Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 2-6 мая 2022 г

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 2-6 мая 2022 г
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205010005?index=12&rangeSize=1)

С 01 мая 2022 года произошло изменение в сфере закупок строительных работ в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Федеральным законом были внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым:

— с 01.05.2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ строительных договоров, заключённых в рамках Закона № 223-ФЗ (в старой редакции этой нормы предусматривалось, что сметные нормативы при исполнении договоров не применяются, если иное не предусмотрено самими договорами, а теперь действует полный запрет на применение сметных нормативов при исполнении таких строительных договоров.

Речь идёт о следующих видах работ по договорам, заключённым в рамках Закона № 223-ФЗ:

1) строительство объектов капитального строительства (далее – ОКС);

2) реконструкция ОКС;

3) капитальный ремонт ОКС;

4) снос объектов ОКС;

5) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В случае, если указанные виды строительных работ финансируются за счёт бюджетных средств либо за счёт юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, или юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых публично правовых образований составляет более 50 %, то в этом случае запрещается с 01.05.2022 г. применять сметные нормативы и цены строительных ресурсов при исполнении таких строительных договоров.

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 01.05.2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (в отношении видов строительных работ и договоров, предусмотренных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ).

1.2. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205030001)

С 03.05.2022 г. в действующем законодательстве РФ появились новые требования к участникам закупок товаров, работ, услуг.

Так, с указанной даты для всех российских организаций, в том числе заказчиков, запрещено заключение и исполнение любых сделок, в том числе и ранее заключённых, но не исполненных по состоянию на 03.05.2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применены специальные экономические меры, то есть так называемые контрсанкции.

Это предусмотрено подпунктом а) пункта 2 Указа № 252.

При этом Правительство РФ в течение 10 дней с даты вступления Указа Президента РФ, то есть до 14 мая 2022 года обязано утвердить перечень конкретных лиц, находящихся под такими санкциями – запрет на совершение и исполнение с ними и контролируемыми ими организациями любых сделок.

Указанные новые требования законодательства РФ необходимо учитывать при подготовке и проведении процедур закупок в части установления требований к участникам закупок, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в извещениях о проведении закупок и закупочных документациях.

1.3. В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/120408-8)

Законопроект разработан в целях установления возможности предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых мелиоративными защитными лесными насаждениями, сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – Закон № 4-ФЗ) агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений. Агролесомелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.

Статьей 29.1 Закона № 4-ФЗ установлено, что правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по их охране, защите и воспроизводству.

В соответствии с Правилами содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденными приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 № 367 (далее – Приказ № 367), обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, и по проведению мероприятий по сохранению насаждений, в том числе по их охране, защите и воспроизводству, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения.

В целях содержания насаждений в надлежащем состоянии проводятся следующие мероприятия:

  • а) обследование насаждений;
  • б) воспроизводство насаждений;
  • в) уход за насаждениями.

В ходе земельной реформы, проведенной в начале 90-х годов, сельскохозяйственные угодья колхозов и совхозов были переданы в общую долевую собственность граждан. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые защитными лесными насаждениями, остались в государственной собственности.

Федеральным законом от 04.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» пункт 2 статьи З 1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен нормой, согласно которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, значительная часть земельных участков сельскохозяйственного назначения под защитными лесными насаждениями в силу закона отнесена к государственной собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Приказом № 367 с целью восстановления защитных лесных насаждений необходимо выполнить кадастровые работы в отношении участков, на которых они расположены, провести обследование, разработать проекты мелиорации по их восстановлению и закладке новых насаждений и обеспечить уход за ними. Ориентировочный объем затрат на 1 га составляет не менее 77 тыс. рублей (кадастровые работы — 3 тыс. рублей, обследование — 8 тыс. рублей, разработка проектов по восстановлению и созданию новых лесополос — 1 тыс. рублей, закладка новых насаждений — 65 тыс. рублей). Кроме того, не реже чем один раз в три года необходимо выполнять уход за насаждениями (80 тыс. рублей за 1 га).

Учитывая критическое состояние мелиоративных защитных лесных насаждений, возникшее в результате естественного старения, ландшафтных пожаров, незаконной рубки древесно-кустарниковой растительности, и длительный срок (не менее 15 лет) на проведение необходимых работ (регистрация права собственности, обследование, проектирование, закладка, уход), складывается ситуация, при которой меры, принимаемые субъектом Российской Федерации, будут недостаточно эффективными ввиду высокой затратности и невозможности осуществить все мероприятия в максимально сжатые сроки.

