I. Обзор законодательства
1.1. С 01.07.2022 вступили в силу ряд положений Федерального закона
от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 104-ФЗ)
1 июля вступили в силу следующие законодательные изменения в Закон № 223-ФЗ, внесенные Законом № 104-ФЗ.
- В описании предмета закупки может быть указана страна происхождения товара.
- Уточнены особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт объектов капитального строительств.
- Установлено требование об указании в извещении и документации о конкурентной закупке сведений об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора.
- Добавлено основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участниках закупки. В частности, заказчик, попавший под санкции в случае одностороннего отказа от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора вносит сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
1.2. С 01.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 109-ФЗ)
1 июля вступил в силу Закон № 109-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 апреля 2023 года.
Так для участия субъектов МСП в конкурентных закупках предусмотрена возможность предоставить независимую гарантию.
Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать установленным требованиям, в том числе: должна быть выдана гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ; информация о ней должна быть включена в соответствующий реестр; независимая гарантия должна содержать ряд обязательных условий (в части срока уплаты гарантом денежной суммы по требованию заказчика (бенефициара); срока ее действия и пр.).
Правительство РФ уполномочено, в числе прочего, установить типовую форму независимой гарантии, форму требования об уплате денежной суммы по ней, дополнительные требования к независимой гарантии.
1.3. ГосДума в третьем чтении приняла проект федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/9703-8)
Законопроект разработан в целях обеспечения исполнения мероприятия, предусмотренного пунктом 4.5 раздела 4.3 паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16.
В рамках реализации указанного мероприятия предусмотрены внедрение механизмов и разработка методических рекомендаций по развитию («выращиванию») поставщиков – субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков в том числе с использованием инфраструктуры поддержки МСП.
Вместе с тем законодательство РФ не содержит положений, предусматривающих возможность оказания указанных мер поддержки крупнейшими заказчиками субъектам МСП. При этом практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки, влекущие неспособность субъектов МСП обеспечить исполнение договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками.
Кроме того, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок, включая создание участнику закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с этим в целях создания условий для развития субъектов МСП, повышения уровня их готовности к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г.
№ 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) в части установления права реализации заказчиками программ по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг (далее – программы развития), предусматривающих мероприятия по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП – участникам программ развития, которые могут быть реализованы заказчиками при участии
АО “Корпорация “МСП”, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и иных заинтересованных органов (организаций).
Предлагаемое законопроектом регулирование правоотношений, возникающих при реализации программ развития, позволит обеспечить прозрачность процедур утверждения и реализации указанных программ, а также равный доступ субъектов МСП к поддержке, оказываемой заказчиками при участии АО “Корпорация “МСП”, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и иных заинтересованных органов (организаций).
При этом, учитывая предусмотренные законопроектом меры по обеспечению равного доступа субъектов МСП к участию в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), отсутствуют риски создания неравных условий для иных субъектов МСП.
1.4. Опубликован Федеральный закон от 28.06.2022 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цель: вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ.
В частности, изменения в Закон № 44-ФЗ направлены на изменение порядка осуществления закупок, по результатам которых заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами:
Суть:
- допускается осуществление закупок и заключение контрактов на оказание услуги, которые предусматривают встречные инвестиционные обязательства исполнителя по созданию, реконструкции имущества, предназначенного для оказания такой услуги;
- предусмотрена возможность проведения совместных электронных конкурсов для нескольких субъектов Российской Федерации;
- снижен минимальный объем инвестиций участника закупки с 1 млрд до 100 млн рублей. В случае проведения совместной закупки такой объем с 2024 года будет составлять не менее 400 млн рублей;
- с 2024 года добавляется условие о максимальном количестве товара (объеме услуги), которое участник закупки в течение 1 календарного года вправе предоставить иным заказчикам субъекта Российской Федерации по контрактам, заключенным в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Данное положение не применяется в случае, если минимальный объем инвестиций участника закупки превышает 1 млрд рублей
Охват: заказчики и участники закупок.
1.5. Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 № 1148
«Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения
в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г.
