Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 28 февраля—6 марта 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 28 февраля—6 марта 2022 года
Теги: #Правоприменительная практика

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – большой антикризисный закон (подробнее здесь).

Документ содержит положения, закрепляющие особенности регулирования вопросов содействия занятости населения, оказания социальной помощи
и пенсионного обеспечения, а также предусматривает меры по защите прав
и интересов граждан РФ, вынужденно прекративших обучение за рубежом. В нем закреплены меры по поддержке экономического сектора, особенности осуществления страховой деятельности, закупок, производства лекарственных препаратов на территории страны.

Закон предусматривает внесение изменений, в том числе в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в части упрощения разрешительных и лицензионных процедур, регламентирующих особенности правового режима при осуществлении закупок.

Самым значимым для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является установление возможности изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года.

Так, по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, могут быть изменены любые его условия.

Однако, такое изменение осуществляется на основании решения правительства субъекта РФ, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Кроме того, законом устанавливаются иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
у единственного поставщика, а также определяется порядок осуществления закупок в таких случаях.

До 31 декабря 2022 года включительно государственные или муниципальные медицинские организации смогут приобретать лекарства, медицинские изделия
и расходные материалы у единственного поставщика, если соблюдены такие условия:

  • закупка только в электронной форме;
  • лекарства, медицинские изделия и расходные материалы произведены единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем;
  • разрешение учредителя данной медицинской организации;
  • производство таких лекарственных препаратов или медицинских изделий должно осуществляться единственным производителем, происходящим
    из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;
  • годовой объем закупок по такому основанию для лекарств или расходных материалов не превышает 50 млн руб., а для медицинских изделий — 250 млн руб.

Также увеличена максимальная цена контракта, заключаемого по пункту 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на приобретение лекарств для конкретного пациента по медицинским показаниям с 1 миллиона рублей до 1,5 миллионов рублей.

Заключить контракт с единственным поставщиком также можно при закупке лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

Лекарства и медицинские изделия без отечественного аналога заказчики смогут приобрести у поставщика, включенного в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий, порядок ведения которого установит Правительство Российской Федерации.

Все вышеуказанные изменения в отношении закупок у единственного поставщика лекарств и медицинских изделий временные и применяются до истечения двух лет со дня их официального опубликования.

1.2. Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297
«Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».
 

При закупке медоборудования, расходных материалов к нему и технических средств для инвалидов заказчик сможет провести электронный запрос котировок, если НМЦК не более 50 млн руб. Годовой объем закупок медизделий таким способом не должен превышать 750 млн руб.

Мера Правительства РФ не касается одноразовых медизделий, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек.

Постановление будет действовать со дня опубликования и до 1 августа 2022 года.

1.3. На сайте regulation.gov.ru размещен проект нормативного акта
«О внесении изменений в Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. № 14н» (
подробнее здесь), разработчик Минфин России

Проектом предусмотрена возможность для поставщиков по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, подписания электронных документов о приемке и счетов-фактур в рамках одной информационной системы – единой информационной системы в сфере закупок, в том числе при реализации товаров, подлежащих обязательной прослеживаемости в соответствии с требованиями законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров.

Дата начала общественного обсуждения: 02 марта 2022

Дата окончания общественного обсуждения: 16 марта 2022

1.4. На сайте regulation.gov.ru размещен проект нормативного акта
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 2571»(
подробнее здесь), разработчик Минтранс России

Проектом предусматривается установление в отношении участников закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе с НМЦК 20 млн. рублей и более, требований к наличию опыта осуществления таких перевозок, отличных от требований, предусмотренных частью 21 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Проектом постановления предлагается признать наличием такого опыта выполнения регулярных перевозок с использованием транспортных средств
‎в количестве, составляющем не менее 50 % от количества транспортных средств, указанного в контракте, на право заключения которого проводится закупка.
При этом в качестве документов, подтверждающих наличие данного опыта, признавать контракт, договор либо предусмотренные Федеральным законом
№ 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или выписку из реестра маршрутов регулярных перевозок.

Дата начала общественного обсуждения: 02 марта 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 16 марта 2022 г.

1.5. На сайте regulation.gov.ru размещен проект нормативного акта
«О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г.
№ 841/пр» (
подробнее здесь), разработчик Минстрой России.

Проект приказа предусматривает закрепление обязанности отражения
в ведомости объемов выполненных работ и смете контракта отдельной позицией оборудования, поставляемого в ходе выполнения работ и принимаемого заказчиками на баланс в качестве основных средств, а также обязанность отражения страны происхождения такого оборудования и указания стоимости такого оборудования как с учетом налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков и без учета налога. Данные поправки в проект Приказа позволят синхронизировать информацию о поставляемом оборудовании, указанную в смете заключенного контракта, и в Акте о приемке выполненных работ.

