Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 13-17 июня 2022

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 13-17 июня 2022
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/145001-8) 

В пояснительной записке к Законопроекту указано, что в настоящее время многие организации, осуществляющие закупку сырья в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), в целях обеспечения организации необходимым сырьем на 2022 год провели закупки в 2021 году, по итогам которых между заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками) были заключены долгосрочные договоры. В сложившихся экономических условиях возникла ситуация, при которой стоимость продукции, по вышеуказанным договорам, оказалась сформирована с крайне низкой рентабельностью продаж, которая не может покрыть существенные изменения стоимости сырья.

Закон № 223-ФЗ не содержит положения, позволяющие изменять цену действующего договора.

Такая ситуация привела к тому, что поставщики, (исполнители, подрядчики), заключившие долгосрочные договоры в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, оказались в сложной финансовой ситуации, практически на грани разорения.

Вместе с тем отмечается, что статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривается порядок изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

Однако, в судебной практике сложилась тенденция крайне осторожного применения статьи 451 ГК РФ по искам предпринимателей в ситуации, когда они пытаются положить в основу своего иска экономические проблемы, финансовые кризисы, инфляцию или девальвацию рубля и тому подобные изменения экономических условий. В большинстве случаев суды отказывали в таких исках со ссылкой именно на то, что соответствующие макроэкономические риски стороны договора вполне могли предвидеть при заключении договора.

Судебная практика последовательно обосновывала невозможность применения статьи 451 ГК РФ к тем или иным ситуациям. В результате образовался ряд подходов к определенным обстоятельствам, при которых рассматриваемая статья ГК РФ неприменима.

В пояснительной записке к Законопроекту также рассматриваются конкретные примеры из сложившейся судебной практики, в которых судебные инстанции обосновывают невозможность применения статьи 451 ГК РФ.

При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Речь идет не о невозможности исполнения договорных обязательств, а о крайней затруднительности (чрезмерной обременительности). Исполнить договор в принципе возможно, но это приведет к настолько финансово обременительным (по сути, разорительным) последствиям для стороны, что теряется сам смысл вступления в договорные отношения, которые должны быть по общему правилу взаимовыгодными.

Законопроект разработан в целях поддержки поставщиков (исполнителей, подрядчиков), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в связи со значительным ростом стоимости сырья в 2021—2022 годах.

Предусмотренная Законопроектом возможность изменения цены договора, заключенного в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, если такой договор заключен до 1 января 2023 года, на срок не менее одного года, в связи с существенным ростом стоимости сырья и иных расходов, влекущих увеличение себестоимости продукции, позволит поставщикам (исполнителям, подрядчикам), осуществлять хозяйственную деятельность в сложившейся экономической ситуации.

В связи с изложенным, предлагается дополнить статью 3 Закона № 223-ФЗ частью 5.5., предусматривающей право поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при изменении показателей, обуславливающих увеличение цены товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, более чем на двадцать процентов, предложить заказчику изменить цену договора, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого договора возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. А в случае отказа заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора, договор может быть расторгнут поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в одностороннем порядке, путем направления заказчику уведомления о расторжении договора. Расторжение договора, в данном случае, не является основанием для внесения поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

2.1. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О независимых гарантиях, используемых при осуществлении конкурентных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=128730)

Дата начала общественного обсуждения: 16 июня 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 30 июня 2022 г.

Как следует из пояснительной записки к Проекту постановления, он разработан во исполнение пунктов 1 и 2 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 16 апреля 2022 г. № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 109-ФЗ), утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым 28 апреля 2022 г. № 4422п-П13, а также абзацев восьмого — тринадцатого пункта 1 раздела XIII протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 18 апреля 2022 г. № 15, в связи с чем анализ правоприменительной практики не требуется.

Проектом постановления предусматривается установление:

  • дополнительных требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении такой закупки;
  • типовых форм независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения указанного договора;
  • перечня документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по таким независимым гарантиям, формы такого требования;
  • особенностей порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для целей Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно — Закон № 44-ФЗ, № 223-ФЗ).

Также Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 29 октября 2015 г. № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» в целях приведения их положений в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 104-ФЗ), Законом № 109-ФЗ в Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ.

