Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 17-21 октября 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 17-21 октября 2022 года
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Минпромторг намерен внести правки в перечень медицинских изделий, для которых устанавливается минимальная доля госзакупок на 2023 год.

Проект постановления Правительства РФ уже опубликован, настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Хотят уточнить перечни квотируемых товаров по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В списки продукции по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют включить, в частности:

  • 11.22.200 — светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля с 2023 г. — 90%;
  • 40.20.122 — цветные телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью. Доля с 2023 г. — 80%;
  • 51.63.130 — счетчики производства или потребления электроэнергии. Доля с 2023 г. — 90%;
  • 60.12.111 — электрокардиографы. Доля с 2023 г. — 60%.

Из перечней могут исключить, например:

  • 60.12.131 — магнитно-резонансные томографы;
  • 22.16.110 — лифты.

В ряде позиций хотят изменить размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. он может составить 90% вместо 80%.

В госзакупках предложили также расширить перечень иностранной продукции с ограничением допуска. В него хотят включить, в частности, панели и прочие комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты на напряжение не более 1 кВ и более 1 кВ.

Где читаем?

Проект постановления Правительства РФ

1.2. Внесли изменения в особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменых строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 № 579.

Документом в целях оперативного восстановления объектов транспортной инфраструктуры, являющихся объектами федерального значения устанавливается:

  • срок госэкспертизы в части достоверности не более 10 рабочих дней;
  • начало выполнения работ допускается до получения положительного заключения госэкспертизы.

Где читаем?

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 № 1809 

1.3. В связи с вступлением в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.08.2022 № 2419-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р» и поступлением в ФАС России обращений по вопросу разъяснения порядка ценообразования на лекарственные препараты после их включения в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов ФАС России выпустила разъяснение

Организации оптовой торговли, которые планируют реализацию лекарственных препаратов, которые были приобретены ими до включения этих препаратов в перечень ЖНВЛП, составляют протокол согласования цен и указывают в нем информацию, согласно приведенному в письме перечню.

При этом отмечено, что организация розничной торговли, которая приобрела лекарственный препарат до его включения в перечень ЖНВЛП:

  • по цене превышающей сумму зарегистрированной предельной отпускной цены производителя и предельного размера оптовой надбавки, установленного в субъекте РФ, осуществляет их реализацию по цене, уровень которой (без учета НДС) не должен превышать сумму зарегистрированной предельной отпускной цены производителя и размера предельной оптовой и розничной надбавки, установленных в субъекте РФ;
  • по цене ниже (или равной) суммы зарегистрированной предельной отпускной цены производителя и предельного размера оптовой надбавки, осуществляет реализацию такого лекарственного препарата по цене, уровень которой (без учета НДС) не должен превышать сумму цены приобретения препарата розничной организацией и размера предельной розничной надбавки, установленной в субъекте РФ.

Где читаем?

ФАС России от 20.10.2022 N ТН/96684/22

1.4. Внесены поправки в законодательство о закупках в связи с мобилизацией в РФ.

Существенные условия контрактов для обеспечения федеральных нужд – сроки, цена, виды и объёмы работ (услуг) могут быть изменены, если поставщиками по ним являются компании, сотрудники которых призваны на службу в рамках частичной мобилизации.

Также в ряд актов Правительства внесены поправки, предусматривающие в т. ч:

  • невключение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если надлежащее исполнение договора (контракта) оказалось невозможным в связи с мобилизацией;
  • полное списание неустоек (штрафов, пеней), если обязательства не были исполнены по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения в связи с мобилизацией;
  • установление особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, проводимых в случаях, определенных Правительством.

Нововведение относится ко всем контрактам, которые будут заключены до конца 2023 года.

Где читаем?

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 № 1838

1.5. Минпромторг РФ разработал проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=132380)

Дата начала общественного обсуждения: 18 октября 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 1 ноября 2022 г.

Проект постановления предусматривает, в частности, внесение изменений в приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление № 2013).

Из пояснительной записки к Проекту постановления следует, что в части изменений в приложение к постановлению № 2013 предусматривается приведение наименований позиций в соответствие с наименованиями кодов по ОКПД2, а также указание в одной позиции только одного кода по ОКПД2.

