Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 22-28 августа 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 22-28 августа 2022 года
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Минпромторг и ФАС ответили на частые вопросывозникающие при описании объекта закупки

✓заявка на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара по обращению государственных заказчиков, муниципальных заказчиков или иных юридических лиц, указанных в ст.15 закона № 44-ФЗ, должна содержать сведения, в том числе о технических характеристиках закупаемого товара,
касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования.

✓копия такой заявки, на основании которой было выдано разрешение на закупку происходящего из иностранного
государства промышленного товара является неотъемлемой частью выданного разрешения.

✓установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения,
качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении не допускается.

Где читаем?
Совместное письмо Минпромторга России от 12.08.2022 № УА-77839/12 и ФАС России от 12.08.2022 № ПИ/76184/22

1.2. Утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок

✓постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 № 1445 утверждает типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам,
подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

✓вступает в силу 31.08.2022

Где читаем?
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202208230028?index=0&rangeSize=1

1.3. В ЕАЭС утвержден перечень мер по цифровизации госзакупок

✓Документ предусматривает проработку вопросов формирования правовой основы для проведения конкурентных процедур закупок в электронном формате с
использованием электронной цифровой подписи, а также сокращение сроков проведения таких процедур

✓Помимо этого, в него включены мероприятия по возможному совершенствованию закупочных информационных систем государств, создания в них
дополнительных модулей для формирования цифровых реестров банковских гарантий, отслеживания сговоров при
осуществлении закупок.

✓По словам министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Армана Шаккалиева, документ обеспечит добросовестную конкуренцию между участниками госзакупок.

Документ будет опубликован на следующей неделе.

1.4. Путин поручил изучить возможность перехода к гибким ценам по контрактам капстроительства

✓Президент России Владимир Путин поручил до 20 февраля 2023 года изучить возможность перехода от фиксированных к гибким ценам по контрактам капитального строительства. Об этом сообщается в четверг на сайте Кремля.

«В целях обеспечения возможности гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы рассмотреть возможность перехода от заключения контрактов на строительство объектов капитального строительства в твердой цене на весь срок строительства к заключению контрактов в ценах соответствующих лет на весь срок строительства с фиксацией в контракте формулы обязательного ежегодного пересчета указанной цены с использованием актуальных индексов-дефляторов», — говорится в одном из поручений, которое дано по итогам состоявшегося в июне заседания президиума Госсовета.

В.В. Путин поручил предусмотреть в 2022 году:

✓ дополнительное финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального
строительства, осуществляемых за счет бюджета;

✓поручено обеспечить поэтапное урезание не менее чем на 30% количества документов, сведений, материалов, согласований,
необходимых для реализации стройпроектов;

✓правительству предстоит создать цифровой реестр таких документов, сведений, материалов, согласований, а также реестр, определяющий исчерпывающий перечень требований к
проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства.

1.5. Утверждены требования и правила для ПО на объектах критической инфраструктуры

✓ утверждены требования к программному обеспечению (ПО), которое используется госорганами и госкомпаниями на значимых объектах критической информационной
инфраструктуры (КИИ), а также правила согласования закупок иностранного софта и перехода на отечественное ПО.

✓ На значимых объектах КИИ может использоваться только софт, включенный в реестр российского или евразийского ПО, а отдельные виды продуктов должны иметь сертификат, подтверждающий соответствие требованиям ФСБ и ФСТЭК России.

✓Закупка иностранного ПО должна быть согласована отраслевым министерством, а если она свыше 100 млн рублей, то потребуется дополнительное согласование комиссии, которая будет сформирована при Минцифры

✓Министерствам необходимо утвердить отраслевые планы перехода на российское ПО на значимых объектах КИИ, на основе которых госкомпании должны будут сформировать индивидуальные планы перехода.

2.6. Суд указал заказчику какой информацией руководствоваться при определении страны происхождения товара в заявке

Заказчику при определении страны происхождения товара необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, которым прямо
предусмотрено указание участником закупки наименование страны происхождения непосредственно в типовой заявке, формируемой с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, а не в виде каких-либо отдельных приложений к заявке.