Особый срок вступления в силу Проекта постановления обусловлен сроками вступления в силу положений Закона № 104-ФЗ, Закона № 109-ФЗ.

1.3. Вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2022 № 168-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции»

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206110013) 

Напомним, что Федеральный закон направлен на обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) предусмотрена поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее — физические лица, применяющие специальный налоговый режим).

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 209-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2-6 статьи 14 Федерального закона
№ 209-ФЗ, за оказанием следующей поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной; поддержки в сфере образования, в области ремесленной деятельности; поддержки при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентируется порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Частью 1 статьи 19 (глава 5) Федерального закона № 135-ФЗ установлены цели предоставления государственных и муниципальных преференций. К таким целям отнесена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление государственных и муниципальных преференций в иных целях не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, к которым относится предоставление прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получения государственного (муниципального) имущества без торгов, в то время как физические лица, применяющие специальный налоговый режим, как правило, такой возможности лишены, несмотря на предусмотренное Федеральным законом № 209-ФЗ равенство прав на получение имущественной поддержки.

В целях обеспечения согласованности положений вышеуказанных актов федерального законодательства и единообразного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, предлагается внести в часть 1 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ изменение, предусматривающее отнесение поддержки указанных физических лиц к целям предоставления государственных (муниципальных) преференций.

1.4. Госдумой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/97317-8)

Напомним, что Федеральный закон предполагает внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ);
  • Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребность во внесении отдельных изменений в указанные законодательные акты обусловлена стремлением обеспечить должное соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере имущественных отношений, оптимизировать и упростить процесс их реализации.

Федеральный закон содержит предложения по совершенствованию процедуры государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на объект недвижимого имущества и (или) обременения соответствующего объекта недвижимого имущества (далее – государственная регистрация права) при наличии в Едином государственном реестре недвижимости внесенной записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия собственника объекта недвижимости или его законного представителя (далее —  запись о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя).

Федеральный закон уточняет положения статьи 25 Закона № 218-ФЗ указанием на то, что совершение сделки в нотариальной форме без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) в том числе является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации права, без рассмотрения при наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Представляется, что предлагаемое к принятию изменение процедуры регистрации права при наличии указанной записи в Едином государственном реестре недвижимости следует из существа действия лица по ее внесению и, помимо прочего, будет способствовать еще большему снижению рисков совершения какого-либо рода мошеннических действий в сфере имущественных отношений.

Положениями Федерального закона регламентируется возможность подачи заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя лицом, уполномоченным собственником (его законным представителем) в выданной им нотариально удостоверенной доверенности, что обеспечит доступность соответствующего механизма для большего круга лиц.

В настоящий момент Федеральный закон направлен на рассмотрение в Совет Федерации.

1.5. Решение Евразийской экономической комиссии от 10.06.2022
№ 95 «О внесении изменений в Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок»

Цель: равный доступ к госзакупкам в Евразийском экономическом союзе поставщикам из всех стран ЕАЭС

Суть:

Решением Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.11.2020 № 105 утверждены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок.

Правилами предусматривается ведение Комиссией евразийского реестра промышленных товаров государств-членов ЕАЭС, включение в который будет осуществляться на основании актов экспертизы национальных уполномоченных ведомств стран Союза. Аннулирование и исключение записей о товарах и их производителях из евразийского реестра будет отнесено к компетенции Коллегии ЕЭК – соответствующие поправки в Регламент работы Комиссии также внесены сегодняшним решением Высшего Евразийского экономического совета.​

Решением ЕЭК от 10.06.2022 № 95 новые позиции включены в разделы «Специальное машиностроение», «Медицинские изделия», «Нефтегазовое машиностроение». Кроме того, в перечень включен новый раздел «Музыкальные инструменты».

Охват: заказчики и участники закупок.

1.6. Приказ Минфина России от 11.05.2022 № 73н «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2022 № 68878)

Цель: предоставление ценовых преференций определенным категориям товаров

Суть: согласно приказу, перечень товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция в размере 15%, увеличивается со 152 до 287 позиций (в расширенный перечень включены рыба свежая морская и пресноводная, мука, фанера, кассовые терминалы, банкоматы и аналогичное оборудование, оригиналы программного обеспечения др.).

