего круга лиц.

1.4. Указ Президента Российской Федерации № 166 от 30.03.2022
«О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

С 31 марта 2022 года госзаказчикам запрещено закупать без согласования иностранное программное обеспечение (в том числе в составе программно-аппаратных комплексов) для использования на объектах критической информационной инфраструктуры. С 1 января 2025 года запрещено использование программного обеспечения на объектах критической инфраструктуры, принадлежащей госорганам. Кроме того, Правительство РФ должно в течение апреля подготовить и утвердить требования к ПО, используемому на значимых объектах критической информационной структуры госорганов, а также правила согласования закупок иностранного софта для использования на этих объектах.
В течение 6 месяцев Правительство РФ должно разработать и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих преимущественное использование субъектами критической информационной инфраструктуры российской радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, включая доверенные программно-аппаратные комплексы. Разработку, создание и сервисное обслуживание таких комплексов должно будет обеспечивать созданное для этого научно-производственное объединение, ответственным за организацию которого является Правительство РФ.

1.5. Проект федерального закона № 99018-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом предусматривается внесение изменений, в том числе в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

  1. Исключение из числа заказчиков по Закону № 44-ФЗ лиц, зарегистрированных на территориях иностранных государств
  2. Включение в понятие «товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан» медицинских изделий и технических средств реабилитации
  3. Устанавливается запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства
  4. Расширены случаи проведения закрытых закупок

Такие закупки могут проводиться заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены политические или экономические санкции, меры ограничительного характера.

  1. Сокращен срок оплаты товаров:

– по контрактам, заключенным по результатам закупок, извещения о которых размещены в ЕИС с 01.01.2022 по 30.04.2022 – не более 15 рабочих дней;

– по контрактам, заключенным по результатам закупок, извещения о которых размещены в ЕИС с 01.05.2022 – не более 7 рабочих дней.

Для «бумажных» актов срок оплаты – не более 10 рабочих дней.

  1. Правительству РФ предоставлено право установить иной срок оплаты в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
  2. Расширяются возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.
  3. Расширяется перечень заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства РФ полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера.
  4. Устанавливается возможность до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.
  5. Расширен перечень информации, включаемой в извещение (информация о казначейском сопровождении).
  6. Сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней срок блокировки денежных средств, внесенных в обеспечение заявки, оператором электронной площадки.
  7. Сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней срок направления оператором электронной площадки заказчику информации о том, что в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным закупкой.
  8. В порядок проведения электронного конкурса включена норма о том, что подача ценового предложения, предусматривающего снижение ниже 0, означает подачу предложения о размере платы за заключение контракта.
  9. Из порядка проведения электронного аукциона исключена норма о том, что не допускается подача ценового предложения, размер которого превышает 100 млн рублей (при проведении аукциона на право заключения контракта).
  10. Увеличен с 3-х часов до 1 рабочего дня срок размещения заказчиком на электронной площадке проекта контракта при проведении электронного запроса котировок.
  11. Добавлен новый случай закупки у единственного поставщика (услуги по подготовке космонавтов, организации и обеспечению запусков космических аппаратов).
  12. Увеличение с 1 до 2 рабочих дней срока направления заказчиком обращения о включении поставщика в РНП.
  13. Введена обязанность заказчика направлять обращение о включении поставщика в РНП при расторжении контракта поставщиком в одностороннем порядке.
  14. Введено до 31.12.2022 право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств, за исключением случаев, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

1.6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году»

Согласно постановлению, если средства на финансовое обеспечение госконтрактов подлежат казначейскому сопровождению, то авансовые платежи могут предусматриваться в размере от 50 до 90 процентов суммы договора. В случае, если они не подлежат казначейскому сопровождению – в размере до 50 процентов суммы договора. Это ускорит проведение платежей по заключаемым контрактам, позволит бизнесу отказаться от промежуточных кредитов и не отвлекать из оборота собственные средства.

При этом, если по госконтракту с казначейским сопровождением лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты в текущем финансовом году авансового платежа, выплата оставшейся части такого платежа осуществляется не позднее 1 февраля очередного финансового года, причем без подтверждения поставки товаров (работ, услуг) в объеме ранее выплаченного аванса.

Действие постановления распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов.

II. Правовые новости

2.1. Федеральная антимонопольная служба и ОПОРА РОССИИ обсудили вопросы поддержки бизнеса.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Шаскольский Максим Алексеевич отметил, что защита интересов малого и среднего бизнеса – это один из приоритетов в работе ведомства. Федеральная антимонопольная служба активно взаимодействует с предпринимательским сообществом, в том числе в рамках работы Общественного совета при ФАС России и отраслевых экспертных советов.

