Site icon Цифровые Закупки

Отмена пошлин, окно в Евразию, сертификация постфактум

С начала введения агрессивных санкций по отношению к России отмечается значительное падение количества ввозимых товаров. По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова за последние недели импорт «существенно сократился». Для того, чтобы стабилизировать ситуацию правительство предпринимает меры. Одна из них – создание новых логистических цепочек с новыми поставщиками и новыми посредниками, в том числе с помощью параллельного импорта.

Компания-поставщик теперь имеет легальное право ввозить в страну товар и не согласовывая факт поставки с официальным правообладателем. Схема параллельного импорта была запрещена после вступления России в ВТО в 2012 году. Все это время в нашу страну поступал товар только под контролем владельцев торговой марки.

Ни для кого не секрет, что альтернативным каналом для ввоза оригинальной продукции и ее промышленных копий станет Евразийский экономический союз. Для того, чтобы новое сотрудничество выстроить быстрее принят закон об упрощении некоторых процедур для предприятий, работающих на внешнем рынке. Например, на этой неделе снизили импортные пошлины на большой перечень продукции в рамках ЕврАзЭС. Еще одна мера – упрощенная процедура поставок сложнокомпонентного оборудования.

Сейчас Минпромторг готовит перечень товаров, по которым будет предусмотрена отмена ответственности за параллельный импорт. Кстати, ФАС давно выступает за возрождение параллельного импорта, потому что западные корпорации навязывают свою ценовую политику и пользуются неконкурентными методами борьбы, для монопольного захвата российского рынка. В первую очередь, параллельная схема восполнит нехватку запчастей для самолетов, автомобилей, станков, подшипников, наполнит рынок страны спецтехникой и бытовой электроникой.

Предусмотрена новая схема декларирования товара. В Минэкономразвития поясняют, что теперь допускается предварительный ввоз продукции импортером или производителем (под его частные гарантии), а затем (в течение полугода) проведение необходимых процедуры по его сертификации. Существует резонное опасение, что сертификация постфактум может негативно сказаться на качестве продукции и наводнит рынок контрафактом. Здесь понадобятся дополнительные усилия Росаккредитации и Росстандарта, расширение инструментов государственного контроля, возвращение лабораторий и институтов, осуществляющих экспертизу, из коммерческого в унитарный формат, с одновременным повышением их статуса и ответственности.

Безусловно, на этом поле деятельности России очень пригодится и общенациональная система цифровой маркировки и полной прослеживаемости товаров, массовым внедрением которой правительство занимается уже два года. При этом государству придется сломить сопротивление ритейлеров и многочисленных посредников в поставках фальсификата. Однако, опыт избирательного применения цифровой маркировки доказал свою сверхпродуктивность. Поэтому ее масштабирование на весь внутренний рынок уже выглядит неизбежным будущим. Чем скорее оно наступит, тем лучше для экономики и граждан. 

Exit mobile version