Поскольку непосредственную пользу от мелиоративных защитных лесных насаждений (сохранение плодородного слоя, повышение влагообеспеченности, рост урожайности) получают сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие прилегающие земельные участки сельскохозяйственных угодий, целесообразно земельные участки под защитными лесными насаждениями передавать им в аренду для проведения агролесомелиоративных мероприятий.

Согласно статье 39.6 ЗК РФ договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых в форме аукциона, или без торгов в случаях, установленных пунктом 2 указанной статьи.

Подпунктом 12 пункта 2 указанной статьи установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Законопроектом предлагается дополнить статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» новым пунктом 9, устанавливающим, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые мелиоративными защитными насаждениями, предоставляются в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В случае предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых мелиоративными защитными насаждениями, в аренду без проведения торгов уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления будут вправе устанавливать арендную плату за такие участки в минимальном размере.

Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям, непосредственно заинтересованным в эффективном функционировании защитных лесных насаждений, направленном на защиту земель и земельных участков от эрозии, от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения, брать в аренду земельные участки и исполнять обязанности по содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Внесение предлагаемых изменений позволит существенно снизить нагрузку на бюджетную систему в части расходов на кадастровые работы, обследование, разработку проектов мелиорации по восстановлению и закладке новых насаждений и проведению ухода за ними.

1.4. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252
«О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»

Цель: защита национальных интересов РФ.

Суть: запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:

  • совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее — лица, находящиеся под санкциями);
  • исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
  • осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
  • запрет на вывоз за пределы территории РФ продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории РФ, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.

Правительству РФ поручено утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями, а также определить дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются.

Охват: органы государственной власти, физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией РФ

1.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2022 № 819 «О внесении изменения в Правила определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, и приостановлении действия отдельного положения указанных правил»

Цель: уточнены особенности определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ

Суть: последней по времени закупкой, приобретаемой с использованием электронного сертификата, считается последняя процедура осуществления закупки, по результатам которой уполномоченным органом заключен государственный контракт и в рамках исполнения контракта поставщиком осуществлены не менее чем одна поставка (подписан акт и проведена оплата) в течение 60 календарных дней до даты подачи инвалидом, застрахованным лицом (лицом, представляющим его интересы) заявления об обеспечении товаром, работой, услугой с использованием электронного сертификата.

Кроме этого, документом определены особенности применения отдельных положений Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 678.

Охват: заказчики и участники закупок.

II Правовые новости

2.1. Разъяснения о закупках заказчиков по Закону № 223-ФЗ, в отношении которых введены санкции.

С 7 марта 2022 года действует особый порядок информационного обеспечения закупок, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ в условиях санкций. В частности, определены основания неразмещения заказчиками в ЕИС сведений о закупках, информации о контрагентах. Узнайте о нюансах применения указанных антисанкционных мер из нашего обзора.

С 7 марта 2022 года действует постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 (далее – постановление № 301), принятое на основании ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В силу п. 1 Постановления № 301 основаниями неразмещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение:

– политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или);

– мер ограничительного характера иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

В п. 2 Постановления № 301 указано, что положения п. 1 Постановления № 301 применяются также в отношении заказчиков – кредитных организаций, если указанные в п. 1 Постановления № 301 санкции и меры ограничительного характера введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию. При этом контролирующим кредитную организацию лицом признается лицо, которое осуществляет в отношении кредитной организации контроль, определяемый в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.

В письмах Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 и от 08.04.2022 № 24-01-08/30604 представители ведомства ответили на основные вопросы, возникающие у заказчиков при применении Постановления № 301. Так, разъяснено, что:

1) неразмещение в ЕИС сведений, которое предусмотрено п. 1 Постановления № 301, обязательно для всех заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера, в том числе для кредитных организаций (см. также пп. 5 и 8 письма Минфина России от 08.04.2022 № 24-01-08/30604);

2) пункт 2 Постановления № 301 предусматривает дополнительное основание неразмещения в ЕИС сведений для заказчиков – кредитных организаций, в отношении которых санкции и меры ограничительного характера не введены. Такие кредитные организации не размещают сведения в ЕИС, если санкции и меры ограничительного характера введены в отношении контролирующего лица кредитной организации;