В сложившихся экономических условиях Федеральная антимонопольная служба считает одной из своих задач снижение административного давления на бизнес. В частности, для этого ведомство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 приостановило плановые проверки предпринимателей.

Вместе с тем ФАС России призывает предпринимательское сообщество придерживаться ответственного, социально ориентированного рыночного поведения, не допускать дефицита продукции и соблюдать приоритет поставок для внутреннего рынка.

Также руководитель ФАС России предложил предпринимателям активнее взаимодействовать с территориальными органами ФАС России, в том числе по вопросам разъяснения законодательства и защиты прав предпринимателей. По его словам, саморегулирование рынков и разрешение споров в досудебном порядке входит в интересы как предпринимателей, так и потребителей.

В завершение встречи Максим Шаскольский поблагодарил президента ОПОРЫ РОССИИ Александра Калинина за многолетнее сотрудничество и экспертную оценку инициатив ведомства. ФАС России учтет озвученные предпринимателями предложения и проработает их в составе экспертных групп.

Источник: https://fas.gov.ru/news/31878

2.2. Правительство предлагает резко сократить сроки оформления земли гражданами.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, значительно ускоряющую оформление гражданами земельных участков. Процесс может занять чуть больше недели вместо одного-двух и больше месяцев.

Вводятся жесткие и, что главное, укороченные сроки на две ключевые процедуры при оформлении. Три дня – на кадастровые работы. Три дня – на саму регистрацию.

Кто оформлял участки, тот знает, насколько утомительна порой бывает бумажная работа. Кто не оформлял, но собирается, пусть просто поверит: раньше на земные процедуры уходило много времени. А теперь все будет проще и быстрее. По крайней мере, таковы планы.

Источник: https://rg.ru/2022/03/28/pravitelstvo-predlagaet-rezko-sokratit-sroki-oformleniia-zemli-grazhdanami.html

2.3. Срок вступления в силу закона о дачной амнистии хотят изменить.

В Госдуму внесен проект, уточняющий срок вступления закона о дачной амнистии 1 июня 2022 года.

Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников внёс в палату проект, предполагающий новый срок вступления в силу закона о продлении дачной амнистии – с 1 июня 2022 года.

“Принимая во внимание текущую непростую экономическую ситуацию в стране, мы также предлагаем пересмотреть сроки вступления в силу отдельных уже принятых федеральных законов на более ранние. В первую очередь, это касается закона о “дачной амнистии”: его применение существенно снизит административные препятствия и упростит процедуру оформления прав граждан на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки. Срок вступления предлагается изменить на 1 июня 2022 года, запланированный срок вступления в силу 1 сентября 2022 года”, – рассказал Крашенинников журналистам.

Другой поправкой проекта предлагается усовершенствовать механизм, чтобы собственнику обезопасить свое имущество. Так, станет невозможным внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о госрегистрации права без личного участия собственника.

Источник: https://realty.ria.ru/20220330/dachi-1780820297.html

2.4. Росреестр внес предложения во второй пакет антикризисных мер для строительной отрасли.

Правительство Российской Федерации рассмотрело второй пакет антикризисных мер, направленных на поддержку строительной отрасли. В них вошли законодательные инициативы, разработанные Минстроем России совместно с Росреестром.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает положения, ориентированные на повышение устойчивости российской экономики в условиях санкций и поддерживающие участников строительного рынка и граждан.

«Прежде всего максимально упростим взаимодействие между государством и инвесторами в сфере строительства. Не должно остаться барьеров, которые могли бы затягивать запуск и реализацию инфраструктурных проектов», – подчеркнул председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Законопроект в числе прочего предусматривает внесение предложенных Росреестром изменений в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», направленных на упрощение порядка оформления прав на создаваемые или реконструируемые линейные объекты. Эта мера будет способствовать удешевлению и ускорению мероприятий, осуществляемых в рамках социальной газификации объектов индивидуального жилищного строительства, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Как сообщил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, законопроектом также предлагается уточнить понятие исчерпывающего перечня документов, необходимых для строительства. «Органы власти не смогут требовать от заявителя документы, находящиеся у них в распоряжении. А перечень документов, которые должен предоставить застройщик, предлагается сократить примерно на 100 наименований», – заявил вице-премьер.