Необходимость внесения указанных изменений обусловлена замечаниями Федерального казначейства, согласно которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» автоматическое формирование в отчетности о договорах информации об объемах товаров российского происхождения посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок на основе минимальных долей закупок, установленных Постановлением № 2013, возможно только в случае, если в каждой позиции приложения к Постановлению № 2013 для одного кода ОКПД2 будет предусмотрено одно соответствующее наименование товаров, а также одна минимальная доля закупок товаров. Так, указанные изменения вносятся посредством изложения в новой редакции позиций 69–71, 73-75, 78, 140, 143, 243-245, а также исключения позиции 96 приложения к Постановлению № 2013.

Также в приложение к Постановлению № 2013 вносятся следующие изменения:

  • исключение ряда позиций в связи с отсутствием продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
  • снижение минимальной доли по отдельным позициям;
  • увеличение минимальной доли по продукции, классифицируемой кодами 27.31.11 «Кабели волоконно-оптические, состоящие из волокон с индивидуальными оболочками», 27.31.12.120 «Кабели волоконно-оптические, кроме составленных из волокон с индивидуальными оболочками», с 80 до 90 процентов;
  • включение новых позиций промышленных товаров из отрасли легкой, химической, судостроительной, медицинской, радиоэлектронной промышленности (аналитическая информация прилагается).

Особый порядок вступления в силу Проекта постановления с 1 января 2023 г. обусловлен тем, что достижение минимальной доли закупок товаров в соответствии с Постановлением № 2013 осуществляется в течение календарного года.

1.6. Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости»

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=132419)

Дата начала общественного обсуждения: 19 октября 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 2 ноября 2022 г.

Проект постановления разработан в соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Проектом постановления предлагается утвердить Положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, определяющее структуру, задачи, участников, порядок использования и требования к техническим, программным и лингвистическим средствам указанной информационной системы.

В пояснительной записке к Проекту постановления указано, что его принятие способствует достижению:

— целевого показателя «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов», характеризующего достижение к 2030 году национальной цели «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

— целей государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2148;

— основных результатов ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
‎на 2022 финансовый год и плановый период 2023 — 2024 годов, утвержденной Приказом Росреестра от 29 декабря 2021 г. № П/0642 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2022 финансовый год
‎и плановый период 2023 — 2024 годов».

II. Правовые новости

2.1. Участники рынка закупок предлагают доработать правительственные меры его поддержки.

Участники рынка госзакупок и закупок госкомпаний предлагают доработать механизмы поддержки этой сферы, утвержденные правительственным постановлением в середине октября. Это и другие инициативы были озвучены в ходе заседания совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности.

«Меры поддержки не охватывают, например, такое направление, как обеспечение заявок и исполнения контрактов, — сказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в ходе заседания, — это серьезные средства, которые бизнес должен привлекать в непростых условиях. Малому бизнесу и прежде было непросто получить кредит или банковские гарантии, а в текущей ситуации это стало еще сложнее».

По ее словам, у бизнеса в настоящее время нет понимания, что необходимо заказчикам, что требуется производить, в каких объемах. «Непонятно, под что получать целевые деньги, — добавила она. — Необходимо заставлять крупных заказчиков становиться инжиниринговыми компаниями, которые будут собирать вокруг себя производителей и поставщиков необходимых товаров, комплектующих, оборудования».

Кроме того, по мнению участников заседания, требует изучения вопрос закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Так, по словам гендиректора электронной торговой площадки «ТЭК-Торг» Дмитрия Сытина, мероприятия по частичной мобилизации подходят к концу, однако негативный эффект от их проведения проявится в сфере закупок в ноябре-декабре. И особенно сильны риски, по его мнению, в сегменте закупок у субъектов МСП. Это выразится в росте числа несостоявшихся закупок, в уменьшении уровня конкуренции (числа заявок на одну закупку).

Он считает, что в такой ситуации госкомпаниям будет сложно выполнить требования по доле закупок у малого бизнеса. В качестве решения этой проблемы Сытин предложил временно отказаться от проведения спецторгов. Тем более, что многие субъекты МСП успешно выигрывают в закупках, которые госкомпании проводят на общих основаниях.