3) заказчики, указанные в Постановлении № 301, осуществляют закупки путем проведения исключительно:

– закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме. Закрытые конкурентные закупки в электронной форме проводятся исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок, включенной в предусмотренный ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ перечень (Приложение № 2 к распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (далее – Распоряжение № 1447-р). В настоящее время оператором такой площадки является ООО “Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа”;

– неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие о размещении в ЕИС, предусмотренное подп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Порядок проведения заказчиком неконкурентных закупок определяется в силу чч. 3 – 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке;

4) заказчики должны применять Постановление № 301 с даты его вступления в силу в отношении всех осуществляемых ими закупок, в том числе находящихся на этапе определения контрагента;

5) закупки, сведения о которых не размещаются в ЕИС в соответствии с Постановлением № 301, не включаются в план закупок, реестр договоров и не учитываются при расчете годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП;

6) Постановление № 301 не распространяется на отношения, урегулированные Законом № 44-ФЗ, и не применяется при закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Источник: https://gkgz.ru/zakupki-zakazchikov-po-zakonu-n-223-fz-v-otnoshenii-kotoryh-vvedeny-sanktsii/

2.2. В Росреестре напомнили о праве дачников на проведение комплексных кадастровых работ.

С 2021 года частные лица, в том числе представители дачных и садовых товариществ, могут выступать заказчиками комплексных кадастровых работ. Они обходятся дешевле, позволяют выявить и устранить ошибки, предотвращают их появление за счет одновременного уточнения границ группы земельных участков, сокращают количество земельных споров.

Перед проведением комплексных работ правлению СНТ следует уточнить у органа местного самоуправления, на землях которого расположено товарищество, запланировано ли их выполнение за счет бюджетных средств.

В 2022 году в кадастровых кварталах 30 субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Забайкальский край, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Кабардино-Балкария, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Красноярский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Вологодская область, Калужская область, Кировская область, Курская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Ростовская область, Саратовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область) проводятся комплексные кадастровые работы за счет федеральных средств. Работы планируется провести в отношении не менее, чем 490 тысяч объектов недвижимости.

Если работы не запланированы, общему собранию следует определиться с финансированием.

После – нанять кадастрового инженера и заключить с ним договор на выполнение работ.

При выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется:

  1. разработка проекта карты-плана территории;
  2. согласование местоположения границ земельных участков;
  3. утверждение карты-плана территории;
  4. представление карты-плана территории в Росреестр.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rosreestre-napomnili-o-prave-dachnikov-na-provedenie-kompleksnykh-kadastrovykh-rabot/

2.3. В Росреестре разъяснили, как воспользоваться правом на «дачную амнистию».

Более 45 тысяч земельных участков, свыше 38 тысяч жилых домов и более 3 тысяч садовых домов зарегистрированы Росреестром в первом квартале 2022 года в рамках «дачной амнистии».

Всего за прошлый год по упрощенной системе в собственность оформлено более 159 тысяч земельных участков, почти 130 тысяч жилых домов и почти 15 тысяч садовых домов.

Что дает собственникам «дачная амнистия»?

Действующие нормы законодательства позволяют в упрощенном порядке оформить права на определенные земельные участки и отдельные виды зданий, в том числе жилые и садовые дома. Такой порядок не требует наличия уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) таких объектов, об окончании их строительства (реконструкции).

Каков срок действия «дачной амнистии»?

«Дачная амнистия» действует в России с 1 сентября 2006 года и несколько раз продлевалась. В настоящее время срок «дачной амнистии» установлен до 1 марта 2026 года. Однако с 1 сентября 2022 года ее срок будет продлен до 1 марта 2031 года в рамках так называемой «дачной амнистии 2.0» (Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ).

Какие объекты могут быть зарегистрированы в упрощенном порядке?

По «дачной амнистии» можно оформить жилые и садовые дома, расположенные на земельных участках, предоставленных для садоводства, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.

Какие необходимы документы?

Для оформления прав на объект капитального строительства в рамках «дачной амнистии» необходимо представить в орган регистрации прав следующие документы:

— заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав;

— технический план. Он составляется кадастровым инженером. Сведения в техническом плане указываются на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной собственником земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.

Куда подавать документы для регистрации прав?