Вносимые изменения конкретизируют дату утверждения проектной документации.

Проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, устанавливается данными изменениями как приоритетный метод определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

Предусматривается включение в смету контракта отдельной строкой затрат на выплату премии за досрочное завершение исполнения контракта (выполнение всех предусмотренных контрактом работ, в том числе обеспечивающих возможность ввода объекта в эксплуатацию), если таковые предусмотрены
‎в сводном сметном расчете стоимости строительства.

Работы, входящие в позиции сметы контракта с единицей измерения «комплекс», могут быть разукрупнены и детализированы при необходимости по решению заказчика.

Дата начала общественного обсуждения: 04 марта 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 18 марта 2022 г.

1.6. На сайте regulation.gov.ru размещен проект нормативного акта
«О внесении изменения в пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации № 1186 от 19 декабря 2013 г. № 1186» (
подробнее здесь), разработчик Минфин России

Проектом постановления предусматривается установление сниженного предельного размера цены контракта, заключенного на срок не менее одного года, при котором в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона
№ 44-ФЗ допускается на основании решения соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации изменение условий контракта в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более ‎чем на тридцать процентов, в отношении контрактов на выполнение работ ‎по государственному геологическому изучению недр.

Учитывая необходимость утверждения проектной документации ‎для проведения работ по геологическому изучению недр, проектом постановления предусмотрена унификация сниженного предельного размера цены контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр со сниженным предельным размером цены контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия в размере 100 млн. рублей, предусмотренным пунктом 11 Постановления № 1186.

Проектируемые изменения направлены на расширение возможностей изменения существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по государственному геологическому изучению недр, ‎в случае изменения технологических и (или) геологических параметров ‎выполнения таких работ.

Дата начала общественного обсуждения: 04 марта 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 18 марта 2022 г.

1.7. Казначейство России пояснило, как оформлять изменения электронного документа о приемке в соответствии с Законом № 44-ФЗ

С 1 января 2022 года при исполнении контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур документы о приемке оформляют через ЕИС.

Ведомство пояснило, что в системе можно их исправлять. Несущественные условия, например, данные об адресе грузополучателя, меняют в приемочном документе как до его подписания, так и после.

Изменение существенных условий, которые влияют на стоимостные значения, оформляют корректировочным документом. Так, он нужен, если:

  • товары, работы, услуги заказчик принял не полностью;
  • есть допсоглашение об изменении ранее заактированной стоимости, сведения о котором включены в реестр контрактов.

Письмо Казначейства России от 08.02.2022 № 14-00-05/2543

  1. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Размер штрафов могут «отвязать» от ключевой ставки ЦБ

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков допустил, что может быть принято решение об исчислении штрафов для граждан и бизнеса без привязки к ключевой ставке ЦБ.

«Это важный, действительно, вопрос, мы сегодня его обсуждали. Я думаю, всё-таки, что будут «отвязаны» штрафы», – сказал Жуков в среду на оперативном совещании «Единой России» по обсуждению мер по обеспечению социально-экономической стабильности.

Так он прокомментировал предложение, с которым выступил на совещании вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев.

«Многие меры ответственности привязаны к ключевой ставке Банка России, поэтому стоит либо отменить эту позицию, либо зафиксировать размер этих штрафных санкций на уровне ключевой ставки, действующей на начало года», – сказал Журавлев.

Он считает, что «наказывать и компании, и наших граждан нельзя за просрочки по этим повышенным ставкам».

Источник: https://www.interfax.ru/business/827147

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Пензенское УФАС России: довод об удорожании товара не помог победителю избежать РНП за просрочку подписания госконтракта

Победитель закупки на поставку продуктов вовремя не подписал контракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся и направил сведения для включения в РНП.

Победитель пояснил, что вынужденно не заключил контракт, поскольку цены на продукцию выросли. Он подтвердил это коммерческими предложениями с расценками, которые действовали на даты проведения закупки и подписания контракта. Цена товара стала выше, чем он предложил в заявке.

Контролеров такой довод не убедил:

  • победитель сам формировал ценовое предложение, снизив его относительно НМЦК;
  • коммерческие предложения не доказывают невозможность исполнить контракт. Можно было бы обратиться и к иным поставщикам;
  • закупка имеет важную социальную направленность — обеспечение пациентов учреждения здравоохранения питанием. Такое обеспечение нельзя произвести в срок из-за уклонения от заключения контракта.