Названные квоты на закупки у малого бизнеса в текущем году стали обязательными для всех субъектов 223-ФЗ, а не только для крупнейших госкомпаний. Ряд экспертов рынка госзакупок считает, что большая часть «новых» госкомпаний не сможет выполнить эти квоты и в течение следующего года вынуждена будет проводить свои закупки в соответствии с более жестким законом «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2670

2.2. Правительство РФ утвердило директивы госкомпаниям о поддержке поставщиков при частичной мобилизации.

Правительство РФ утвердило директивы госкомпаниям о мерах поддержки их поставщиков в условиях частичной мобилизации, заявил заместитель гендиректора «Корпорации МСП» Алексей Журавлев в ходе форума «Сделано в России».

«Неделю назад первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов подписал правительственные директивы госкомпаниям о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими условий договоров из-за частичной мобилизации, — рассказал Журавлев. — Также директивы позволят госкомпаниям изменять существенные условия договоров, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, связанные с частичной мобилизацией».

Сами директивы распространяются только на крупнейшие госкомпании (их перечень определен соответствующим распоряжением правительства) и обязывает их в течении 10 дней провести заседания советов директоров, на которых должен быть рассмотрен вопрос о возможности продления сроков исполнения договоров и неприменения штрафных санкций при нарушении из-за частичной мобилизации.

Представители интересов РФ в этих советах директоров должны будут проголосовать за неприменение штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими своих обязательств по договорам в связи с частичной мобилизацией, а также за возможность изменения условий договоров, если при их исполнении возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения без изменения условий в период срока действия указа президента РФ о частичной мобилизации.

Как сообщалось, на днях правительство РФ утвердило меры поддержки и участников госзакупок в условиях частичной мобилизации.

«Существенные условия контрактов для обеспечения федеральных нужд — сроки, цена, виды и объёмы работ (услуг) могут быть изменены, если поставщиками по ним являются компании, сотрудники которых призваны на службу в рамках частичной мобилизации, — говорилось в сообщении на сайте правительства о принятии соответствующего правпостановления. — Нововведение относится ко всем контрактам, которые будут заключены до конца 2023 года».

Само правительственное постановление предусматривает предоставление участникам госзакупок права на изменение существенных условий госконтрактов, если при выполнении таких контрактов возникли «независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в связи с мобилизацией».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2673

2.3. Корпорация МСП может в 2022 г. выдать малому бизнесу кредиты на создание производства в РФ на 50 млрд руб.

«Корпорация МСП» может в текущем году выдать субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) кредиты на организацию производства на общую сумму в 50 млрд рублей, заявил заместитель гендиректора «Корпорации МСП» Алексей Журавлев в ходе форума «Сделано в России».

«Это программа льготного кредитования (партнерами корпорации по этой программе являются 48 банков) именно производственного сектора малого и среднего бизнеса, — сказал Журавлев. — Условия по этой программе следующие: 2% по кредиту для средних предприятий и 4% — для малых и микро-предприятий. Кредит предоставляется на 10 лет и при этом на пять лет ставка по кредиту фиксированная».

По словам Журавлева, до конца текущего года бюджет этой программы на текущий год составляет 50 млрд рублей.

При этом Журавлев отметил, что бизнес, подключившийся к этой программе, в ряде случаев сталкивается с трудностями.

«Есть случаи, когда банки не сразу реагируют, отказываются от наличия таких программ, — сказал он. — Прошу в таких случаях обращаться в наш контакт-центр — по каждому из конкретных кейсов работают наши сотрудники, которые фактически за руку проводят МСП по всем тернистым путям, в том числе в общении с банками».

«Сегодня, и мы это видим по обращениям бизнеса, МСП часто остаются один на один с банками и в результате отказываются от мер поддержки», — добавил Журавлев.

Поэтому, по его словам, корпорация в настоящее время готовит «коробочный продукт» механизма работы с банками, который планируется передать региональным гарантийным организациям, которые смогут на местах правильно организовать поддержку малого бизнеса при взаимодействии с банками.

Также Журавлев рассказал, что «Корпорацией МСП» запущена еще одна программа льготного кредитования — проектов по организации в РФ высокотехнологичных производств. По этой программе кредиты предоставляются по ставке 3%.