№ 1315»
Цель: предусмотрены до конца 2022 года следующие меры поддержки дорожной отрасли в связи с существенным повышением цен на строительные ресурсы
Суть:
- определено, что по соглашению сторон в 2022 году допускается изменение существенных условий, заключенных до 1 июля 2022 г. госконтрактов на ремонт и (или) содержание автодорог, сторонами которых являются Федеральное дорожное агентство или подведомственные ему федеральные казенные учреждения, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения;
- определено, что могут быть изменены существенные условия контрактов, в том числе увеличена цена более чем на 30% в пределах доведенных лимитов на срок исполнения обязательств;
- размер изменения цены контракта подлежит проверке на предмет достоверности определения такого изменения организацией, осуществляющей госэкспертизу проектной документации. При этом срок такой проверки не может превышать 14 рабочих дней;
- порядок определения размера изменения цены контракта закреплен в методике, являющейся приложением к Постановлению № 1148;
- в целях изменения существенных условий контракта поставщик должен обратиться к заказчику в письменной форме с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.6. Письмо Минфина России от 27.06.2022 № 24-01-09/61077
«O применении Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2022 г. № 937»
Цель: разъяснен порядок осуществления госзакупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 года № 937
Суть: отмечено, что с 1 июля 2022 года станет устанавливаться случай обязательного предъявления заказчиком требования к участникам закупки об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенной в него в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Указанное требование устанавливается заказчиком:
- при осуществлении любых закупок любых товаров, работ, услуг. Требование устанавливается заказчиком в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены с 1 июля 2022 г., а также при заключении с 1 июля 2022 г. контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре, включенной в реестр по любым основаниям. Если заказчиком такое право реализовано, то данное требование не устанавливается.
Охват: участники контрактной системы.
1.7. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (http://regulation.gov.ru/p/129234)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования» на территории Российской Федерации проводится эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования (далее – эксперимент).
В рамках работы над оптимизацией разрешительной деятельности по предоставлению права пользования водным объектом на основании договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, срок оказания государственной услуги сокращен до 59 рабочих дней.
Кроме того, проект постановления подготовлен с учетом накопленной правоприменительной практики заключения договоров водопользования. Проектом постановления также предлагается сократить перечень документов, предоставляемых заявителем для оказания государственной услуги, в том числе, исключается необходимость представления копии документа, удостоверяющего личность для физических лиц, документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, согласия на обработку персональных данных в случае, если заявление о предоставлении водного объекта в пользование направляется в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также ведомственных информационных систем. В качестве альтернативных каналов подачи заявления сохраняется возможность представления документов непосредственно в уполномоченные органы, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по почте.
В проекте также предусмотрены положения, направленные на внедрение реестровой модели.
Дата начала публичного обсуждения: 01.07. 2022.
Дата окончания публичного обсуждения: 21.07.2022.
1.8. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»
(http://regulation.gov.ru/p/128938)
Проект постановления направлен на дополнение перечня площадкой для размещения автомобильных заправочных станций компримированным и (или) сжиженным природным газом и иного оборудования, позволяющего осуществлять заправку транспортных средств таким ресурсом, а также некапитальных строений (мобильные комплексы производственного быта, офисы продаж) с целью обеспечения потребностей служб эксплуатации таких объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Как отмечают разработки проекта, упрощение процедуры предоставления земельных участков для размещения указанной временной заправочной инфраструктуры положительно скажется на развитии внутреннего рынка потребления природного газа.
Предложенные в проекте постановления виды автозаправочных станций представляют собой различные виды оборудования, позволяющего осуществить как полный комплекс работ по приему природного газа на объекте его производства, его транспортировку для последующей заправки в топливные емкости транспортных средств, так и частично указанные виды деятельности.
Мобильная система газозаправочной инфраструктуры для возможности заправки автотранспортных средств природным газом включает в себя в том числе: перекачивающееся оборудование, систему учета и раздачи газа, а также систему управления.
Необходимо отметить, что строительство стационарных автозаправочных станций сопряжено с длительным процессом получения разрешений и согласований. При этом для инвесторов остается не ясным рынок сбыта, поскольку до ввода в эксплуатацию таких станций перевозчики не берут на себя обязательства приобретения техники, работающей на природном газе. Одновременно, не имея гарантированного рынка сбыта, топливные компании не рискуют инвестировать в строительство автозаправочных станций, в связи с чем оптимальным решением этой проблемы будет способствовать созданию временной заправочной инфраструктуры.