Перечень товаров, при госзакупке которых предоставляется ценовая преференция в размере 20%, увеличен с 34 до 68 позиций. В числе новых позиций оборудование для производства пищевых продуктов, текстильного, швейного и кожевенного производства, для производства бумаги и картона.

Охват: заказчики и участники закупок.

II. Правовые новости

2.1. Корпорация МСП за месяц подготовит предложение по механизму долгосрочных договоров госкомпаний с МСП.

«Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития РФ и крупнейшими госкомпаниями планирует в течение месяца подготовить предложение по запуску механизма заключения госкомпаниями долгосрочных, в том числе офсетных (долгосрочных контрактов со встречными инвестобязательствами), договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), говорится в сообщении «Корпорации МСП».

«По поручению главы государства мы разработаем инструмент, с помощью которого крупные компании с госучастием смогут заключать долгосрочные договоры с малым и средним бизнесом, — сказал гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. — Это позволит гарантировать поставщикам долгосрочный сбыт и будет их стимулировать создавать новое или модернизировать уже действующее производство».

При этом Исаевич отметил, что в настоящее есть большой запрос со стороны малого и среднего бизнеса на такие договоры.

«Если у предпринимателей будет понимание и уверенность, что их товары будут реализованы, то у них будет большая мотивация открывать новое производство и планировать на долгосрочную перспективу, — подчеркнул глава «Корпорации МСП». — Одновременно заказчики получат стабильный канал отечественных поставок высокого качества».

Ранее в пятницу в рамках Петербургского международного экономического форума президент Владимир Путин поручил правительству РФ, «Корпорации МСП» и госкомпаниям создать и запустить механизм заключения долгосрочных договоров с субъектами МСП.

«И новые, и действующие точки индустриального роста (территориальные промышленные кластеры) должны притягивать малый бизнес, вовлекать его в свою орбиту. При этом малый бизнес должен видеть горизонт, понимать перспективу, — сказал Путин. — В связи с этим прошу правительство совместно с «Корпорацией МСП» и нашими крупнейшими компаниями запустить инструмент долгосрочных договоров госкомпаний с субъектами МСП. Таким образом, на годы вперед будет гарантирован спрос на продукцию таких предприятий».

По словам Путина, с начала следующего года планируется запустить новую программу развития территориальных промышленных кластеров, которая должна предусматривать различные льготные режимы и преференции для участников этих кластеров.

Как сообщалось, в настоящее время механизм офсетных контрактов уже действует в рамках контрактной системы. Более того, в июне приняты поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), которые позволят заключать такие долгосрочные контракты, как предполагается, и малому бизнесу. Речь идет о законе о снижении ценовой планки для офсетных контрактов в рамках госзакупок до 100 млн рублей с 1 млрд рублей.

«Действующая планка в 1 млрд рублей высока, и поэтому у нас мало таких контрактов — всего лишь 6 штук, из которых 5 — в Москве» — говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров.

Также эти поправки вводят межрегиональные офсетные контракты. По этой норме несколько регионов смогут объединяться и заключать один офсетный контракт. При этом минимальный порог для таких контрактов установлен на уровне 400 млн рублей. Впрочем, на ближайшие два года для межрегиональных офсетных контрактов предлагается использовать планку в те же 100 млн рублей.

По оценкам Минфина, с принятием этих поправок в течение двух лет субъекты РФ заключат около двух десятков таких контрактов.

Что касается госкомпаний, то прежде Минфин отмечал, что последние никак не ограничены в вопросах заключения офсетных контрактов. Для этого госкомпаниям достаточно прописать соответствующие условия в своих положениях о закупках.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2500

2.2. Рост несостоявшихся закупок госкомпаний РФ на фоне ограничений открывает новые ниши для бизнеса.

Доля несостоявшихся закупок российских госкомпаний выросла в марте-мае текущего года в три раза в денежном выражении, до 12% от общего объема закупок, что создало новые возможности, в том числе для малого бизнеса, заявил исполнительный директор группы «Интерфакс» Владимир Герасимов в среду в ходе Форума МСП, который проводится в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Практически в каждом сегменте экономики сейчас открылись свободные ниши», — сказал Герасимов.