Подготовленный пакет документов можно представить следующими способами:

— в бумажном виде при личном визите в МФЦ;

— в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра.

Могут ли наследники воспользоваться «дачной амнистией»?

Наследники могут воспользоваться упрощенным порядком оформления жилого или садового дома, расположенного на соответствующем земельном участке, если право наследодателя на такой дом не было зарегистрировано в установленном порядке.

Для этого вместе с пакетом необходимых документов нужно представить в орган регистрации прав свидетельство о праве на наследство на земельный участок, на котором расположен такой дом. В этом случае государственная регистрация права собственности наследника на земельный участок и расположенный на нем жилой дом (а также постановка на кадастровый учет этого дома при наличии соответствующих заявления и документов, если дом не учтен в ЕГРН) осуществляются одновременно.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/vopros-otvet-kak-vospolzovatsya-pravom-na-dachnuyu-amnistiyu-/

2.4. 24 тыс. гектаров земель будет обследовано беспилотниками в 2022 году.

В Росреестре обсудили применение беспилотных воздушных судов для последующего вовлечения земель в оборот и выявления ошибок о границах земельных участков в Едином реестре недвижимости. 12 территориальных управлений выступили «пилотами» в вопросе использования беспилотников для решения задач ведомства.

«Территориальными органами Росреестра с применением беспилотных воздушных судов уже было обследовано 3,5 тысяч земельных участков общей площадью более 1,2 тысячи гектаров в марте и апреле. До конца года мы планируем обследовать 24 тысячи гектаров», — рассказал заместитель руководителя ведомства Максим Смирнов.

В ходе совещания с участием всех территориальных органов ведомства практикой поделились работники Управлений по Москве и Московской области, которые уже используют воздушные суда в работе. Коллеги смогли задать им интересующие вопросы и узнать о достигнутых результатах, преимуществах использования оборудования и проблемных вопросах.

По словам Максима Смирнова, в дальнейшем при обследовании земельных участков и осуществлении контрольных (надзорных) функций приоритетными должны стать дистанционные методы, а также внедрение технологий «искусственного интеллекта» для анализа получаемых беспилотными воздушными судами данных.

В рамках повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности Росреестр в 2021 году запустил во всех федеральных округах центры коллективного использования беспилотных воздушных судов. В 2022 году к пилотным регионам присоединятся еще 50 субъектов, в 2024 беспилотники будут в штате Росреестра по всей стране. Их использование позволит вовлекать в целях строительства неиспользуемые земельные участки, устранять реестровые ошибки в интересах землепользователей.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/22-tys-gektarov-zemel-budet-obsledovano-bespilotnikami-v-2022-godu/

2.5. Проект федерального закона № 119762-8 «О внесении изменений
в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/119762-8

Цель: сохранение за субъектами РФ права осуществлять закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика – подведомственного региону предприятия (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

Суть:

Региональные госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут проводить неконкурентные закупки:

  • у ГУП субъекта РФ;
  • АО, если 100% его акций принадлежит субъекту РФ.

Предприятие или общество должно определить Правительство РФ по обращению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (при наличии полномочий).

У такого единственного поставщика можно осуществить закупку следующих товаров:

  • лекарства;
  • продукты лечебного питания;
  • средства для дезинфекции;
  • медицинское оборудование и расходные материалы к нему.

Охват: медицинские организации, заказчики и участники закупок

2.6. Проект федерального закона № 120652-8 «О внесении изменения
в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/120652-8

Цель: контроль качества медицинской помощи в части заключения гражданско-правовых договоров на оказание услуг по проведению экспертизы (реэкспертизы) качества медицинской помощи с врачами-экспертами, а также права граждан в сфере обязательного медицинского страхования.

Суть: при подготовке документации о закупке этой услуги невозможно соблюсти одновременно нормы Закона № 44-ФЗ и законодательства, регулирующего порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

В связи с этим предлагается дополнить ст. 93 Закона № 44-ФЗ новым основанием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – заключение Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами контракта с экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.

Охват: медицинские организации и участники закупок.

III Судебная и административная практика

3.1. Постановление Московского УФАС России от 22 апреля 2022 г. № 077/04/7.32.3-5387/2022.

Заявка ООО была отклонена заказчиком от участия в закупке с обоснованием, что сведения об участниках ООО содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.