Таким образом, мобильные системы газозаправочной инфраструктуры будут способствовать оперативному развертыванию сети временных заправочных станций и при отсутствии спроса на данный вид топлива позволят их перемещать без потери инвестиций, что крайне важно для инвесторов. Предложенные меры снизят инвестиционные риски и приведут к стимулированию использования техники на природном газе.
Предполагается, что предлагаемое изменение повысит доступность и, как следствие, интерес потребителей и субъектов предпринимательской деятельности к использованию и созданию инфраструктуры природного газа.
Дата начала публичного обсуждения: 28.06.2022.
Дата окончания публичного обсуждения: 18.07.2022.
1.9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок»
(http://regulation.gov.ru/p/129102)
Проект постановления направлен на определение единого порядка проведения обязательных торгов в сфере реализации имущества, в том числе имущественных прав, в электронной форме с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и электронных площадок, операторы которых включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением процедур, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации
о несостоятельности (банкротстве).
Проектом постановления вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам
и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» в части установления в качестве дополнительного единого требования к указанным операторам обязанности по обеспечению объема имущественных торгов в электронной форме.
Дата начала общественного обсуждения: 29.06.2022.
Дата окончания общественного обсуждения: 13.07.2022 г.
1.10. В ГосДуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/149574-8)
В целях расширения круга потенциальных покупателей приватизируемого государственного и муниципального имущества законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части уменьшения суммы задатка при продаже государственного и муниципального имущества с 20% до 10% в случае продажи имущества, начальная цена которого составляет менее 100 млн. рублей.
Предлагаемая мера позволит потенциальным покупателям снизить затраты на обслуживание заемных средств, необходимых для участия в приватизационных торгах (задаток). Ориентировочно экономия на обслуживание кредитных средств составит около 20 млн. рублей в год.
1.11. В ГосДуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью З5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/155719-8)
В настоящее время действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусматривает ряд избыточных сроков выполнения отдельных его процедур.
В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (отказе в предварительном согласовании) составляет 30 дней после поступления соответствующего заявления в уполномоченный орган. При этом указанный срок может быть продлен до 45 дней в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, а схема расположения образуемого земельного участка подлежит согласованию в соответствии с положениями статьи 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Сроки предварительного согласования предоставления земельных участков существенно влияют на сроки начала освоения земельных участков, в том числе для целей строительства.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объектов федерального, регионального или местного значения до образования земельного участка или земельных участков, на которых предполагается осуществление строительства, реконструкции таких объектов, то есть только на основании решения о предварительном согласовании предоставления таких л земельных участков (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законопроектом предусматривается сокращение сроков принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 30 до 20 дней, при этом в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию – с 45 до 35 дней.
В настоящее время 20-дневный срок установлен для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отмечают разработчики Законопроекта, предлагаемое сокращение сроков обосновывается наработанным опытом и лучшей региональной практикой.
Законопроектом также предусматривается срок вступления его в силу 1 марта 2023 г., который позволит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, привести административные регламенты по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствие с измененными положениями законодательства.
1.12. В ГосДуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/155722-8)
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г.№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у собственника при неиспользовании земельного участка по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи б Закона об обороте.
По данным Россельхознадзора с 1 января 2020 г. по 30 декабря 2021 г. было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации.
Основное количество выявленных нарушений связано с зарастанием земельных участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Действующее законодательство к рассматриваемым случаям позволяет применять процедуру принудительного изъятия земельных участков.
Одной из главных причин, по которой изъятие земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемых или используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации не осуществляется, является смена правообладателя земельных участков, отказ правообладателей от права собственности на земельный участок до обращения в суд с требованием об изъятии земельных участков.
Законопроект исключает возможность ухода от ответственности за нарушение земельного законодательства путем введения запрета на переход, прекращение права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и передачу участка в ипотеку. Указанная мера позволит прервать цепочку фиктивной смены собственника на земельный участок. При этом законопроект сохраняет для собственника право передавать участок в аренду в целях возможности устранения выявленных нарушений с помощью третьих лиц.