При этом президент общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Александр Калинин отметил, что опыт пандемии научил субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) быстрее справляться с вызовами в новой экономической реальности.

«Малый бизнес столкнулся с новыми трудностями, — подчеркнул Калинин. — Нужно сохранить компании, занятость, перестроить логистику, найти новые рынки сбыта, источники финансирования, которые бы соответствовали экономическим моделям. Тот опыт, который мы приобрели во время пандемии, он пригодился», — сказал он.

В результате, по данным «Опоры России», выручка субъектов МСП в марте 2022 года выросла на 27% по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года. При этом в апреле выручка увеличилась на 7%, а в мае — на 18%.

Это произошло несмотря на то, что крупные заказчики, закупающие продукцию и услуги в соответствии с 223-ФЗ (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), в последние месяцы значительно чаще стали сталкиваться с отсутствием предложений от поставщиков при проведении публичных торгов.

По данным системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер», приведенным Герасимовым, с 20 февраля по 20 мая текущего года на 21% всех закупок госкомпаний не поступило ни одной заявки. Годом ранее этот показатель составил только 14%.

«Если анализировать данные в денежном выражении, то доля несостоявшихся торгов достигла 12% от общего объема закупок в этот период — против 3,9% годом ранее, — подчеркнул Герасимов. — При этом число позиций по видам товаров и услуг, где доля торгов без поданных заявок превысила 20%, увеличилось почти в 2 раза. В частности, при закупках программного обеспечения (по 3 основным кодам ОКПД) доля лотов без участников достигла 19%» (в 2021 году — 4%).

В свою очередь первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов указал на отличия между действующей и новой стратегиями развития предпринимательства в России (последнюю еще предстоит создать — ИФ).

«Если действующая стратегия подразумевает «приказано выжить», то новая – «приказано заработать». Надо создать условия, чтобы люди в МСП зарабатывали. Это ключевая задача на ближайшее время. Если мы эту задачу решим, то у нас не будет проблем с численностью, — сказал Белоусов.

По его словам, помочь бизнесу «начать зарабатывать» может снижение административной нагрузки, уменьшение количества обязательной отчетности и т.д.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2496

2.3. Минфин России отчитался о мониторинге закупок госкомпаний за I квартал 2022 год.

10 июня 2022 года Минфин России на своем официальном сайте опубликовал Ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за I квартал 2022 г.

Источник: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=136372-yezhekvartalnyi_otchet_o_rezultatakh_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_osushchestvlyaemykh_v_sootvetstvii_s_federalnym_zakonom_o_zakupkakh_tovaro

2.4. Росреестр провел «открытый диалог» с дачниками и садоводами.

Росреестр совместно с Общественным советом при ведомстве, Союзом садоводов России провел «открытый диалог» для дачных и садовых объединений. Более 800 человек из всех регионов России узнали о законодательных изменениях в сфере земли и недвижимости, смогли задать вопросы Росреестру о деталях регистрации прав и кадастрового учета.

На мероприятии выступили руководитель Росреестра Олег Скуфинский, депутат Государственной Думы, председатель Союза Садоводов России Олег Валенчук, статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, заместитель главы ведомства, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова, заместители руководителя Службы Татьяна Громова и Максим Смирнов, представители профессионального сообщества из регионов.

Росреестр ведет последовательную работу по снижению административных барьеров, упрощению процедуры регистрации прав и сокращению сроков предоставления услуг, сообщил Олег Скуфинский.

