I. Обзор законодательства
1.1. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140018)
Федеральный закон устанавливает, что лица, получившие поддержку и (или) находящиеся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющие виды деятельности в соответствии с данным законом, не смогут участвовать в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2022 года.
1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140073)
Напомним, что Федеральный закон предусматривает право заказчиков оказывать субъектам МСП финансовую, правовую, методическую, информационную и иные виды поддержки в рамках реализации программ развития указанных субъектов в целях их потенциального участия в закупках. При этом программы развития будут осуществляться без привлечения бюджетных средств.
Принять участие в программах развития поставщиков смогут субъекты МСП, соответствующие дополнительным требованиям, среди которых:
– непроведение ликвидации юрлица, непрекращение деятельности ИП, отсутствие решения арбитражного суда о признании субъекта МСП несостоятельным и об открытии конкурсного производства;
– неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ;
– отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов субъекта МСП по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
– отсутствие у ИП и руководителей юрлица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст. 289 – 291.1 Угогловного кодекса, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного субъекта МСП, и административного наказания в виде дисквалификации в период, когда лицо считается подвергнутым такому наказанию;
– отсутствие сведений о субъекте МСП в РНП по Федеральным законам от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, реестре участников программ развития поставщиков, не исполнивших своих обязательств перед заказчиком;
– отсутствие аффилированности с заказчиком;
– производство товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием инноваций и (или) локализация производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ.
Заказчик также вправе установить дополнительные требования к участникам программ развития поставщиков, обусловленные отраслевой спецификой.
В свою очередь во исполнение закона Правительству РФ предстоит утвердить:
– форму программы развития поставщиков;
– требования к порядку проведения отбора субъектов МСП для участия в программах развития;
– порядок проведения корпорацией развития МСП мониторинга реализации указанных программ и анализа эффективности их реализации, а также форму ежегодного отчета о результатах реализации программ развития поставщиков;
– порядок ведения корпорацией развития МСП реестра программ развития поставщиков и реестра участников указанных программ, не исполнивших своих обязательств перед заказчиком.
Соответствующий Федеральный закон вступит в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.
1.3. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140026?index=2&rangeSize=1)
Напомним, Федеральный закон предоставляет право Правительству Российской Федерации принимать решения о введении специальных мер в сфере экономики, в том числе предусматривающие:
- проведение необходимых мероприятий, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;
- временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов;
- разбронирование материальных ценностей государственного резерва;
- установление особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, включая порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
В случае принятия указанного решения, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения в том числе в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Кроме того, изменениями, вносимыми в Закон № 223-ФЗ, устанавливается, что в случае принятия решения о введении специальных мер в сфере экономики, заказчику будет предоставлено право осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товара, работы, услуги, необходимых для выполнения гособоронзаказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1227 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207110021?index=0&rangeSize=1)
Постановление дополняет постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352) новым пунктом 2.6. В соответствии с новым п. 2.6 Постановления № 1352 при расчете годовых объемов, указанных в п. 7 Положения, утвержденного этим постановлением, не учитываются отдельные закупки, осуществляемые с 1 января 2022 года Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», ее дочерними обществами и дочерними обществами таких дочерних обществ. Речь идет о закупках, по результатам которых в отношении соответствующих объектов заключаются договоры на подготовку документации по планировке территории, и (или) выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и (или) выполнение работ по строительству, при условии установления требования о привлечении к исполнению указанных договоров субподрядчиков из числа субъектов МСП в объеме не менее 25% цены договора.
При формировании годового отчета о закупке у субъектов МСП данные договоры включаются в состав договоров, предусмотренных абз. 27 позиции 1 формы годового отчета.
Указанные изменения вступают в силу 19 июля текущего года.
1.5. Федеральный закон от 14.07.2022 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цель: необходимость обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации
Суть: Правительством РФ могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики.