К настоящему времени экспертным советом «Корпорации МСП» одобрено более 70 заявок на получение кредитов по этой программе. Общий объем одобренных кредитов составляет 12 млрд рублей.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2674

2.4. Состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителем Росреестра Олегом Скуфинским.

Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Олег Скуфинский доложил Президенту о текущей деятельности ведомства, в том числе о работе по его цифровой трансформации.

В.Путин: Олег Александрович, регистрация прав на недвижимость, поступления в бюджет от вашего рода деятельности, они тоже растут, насколько я знаю. Вы участвуете в двух национальных проектах. Давайте всё по порядку.

О.Скуфинский: Уважаемый Владимир Владимирович!

Хочу подчеркнуть, что по инициативе Росреестра за последние два года принято 40 федеральных законов. Кстати, это и закон о гаражной амнистии, который очень активно обсуждался. Сегодня хочу доложить, что 80 тысяч наших граждан уже воспользовались этим инструментом и он набирает обороты.

Это также и продление дачной амнистии, это и закон о поддержке садоводов, и сокращении сроков при регистрации прав, кадастрового учёта и в целом инвестиционно-строительного цикла. Но главная задача службы, конечно, это обеспечение гарантий прав собственности наших людей.

И хочу отдельно доложить по вопросу защиты персональных данных наших граждан от мошенничества. Принят закон в прошлом году…

В.Путин: Очень важно, особенно в условиях цифровизации.

О.Скуфинский: Абсолютно, Владимир Владимирович. Принят закон о запрете так называемых сайтов-двойников. Такие сайты, по сути, маскировались под официальный портал ведомства, перепродавали информацию, зачастую некорректную, и вводили в заблуждение наших граждан. На сегодня такие сайты запрещены.

И ещё очень важный закон – тоже принят – о защите персональных данных. Сведения о фамилии, имени, отчестве гражданина предоставляются теперь с разрешения и согласия собственника объекта недвижимости. Считаем это принципиально важным, потому что было достаточно много случаев мошеннических действий. Этот закон помогает защищать персональные данные наших граждан.

Закон о так называемых земельных торгах. Все процедуры будут проводиться в электронном виде, на десять дней сократится срок предоставления участка. И очень важно, что по итогам аукциона договор будет заключаться исключительно в электронном виде, что избавит людей от многочисленных походов в органы власти.

Также хочу доложить о тех законодательных инициативах, которые рассчитываем принять в осеннюю сессию. Важный законопроект – о так называемой линейной амнистии, который также подготовлен по Вашему поручению. Это оформление в упрощённом порядке сетей, как правило, естественных монополий, которые используются для обеспечения потребностей наших граждан.

Важная наша инициатива, Владимир Владимирович, это переход с 1 января 2024 года полностью на электронное взаимодействие с юридическими лицами. Процедура становится более чёткой, прозрачной и самое важное, что практически исключаются [необоснованные]приостановки в регистрационных действиях.

Отдельно хочу доложить по цифровизации, потому что наше ведомство – цифровое, мы оказываем 250 миллионов юридически значимых услуг в год.

Важная задача, которая была решена в 2020 году, 21 октября, – это переход на единую централизованную систему кадастрового учёта регистрации прав. Это достаточно сложный процесс был, и мы этот процесс завершили и сегодня работаем по единой централизованной системе.

Вторая очень важная задача с точки зрения цифровизации – это создание внутреннего центра компетенций по цифровым технологиям. Приняли за полтора года на работу более 350 специалистов высококлассных, и любые инциденты, которые возникают с информационными системами, мы очень оперативно решаем независимо от внешних подрядчиков. Это очень важно при работе такой системы, как наша.

Также хочу проинформировать о том, что не все наши граждане пользуются электронными услугами, очень многие идут в многофункциональные центры и получают услуги там. Это, кстати, почти половина. Мы провели достаточно большую работу вместе с Минэкономразвития и регионами, перешли на безбумажный документооборот с 29 июня этого года.