✓При этом, данным постановлением прямо предусмотрено указание участником закупки наименование страны происхождения непосредственно в типовой заявке, формируемой с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, а не в виде каких-либо отдельных приложений к заявке.

Где читаем?

Определение ВС РФ от 26 августа 2022 года №304- ЭС22-15650 по делу №А45-15847/2021

1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2022 № 1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, органов государственной власти, заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208260051)

Постановление утверждает требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Помимо этого, для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием), Постановление устанавливает:

— правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов;

— правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

1.7. Письмо Минфина России от 9 июня 2022 г. № 24-07-07/54924 «О порядке формирования заказчиком протоколов при осуществлении закупок и заключении договоров по результатам закупок»

(https://base.garant.ru/405172595/)

В подготовленном специалистами Министерства финансов (далее – Минфин) письме разъясняется вопрос внесения изменений в протоколы, составляемые в ходе закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Специалистами Минфина, в частности, отмечается, что Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» содержит соответствующий порядок размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, осуществляемой по Закону № 223-ФЗ.

Так, заказчик самостоятельно с учетом положений Закона № 223-ФЗ устанавливает порядок формирования протоколов при осуществлении неконкурентных закупок и порядок заключения договоров по результатам таких закупок.

1.8. Закон Московской области от 19.08.2022 № 143/2022-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5000202208220002)

Закон вносит изменение в Закон Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» (далее – Закон № 88/2009-ОЗ) в части срока аренды объектов Московской областной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии, право аренды которых приобретается на торгах. Так, договор аренды соответствующих объектов теперь заключается на срок до 25 лет. В предыдущей редакции Закона № 88/2009-ОЗ срок аренды составлял 10 лет.

Кроме того, теперь решение о предоставлении в аренду объектов Московской областной собственности, находящихся в неудовлетворительном состоянии, принимается Министерством имущественных отношений Московской области. Ранее соответствующее решение принималось Правительством Московской области.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

II. Правовые новости

2.1. ФАС: в регионах в 2022 году реализовано более 700 мер по поддержке бизнеса.

В целях стабилизации цен на социально значимых рынках и насыщения их продовольственной продукцией регионы реализуют мероприятия, направленные на увеличение количества ярмарок, нестационарных торговых объектов, мест для торговли продукцией из личных подсобных хозяйств. Например, в Республике Хакасия сельхозтоваропроизводителям и переработчикам предоставляются льготные места для торговли на рынках, ярмарках, в нестационарных торговых объектах.

Кроме того, аграриям предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с производством и переработкой продукции, на строительство животноводческих комплексов, на возмещение части процентов по инвестиционным кредитам, на уплату первоначального лизингового платежа по договорам финансовой аренды (лизинга) и на другие цели. В частности, такие меры предусмотрены в Тульской области.

Отдельное внимание уделяется мерам по снижению административной нагрузки на бизнес. К ним можно отнести действия органов власти Москвы по упрощению процедур при организации логистики передвижения грузов и порядка перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах.

Для поддержки импортозамещения созданы специализированные площадки, которые помогают компаниям разместить свои предложения на маркетплейсах. Эти площадки позволяют бизнесу находить новые рынки сбыта, помогают с логистикой и переориентацией. Такие проекты уже реализуются в Республике Татарстан и Мурманской области.

Обобщенная ФАС России по результатам проведенного анализа информация о региональных мерах поддержки бизнеса направлена в территориальные органы ведомства. Это обеспечит возможности для обмена региональным опытом и распространения успешных практик.

Источник: https://fas.gov.ru/news/32114

2.2. Деловая активность малого и среднего бизнеса по итогам июля осталась в зоне роста.

Деловая активность представителей малого и среднего предпринимательства в июле 2022 года осталась в зоне роста. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на ежемесячный индекс RSBI. В прошлом году индекс показал максимум в мае, достигнув рекордных 54,6 пункта. После этого показатель месяц от месяца колебался, но оставался в зоне роста. В июне 2022 года индекс составил 50,5 пункта.