В случае принятия указанного решения юридические лица не вправе отказываться от заключения договоров, государственных контрактов (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Согласно изменениям, внесенным в Закон № 223-ФЗ, в случае принятия решения о введении специальных мер в сфере экономики заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ, также предусматривается, что по предложению заказчиков в лице Минобороны России, МЧС России, Росгвардии, ФСБ России допускается изменение в сторону увеличения либо уменьшения предусмотренных таким контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства РФ и в пределах основных показателей государственного оборонного заказа.
Охват: заказчики (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и участники закупок.
1.6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цель: введение некоторых особенностей применения законодательства о рекламе, а также исключение возможности применения мер антимонопольного реагирования в реализации безусловного права в части определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Суть: В части осуществления закупочной деятельности введение моратория на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства РФ, высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими решений по установлению случаев осуществления закупок, товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных нужд (нужд субъекта РФ, муниципальных нужд муниципальных образований), а также определения порядка осуществления таких закупок.
Охват: органы власти, участники закупок.
1.7. Постановление Правительства Российской Федерации
от 08.07.2022 № 1220 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Цель: изменение порядка определения НМЦК при закупках медицинских изделий
Суть: с 1 августа 2022 года признается утратившим силу пункт 2(3) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому для целей осуществления закупок указанных медицинских изделий в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке определяется начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом России совместно с Минпромторгом России.
Обосновывать цену для закупок таких медицинских изделий нужно будет по приказу Минздрава России от 15.05.2020 № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий».
Постановление не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС и приглашения принять участие в которых направлены до 1 августа 2022 года, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до 1 августа 2022 года.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования»
Цель: создание условий для расширения рынка сбыта продукции, произведённой с использованием вторсырья, за счёт увеличения спроса на неё со стороны госзаказчиков
Суть: утвержден перечень товаров для государственных и муниципальных закупок, по которым с 2023 года будет указываться доля вторсырья, использованного при производстве.
В список вошли в том числе покрытия из резиновой крошки для спортивных сооружений, тротуарная плитка, мягкая резиновая плитка, контейнеры и урны для мусора, грунт для технических целей, а также бумажные полотенца и салфетки.
Минпромторг России будет ежегодно представлять согласованные с Минприроды предложения по актуализации перечня. Начиная с 2024 года также будет устанавливаться минимальная доля вторсырья, использованного при производстве товаров из утверждённого списка. Таким образом, начинается переход к зелёной модели госзакупок.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2022 № 1238 «О реализации пилотного проекта по участию банков Республики Беларусь в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации»
Цель: включение банков Республики Беларусь в российскую систему госзакупок
Суть: период реализации указанного пилотного проекта – с 1 мая 2022 года по 31 декабря 2023 года. Участниками пилотного проекта с российской стороны являются: Минфин России, Минцифры России, ФНС, Федеральное казначейство и ПФР. С белорусской стороны на добровольной основе участвуют следующие банки: ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» и ЗАО «МТБанк».
В рамках пилотного проекта предусмотрено несколько этапов:
- подготовительный этап (с мая по июнь 2022 года) белорусские банки получают СНИЛС, квалифицированные сертификаты ключа проверки электронных подписей, ИНН, регистрируются, в том числе, в единой системе идентификации и аутентификации и в единой информационной системе в сфере закупок.
- второй этап (с июля 2022 года по декабрь 2023 года) белорусские банки могут выдавать независимые гарантии и обеспечивать включение таких независимых гарантий в соответствующий реестр.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.10. Письмо Казначейства России от 16.06.2022 № 7-04-05/14-14698
«О применении Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60»
Цель: разъяснение порядка применения правил ведения реестра контрактов
Суть: в правилах ведения реестра контрактов есть перечень информации, которую направляют для добавления в реестр при заключении контракта. Органы контроля проверяют ее на соответствие условиям контракта.
Казначейство отметило, что по Закону № 44-ФЗ часть сведений для реестра необязательна в контракте, например, код видов расходов. Их проверяют лишь при наличии. Однако этот код следует указывать для контроля за соблюдением объема финансирования.