«За последние два года при участии Росреестра в интересах граждан принято более 35 законов – мы обеспечиваем их реализацию, методологически сопровождаем, работаем вместе с участниками рынка, регионами. Сократили до трёх дней сроки кадастровых работ, постановки на учет и регистрации прав «бытовой недвижимости» на участках для личного хозяйства, продолжаем работу над снижением административных барьеров, сокращением количества приостановлений и отказов. Для нас важен открытый диалог с заявителями и профессиональным сообществом, чтобы вопросы управления недвижимостью и защиты имущественных прав были понятными и прозрачными для людей», – заявил руководитель Росреестра.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/na-dachu-so-znaniem-zakona-rosreestr-provel-otkrytyy-dialog-s-dachnikami-i-sadovodami/

2.5. Росреестр выводит ключевые услуги на портал Госуслуг

Все массовые социально значимые государственные услуги будут доступны на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) до конца 2022 года. Росреестр совместно с Минцифры России проводит работу по выводу ключевых услуг ведомства на Портал. Мероприятия реализуются в рамках цифровой трансформации Службы, способствуют повышению доступности услуг и сокращению сроков их предоставления.

Пользователи уже могут получить через Портал госуслуг выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Для направления запроса необходимо иметь подтверждённую учетную запись на Госуслугах. Результат поступает в личный кабинет в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью.

В 2022 году на ЕПГУ также стали доступны государственные услуги по предоставлению лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, внесению изменений в реестр, прекращению действия лицензии и по предоставлению сведений о конкретной лицензии.

До конца года на портал Госуслуг будут выведены услуги по регистрации прав на объекты недвижимости и государственному кадастровому учету.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-vyvodit-klyuchevye-uslugi-na-portal-gosuslug/

2.6. Олег Скуфинский: Росреестр выявил более 80 тыс. га земли для жилищного строительства

В рамках деловой программы ПМЭФ-2022 руководитель Росреестра Олег Скуфинский выступил на сессии Минстроя России «Фундамент устойчивого развития: строительство и ЖКХ как основа экономического роста». Дискуссия была посвящена влиянию строительства и жилищно-коммунального хозяйства на развитие смежных отраслей и экономики в целом.

Ее участники обсудили меры поддержки, способствующие повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, а также процесс адаптации строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса к новой макроэкономической ситуации, условия сохранения темпов строительства жилья.

«Росреестр реализует госпрограмму «Национальная система пространственных данных». В рамках ее исполнения Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным нам поставлены задачи по обеспечению оперативного межевания, быстрой постановке на учет и регистрации прав, исключению необоснованных приостановлений и формированию Банка данных земли для обеспечения жилищного строительства. Для этих целей уже выявлено более 80 тысяч гектаров. Мы работаем со всеми профессиональными участниками рынка недвижимости – они подключены к нашим сервисам прямого доступа, застройщик за заявителя подает документы на регистрацию, до конца года регистрационные действия будут доступны на портале Госуслуг», — заявил руководитель ведомства Олег Скуфинский.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/oleg-skufinskiy-rosreestr-vyyavil-bolee-80-tys-ga-zemli-dlya-zhilishchnogo-stroitelstva/

2.7. Создание национальной системы пространственных данных обсудили на ПМЭФ-2022

На полях 25-го юбилейного Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) прошла организованная Росреестром панельная дискуссия «Соединяя пространство и технологии: новые решения для комплексного развития территорий». Модератором сессии выступил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Никита Анисимов.

Участников поприветствовал заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, его обращение зачитал руководитель Росреестра Олег Скуфинский. Вице-премьер подчеркнул, что комплексное управление территориями – одно из ключевых направлений социально-экономического развития России. В области земли и недвижимости приоритетом является обновление инфраструктуры и формирование комфортной среды для граждан. Достичь этих целей планируется в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земель.

Глава Росреестра рассказал о роли пространственного анализа в России, а также реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» (НСПД), принятой в 2021 году. В ее основе – внедрение отечественного геопространственного обеспечения, достижение цифровой зрелости отрасли, обеспечение полноты и точности данных, а также создание новых геосервисов.

«Росреестром совместно с федеральными органами исполнительной власти и регионами проводится большая работа по созданию НСПД. 7 июня 2022 года утверждено Постановление о Единой цифровой платформе «Национальная система пространственных данных». Понимая большой экономический потенциал использования геоданных, роль цифровизации и опираясь на современные технологии, мы будем создавать НСПД для граждан, бизнеса, органов власти. На основе платформы в 2023 году планируется разработать и внедрить 11 новых цифровых сервисов в сфере земли и недвижимости, в том числе 3 сервиса для строительства. Предусмотрено взаимодействие более чем с 20 информационными системами федеральных и региональных органов власти. Нам предстоит системная командная работа», – сказал Олег Скуфинский.