В качестве еще одной проблемы, препятствующей изъятию земельных участков, органы исполнительной власти субъектов РФ указывают длительность сроков процедуры изъятия, поскольку при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) необходимо в течение трех лет подряд подтверждать факт неиспользования земельного участка. В связи с этим фактически срок изъятия земельного участка составляет 6 лет и более лет.
С целью устранения указанного недостатка законопроект предусматривает возможность установления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение 3-х и более лет к моменту осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).
Законопроект вводит положения, регулирующие порядок продажи земельных участков на торгах посредством публичного предложения в случае их изъятия при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе в целях сокращения общего срока изъятия участков у собственников законопроект сокращает срок принятия уполномоченными органами решений о приобретении таких земельных участков в государственную или муниципальную собственность до пятнадцати дней.
При этом законопроект предусматривает переходные положения, которые распространяют правила об условиях и порядке проведения публичных торгов, устанавливаемые законопроектом, на изъятые земельные участки и не реализованные на публичных торгах на дату вступления в силу изменений.
II. Правовые новости
2.1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в третьем чтении
https://sozd.duma.gov.ru/bill/127020-8
Цель: введение некоторых особенностей применения законодательства о рекламе, а также исключение возможности применения мер антимонопольного реагирования в реализации безусловного права в части определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Суть: В части осуществления закупочной деятельности введение моратория на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства РФ, высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими решений по установлению случаев осуществления закупок, товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных нужд (нужд субъекта РФ, муниципальных нужд муниципальных образований), а также определения порядка осуществления таких закупок.
Охват: органы власти, участники закупок.
2.2. ФАС: унификация процедур проведения торгов позволит повысить их эффективность
Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Геннадий Магазинов в ходе Х Петербургского международного юридического форума
В настоящий момент правила проведения «отраслевых» торгов регламентируют свыше 50 нормативных актов – Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы, а также ряд федеральных законов. Многообразие торгов и процедур усложняет процесс проведения торгов, приводит к низкому уровню конкуренции на торгах и недополучению финансовых средств в бюджеты всех уровней. Кроме того, большинство регламентирующих актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме.
Для оптимизации процедур торгов и устранения разницы в подходах к регулированию этой сферы ФАС России разработала законопроект*, который предусматривает проведение торгов по единым унифицированным правилам на базе Закона о защите конкуренции.
Предлагаемая проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» концепция унификации отраслевых торгов включает в себя два этапа. Первый – внесение системообразующих норм о единых правилах проведения торгов в Закон о защите конкуренции. Второй – установление актом Правительства РФ порядка проведения торгов. Отраслевую специфику проведения конкретных видов торгов (предмет, начальная цена торгов, порядок формирования лотов) продолжит регулировать отраслевое законодательство.
В июне текущего года законопроект внесен в Правительство РФ. Планируется, что документ вступит в силу 1 сентября 2023 года.
Источник: https://fas.gov.ru/news/32030
2.3. ФАС: ключевая цель изменений антимонопольного законодательства – создание дополнительных стимулов для развития бизнеса
Вместе с тем служба не отказывается от долгосрочной перспективы возврата антимонопольного контроля в прежнем объеме
Антимонопольное регулирование и поддержка экономики в современных условиях, а также правовые гарантии свободы предпринимательской деятельности стали ключевой темой выступления статс-секретаря – замруководителя ФАС России Сергея Пузыревского на ПМЮФ.
Так, ФАС России снизила административную нагрузку на бизнес, в том числе за счет минимизации контрольных мероприятий.
Помимо этого служба подготовила «оптимизационный антимонопольный пакет», направленный на поддержку бизнеса в текущих экономических условиях. Речь идет, в частности, об упрощении в 2022 и 2023 годах контроля сделок экономической концентрации, порядка предоставления государственных или муниципальных преференций в отдельных случаях, а также работе по легализации параллельного импорта.
Вместе с тем ведомство не отказывается от возврата прежнего объема антимонопольного контроля в долгосрочной перспективе. Реализация Нацплана развития конкуренции на 2018—2020 годы обеспечила присутствие во всех отраслях экономики не менее трех хозсубъектов, как минимум, один из которых – представитель частного бизнеса*. Помимо этого вдвое снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней. Также на конкурентных рынках сократилось количество унитарных предприятий. По состоянию на 1 мая 2022 года их количество по сравнению с 2019 годом снизилось более чем на 33 %.