Также Казначейство пояснило: если в контракте есть требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), а победитель из числа СМП и СОНКО представил вместо него подтверждающие сведения, то в реестр не вносят данные об обеспечении.
Правила ведения реестра не обязывают включать сведения об освобождении контрагента из числа СМП и СОНКО от обеспечения. В таком случае, если в реестре нет информации об обеспечении, это не основание для отрицательного результата проверки.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.11. Письмо Минфина России № 09-02-09/66304, Казначейства России № 07-04-05/04-16919 от 08.07.2022 «О порядке перечисления средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях»
Цель: разъяснение положений постановления Правительства РФ
от 01.07.2022 № 1182 «О порядке перечисления в 2022 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях»
Суть: Федеральным законом № 146-ФЗ установлены особенности перечисления в 2022 году средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства на расчетные счета, открытые в кредитных организациях (без открытия лицевого счета в территориальных органах Федерального казначейства).
Минфин России и Казначейство России считают возможным применять предусмотренные Федеральным законом № 146-ФЗ положения, в том числе при исполнении контрактов (договоров), заключенных до вступления в силу Закона № 146-ФЗ.
Соответствующие изменения (о порядке оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, перечислении авансовых платежей за строительные материалы и оборудование) подлежат включению в условия:
- государственных (муниципальных) контрактов по соглашению сторон на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, наличие которого территориальными органами Федерального казначейства не проверяется;
- контрактов (договоров) по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае если заказчиками по контрактам (договорам) ранее осуществлено перечисление средств на лицевые счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам (договорам), перечисление средств на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, осуществляется:
- с лицевых счетов поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – в порядке, аналогичном порядку, установленному Постановлением № 1182;
- с лицевых счетов заказчиков по контрактам (договорам) – с учетом перечислений, ранее осуществленных на лицевые счета поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Охват: заказчики и участники закупок.
1.12. Письмо Минфина России от 12.07.2022 № 24-01-07/66840 «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году»
Цель: разъяснение положений части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и положений постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680
Суть: в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
На основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ существенные условия контракта, заключенного для нужд соответствующего субъекта РФ, могут быть изменены.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ вправе предусмотреть в решении условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Аналогичный подход может быть применен местной администрацией при принятии соответствующего решения.
Охват: заказчики и участники закупок.
1.13. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон 14.07.2022 № 316-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140078)
Напомним, что Федеральный закон был принят с целью создания льготных условий при предоставлении гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На официальном сайте Госдумы в пояснительной записке к Федеральному закону указано, что Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) (вступил в силу с 1 марта 2015 г.) был существенно изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Законом № 171-ФЗ из Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» исключены положения, предусматривавшие возможность предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Основной проблемой, возникающей при реализации данной правовой нормы, является невозможность конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств с крупными сельскохозяйственными организациями при проведении аукционов.
В этой связи Федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающие возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на срок до пяти лет гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения торгов.
При этом Федеральный закон устанавливает запрет на изменение целевого назначения земельного участка, переданного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, Федеральный закон устанавливает запрет на передачу такого земельного участка третьему лицу, в том числе в субаренду, на передачу права аренды земельного участка в залог, на внесение его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив. Указанный запрет обеспечит использование получаемых в упрощенном порядке земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения непосредственно для осуществления сельскохозяйственного производства, а также будет способствовать достижению цели Федерального закона, обусловленной необходимостью поддержки граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств как субъектов малых форм хозяйствования. Установление такого запрета также позволит избежать случаев злоупотребления правом, которые могут быть выражены в использовании земельного участка в целях получения дохода от его передачи третьим лицам, а не использования его по целевому назначению для ведения сельскохозяйственного производства.
Изменения, внесенные Федеральным законом, упрощают доступ граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным ресурсам, а также способствуют решению проблемы, связанной с невозможностью конкуренции крестьянских (фермерских) хозяйств, представляющих собой преимущественно семейные хозяйства, с крупными сельскохозяйственными организациями в рамках существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.
Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается осуществлять в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом. При этом сохраняется общий порядок урегулирования споров, связанных с отказом в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный действующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2023 года, за исключением некоторых положений.
1.14. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений».
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140087)
Одно из изменений, введенное Федеральным законом, осуществлено в целях повышения эффективности приватизации государственного и муниципального имущества. Так, Федеральный закон устанавливает, что в случае признания аукциона по продаже государственного или муниципального имущества несостоявшимся по причине подачи заявки только одним участником, с таким участником установлена возможность заключения договора по начальной цене продажи имущества.
II. Правовые новости
2.1. Минэкономразвития РФ готово изучить вопрос исключения управляющих компаний ОЭЗ из-под действия Закона № 223-ФЗ.
Минэкономразвития РФ готово изучить вопрос о полном или частичном выводе из-под действия закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) управляющих компаний особых экономических зон (ОЭЗ) и резидентов ОЭЗ. Об этом в ходе круглого стола «Государственная поддержка особых экономических зон в РФ в условиях санкционного давления», организованного Советом Федерации РФ, заявил заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков.
«Если это (223-ФЗ) ограничение, то давайте детально проработаем что в 223-ФЗ не позволяет эффективно работать (управляющим компаниям ОЭЗ), – сказал Вахруков. – А если не позволяет в принципе, то давайте думать о том, чтобы это требование снимать для управляющей компании. Надо подробней проработать, что не получается и почему».
О необходимости вывода управляющих компаний ОЭЗ и их резидентов из-под действия 223-ФЗ в ходе круглого стола заявила гендиректор УК ОЭЗ технико-внедренческого типа «Исток» Мария Чекаданова.
«Нас сдерживает 223-ФЗ – из-за положений этого закона у нас происходит задержка с заключением контрактов от 30 до 150 дней», – сказала Чекаданова.
Также, по ее словам, управляющим компаниям проблематично выполнять требования 223-ФЗ по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
«Для нас убийственна норма о закупках у субъектов МСП, – заявила Чекаданова. – Мы ее в принципе не можем выполнять, поскольку у нас такие условия существования – услуги не могут быть оказаны малыми предприятиями».
По данным Минэкономразвития, в настоящее время в РФ действует 44 ОЭЗ, в которых работают 954 компании-резидента, на которых работают около 55 тыс. человек. Выручка этих предприятий составила по итогам прошлого года 1,7 трлн рублей. При этом в развитие своего бизнеса резиденты вложили около 700 млрд рублей, заплатили налоги на 277 млрд рублей. Инвестиции из федерального бюджета в инфраструктуру ОЭЗ составили 150 млрд рублей.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2526
2.2. Проект федерального закона № 164428-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
https://sozd.duma.gov.ru/bill/164428-8
Цель: определение полномочий Банка России по контролю выполнения планов мероприятий по переходу на преимущественное применение финансовыми организациями российского программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, включая контроль выполнения финансовыми организациями закупок иностранного программного обеспечения и услуг с ними связанных.
Суть: выполнение мероприятий по обеспечению технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры организаций кредитно-финансовой сферы. Банк России будет также согласовывать планы мероприятий кредитных организаций по переходу на преимущественное применение российского программного обеспечения и заявки кредитных организаций на согласование закупок иностранного программного обеспечения и услуг, с ним связанных, на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, в соответствии с порядком, установленным правительством по согласованию с Банком России.
Охват: Банк России, финансовые организации, участники закупок
2.3. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок»
(ID проекта: 02/07/07-22/00129600, разработчик ФАС России)
https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=129600
Цель: определение единого порядка проведения обязательных торгов в сфере реализации имущества, в том числе имущественных прав, в электронной форме с использованием официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и электронных площадок, операторы которых включены в перечень, утвержденный Правительством РФ в соответствии с Законом № 44-ФЗ, за исключением процедур, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Суть: проектом постановления вносятся изменения в постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» в части установления в качестве дополнительного единого требования к указанным операторам обязанности по обеспечению объема имущественных торгов в электронной форме.