Что в результате? У нас теперь между МФЦ и нами не образуется одиннадцать миллионов бумажных дел – это приблизительно четыре футбольных поля архивов образовывалось ежегодно. Второе. Мы на два дня сократили логистику по обмену бумагами между организациями, более чем на 500 миллионов сократили ежегодные затраты на логистику и в результате сократили сроки регистрации прав и кадастрового учёта. Сегодня в среднем сроки регистрации – два дня. По электронной ипотеке, кстати, если заявление подается в электронике, – не больше 24 часов.

И конечно же, хочу тоже подчеркнуть, что жилищное строительство – это наш абсолютный приоритет. В прошлом году вступил в действие закон, по которому от лица дольщиков документы на регистрацию подаёт застройщик. Это очень удобно для людей, он это делает, как правило, в электронном виде. И на сегодня доля договоров долевого участия, которые подаются в электронном виде, – 80 процентов.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/vstrecha-prezidenta-rf-vladimira-putina-s-rukovoditelem-rosreestra-olegom-skufinskim/

2.5. В России вступит в силу закон о проведении земельных аукционов в электронном формате.

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский доложил Президенту Российской Федерации В.В. Путину о ходе реализации подписанного в октябре 2022 года Федерального закона № 385-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и особенностях организации аукционов по предоставлению в собственность или в аренду государственных или муниципальных земельных участков. В частности, глава ведомства заявил, что их проведение теперь предусматривается на электронных торговых площадках операторов, функционирующих в сфере госзакупок. Федеральный закон начнет действовать с марта 2023 года.

«Все процедуры будут проводиться в электронном виде, благодаря чему срок предоставления участка сократится на десять дней. Очень важно, что по итогам аукциона договор будет заключаться в электронном виде и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью, это избавит людей от многочисленных походов в органы власти», — отметил Олег Скуфинский.

До настоящего времени проведение аукционов по продаже земельного участка и на право заключения договора аренды земельного участка в электронной форме на законодательном уровне не было урегулировано. Это влекло за собой непрозрачность аукционов, например, риски появления сговоров и иных злоупотреблений, расходы на оплату стоимости проезда к месту проведения аукциона. Теперь законодательные изменения позволят перевести аукционы из бумаги в цифру, сократить затраты на их проведение и в целом оптимизировать процедуру проведения торгов. Вступившие в силу изменения позволят сделать процедуры более прозрачными для граждан и конкурентными для организаций.

Согласно закону, заявки для участия в торгах должны рассматриваться не более трех рабочих дней с даты окончания приема документов, а оператор обязан уведомить заявителей о принятых в отношении них решениях не позднее следующего дня после подписания протокола.

Протоколы рассмотрения заявок, проведения аукционов и их результаты должны будут в обязательном порядке публиковаться в интернете.

Разработка закона в том числе была предусмотрена Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rossii-vstupit-v-silu-zakon-o-provedenii-zemelnykh-auktsionov-v-elektronnom-formate/

2.6. Росреестр и ДОМ.РФ: электронные закладные можно оформить для нескольких объектов.

Росреестр и ДОМ.РФ обновили для кредитных организаций функционал выдачи электронных закладных – теперь они могут быть оформлены сразу для нескольких объектов недвижимости.

Заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова заявила, что нововведение позволит людям экономить время при подготовке кредитной документации и на этапе регистрации сделки в Росреестре.

«Возможность формировать электронные закладные сразу для нескольких объектов недвижимости – важный шаг в переходе на электронное взаимодействие с заявителями и профессиональным сообществом. И покупатели, и кредитные организации оценили преимущества цифрового сервиса. По данным на начало октября, около 70% заявлений о проведении ипотечных сделок подаются электронно. 80% из них рассматриваются в течение суток, среднее время регистрации – 10 часов 20 минут. Обновление функционала выдачи электронных закладных будет способствовать сокращению этих сроков», – рассказала она.

В прошлом году благодаря взаимодействию Росреестра и ДОМ.РФ была выдана первая в России электронная закладная взамен документарной (бумажной) по уже действующему ипотечному кредиту. Ранее электронные закладные оформлялись банками только по новым ипотечным кредитам.