Новый Нацплан на 2021—2025 годы в числе прочего призван обеспечить эффективное и прозрачное управление государственной и муниципальной собственностью. Так, планируется определить единые принципы учета госимущества и доступности сведений о нем.
К 2025 году в соответствии с Нацпланом необходимо обеспечить численность занятых в сфере МСП, включая ИП, не менее 25 млн человек.
Источник: https://fas.gov.ru/news/32029
2.4. ГосДума приняла подготовленный ФАС законопроект о согласовании преференций для поддержки МСП
Совершенствование порядка подачи органами власти заявления в антимонопольный орган о согласовании преференции позволит оптимизировать административные процедуры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях
Согласно действующему законодательству, органы власти обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции.
Ведомство предлагает освободить их от этой обязанности до конца 2022 года в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Вместе с тем предполагается, что органы власти будут обязаны уведомлять ФАС России о предоставлении таких преференций. При этом антимонопольный орган продолжит внимательно следить за сохранением конкуренции.
Источник: https://fas.gov.ru/news/32028
2.5. С запуском «Цифрового профиля» предпринимателя на МСП.РФ упростится процесс получения услуг и мер поддержки
Ключевым этапом развития Цифровой платформы МСП.РФ, разработанной Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития, станет запуск в июле 2022 года «Цифрового профиля» предпринимателя. Это позволит обеспечить быстрый доступ к мерам поддержки, отметил в ходе заседания профильной межведомственной рабочей группы ее председатель, министр экономического развития Максим Решетников.
«Суть проекта — освободить владельцев бизнеса при обращении за услугами от обязанности самостоятельно предоставлять необходимые сведения. Иными словами, один раз документы подали, в систему загрузили, подписали их ЭЦП и не надо каждый раз этот комплект документов «вытаскивать». Для реализации этой идеи достаточно будет дать согласие на получение данных, а Цифровая платформа возьмет всю информацию от министерств и ведомств через «Цифровой профиль». Это будет эффективным при предоставлении финансовой поддержки, когда запрашивается большое количество сведений», — сказал Максим Решетников.
Сегодня Цифровая платформа, по словам министра, позволяет органам власти активно взаимодействовать в интересах бизнеса, продвигать цифровые возможности друг друга и информировать предпринимателей о мерах поддержки и других ведомств.
«В перспективе можно подумать и о разработке мобильного приложения», — добавил он.
Важным направлением развития Цифровой платформы МСП.РФ является механизм контроля тех, через кого меры поддержки доводятся до бизнеса. Прежде всего, уточнил глава Минэкономразвития, речь идет о банках.
«Именно они у нас являются основными «проводниками» очень крупных мер федеральной поддержки, являются посредниками между государством и бизнесом. Мы сделаем эту работу прозрачной для себя, бизнеса, общественных организаций и регионов», — подчеркнул Максим Решетников, добавив, что Цифровая платформа должна стать основным аналитическим инструментом для получения Правительством РФ объективной информации о востребованности тех или иных мер поддержки.
Создание и развитие Цифровой платформы МСП.РФ — это движение по правильной траектории, отметил сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo Алексей Гидирим.
«О необходимости [Цифровой платформы]говорят цифры, которые однозначно показывают нужность ее для бизнеса. «А сегодня платформа стала еще более актуальной», —сказал он. — Это продукт эволюционирующий, и мы находимся в начале пути. Один из главных вызовов — адаптироваться под постоянно меняющиеся обстоятельства. Платформа становится инструментом достижения в том числе и целей государства в части развития предпринимательства».
Исполнительный директор организации «ОПОРА РОССИИ» Андрей Шубин в свою очередь обратил внимание на большой прогресс в развитии Цифровой платформы МСП.РФ.
«Первый и самый главный вывод — система не похожа на государственную, и это очень хорошо. Предприниматели, когда ее открывают, видят, что юзабилити удобное, визуал качественный и это очень удобно. Это первое, что я услышал от фокус-группы предпринимателей, которую мы собирали», — сказал он.
С запуском «Цифрового профиля» предпринимателя на МСП.РФ упростится процесс получения услуг и мер поддержки Ключевым этапом развития Цифровой платформы МСП.РФ, разработанной Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития, станет запуск в июле 2022 года «Цифрового профиля» предпринимателя. Это позволит обеспечить быстрый доступ к мерам поддержки, отметил в ходе заседания профильной межведомственной рабочей группы ее председатель, министр экономического развития Максим Решетников.