Охват: заказчики и участники закупок.
2.4. Президент России подписал закон, разработанный Росреестром в интересах дачников и садоводов.
В течение двух лет Росреестр обеспечивает нормативно-правовое регулирование коллективного садоводства, ведёт работу по снятию барьеров и поиску законодательных решений в интересах садоводов и огородников. Теперь закон устранит многие исторически накопленные проблемы. Он разрешит электронное голосование общих собраниях в товариществах, создаст условия для возможности разведения домашней птицы и кроликов для собственных нужд в СНТ, упростит управление общим имуществом товариществ, а также закрепит полномочия субъектов Российской Федерации по определению условий для включения территорий садоводства или огородничества в границы существующего населенного пункта либо образования нового. Об этом рассказал статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
«Положения закона разработаны на основании анализа проблем и обращений граждан. Они направлены на повышение эффективности управления товариществами, упорядочивание вопроса уплаты взносов, снижение затрат на проведение общих собраний и содержание имущества общего пользования», – разъяснил он.
Закон также предполагает следующие изменения:
– исключение требования о разработке проекта планировки территории для определения границ товариществ, а также в целях образования земельных участков, расположенных в их границах;
– решение о принятии в члены товарищества будет приниматься на уровне правления;
– обязательное отражение в уставе товарищества формулы или текстового описания расчета размера взносов;
– снижение кворума для принятия решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования, принадлежащего товариществу, в общую долевую собственность собственников участков. Для решения будет достаточно 2/3 голосов присутствующих на общем собрании;
– устанавливаются правовые основания для отчуждения товариществом имущества общего пользования в собственность ресурсоснабжающих организаций, что позволит решить проблемы надлежащего содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры;
– разрешается продажа на землях общего назначения сельскохозяйственных культур, птицы, кроликов, выращенных членами товарищества, и сельскохозяйственной продукции из них, с возможностью возведения для этих целей некапитальных строений или нестационарных торговых объектов.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/prezident-rossii-podpisal-zakon-razrabotannyy-rosreestrom-v-interesakh-dachnikov-i-sadovodov/
2.5. Специалисты «РИА Недвижимость» разъяснили риски, возникающие в случае, когда дом не оформляется по «дачной амнистии».
В России с первого июля было в очередной раз продлено действие «дачной амнистии» – теперь до 1 марта 2031 года. Причем вступление в силу соответствующего закона было специально ускорено президентом, и в итоге он начал действовать не с 1 сентября, как планировалось ранее, а на 2 месяца раньше. Сайт «РИА Недвижимость» решил разобраться, почему же все-таки стоит наконец-то узаконить свои права на загородный дом, не откладывая это дело в «долгий ящик»?
Несмотря на то, что программа «дачной амнистии» действует уже с 2006 года, в России на сегодняшний день остается все еще много неучтенных дачных домов и построек. По данным Росреестра, в настоящий момент в стране зарегистрировано только 55% таких объектов, неоформленными остаются еще 43 миллионов строений.
«Многие дома были построены еще в советские времена, когда собственности и вовсе не было, или уже в постсоветские, но до обязательного требования по внесению данных в Единый государственный реестр недвижимости – и с тех пор у людей так и не дошли руки оформить все должным образом», – констатирует неактивность владельцев руководитель отдела управления загородной недвижимости «Инком-Недвижимость» Татьяна Максимова.
Но зарегистрировать свои права все-таки стоит, и лучше не затягивать с этим делом, советуют риелторы и юристы. Тем более что сейчас для этого созданы все условия.
Чем же грозит владельцам тот факт, что право собственности на дом и постройки так и не было официально оформлено? Проблем, с которыми можно столкнуться, на самом деле немало.
Несмотря на то, что число неучтенных строений в России все еще огромное, власти постепенно работают над тем, чтобы выявить максимальное число таких сооружений. Этим занимаются региональные органы власти и органы местного самоуправления.