«Росреестр и ДОМ.РФ продолжают работу по совершенствованию сервиса электронной закладной. Ипотека по-прежнему остаётся одним из основных инструментов для улучшения жилищных условий. Одновременно мы наблюдаем тренд на увеличение количества выдаваемых е-закладных. Сейчас цифровой документ предоставляется преимущественно при покупке готового жилья, но в условиях активного развития льготных ипотечных программ механизм активно развивается. Обновление функционала позволит банкам начать выдавать закладные на покупку нескольких готовых объектов, например, дома с землей», – прокомментировал директор Единой информационной системы жилищного строительства Александр Лукьянов

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-i-dom-rf-elektronnye-zakladnye-mozhno-oformit-dlya-neskolkikh-obektov-/

2.7. Девелоперам предложили разрешить передачу части земель под соцнужды.

Девелоперам предложили передавать часть федеральной земли по минимальной цене в долгосрочную аренду за долю квартир — по результатам аукционов. Рассмотреть такую возможность в рамках законодательных изменений в механизм комплексного развития территорий (КРТ) предложили в «Дом.РФ», рассказал «Известиям» заместитель генерального директора организации Денис Филиппов.

Идею уже поддержали в Минстрое, госкорпорация рассчитывает на принятие поправок в ближайшее время, добавил он.

Пока речь идет о передаче таким образом именно федеральных земель, которые сейчас не застроены, уточнил Филиппов. Но, возможно, в будущем можно будет применять механизм и в рамках модернизации жилого фонда, сказал он.

Закон о КРТ, принятый в конце 2020 года, дал регионам право утверждать программы сноса и реконструкции фактически любых жилых домов. Комплексное развитие территорий может быть применено, если не менее 50% ее занято аварийным, ветхим жильем или промышленными постройками.

«На аукционе будет торговаться не земля, а доля помещений — кто предложит большую, тот и выиграл. По окончании строительства инвестор передает часть квартир Единому институту развития, которые в дальнейшем могут быть использованы для решения социальных вопросов региона», — рассказал Филиппов.

Также он отметил, что в результате торгов девелоперы отдают от 1% до 20% от построенных квартир — всё зависит от субъекта и стоимости земли там. Региональные власти смогут приобретать под соцнужды квадратные метры у «Дом.РФ» за стоимость, установленную Минстроем. Кроме того, переданное девелоперами жилье будет использоваться для создания арендных домов, добавил Филиппов.

Источник: https://iz.ru/1414797/2022-10-24/developeram-predlozhili-razreshit-peredachu-chasti-zemel-pod-sotcnuzhdy?ysclid=l9mexmbsnd398780523

III. Судебная и административная практика

3.1. Решение ФАС России от 19.08.2022 по делу № 223ФЗ-336/22

В ФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание клининговых услуг по уборке помещений и прилегающей территории.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями заказчика, неправомерно установившего в проекте договора требование к исполнителю в части гарантии наличия у него и у всех привлекаемых им субподрядчиков в течение всего срока выполнения подрядных работ добровольного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных обязанностей.

На заседании Комиссией установлено, что согласно проекту договора исполнитель гарантирует наличие у него и у всех привлекаемых им субподрядчиков в течение всего срока подрядных работ добровольного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных обязанностей.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что услуги, оказываемые в рамках договора, заключаемого по результатам конкурса, связаны высокой степенью травмоопасности работников исполнителя, в связи с чем требование о наличии у исполнителя и привлекаемых им подрядчиков добровольного страхования работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных обязанностей установлено в проекте договора в целях сохранения возможности исполнителя привлекать сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность на основании гражданско-правового договора.

Изучив представленные материалы Комиссия установила, что добровольное страхование работников от несчастных случаев при исполнении ими служебных обязанностей является дополнительным видом страхования сотрудников и применяется организациями для более существенной материальной поддержки своих работников в случае получения ими травм или увечий при осуществлении ими трудовой деятельности, в связи с чем вышеуказанное требование является избыточным, поскольку не влияет на возможность исполнения договора, заключаемого по результатам конкурса.

В решении Комиссии отражено, что действиями заказчика нарушен пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.2. Решение ФАС России от 25.08.2022 по делу № 223ФЗ-351/22

В ФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку автотранспорта.