Говоря о предстоящем запуске механизмов обмена сведениями и формировании «Цифрового профиля», замглавы Минцифры РФ Дмитрий Огуряев подчеркнул, что министерство готово к этому процессу.
«Мы в Минцифры «двумя руками за» вывод максимального количества сведений с согласия пользователя на платформу, — подчеркнул замминистра. — Главное, чтобы эти сведения поступали к нам от тех ведомств, в которых эти сведения находятся, желательно, с помощью механизма, который обеспечивает максимальное качество данных».
Одним из пяти пилотных регионов, участвующих в создании региональной части Цифровой платформы МСП.РФ, стала Московская область. Она в числе первых подключила свои меры поддержки, отметила заместитель председателя Правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
«Сегодня региональный Мининвест оказывает бизнесу 32 меры поддержки — все они доступны в электронном виде. В этом году планируется интеграция Цифровой платформы МСП.РФ и региональной системы — предприниматели смогут подавать заявки на получение поддержки на портале госуслуг Подмосковья (РПГУ) или Цифровой платформе, при этом ведомство будет рассматривать документы в одной системе», — сказала она.
III. Судебная и административная практика
3.1. Оператор удержал обеспечение третьей заявки – ВС РФ согласился взыскать неосновательное обогащение
Суть: участник за день подал 2 заявки и внес обеспечение на спецсчет. Обе отклонили. Поскольку ранее в этом квартале заявку участника уже отклоняли, оператор ЭП перечислил обеспечение третьей по счету заявки заказчику.
Выводы судов:
Три инстанции взыскали неосновательное обогащение:
- обязательное условие для такой финансовой санкции – систематичность нарушения. Участник должен знать, что 2 его заявки в квартале уже отклонили, но игнорировать последствия. Это не подтвердили;
- участник подал 2 заявки с аналогичными недостатками почти одновременно. Это одно нарушение. Поскольку систематичность не доказали, обеспечение удержали незаконно;
- ВС РФ не стал пересматривать дело;
- При этом оператор не вправе устанавливать вину, он только констатирует факт трехкратного нарушения.
Определение ВС РФ от 14.06.2022 № 303-ЭС22-8443
3.2. ВС РФ подтвердил, какие убытки можно взыскать с госзаказчика, если закупку отменили по его вине
Суть: Победитель аукциона предоставил независимую гарантию и вовремя подписал контракт. Заказчик этого не сделал, о причинах не сообщил.
Контролеры предписали отменить результаты закупки из-за нарушений заказчика. Победитель потребовал возместить расходы на оформление гарантии. Заказчик отказал: госконтракт не заключили, гарантия не действовала, комиссию следует требовать с банка.
Выводы судов:
Три инстанции взыскали с заказчика расходы на оформление гарантии и частично оплату услуг представителя:
- победитель исполнил обязательства, однако закупку отменили по вине заказчика. Из-за этого у победителя возникли убытки;
- заказчик вел себя недобросовестно. Ему выдали предписание, но он не сообщил об этом победителю, при этом согласовал текст гарантии на следующий день;
- пока уведомление об отмене торгов не опубликовали на электронной площадке, победитель не знал, что результаты закупки обжаловали, а заказчику предписали их отменить.
- ВС РФ не стал пересматривать дело.
- Ранее Верховный суд в сходных обстоятельствах поддержал нижестоящие инстанции и взыскал с заказчика комиссию за оформление гарантии, поскольку закупку отменили по его вине. Компенсировать услуги представителя тогда не требовали.
Определение ВС РФ от 15.06.2022 № 307-ЭС22-8721
3.3. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 07.06.2022 № 010/01/18.1-375/2022
В УФАС России по Республике Карелия была подана жалоба, согласно которой аукцион по продаже земельных участков на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, подлежат отмене в связи с нарушением условий их проведения. Данное нарушение выразилось в том, что аукционная комиссия не придерживалась шага аукциона при повышении цены предмета аукциона, а принимала предложения от участников аукциона, которые многократно превышали установленный документацией об аукционе «шаг аукциона».