Они получают информацию о домах без оформленного права собственности, изучая снимки со спутников и беспилотников. Штраф для владельцев недвижимости в этом случае не предусмотрен, но оформить постройку, которую сфотографировал дрон, все равно придется.
На это владельцу дается 45 дней после выявления объекта! Если же в течение этого срока хозяин дома или постройки не предпринял никаких действий, то уполномоченный орган подает заявление о регистрации в ЕГРН. После того, как недвижимость зарегистрируют должным образом, собственнику начнут начислять налог на имущество.
Есть также риск, что такую постройку признают самовольной. Такое возможно в случаях, когда здание возведено на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, или параметры постройки нарушают градостроительные нормы.
В этом случае владельцу придется привести строение в соответствие с установленными требованиями или и вовсе снести его, предупреждает юрист адвокатского бюро «Сфера защиты» Андрей Лямзин, добавляя, что если владелец этого не сделает, то Росреестр может обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка.
Кроме того, дом, на который официально не оформлено право собственности, невозможно продать или сдать в аренду. В этом случае приходится в экстренном порядке оформлять документы, но ведь гораздо проще сделать все заранее и без спешки.
Также тот факт, что собственность на дом не была оформлена должным образом, могут выйти боком наследникам – после смерти «владельца» им будет крайне затруднительно официально вступить в наследство.
Чуть проще будет в ситуации, когда право собственности оформлено хотя бы на земельный участок, на котором возведен дом.
Источник: https://realty.ria.ru/20220711/dachi-1801675681.html
2.6. В Росреестре рассказали об особенностях обращения с недвижимостью в семье.
После заключения брака для супругов меняется порядок распоряжения имуществом. При совершении сделок с недвижимостью необходимо учитывать требования Семейного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В День семьи, любви и верности мы подготовили материал, в котором подробно расскажем об этом.
Недвижимость супругов – общая совместная собственность:
После официальной регистрации брака покупка или продажа приобретенной за счет совместных средств супругов недвижимости осуществляется ими в рамках режима общей совместной собственности.
При этом если, например, в период брака квартира получена одним из супругов по наследству или была ему подарена, то она не войдет в состав общей совместной собственности супругов. Не являются совместной собственностью супругов и объекты, приобретенные каждым из них до брака.
Сделки:
При продаже приобретенных в браке, покупке жилых или нежилых объектов недвижимости, а также при оформлении других сделок с недвижимостью, включая дарение (если дарителем приобретенной в браке недвижимости выступает один из супругов) или мену, необходимо оформить нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение такой сделки.
Брак и дарение недвижимости:
Семейная пара может дарить друг другу только то имущество, на которое не распространяется режим общей собственности супругов, то есть то имущество, которое было приобретено ими до брака или получено в браке по наследству, а также приобретенное в браке имущество, если в отношении него супругами был изменен режим совместной собственности (например, заключен брачный договор). В этом случае оформляется договор дарения, в Росреестре осуществляется регистрация перехода права собственности.
Брак, наследство и подарки:
Унаследованная и полученная в дар недвижимость – единоличная собственность гражданина, которую он может продать, обменять или подарить без согласия супруга.
Недвижимость – детям:
Интересы малолетних детей (до 14 лет) при совершении сделок с недвижимостью представляют их законные представители: родители либо усыновители.
Подростки от 14 до 18 лет совершают сделки с их письменного согласия, а документы на государственную регистрацию прав могут подавать самостоятельно.
Особенности приобретения недвижимости
с использованием материнского капитала:
Материнский капитал может быть использован для улучшения жилищных условий. Использовать сертификат в качестве первоначального взноса по ипотеке или для погашения основного долга можно сразу после рождения (усыновления) ребенка.
Для использования средств сертификата на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения без привлечения кредитных средств необходимо дождаться, когда ребёнку, при рождении которого возникло право на материнский капитал, исполнится 3 года.
Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rosreestre-rasskazali-ob-osobennostyakh-obrashcheniya-s-nedvizhimostyu-v-seme/
III. Судебная и административная практика
3.1. Решение Пермского УФАС России от 16.06.2022 по делу № 059/07/3-492/2022
В Пермское УФАС России (далее – Комиссия) поступила жалоба на проведение закупки, которая осуществлялась в соответствие с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Довод жалобы сводился к тому, что опыт участника закупки неправильно оценили.
Заказчик возражал. По условиям закупки, чтобы подтвердить опыт, к заявке следовало приложить реестр из договоров в формате Word или Excel с возможностью копировать текст. Реестры в иных форматах, где копировать данные нельзя, к оценке не принимали. Участник представил документы в формате PDF, поэтому его опыт оценили в 0 баллов.
Комиссия признала жалобу обоснованной:
– требование к формату документов установили для копирования данных. Хотя участник направил их в формате PDF, они не были скан-копиями и допускали копирование, значит, условие закупки выполнили;
– заказчик не оценил заявку по формальному основанию. Такой подход нарушает принципы равноправия и справедливости и не дает выявить лучшее предложение.
3.2. Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2022 № 307-ЭС22-10770 по делу № А56-14214/2021
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский государственный университет” (далее – Учреждение) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания.
Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали.
Изучая кассационную жалобу Учреждения, ВС РФ установил, что Учреждение осуществляло закупку в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На соответствующую закупку была подана жалоба в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной.
ВС РФ согласился с судами и Управлением. Так, Учреждение оценивало участников по наличию опыта успешного оказания услуг по комплексной уборке и обслуживанию помещений зданий, являющихся объектами культурного наследия и принадлежащих образовательным организациям, при этом потребность установления квалификационных требований в части опыта оказания аналогичных услуг исключительно на объектах культурного наследия необоснована.
Кроме того, рассматриваемый квалификационный критерий являлся значимым (60 процентов), что делало участие в закупке бессмысленным, поскольку для победы в торгах участнику, не имеющему опыта оказания аналогичных услуг на объектах культурного наследия, следовало снизить стоимость оказываемых услуг более чем на 95 процентов.
Пересматривать дело ВС РФ не стал.
3.3. ВС РФ подтвердил: командировка директора не повод, чтобы не подписывать госконтракт в срок
Суть: заказчик признал победителя электронного запроса котировок уклонившимся, поскольку тот вовремя не подписал контракт. Контролеры включили сведения в РНП.
Выводы судов:
Суд первой инстанции и апелляция посчитали их решение незаконным:
- в день, когда стало известно о размещении контракта, его не подписали, поскольку уведомление поступило в нерабочее время;
- в последний отведенный для подписания день директор – уполномоченное на заключение сделки лицо – был в командировке. Это подтвердили внутренними документами. Право подписи другим лицам он не передает.
Кассация заняла другую позицию:
- включение сведений в РНП – санкция за недобросовестное поведение;
- подавая заявку, участник должен учитывать неблагоприятные последствия в случае, если он нарушит Закон № 44-ФЗ (например, сорвет контракт).
ВС РФ согласился, что включение в РНП законно: победитель не принял всех мер, чтобы заключить контракт. Это создало условия, при которых заказчик не смог с минимальными издержками достичь результата закупки.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Определение ВС РФ от 30.06.2022 № 305-ЭС22-9441
3.4. ВС РФ обязал возместить подрядчику убытки по причине незаконного отказа госзаказчика от исполнения контракта
Суть: стороны заключили контракт на работы. Исполнение обеспечили гарантией. Заказчик отказался от контракта, но решение признали незаконным. Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать убытки.
Выводы судов: Первая инстанция и апелляция взыскали:
- частично расходы на гарантию. Подрядчик выполнил ряд работ и получил за них прибыль, значит, долю этих расходов уже компенсировали;
- оплату по двум субподрядным договорам. Остальные заключили после отказа от контракта, их необходимость не доказали;
- госпошлину.