Из жалобы следует, что заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку в документации ненадлежащим образом установлено условие к участникам закупки (победителю) об обязанности представления заказчику не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика следующих документов: одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

На заседании Комиссией установлено, что пунктом 1.13 части 1 документации о закупке установлено следующее условие к участникам конкурса (победителю): «Участник закупки (победитель) обязан не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта договора от Заказчика представить Заказчику одобрение типа транспортного средства или свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения и сообщил, что условие пункта 1.13 части 1 документации о закупке распространяется исключительно на победителя конкурса, с которым планируется заключение договора.

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, из указанных положений гражданского законодательства Российской Федерации следует, что сопроводительные документы, относящиеся к товару, передаются заказчику одновременно с передачей товара.

При этом одобрение типа транспортного средства, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства являются документами, подтверждающими соответствие транспортного средства предъявленным требованиям, и такие документы необходимо передавать покупателю вместе с товаром.

Отсутствие у участника закупки до направления проекта договора заказчиком указанных сопроводительных документов на поставляемый товар не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса.

В решении Комиссии отражено, что действиями Заказчика нарушен пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.3. Решение ФАС России от 18.10.2022 № 223ФЗ-400/22

В ФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба заявителя на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и мойке стекол административных зданий.

Доводом жалобы было указание на неправомерное требование заказчика к участникам закупки. Так, по мнению заявителя, заказчик для необходимости подтверждения наличия опыта по исполненным договорам излишне требует копии документов, подтверждающих оплату по договору, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору.

Комиссия признала действия заказчика неправомерными и отметила:

— в соответствии с действующим законодательством платежные поручения, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы относятся к расчетным (платежным) документам;

— расчетные (платежные) документы подтверждают факт осуществления финансовых операций между контрагентами;

— установление требования о предоставлении документов, подтверждающих оплату по договору, для подтверждения наличия опыта участника закупки по предмету закупки, ограничивает количество участников закупки;

При этом Комиссия указала, что заказчик спровоцировал ситуацию, при которой в случае наличия у участника закупки соответствующего опыта, подтвержденного исключительно актами об оказании услуг, либо актами о сдаче-приемки оказанных услуг, но без проведения оплаты со стороны заказчика, такой участник лишается права на участие в такой закупке.

Жалоба признана обоснованной.

3.4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2022 по делу № А40-237073/2021

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее соответственно – ФАС, антимонопольный орган).

Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований было отказано, с чем не согласилось ОАО «РЖД» и обжаловало принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.

Рассмотрев кассационную жалобу, судебная коллегия нашла основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Так, из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» проводило закупку в форме электронного аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Из трех поданных на данную закупку заявок до участия в ней был допущен только один участник. Аукцион был признан несостоявшимся на основании подпункта 3 пункта 3.9.1 аукционной документации, а также было принято решение не заключать договор с единственным участником.

Вместе с тем участник, заявка которого была признана соответствующей, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Доводом жалобы было ненаправление подателю жалобы договора на подписание. Решением ФАС жалоба признана обоснованной, выдано предписание. ОАО «РЖД» не согласилось с данными ненормативными актами антимонопольного органа и обратилось в суд с их обжалованием.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами ФАС, отметив, что правовым последствием признания торгов несостоявшимися в связи с тем, что к участию в конкурентной процедуре допущен только один участник, заявка которого соответствует требования аукционной документации, является заключение с таким участником договора по результатам торгов.

Кассационная инстанция, в свою очередь, с выводами ФАС и судов не согласилась, указав, что:

— одна из причин в Положении о закупке для признания закупки несостоявшейся — наличие единственной допущенной заявки;

— в Положении о закупке и документации предусмотрели право, а не обязанность заключить договор с таким участником. Это обосновали тем, что организация закупочной деятельности должна быть экономически эффективной;

— по итогам конкурентной закупки сделку заключают с победителем, который в том числе предложил наиболее низкую цену путем снижения НМЦД. В данном случае тендер не состоялся, поэтому победителя не определяли;

— норма Закона № 223-ФЗ о заключении договора по итогам конкурентной закупки регулирует лишь порядок исчисления сроков для этого. Она не обязывает заключить сделку, если аукцион признали несостоявшимся и не определили победителя;

— действия заказчика нельзя признать незаконными, в том числе потому, что они обеспечивали развитие добросовестной конкуренции. Так, он мог провести повторную закупку;

— из-за наличия лишь одной допущенной заявки экономии денег в результате конкурентной борьбы не достигли.