Закупочной документацией предусмотрены требования к участникам закупки, а именно: отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках; отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках. При этом указанные пункты не конкретизируют, что в спорных реестрах должны отсутствовать сведения об участниках (учредителях) общества, подающего заявку на участие в закупке.

Комиссия Московского УФАС отмечает, что участники закупочной процедуры не должны претерпевать для себя негативные последствия, обусловленные исключительно действиями заказчика, который не исполнил предписанной ему законодательством обязанности по надлежащему формированию закупочной документации, не вводящей участников процедуры в заблуждение. Комиссия УФАС считает необходимым отметить, что любые неточности документации должны толковаться в пользу более слабой стороны – участника закупки.

Заказчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

3.2. Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N 305-ЭС22-5853 по делу № А40-36361/2021.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – заказчик) проводила закупку в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). На участие в закупке поступила одна заявка, в связи с чем заказчик признал закупку несостоявшейся и принял решение о проведении повторной закупки.

Единственный участник закупки обжаловал данное решение заказчика в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее — управление). Жалоба была признана обоснованной. Управление посчитало, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3, часть 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Заказчик обжаловал решение Управления в судебном порядке, однако первая, апелляционная и кассационная инстанции признали позицию Управления верной.

ВС РФ согласился с позициями судов и разъяснил, что в отсутствие объективных обстоятельств отказ заказчика от заключения договора с единственным участником, чья заявка была допущена к конкурентной процедуре, не соответствует требованиям законодательства и нарушает баланс частных и публичных интересов.

Утвержденное заказчиком положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков, не может изменять правовое регулирование, установленное федеральным законодательством для проведения торгов, и должно применяться в той мере, в которой не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

3.3.  Решение Иркутского УФАС России от 21.04.2022 № 038/361/22.

Иркутское УФАС России (далее – Управление) рассмотрело жалобу на действия организатора торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее – аукцион).

Доводом жалобы было указание заявителя на то обстоятельство, что при проведении аукциона членами аукционной комиссии не были проверены полномочия принимавших участие в аукционе участников, и один из участников принял участие в аукционе неправомерно.

В результате рассмотрения дела Управление установило, что на участие в аукционе было подано 3 заявки, все 3 участника были допущены до участия в аукционе, при этом во время проведения аукциона от имени одного из участников аукциона (ООО «СпецСтройЮг») действовало лицо, не уполномоченное представлять интересы общества.

На основании изложенного, Управление признало жалобу обоснованной.

3.4. Якутское УФАС России: опыт в госзакупке с доптребованиями не оценили по сумме цен контрактов — контролеры не нашли ошибок

Суть: заявку участника закупки услуг по организации школьного питания отклонили за несоответствие доптребованиям: цена подтверждающего контракта составляла менее 20% НМЦК.

Участник посчитал это незаконным, поскольку он представил реестровые записи 4 контрактов, которые в сумме превышают установленный минимум.

Выводы судов: указанную позицию не поддержали:

  • ни один контракт не отвечает условию о минимальной цене;
  • опыт при закупке услуг общепита для социально-значимых организаций нельзя оценить по сумме цен контрактов. Чтобы его подтвердить, нужен один исполненный контракт с ценой не менее 20% НМЦК.

Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу № 014/06/59-412/2022

3.5.  Кассация: госзаказчик вправе требовать членства в двух СРО,
если закупает отдельные виды работ

Суть: Заказчик приобретал проектные и изыскательские работы. По условиям закупки участник должен состоять в двух СРО: в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Контролеры увидели нарушение в том, что требование к членству в СРО в области инженерных изысканий ограничивает конкуренцию. Изыскательские работы не самостоятельный объект закупки, их можно выполнить с помощью субподрядчиков — участников нужной СРО.

Выводы судов:

Суды не согласились с указанными доводами, поскольку:

  • объект закупки — 2 самостоятельных вида работ с разными кодами ОКПД 2. Каждый из них требует членства в определенной СРО;
  • согласно Градостроительному кодексу РФ, чтобы выполнять проектные и изыскательские работы, надо состоять в разных СРО. Заказчик правильно включил это требование в условия госзакупки;
  • проект контракта не обязывает привлекать субподрядчиков для изыскательских работ. Если подрядчик выполнит их сам без членства в необходимой СРО, заказчик не сможет их принять. Однако такого основания отказать в приемке или расторгнуть контракт в проекте нет.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 по делу № А45-15952/2021

16 мая 2022, 12:18
360
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.