Сведения включили в РНП. Отметим, в практике есть пример, когда изменение цен на товары спасло победителя закупки от РНП.

Выполняя работы до проведения торгов, не имея при этом заключенного договора, в отсутствие правовых оснований, исполнитель совершал действия, направленные на выполнение условий договора, заключение которого было запланировано сторонами в дальнейшем.3.2. Ярославское УФАС России: выполнение работ до заключения договора и последующее проведение торгов на эти работы свидетельствует о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию

В феврале 2022 года Ярославское УФАС России завершило проверку деятельности Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области. Внимание антимонопольщиков привлек ряд конкурентных процедур на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации для последующего капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе домов, являющихся объектами культурного наследия. Изначально насторожило участие в аукционах единственной организации, ООО «Элеон», с которой и заключался договор выполнения работ.

Ярославским УФАС России были изучены технические заключения, которые представлены в Фонд исполнителем в ходе разработки проектно-сметной документации.  Материалы технических заключений свидетельствовали о том, что работы были выполнены до проведения аукционов.

В технических заключениях, представленных по итогам выполнения работ, содержатся фотографии обследованных объектов. Фотографии подлежащих капитальному ремонту многоквартирных домов поселков Поречье-Рыбное Ростовского района, села Шопша Гаврилов –Ямского района, поселка Красная горка Рыбинского района были сделаны весной-летом. При этом договор с подрядчиком был заключен в ноябре 2019 года, а акт принятых работ подписан Фондом в том же году в декабре. На отдельных фотографиях зафиксирована дата съемки – июнь 2019 года.

На снимках, представленных в техническом заключении о состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Дружная, д. 4А, зафиксирован снежный покров, в то время как договор заключен в мае 2020 года, а 02.09.2020 года сторонами подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши по указанному адресу. Аналогичная ситуация и при выполнении таких работ в поселке Туношна – городок 26, д. 6, в городе Рыбинск по улице Веденеева, д. 14, в городе Переславль-Залесский на улице Пушкина, д. 12.

Выполнение работ конкретным лицом до заключения договора и последующее проведение торгов на эти работы свидетельствует о достижении между Фондом и подрядчиком соглашения, направленного на ограничение конкуренции. Факт отсутствия других участников аукционов при наличии конкурентного рынка это подтверждает.

Источник: https://yaroslavl.fas.gov.ru/news/17412

3.3. Томское УФАС России: указание в документации аукционов конкретных характеристик товара не является ограничением конкуренции.

28 февраля 2022 г. Арбитражный суд Томской области оставил без изменений отказ Томского УФАС России в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и два решения комиссий УФАС по жалобе АО «Медтехника» на действия ОГКУ «Облстройзаказчик» при проведении двух аукционов на поставку медицинских изделий с совокупной начальной (максимальной) ценой контрактов 57 762 700 рублей.

АО «Медтехника» в своей жалобе в антимонопольный орган указало на нарушение заказчиком как Закона о защите конкуренции, так и Закона о контрактной системе.

В мае 2021 г. комиссия Томского УФАС России двумя решениями признала необоснованной жалобу АО «Медтехника» в части доводов о нарушении требований законодательства в сфере закупок.

В июле 2021 г. УФАС, проверив в полном объеме доводы жалобы АО «Медтехника» в части нарушения заказчиком антимонопольного законодательства, отказало в возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции.

По мнению заявителя, нарушение законодательства выразилось в указании в документации аукционов конкретных характеристик товара, который необходим заказчику, что привело к ограничению конкуренции и прав заявителя.

УФАС пришло к выводу, что заказчик провел закупку исходя из потребностей лечебного учреждения, при подготовке аукционной документации им проведен анализ рынка, на основании которого определены технические характеристики необходимого товара.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов хозяйствующего субъекта, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Соответственно, заказчик осуществляет закупку товаров для обеспечения государственных и муниципальных и имеет право в самостоятельном определении параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности лечебного учреждения, то есть включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Анализ документации и хода аукционов для нужд лечебного учреждения не позволил УФАС установить факты создания заказчиком препятствий лицам, которые желают принять участие в торгах, создания преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам.

АО «Медтехника», не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилась с жалобой в Арбитражный суд Томской области. Между тем, суд первой инстанции признал правомерной позицию антимонопольного органа.

Источник: https://tomsk.fas.gov.ru/news/16188

11 марта 2022, 16:05
266
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.