Таким образом, кассационный суд отменил принятые по делу судебные акты и признал незаконными решение и предписание антимонопольного органа.

3.5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 № 09АП-59691/2022 по делу № А40-48314/2022

Акционерное общество «Эгнргостройснаюкомплект» (далее соответственно – Заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее соответственно – ФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным решения ФАС.

Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано, с чем не согласился Заявитель и обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная инстанция не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Так, из материалов дела следует, что Заявитель проводил закупку в форме конкурса в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). На указанную закупку ООО «Сиблесстрой» (далее – Общество) была подана жалоба в ФАС в связи с отклонением Заявителем заявки Общества. Жалоба по итогу ее рассмотрения была признана антимонопольным органом обоснованной. С решением ФАС Заказчик не согласился и обратился в суд с требованием о признании его незаконным.

Апелляционная инстанция, соглашаясь с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции, указала, что заявка отклонена Заказчиком в связи с незаполнением Обществом отдельных граф заявки, при этом данные графы предполагали указание дополнительных расчетов предлагаемой цены договора и на представление информации о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока.

Вместе с тем апелляционная коллегия указала, что из Закона № 223-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки (пункт 13 части 9.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ).

При этом Закон № 223-ФЗ не возлагает на участника закупки обязанность осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора и представлять их в составе поданных на участие в закупке заявок.

Кроме того, Законом № 223-ФЗ не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в конкурсе иметь предлагаемый к поставке товар в наличии, в связи с чем участник может не располагать информацией, в том числе о комплектах запасных частей и принадлежностей для эксплуатации в течение гарантийного срока, об иных дополнительных расходах.

Все расходы, которые несет исполнитель по договору, в силу положений закупочной документации Заявителя, уже включены в предложенную участником цену договора, что лишает смысла указывать эту информацию в составе заявки на участие в закупке.

Требование об указании подобной информации не только не соответствует Закону № 223-ФЗ, но и затрудняет процесс заполнения участниками заявок на участие в конкурсе, поскольку налагает дополнительную обязанность по заполнению большого количества форм, предполагающих внесение крупных массивов информации и данных, что может повлечь за собой технические ошибки и последующее отклонение участника закупки за неуказание информации, не предусмотренной Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, резюмировал суд, Комиссия ФАС пришла к обоснованному выводу, что действия Заказчика, установившего в закупочной документации подобные требования к составу заявки на участие в закупке, ограничивающее количество участников закупки, и, как следствие, отклонившего заявку Общества, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и нарушают пункт 2 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3.6. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.10.2022 № Ф04-5117/2022 по делу № А45-27941/2021

Акционерное общество «Щербаковское» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Администрации Усть-Таркского района Новосибирской области (далее — Администрация), главе крестьянского фермерского хозяйства Гееру Александру Николаевичу (далее – Глава КФХ) о признании недействительными торгов, проведенных на основании постановления Администрации.

Суды первой и апелляционной инстанций заявленные требования удовлетворили, с чем не согласился Глава КФХ, обратившись в АС Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой.

При рассмотрении жалобы судебная коллегия согласилась с принятыми по делу судебными актами.

Так, на основании постановления Администрации были проведены торги на право заключения договора аренды земельного участка. Вместе с тем вступившим в законную силу решением суда по делу № А45-27957/2021 установлен факт расположения двух нежилых зданий на спорном земельном участке, что в силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) является препятствием для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

При этом Глава КФХ ссылается на то обстоятельство, что право собственности на данные нежилые здания не зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем торги проведены законно.

Кассационная коллегия с мнением Главы КФХ не согласилась, указав что, согласно инвентаризационным описям конкурсного управляющего Общества, нежилые здания принадлежат Обществу. Вместе с тем положения статьи 39.11 Земельного кодекса, запрещающие выставление на аукцион земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, не подразумевают обязательную государственную регистрацию права собственности на эти объекты для целей исключения нарушения прав при выставлении на конкурентные процедуры земельного участка в нарушение принципа единства участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

28 октября 2022, 13:46
381
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.