Президент РФ Владимир Путин 14 марта 2022 года подписал федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первый пакет антикризисных мер направлен на поддержание строительной отрасли и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости. Документ подготовлен с учетом предложений Росреестра.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-vnes-predlozheniya-vo-vtoroy-paket-antikrizisnykh-mer-dlya-stroitelnoy-otrasli/

2.5. Росреестр обсудит с застройщиками правовые вопросы в сфере недвижимости.

Росреестр совместно с членами Общественного совета при ведомстве 5 апреля 2022 года проведет «открытый диалог» с ведущими строительными компаниями страны, посвященный снижению административных барьеров в строительной отрасли.

В рамках мероприятия планируется рассмотреть законодательные инициативы, а также вопросы повышения эффективности оказания государственных услуг в сфере недвижимости, сокращения сроков осуществления учетно-регистрационных действий, увеличения количества заявлений в электронном виде и др.

В «открытом диалоге» примут участие сотрудники центрального аппарата и территориальных органов Росреестра, члены общественных советов при региональных Управлениях ведомства, а также представители ведущих компаний-застройщиков России.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-obsudit-s-zastroyshchikami-pravovye-voprosy-v-sfere-nedvizhimosti-ca/

2.6. Росреестр переходит на XML-формат договоров, заключаемых при приобретении недвижимого имущества.

Росреестр в рамках цифровой трансформации ведомства в 2022 году внедрит использование наиболее востребованных на рынке недвижимости форм договоров в XML-формате, заключаемых при приобретении имущества.

«Росреестр работает над повышением эффективности деятельности ведомства, качества и скорости предоставления услуг, их переводу в цифровой формат в интересах заявителей. Использование в XML-формате примерных форм договоров будет актуально кредитным организациям и застройщикам для дистанционного оказания услуг, связанных с заключением ипотечных сделок, а также для оперативного осуществления государственной регистрации в Росреестре. Это позволит сделать регистрацию электронной ипотеки еще удобнее для профессионального сообщества и доступнее для людей», – подчеркнула заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова.

Формы договоров в XML-формате утверждены Приказами Росреестра и размещены на официальном сайте ведомства: договор об участии в долевом строительстве (приказ от 27.12.2021 № П/0621); договор купли-продажи (приказ от 27.12.2021 № П/0622); договор об ипотеке (приказ от 27.12.2021 № П/0623).

Они разработаны с учетом позиций Минэкономразвития, Минфина, Минстроя, Федеральной нотариальной палаты, Банка России, ДОМ.РФ, а также в соответствии с предложениями кредитных организаций и застройщиков: НОЗА, НОСТРОЙ, КИМ, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ДОМ.РФ и иных организаций.

Результатом проводимой Росреестром комплексной работы, которая включает оптимизацию процессов оказания услуг и модернизацию сервисов, стандартизацию и унификацию схем технологических процессов, является сокращение сроков оказания всех услуг ведомства в учетно-регистрационной сфере.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-perekhodit-na-xml-format-dogovorov-zaklyuchaemykh-pri-priobretenii-nedvizhimogo-imushchest-250322/

2.7. УФАС выявило сговор с участием правительства Забайкалья при строительстве пожарных депо

Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю установило сговор правительства региона с краевым департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности (ГО и ПБ) и с подрядчиком при заключении госконтракта на строительство трех пожарных депо на общую сумму 124 млн рублей. Управлением было возбуждено дело в отношении правительства Забайкальского края, департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края и АО «Томскэнергосбыт». Сговор установлен при заключении контракта на закупку и монтаж модульных конструкций зданий пожарных депо в нескольких селах Забайкальского края. Контракт был заключен без проведения торгов, при этом был расторгнут контракт с ООО «ПСК Ремстрой». Комиссия признала действия лиц нарушением федерального закона “О защите конкуренции”, – говорится в сообщении. Как уточнил ТАСС руководитель управления ФАС Микаил Гойгов, участники сговора сейчас пробуют обжаловать решение надзорного ведомства. “При вступлении решения в силу должностным лицам в правительстве, департаменте и “Томскэнергосбыте” будут выписаны штрафы от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Кроме того, в отношении “Томскэнергосбыта” будет вынесен оборотный штраф, связанный с предметом контракта, от 1 до 15%. Ответственных должностных лиц будем устанавливать в рамках административных дел”, – подчеркнул Гойгов. В марте 2021 года следователи возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий при заключении этого же госконтракта в отношении неустановленных сотрудников краевого департамента ГО и ПБ. По версии следствия, в октябре 2020 года правительство региона после аукциона заключило контракт о строительстве трех пожарных депо на общую сумму 91 млн рублей. При этом сотрудники департамента ГО и ПБ неправомерно добились расторжения госконтракта с победителем, а затем через режим повышенной готовности заключили контракт на строительство депо с другой фирмой. В итоге цена контракта выросла до 124 млн рублей.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/14200921