Руководитель Росреестра заявил, что в 2022 году обеспеченность территории страны сведениями Единой электронной картографической основы достигнет более 50%, а к концу года сегменты федеральной сети геодезических станций будут созданы во всех 85 субъектах РФ, что позволит повысить точность измерений при выполнении геодезических и картографических работ, инженерных изысканиях, а также землеустроительных и кадастровых работ, снизить издержки региональных бюджетов.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/sozdanie-natsionalnoy-sistemy-prostranstvennykh-dannykh-obsudili-na-pmef-2022/

2.8. На ПМЭФ Росреестр подписал соглашение с вузами о создании образовательного консорциума

Во второй день деловой программы Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о создании консорциума по развитию образования в сфере геоинформационных технологий и системы пространственных данных.

«Росреестр выполняет задачи по формированию Национальной системы пространственных данных. Для этого нам необходимы сильные, профессиональные кадры, которые смогут вывести отрасль на качественно новый уровень, а также комплексное вовлечение науки в нашу прикладную деятельность. Участники консорциума займутся переподготовкой сотрудников системы Росреестра для реализации ключевых задач, поставленных перед Службой, а также будут привлекать молодых специалистов в нашу команду», — заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

В состав консорциума вошли Росреестр, Московский государственный университет геодезии и картографии, Тюменский государственный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, а также подведомственные учреждения Росреестра ФГБУ «ФКП Росреестра», ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

На полях ПМЭФ-2022 подписи под документом о создании консорциума поставили руководитель Росреестра Олег Скуфинский, ректор Московского государственного университета геодезии и картографии Надежда Камынина, ректор Тюменского государственного университета Иван Романчук, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/na-pmef-rosreestr-podpisal-soglashenie-s-vuzami-o-sozdanii-obrazovatelnogo-konsortsiuma-/

2.9. Госдума ФС РФ приняла в третьем чтении проект федерального закона № 107527-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/107527-8

Цель: совершенствование механизма заключения офсетных контрактов

Суть: Законопроектом предусматривается снижение ценового порога
для офсетных контрактов с 1 млрд. руб. до 100 млн. руб., а также введение межрегиональных офсетных контрактов. По этой норме несколько регионов смогут объединяться и заключать один офсетный контракт. При этом минимальный порог для таких контрактов установлен на уровне 400 млн руб.

Для межрегиональных офсетных контрактов предлагается установить ценовой порог на уровне 100 млн. руб.

В качестве дополнительной гарантии для инвестора предусмотрено предоставление ему права реализовывать до 30% продукции в режиме единственного поставщика для любого заказчика (не только для того, с которым заключен контракт) соответствующего субъекта Федерации. В ближайшие два года данное ограничение также предлагается не использовать.

Охват: заказчики и участники закупок.

2.10. Проект федерального закона № 145001-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

https://sozd.duma.gov.ru/bill/145001-8

Цель: поддержка поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи со значительным ростом стоимости сырья в 2021 – 2022 гг.

Суть: законопроектом предусмотрена возможность изменения цены договора в связи с существенным ростом стоимости сырья и иных расходов, влекущих увеличение себестоимости продукции.   Предлагается дополнить статью 3 Закона № 223-ФЗ частью 5.5, предусматривающей право поставщиков при изменении показателей, обусловливающих увеличение цены товара более чем на 20%, предложить заказчику изменить цену договора, заключенного до 1 января 2023 г., если при исполнении договора возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При отказе заказчика от подписания соглашения об изменении существенных условий договора поставщик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, направив заказчику уведомление о расторжении договора. В этом случае расторжение договора не является основанием для внесения поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.

Охват: заказчики по 223-ФЗ и участники закупок

2.11. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил действий государственного или муниципального заказчика при оформлении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в случае, установленном подпунктом 2 пункта 4 статьи 1240.1 Гражданского кодекса Российской Федерации»

https://regulation.gov.ru/projects#npa=128670

(ID проекта: 01/01/06-22/00128670), разработчик Минобрнауки России.