Значение выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50 — снижение.

«Согласно индексу RSBI, который в июле 2022 года увеличился до 51,1 пункта, деловая активность продолжила плавный рост, в том числе за счет ощутимых изменений в компоненте инвестиций, которая увеличилась на 2 п. п. по сравнению с предыдущим месяцем и сравнялась с показателями конца прошлого года», — говорится в материалах исследования.

Компонента продаж четвертый месяц подряд поднимается к нейтральной зоне. Компонента кадров в июле также показала рост, а компонента кредитов хоть и удерживает высокие позиции, но в отчетном периоде продемонстрировала небольшое снижение. Оживление компонент поддержали инвестиции — бизнес активно вкладывает средства в развитие деятельности и ожидает благоприятных условий для инвестиций в будущем, отмечается в сообщении.

Источник: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/delovaya_aktivnost_malogo_i_srednego_biznesa_po_itogam_iyulya_ostalas_v_zone_rosta/

2.3. В России хотят упростить прекращение прав на землю после окончания строек.

Клуб инвесторов Москвы предложил автоматизировать прекращение прав на землю после окончания строительства, сообщила пресс-служба организации.

Как указывается в сообщении, организация предложила внести изменения в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты РФ. Они должны помочь упростить процедуру прекращения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по инициативе арендатора, который построил и ввел на этой территории объекты в эксплуатацию.

«Законопроектом предлагается предусмотреть возможность «правового автоматизма» — прекращения аренды земельного участка путем одностороннего отказа арендатора (застройщика) от договора после ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства на нем. Мера будет способствовать достижению цели по сокращению инвестиционно-строительного цикла до 30%, сама по себе она не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов госвласти и местного самоуправления, и выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов», — отмечается в нем.

В сообщении напоминается, что в настоящее время не установлен особый порядок прекращения обязательств застройщиков, возникших из договоров аренды земли для стройки многоквартирных домов или другой недвижимости. Для госрегистрации прекращения аренды (субаренды) участка необходимо предоставить обширный комплект документов и ждать. Также организация уточнила в Росреестре, что вопрос автоматического прекращения обязательственных отношений в этом случае требует дополнительного законодательного регулирования.

Источник: https://realty.ria.ru/20220824/zemlya-1811879682.html

2.4. Росреестр и Авито приняли меры по пресечению продажи выписок из ЕГРН.

Росреестром и интернет-сервисом «Авито» приняты меры по блокировке объявлений о продаже выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Команда платформы усилила меры модерации в данной области. Об этом сообщил заместитель руководителя ведомства Максим Смирнов.

Оказание государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде выписок относится к исключительной компетенции Росреестра и подведомственных ему организаций. В 2021 году принят закон, устанавливающий запрет на создание и функционирование сайтов, посредством которых обеспечивается предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, а также запрет на перепродажу полученных сведений третьим лицам. При этом такие запреты не затрагивают добросовестных участников рынка, использующих сведения ЕГРН для подготовки аналитических материалов об объектах недвижимости.

«Для защиты прав и законных интересов людей Служба проводит комплексную работу. Помимо противодействия деятельности сайтов-двойников, мы инициировали проверку и последующее удаление предложений о продаже выписок из ЕГРН на одном из самых посещаемых интернет-сервисов для размещения объявлений. Сторонние лица могут предоставлять недостоверные сведения, самостоятельно устанавливать цену за выписки или вовсе не оказать услугу. Предоставление таких услуг незаконно и создает предпосылки к мошенническим действиям в сфере оборота недвижимости», – прокомментировал Максим Смирнов.

Отметим, ООО «КЕХ еКоммерц», управляющее сайтом «Авито», не является распространителем объявлений, размещаемых пользователями сайта, а также участником или организатором заключаемой ими сделки, посредником между продавцом и покупателем, их представителем. Пользователи самостоятельно создают, размещают и изменяют объявления. Вместе с тем Общество стремится обеспечить безопасность пользователей, а также не допускать использование сайта в целях нарушения законодательства. После проведения проверки релевантные объявления, касающиеся продажи выписок из ЕГРН, были заблокированы.