2.8. Минфин РФ предлагает провести пилотный проект по участию белорусских банков в системе гарантирования госзакупок

Минфин РФ предлагает провести в 2022—2023 годах пилотный проект
по участию белорусских банков в системе гарантирования госзакупок, следует из проекта правительственного постановления, подготовленного министерством и опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов. В этом документе оговариваются сроки и этапы реализации проекта, а также его участники. По предложению Минфина, в проекте смогут принять участие “Сберегательный банк “Беларусбанк””, “Белвнешэкономбанк”, “Белорусский банк развития и реконструкции “Белинвестбанк””, “Банк ВТБ” (Беларусь) и “Минский транзитный банк”. Предполагается, что в мае-июне эти банки получат возможность для работы на территории РФ. В частности, получат СНИЛС, ИНН, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей. При этом должна быть обеспечена возможность регистрации этих банков в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, их включение в перечень гарантов в соответствии с положениями закона “О контрактной системе” (44-ФЗ). При выполнении всех этих условий названные банки смогут с июля текущего года по декабрь 2023 года выдавать независимые гарантии участникам госзакупок наравне с российскими банками. По действующей редакции 44-ФЗ, к банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, предъявляется требование о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня “B-(RU)” по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства “Аналитическое кредитное рейтинговое агентство” или не ниже уровня “ruВ-” по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства “Эксперт РА”. Кроме того, с января текущего года независимые гарантии в рамках госзакупок могут выдавать ВЭБ. РФ и региональные гарантийные организации (РГО). Как сообщалось, в 2020 году банки выдали участникам закупок 814 тыс. банковских гарантий (на 6% меньше показателя 2019 года) на общую сумму более 1,5 трлн рублей (на 15% больше показателя 2019 года). Из них около 575 тыс. гарантий на 1,3 трлн рублей были выданы в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще 146 тыс. гарантий (на 183 млрд рублей) были предоставлены в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а 93 тыс. гарантий (на 36 млрд рублей) – в качестве обеспечения гарантийных обязательств.

Источник: https://www.interfax.ru/business/832987

III. Судебная и административная практика

3.1. В госзакупке с проектной документацией нужно указывать эквивалент товара

Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент не установили.

Контролеры посчитали это нарушением: если в проектной документации есть, в частности, конкретный производитель, то в закупке надо приводить условие о возможности поставки эквивалентного товара.

Суд поддержал такое решение:

  • отсутствие условия об эквиваленте нарушает правила описания объекта закупки. Это может ограничить число участников, у которых есть возможность поставить аналогичную продукцию;
  • заказчик не доказал, что поставка товаров иных производителей с нужными характеристиками препятствует достижению целей закупки или реализации проектных решений.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2022 по делу № А40-249637/21-149-1887

3.2. ВС РФ: ковид-ограничения в стране производителя оправдали просрочку по госконтракту

Поставщик сообщил заказчику, что не может поставить товар из-за ограничений в стране производителя. Заказчик отказался от исполнения контракта. Контролеры не включили сведения в РНП.

Суды трех инстанций поддержали их решение, поскольку поставщик:

  • не исполнил обязательства в срок по независящим от него обстоятельствам;
  • предлагал заказчику приостановить действие контракта или расторгнуть его по соглашению сторон;
  • уведомил о возможности поставить товар к концу года.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2022 № 301-ЭС22-1801 по делу № А43-3751/2021

3.3.   Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2022 № Ф04-844/2022 по делу № А46-10936/2021

Комитет по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района (далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее соответственно – антимонопольный орган, управление).

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований отказали. Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Рассматривая дело, кассационная инстанция установила, что комитет на основании решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности комитета, опубликовал извещение о проведении аукциона, в котором, в частности, предусмотрел порядок подачи заявок на участие в аукционе путем исключительно личного присутствия заявителя или его представителя в здании комитета и предоставления документов на бумажном носителе. Вместе с тем, один из заявителей направил все необходимые для участия в аукционе документы на адрес электронной почты комитета, указанной в извещении о проведении аукциона. При этом заявитель имел квалифицированную электронную подпись. Комитет не допустил заявителя до участия в аукционе, аргументируя свое решение тем, что заявителем нарушен установленный в извещении порядок предоставления документов. Заявитель обжаловал данный отказ в антимонопольном органе, жалоба была признана обоснованной. Не согласившись с позицией управления, комитет обратился в арбитражный суд с обжалованием такого решения. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали выводы антимонопольного органа.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа также не усмотрел оснований для отмены ранее принятых по делу судебных актов, указав при этом, что способы подачи заявки должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков, определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе. В то же время определение способа подачи заявки на участие в аукционе посредством только личного участия, на что ссылается комитет, ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации. Положения статьи 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия.