Цель: определение условий и порядка действий государственного или муниципального заказчика при оформлении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в случае, если исполнитель гос/мун контракта в течение 12 месяцев с даты приемки работ по контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.

Суть: Проект постановления регламентирует отношения государственного или муниципального заказчика и исполнителя исходя из принципа соблюдения баланса интересов, в том числе недопущения значительного увеличения нагрузки в части подготовки отчетности и других документов для реализации процедур, предусмотренных Правилами.

Обязательным признаком обеспечения исполнителем совершения действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, являются направление в письменной форме исполнителем гос/мун заказчику уведомления в срок не позднее, чем 12 месяцев с даты приемки работ по контракту. При отсутствии уведомления заказчик не имеет возможности достоверно установить принадлежность прав на созданный результат интеллектуальной деятельности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Даже в случае если исполнителем была подана заявка на изобретение, заказчик не может самостоятельно узнать об этом действии исполнителя в течение 12 месяцев с даты приемки работ по контракту, так как в соответствии со статьей 1385 ГК РФ сведения о заявке публикуются по истечении 18 месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Также обязательным условием для признания за исполнителем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности является соблюдение требований решения заказчика о способе правовой охраны результата интеллектуальной деятельности. Изменение формы правовой охраны или другое отклонение от указанных в решении заказчика требований без согласования с заказчиком по истечении 12 месяцев с даты приемки работ будет считаться основанием принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию, от имени которых выступает заказчик.

Охват: заказчики и участники закупок.

2.12. Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О независимых гарантиях, используемых при осуществлении конкурентных закупок товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

https://regulation.gov.ru/projects#npa=128730

(ID проекта: 01/01/06-22/00128730), разработчик Минфин России

Цель: установление дополнительных требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие (исполнения договора) в закупке

Суть: Проектом постановления предусматривается:

  • установление дополнительных требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении такой закупки;
  • установление типовых форм независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения указанного договора;
  • установление перечня документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по таким независимым гарантиям, формы такого требования;
  • установление особенностей порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона ‎№ 44-ФЗ, для целей Закона № 223-ФЗ.

Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и участники закупок.

III. Судебная и административная практика

3.1. Определение Верховного Суда РФ от 16 июня 2022 года № 305-ЭС22-8971 по делу № А40-142080/2021

ООО «ДиаманД» (далее соответственно – общество, поставщик) обжаловало в Верховный Суд РФ судебные акты об отказе в удовлетворении искового заявления общества о взыскании с акционерного общества «Мосотделстрой № 1» (далее — заказчик) убытков в виде упущенной выгоды в размере 5 624 999 рублей 20 копеек.

При рассмотрении жалобы ВС РФ установил, что заказчик осуществлял закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Вместе с тем общество предложило товар иностранного происхождения. Согласно протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе двое из пяти участников закупки предложили поставку товара страны происхождения Российской Федерации, что явилось основанием для применения заказчиком Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Проект договора подписан обществом без возражений.

Ссылаясь на то, что действия заказчика по снижению цены договора являются неправомерными, и в результате данных действий обществу причинены убытки в виде упущенной выгоды, оно обратилось в суд.

Поставщик указал, что на территории РФ закупаемый заказчиком товар отечественного производства не зарегистрирован, в реестре российской промышленной продукции отсутствует, следовательно, в рассмотренных заказчиком заявках содержались недостоверные сведения. Заявки должны быть отклонены. Не имелось оснований для применения преференций. Заказчик должен был заключить договор по цене, предложенной победителем аукциона.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 393 Гражданского кодекса РФ, Закона № 223-ФЗ, правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пунктах 12, 14 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судебные инстанции исходили из того, что снижение цены договора не является убытками поставщика и не обусловлено действиями заказчика.

При исследовании обстоятельств дела установлено, что состоявшиеся торги поставщиком не оспорены, не признаны недействительными в установленном законом порядке; соответствие аукционной документации требованиям действующего законодательства не оспаривалось; поставщик не обращался в антимонопольный орган с заявлением об оспаривании действий заказчика при проведении аукциона; договор подписан сторонами без возражений, протокол разногласий заказчику не направлялся.