Более того, при проведении аукциона таким образом, происходит ситуация, при которой между последним шагом (победитель аукциона) и ценовым предложением участника, сделавшего предпоследнее предложение, разница составляет более 14 000 000 рублей. В случае отказа победителя аукциона от заключения договора, предложение о заключении договора будет направлено участнику, сделавшему предпоследнее предложение, которое многократно меньше, чем цена, сформировавшаяся по результатам торгов.
Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно пункту 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона должны содержаться в извещении о проведении аукциона.
Во исполнение указанных норм права организатором торгов в извещении определен следующий порядок проведения аукциона:
а) аукцион ведет аукционист;
б) аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи земельного участка или годовой арендой платы, «шага аукциона» и порядка проведения аукциона.
в) участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены и каждой очередной цены в случае, если готовы купить, земельный участок или годовую арендую плату в соответствии с этой ценой;
г) каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на «шаг аукциона». После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с «шагом аукциона». В случае заявления цены, кратной «шагу аукциона», эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;
д) при отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок или годовую арендную плату в соответствии с названной аукционистом ценой, аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним;
е) по завершении аукциона аукционист совершает удар аукционного молотка, объявляет о продаже земельного участка или годовой арендной платы, называет цену проданного земельного участка или годовой размер арендной платы номер билета победителя аукциона.
Таким образом организатором торгов в порядке проведения аукциона предусмотрена возможность повышения участниками цены как на «шаг аукциона», так и на сумму, кратную «шагу аукциона».
Согласно пояснениям организатора торгов, при проведении аукциона аукционистом был оглашен вышеуказанный порядок проведения аукциона. Участникам было сообщено, что участники вправе самостоятельно предлагать цену предмета аукциона путем поднятия билета и оглашения предложенной цены. В таком случае аукционист оглашает цену, кратную шагу и приближенную к предложению участника округленную в меньшую сторону. Если участник согласен с такой ценой, ему необходимо поднять билет.
Так, в отношении лота предложения от участников и итоговые цены предметов аукциона, заявленные вне «шага аукциона», были зафиксированы аукционистом кратно «шагу аукциона».
В отношении довода о заключении договора с участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, которая значительно ниже цены, сформировавшейся по результатам аукциона, Комиссия Карельского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 25 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
Таким образом, в случае отказа победителя аукциона от заключения договора, уполномоченный орган предлагает заключить договор участнику, который сделал предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
На основании изложенного, Комиссия Карельского УФАС России признала жалобу необоснованной.
3.4. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 06.06.2022 № 036/10/18.1-533/2022
В УФАС России по Воронежской области была подана жалоба, согласно которой Заявитель, имея намерение принять участие в Торгах, Заявитель ознакомился с извещением о проведении торгов по реализации муниципального имущества посредством продажи без объявления цены в электронной форме (далее – Торги), своевременно сформировал и подал заявку на участие в торгах. Заявитель считает, что организатором торгов допущены следующие нарушения. 1. Итоговый протокол на сайте не опубликован. 2. Не соблюден порядок проведения торгов в части отказа в приеме поданной им заявки к рассмотрению.
- По доводу Заявителя о неопубликовании Организатором торгов итогового протокола Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 120 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860
(далее – Положение № 860), в течение одного часа со времени подписания протокола об итогах продажи имущества без объявления цены победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также в открытой части электронной площадки размещается следующая информация:
а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);
б) цена сделки;
в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица – победителя.
Таким образом, Положение № 860 не обязывает размещать в открытом доступе на электронной площадке итоговый протокол либо направлять его участниками, не признанным победителями, следовательно, данный довод заявителя является необоснованным.
- По доводу Заявителя о несоблюдении Организатором торгов порядка проведения торгов в части отказа в приеме к рассмотрению поданного ценового предложения Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24 Федерального закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон
№ 178-ФЗ) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
Согласно статье 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены).
В разделе 7 Информационного сообщения (Порядок проведения продажи без объявления цены в электронной форме) содержатся следующие положения.
«По результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов Продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены. Покупателем имущества признается:
– в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества – участник, представивший это предложение; – в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества – участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;
– в случае если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество – участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.
Протокол об итогах продажи имущества без объявления цены подписывается Продавцом в день подведения итогов продажи имущества без объявления цены. Если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.».