3.4. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 № 10АП-1871/2022 по делу № А41-28859/2021

Закрытое акционерное общество “Мегакомплекс” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области (далее – администрация) с требованием о признании незаконным решения администрации об отказе проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены. Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

Как указано апелляционным судом, администрация обосновывала отказ в предоставлении земельного участка на торгах тем, что указанный земельный участок является земельным участком общего пользования и ограничивает единственный проезд к земельным участкам, принадлежащим третьим лицам. Вместе с тем доказательств по данному доводу не предоставлено. Согласно сведениям ЕГРН в отношении спорного земельного участка вид разрешенного использования “12.0 Земельные участки (территории) общего пользования” не установлен. Видом разрешенного использования земельного участка является “7.0 Автомобильный транспорт”.

Кроме того, суд установил, что земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, поскольку частично расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения, что препятствует предоставлению такого земельного участка в собственность общества, но не препятствует предоставлению данного земельного участка в аренду.

Апелляция оставила решение суда первой инстанции в силе.

3.5. Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2022 № 307-ЭС22-49 по делу № А56-41051/2020

Общество с ограниченной ответственностью “Предприятие производственно-технологической комплектации” (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – антимонопольный орган).

Предметом рассмотрения настоящего дела было установление обществом в документации о закупке права не заключать договор по итогам закупки и установления в техническом задании требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки подтверждения наличия персонала, обладающего свидетельствами/сертификатами о прохождении курсов по указанным заказчикам темам.

Антимонопольный орган усмотрел нарушения как в части установления права о не заключении договора, так и в части установления к участникам закупки повышенных требований.

Верховный суд согласился с нижестоящими судами, отметив, что суды трех инстанций признали законным и не противоречащим принципам свободы предпринимательской деятельности установление заказчиком в документации о закупке повышенных требований к участникам об обеспеченности специалистами высокого уровня квалификации. Установленные требования о наличии квалифицированного персонала в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения его потребностей. Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Заказчик обосновал необходимость таких требований с учетом специфики оборудования и выполняемых работ.

Вместе с тем, Верховный суд поддержал позицию кассационной инстанции, согласившись, что в соответствии с частями 5 и 7 статьи 3.2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

3.6. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2022 № Ф06-15379/2022 по делу № А65-13702/2021

Акционерное общество “ТГК-16” (далее соответственно – общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее соответственно – управление, антимонопольный орган).

Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены, апелляционная инстанция поддержала принятое решение.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой.

Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены принятых судебных актов.

Общество осуществляло закупку путем проведения электронного аукциона на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе было подано 5 заявок, 1 из которых была отклонена аукционной комиссией. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок аукциона, из 4 заявок, допущенных до участия в аукционе, аукционная комиссия отклонила 3 заявки, одна заявка (ООО “Экопром”) была признана соответствующей требованиям аукционной документации. Согласно пункту 14 протокола комиссия признала электронный аукцион несостоявшимся в связи с наличием только одного участника.

ООО “Экопром” обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, выразившиеся в незаключении договора с единственным допущенным участником конкурентной закупки. Рассмотрев жалобу, управление признало ее обоснованной. Не согласившись с решением управления, общество оспорило его в судебном порядке.

Арбитражный суд Поволжского округа установил, что из всех поданных заявок требованиям, установленным заказчиком, соответствует только одна. Суд напомнил, что в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае участия одного участника в аукционе такие торги признаются несостоявшимися. Признание аукциона несостоявшимся в случае, когда лишь один участник соответствовал предмету закупки и не была обеспечена добросовестная конкуренция, не ограничивает права такого участника, так как не лишает его возможности участвовать при проведении повторной закупки, но в то же время способствует минимизации издержек заказчика. В рассматриваемом случае отсутствовал факт отмены закупки заказчиком на какой-либо стадии, и тем более отказ (уклонения) заказчика от заключения договора с победителем, а имело место признание торгов несостоявшимися в соответствии с условиями Положения о закупке заказчика в силу фактического участия в аукционе предложения одного участника. При этом предполагалось проведение повторных торгов в целях обеспечения конкуренции при осуществлении закупки. Кроме того, Закон № 223-ФЗ не содержит положений об обязательности заключения договора с единственным поставщиком.

11 апреля 2022, 17:26
214
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.