ВС не стал передавать дело для его пересмотра Судебной коллегией по экономическим спорам.

3.2. Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2022 № 307-ЭС22-8493 по делу № А56-17540/2021.

АО «Госзнак» (далее соответственно – общество, заказчик) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания Управления.

Как было установлено ВС РФ, заказчик осуществлял закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Один из участников закупки обжаловал ее в антимонопольный орган. По результатам рассмотрения жалобы, она была признана обоснованной, с чем не согласился заказчик и обратился в суд с обжалованием ненормативных правовых актов Управления.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию Управления.

ВС РФ также согласился с Управлением и нижестоящими судами, указав, что установление обществом в извещении о проведении закупки условия о сравнении ценовых предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по цене без учета налога на добавленную стоимость (далее – НДС), не является правомерным.

Вместе с тем закупочная документация содержит различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от применяемых ими систем налогообложения, что свидетельствует о создании заказчиком преимущественных условий для отдельных участников — плательщиков НДС по сравнению с участниками — не являющимися плательщиками данного налога.

Таким образом, действия заказчика приводят к ограничению конкуренции.

3.3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2022 по делу № А40-161335/21-149-1185.

Акционерное общество Страховая Компания «Росгосстрах» (далее соответственно – заявитель, победитель закупки) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания Управления.

Как было установлено Арбитражным судом Московского округа, ПАО «Корпорация «Иркут» (далее – заказчик) проводила закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Один из участников закупки не согласился с оценкой заказчиком поданной заявки и обжаловал закупку в антимонопольный орган. По результатам рассмотрения жалобы, она была признана обоснованной, и в соответствии с выданным предписанием заказчику надлежало отменить результаты закупки и произвести оценку заявок участников закупки заново. С такими выводами антимонопольного органа не согласился победитель закупки и обратился с обжалованием ненормативных правовых актов в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований отказали.

Арбитражный суд Московского округа согласился с выводами антимонопольного органа и нижестоящих судов, указав, что, если участник закупки — группа лиц, требования документации надо предъявлять ко всей группе в совокупности.

Вместе с тем для правильного разрешения рассматриваемого дела нужно учитывать следующее:

— закупочная документация предусматривала сложение показателей коллективного участника. Однако в данном случае суммарная оценка исказила его реальное финансовое состояние. Результат показал проблемы, которых в действительности нет;

— при оценке заявки коллективного участника следовало учитывать долю (объем) ответственности по договору между его членами;

— организатор торгов представил контролерам расчет оценки заявок, в котором показатели не складывали. Если бы его применили, участник стал бы победителем.

Таким образом, резюмировал суд, заявитель был признан победителем закупки неправомерно. Выводы Управления и нижестоящих судов являются законными и обоснованными.

3.4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2022 № Ф09-3022/22 по делу № А50-11286/2021

Победитель аукциона на право заключения договора аренды муниципального земельного участка обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее соответственно — Управление, антимонопольный орган).

Как было установлено судами, при проведении аукциона победитель аукциона после бездействия иных участников аукциона неоднократно повышал свое собственное ценовое предложение, фактически соревнуясь сам с собой. Таким образом, повышение своего собственного ценового предложения было осуществлено им 4 раза.

При обращении с жалобой в антимонопольный орган победитель аукциона ссылался на то, что он, не сориентировавшись в сложившейся ситуации, продолжал поднимать цену, полагая, что соревнуется с другими участниками. Кроме того, он полагал, что аукционист умышленно бездействовал, не останавливая торги после того как было явно видно, что иных участников, желающих выиграть данный аукцион не имеется. Рассмотрев жалобу, Управление признало ее необоснованной, с чем не согласился победитель аукциона и обратился в суд.

При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований отказали.

Арбитражный суд Уральского округа согласился с позицией антимонопольного органа и судов, отметив, что что комиссия не вправе запрещать участнику аукциона поднимать карточки или завершить аукцион после поднятия карточки участником аукциона.

Вместе с тем суд также указал, что победитель аукциона имел возможность ознакомиться с правилами проведения аукциона и мог проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом риска осуществления им предпринимательской деятельности.

24 июня 2022, 14:50
269
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.