Кассация изменила решения и отказала в части расходов на гарантию. По контракту любые затраты по обязательствам подрядчика, кроме непредвиденных, заказчик не возмещает, если их нет в смете. Предоставить гарантию — обязательство, поэтому оснований взыскивать такие расходы нет.
ВС РФ с кассацией не согласился:
- если исполнение сорвалось по вине заказчика, расходы подрядчика на гарантию образуют убытки. Подрядчик не может их уменьшить, поскольку ГК РФ не позволяет прекратить действие гарантии по его желанию. Первая инстанция и апелляция приняли верные решения;
- довод кассации о том, что заказчик не должен возмещать расходы на гарантию, если это предусмотрели в контракте, неверный. Принцип свободы договора не допускает исключать или ограничивать ответственность за умышленное нарушение обязательств.
Определение ВС РФ от 07.07.2022 № 307-ЭС22-3600
3.5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 № 308-ЭС22-2357 по делу № А32-37905/2020
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент) обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган).
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении требований отказали, однако Департамент обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.
Рассматривая дело ВС РФ установил, что Департамент проводил аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Краснодарского края. Между тем одним из участников аукциона была подана жалоба в антимонопольный орган, доводом которой было указание на незаконное установление в проекте договора аренды запрета на уступку прав требования и на перевод долга по договору. По результату рассмотрения жалобы, Управление признало ее обоснованной, с чем не согласился Департамент и обратился в суд.
Изучив все обстоятельства, ВС РФ не согласился с позицией антимонопольного органа и судов. Коллегия отметила, что для случаев, когда в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, в пункте 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Такое законодательное регулирование обусловлено необходимостью обеспечения равного доступа граждан и организаций, включая хозяйствующих субъектов, к аренде публичных земель и исключения ситуаций, при которых передача земельных участков иным лицам происходила бы в обход конкурентных процедур – путем заключения сделки по передаче договора аренды между первоначальным и новым арендатором без проведения торгов и предложения земельного участка в аренду иным участникам оборота.
Поскольку условие аукционной документации (проекта договора аренды земельного участка), запрещающее арендатору уступать права по договору, соответствует положениям пункта 7 статьи 448 ГК РФ и направлено на обеспечение конкуренции на рынке земли, у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вывода о недопустимости включения такого условия в договор и для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, а у судов апелляционной и кассационной инстанции – не имелось оснований для признания оспариваемых актов антимонопольного органа соответствующими закону.
Кроме того, отмечает коллегия, нельзя согласиться с выводами антимонопольного органа и судов о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (в указанном пункте предусмотрено, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления), мотивированные тем, что данная норма является специальной по отношению к положениям пункта 7 статьи 448 ГК РФ.
Вопреки выводам судов, между предписаниями пункта 9 статьи 22 ЗК РФ и пункта 7 статьи 448 ГК РФ отсутствует коллизия общей и специальной норм: первая из упомянутых норм регулирует условия договора аренды, заключенного без проведения торгов, в то время как предписания второй касаются передачи в аренду публичных земельных участков, в отношении которых законодательством установлено обязательное проведение торгов и воплощен публичный интерес, связанный, в том числе с развитием конкуренции.
Таким образом, заключила коллегия, установление в проекте договора аренды земельного участка указания на невозможность осуществления уступки прав или перевода долга было осуществлено правомерно.
3.6. Решение Чувашского УФАС № 021/10/18.1-622/2022 от 12 июля 2022 г.
Администрация города Канаш Чувашской Республики, являясь организатором торгов, провела аукцион на право заключения договора аренды государственного земельного участка.
После проведения аукциона в Чувашское УФАС (далее – Комиссия) от одного из участников аукциона поступила жалоба на процедуру проведения аукциона, одним из доводов которой было отсутствие видео- и аудиозаписи хода аукциона.
По указанному доводу комиссия пояснила, что законодательство не содержит обязательного требования о необходимости осуществления видео- и аудиозаписи хода проведения торгов, в связи с чем данный довод не может быть признан обоснованным.
Комментариев пока нет