Вышеуказанные положения раздела 7 Информационного сообщения не устанавливают оснований для отказа претенденту в приеме заявки и в принятии к рассмотрению предложения о цене, а определяют только правовые последствия случаев, когда продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.
В нарушение императивного требования статьи 15 Закона № 178-ФЗ, о необходимости указания порядка определения лиц, имеющих право приобретения муниципального имущества, информационное сообщение спорных Торгов не содержало оснований, по которым организатор торгов вправе не принять к рассмотрению предложение о цене имущества.
Как было отмечено Комиссией Воронежского УФАС России, указание на единые для всех претендентов основания определения победителя Торгов и основания отказа в принятии предложения о цене к рассмотрению является необходимым, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов при проведении торгов. Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует из части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обратное же приведет к бесконтрольному усмотрению организатора процедуры при оценке поданных заявок, поскольку критерии оценки заявок будут известны лишь ему самому в зависимости от его выбора таких критериев среди перечисленных в документации или вовсе придуманных им самостоятельно в ходе процедуры.
Таким образом, согласно позиции Комисии Воронежского УФАС России, отсутствие в Информационном сообщении основания, по которому предложение о цене может быть не принято к рассмотрению по причине экономической нецелесообразности, ставит в неравные условия участников Торгов.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России признала второй довод жалобы Заявителя обоснованным.
3.5. Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2022 дело № А40-64315/22-130-442
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступила жалоба (участника конкурентной процедуры), мотивированная несогласием с оценкой заявки коллективного участника Заказчиком.
Как было установлено антимонопольным органом, на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Закупки. ООО «А» совместно с ЗАО «Б» подало заявку на участие в Закупке. ООО «А» выступая лидером коллективного участника, представил в составе заявки копию Договора простого товарищества и копию Дополнительного соглашения, заключенного с ЗАО «Б» с целью участия в закупке, а также сведения в отношении обоих участниках коллективной закупки, необходимые для оценки квалификационно-технической части заявки, в соответствии с Формой 3 «Опыт осуществления поставок товаров, соответствующих товарам, указанным в документации о закупке» и Формой 5 «Сведения о финансовом состоянии».
Вместе с тем, Заказчик проводил оценку заявки коллективного участника как заявки, поданной только ООО «А».
Свои действия Заявитель обосновывает тем, что документация о закупке, включая Порядок оценки, не содержат положений, устанавливающих правила и условия участия в таких закупках нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. При этом порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлен ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Организатор Закупки ссылается на то, что в ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень информации и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик, в соответствии с которым, предоставление документов в случаях, когда участником закупки являются несколько юридических лиц, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, не предусмотрено.
Таким образом, по мнению Организатора Закупки, исходя из буквального толкования положений ст. 3.4 Закона о закупках, участие в закупках, проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства, нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, не предусмотрено.
Вместе с тем, подлежат отклонению доводы Организатора Закупки о неприменении специальных норм Закона о закупках, не предусматривающих подачу коллективных заявок при проведении конкурса среди субъектов МСП, как основанные на неверном токовании норм действующего законодательства.
Так, подобное толкование статьи 3.4 Закона о закупках фактически означало бы невозможность участия в закупке среди субъектов малого и среднего предпринимательства коллективного участника, что напрямую ограничивает круг лиц, имеющих возможность принять участие в Закупке, и нарушает часть 5 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.17 Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее – Положение о закупке), коллективный участник — это «несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки выступающих на стороне одного участника закупки заключивших между собой соответствующее соглашение, не запрещенное статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не ограничивающее конкуренцию». Таким образом, Положением о закупке предусмотрена возможность участия в закупке коллективного участника.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения о закупке конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется с учетом норм, этапов и требований к этапам, установленных Законом о закупках.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
При этом, что согласно пункту 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), если участником закупки выступает несколько лиг. (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
Таким образом, в настоящем случае Заказчик должен был оценить опыт осуществления поставок и финансовое состояние всех участников коллективное заявки, а не только ООО «А».
С учетом изложенного, суд установил, что антимонопольный орган пришел к верному и обоснованному выводу о нарушении Организатором Закупки пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 2.17 Положения о закупке.
Комментариев пока нет