В результате работы, проводимой Росреестром, с начала 2022 года в ходе проведенной внесудебной и судебной работы прекращено функционирование 74 сайтов-двойников.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-i-avito-prinyali-mery-po-presecheniyu-prodazhi-vypisok-iz-egrn/

2.5. Росреестр ответил на вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земельного участка. 

При выборе земельного участка важно уделить внимание виду разрешенного использования (ВРИ), поскольку он определяет, какую деятельность можно вести на данной территории и какие объекты можно размещать. Эксперты Росреестра разъясняют, как изменить или установить ВРИ земельных участков.

Какие бывают ВРИ участка и как они устанавливаются?

Перечень видов разрешенного использования приводится в Классификаторе, утвержденном Росреестром.

На основании Классификатора муниципалитеты определяют ВРИ для каждой территориальной зоны:

— основные (характеризуют основную деятельность для ведения которой используется земельный участок);

— условно разрешенные (применяются при необходимости расширить способы использования земли);

— вспомогательные (допустимы в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков и применяются для уточнения их целевого назначения).

Как узнать текущий ВРИ земельного участка?

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно несколькими способами:

1) Заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

2) Воспользоваться онлайн-сервисами «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Зачем менять/устанавливать ВРИ земельного участка?

Вид разрешенного использования земельного участка необходимо изменить/установить в следующих случаях:

— если вы планируете вести на участке деятельность, не предусмотренную текущим ВРИ;

— если ВРИ земельного участка не установлен.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий:

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Какие документы потребуются для изменения в ЕГРН основного и вспомогательного ВРИ земельного участка?

Для получения услуги необходимо предоставить следующие документы:

— заявление о государственном кадастровом учете без одновременной регистрации прав, в котором указывается выбранный вид разрешенного использования;

— документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя заявителя (в случае, если от вашего имени действует представитель).

Куда подать документы для изменения ВРИ земельного участка?

Заявление в орган регистрации прав можно предоставить при личном визите в МФЦ.

Как установить условно разрешенный ВРИ земельного участка?

Чтобы установить условно разрешенный вид использования, требуется получить разрешение. Для этого правообладателю необходимо направить заявление в комиссию, которая создается для изменения ВРИ. Затем будут проведены общественные обсуждения или публичные слушания, по результатам которых будет принято решение – выдать разрешение либо отказать.

В каких случаях нельзя изменить ВРИ участка?

Изменить вид разрешенного использования участка невозможно:

— если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

— арендатору самостоятельно, если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

— если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ;

— если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду без проведения торгов для производства продукции по импортозамещению.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/kak-izmenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka-carr/

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение Алтайского краевого УФАС России от 25 августа 2022 г. по делу № 022/10/18.1- 571/2022

В Алтайское краевое УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на организатора аукциона — администрацию Ельцовского района Алтайского края (далее – Администрация) при проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка.

В жалобе заявитель, помимо прочего, ссылался на то, что Администрация не предоставила ему разъяснения аукционной документации.

Комиссия, проверив указанный довод, установила, что после публикации извещения о проведении торгов и до окончания срока приема заявок на участие в них, заявитель направил в адрес администрации запрос на разъяснение положений аукционной документации. Комиссия пришла к выводу, что довод о непредставлении Администрацией разъяснений аукционной документации является необоснованным, поскольку земельным законодательством не определен порядок представления разъяснений аукционной документации. При этом Администрация представляла заявителю ответ на запрос, хоть и не полностью отвечая на все поставленные заявителем вопросы.

В силу обоснованности иных заявленных заявителем доводов, Комиссия по итогу рассмотрения жалобы признала ее обоснованной.

3.2. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26 августа 2022 года по делу №А42-5168/2022

Общество с ограниченной ответственностью «Косам» (далее соответственно – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным отказа, изложенного в письме Министерства имущественных отношений Мурманской области (далее – Ответчик) в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Проверив все обстоятельства дела, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Так, судом установлено, что на спорном земельном участке имеется сооружение, которые по словам Заявителя, принадлежат Обществу. Ответчик мотивировал свой отказ в проведении аукциона тем, что согласно акту обследования, в границах земельного участка расположено сооружение, правоустанавливающие документы на которое Заявителем не предоставлены. Таким образом, доказательств того, что сооружение принадлежит обществу, не имеется.

Суд в свою очередь указал, что согласно подпункту 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам,

Вместе с тем Общество ссылалось на то, что в подпункте 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ речь идет о невозможности проведения аукциона на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие гражданину или юридическому лицу, в то время как в данном случае сооружение на спорном земельном участке никому юридически не принадлежит, поскольку права на него не зарегистрированы.

Суд при этом отметил, что Общество фактически пытается узаконить используемый с 2012 года земельный участок, поскольку он необходимым для нормальной эксплуатации предположительно принадлежащего Обществу сооружения. При этом доказательств того, что сооружение было законно возведено на земельном участке, Обществом не представлено. Разрешение на строительство у Общества не имеется.

Таким образом, суд пришел к выводу, что выставление на торги земельного участка с находящимся на нем даже временного либо капитального сооружения, в данном случае ограничивает число потенциальных участников аукциона и создает преимущество собственнику незаконно размещенного объекта. Проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка поставит в заведомо невыгодное положение потенциальных участников аукциона, а выгоду от проведения аукциона получит лишь Общество, которое в отсутствие законных к тому оснований разместило на испрашиваемом земельном участке сооружение. В данном случае, вопреки доводу заявителя, риск признания победителем иного лица лежит не на Обществе, а на третьем лице, которое может стать победителем аукциона и в отсутствии законных оснований обременения земельного участка будет вынуждено требовать освобождения земельного участка от размещенного на нем имущества.

3.3. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.08.2022 № Ф10-2918/2022по делу № А48-6465/2021

Акционерное общество «Орелоблэнерго» (далее соответственно – общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее соответственно –Управление, антимонопольный орган).

Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили, с чем не согласилось Управление и обратилось с кассационной жалобой в АС Центрального округа.

Рассмотрев все обстоятельства дела, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами установлено, что общество осуществляло закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). После публикации закупочной документации, на спорную закупку в Управление поступила жалоба от потенциально заинтересованного в участии в закупке лица, не подававшего при этом заявку на участие в закупке. По результату рассмотрения жалобы, антимонопольный орган признал ее обоснованной и выдал заказчику предписание об устранении нарушений, с чем не согласился заказчик и обратился с обжалованием ненормативных правовых актов Управления в суд.

АС Центрального округа согласился с позициями нижестоящих судов, указав, что статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, которые являются основанием для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на проведение закупок по Закону № 223-ФЗ.

В рассматриваемом случае с жалобой на действия заказчика в Управление обратилось лицо, не являвшееся участником закупки, и не по вопросам нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, а также не доказавшее нарушение его прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Из содержания жалобы следует, что поводом для обращения стало несогласие подателя жалобы с предусмотренным в проекте договора размером неустойки, которая подлежит уплате поставщиком при нарушении обязательств по поставке, и с отсутствием указания на ответственность заказчика в случае нарушения им обязательств по договору.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что у антимонопольного органа отсутствовали основания, предусмотренные частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, для рассмотрения жалобы по существу.

Кроме того, довод Управления о том, что общество является потенциальным участником закупки, а, следовательно, его жалоба рассмотрена на законных основаниях, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном понимании антимонопольным органом круга лиц, которые могут обратиться в управление с жалобой, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом установленного частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ исчерпывающего перечня оснований.

Категория «потенциального участника» не имеет соответствующего правового значения для решения вопроса о рассмотрения жалобы, поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

5 сентября 2022, 12:11
339
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.