Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

О типичных ошибках заказчиков при определении условий и порядка оценки заявок по 44-ФЗ

О типичных ошибках заказчиков при определении условий и порядка оценки заявок по 44-ФЗ
Теги: #44-ФЗ #Правоприменительная практика

Статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), в числе прочего, предусмотрено:

«1. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом».

При этом, статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), в числе прочего, предусмотрено:

«1. Для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Одновременно с этим, порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно – закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определены «Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Однако заказчики довольно часто применяют некорректные показатели оценки и допускают ошибки при установлении критериев оценки заявок на участие в конкурсах.

Предлагаем рассмотреть типичные ошибки, допускаемые заказчиками.

Некорректные показатели оценки заявок участников

Данная ошибка часто допускается заказчиками при выборе критерия «характеристики объекта закупки», в котором могут применяться один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Для оценки заявок по данным показателям должны применяться детализирующие показатели, предусматривающие различные характеристики, образующих такие показатели. Важно при этом, при создании детализирующих показателей, не оставить возможность неоднозначного понимания участниками, либо возможности субъективной оценки заказчиком предложения участника.

Жалобы участников, как правило, поступают по поводу субъективной оценки заказчиками. В извещении должно быть в обязательном порядке уточнено, как начисляют баллы по данному показателю и какие документы для этого применяют.

К некорректным показателям оценки заявок участников можно отнести ошибки заказчиков, когда в нарушение норм, регламентируемых Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», заказчики устанавливают показатели оценки, данным Постановлением не предусмотренные.

К примеру, при желании оценить «квалификацию участников закупки» путем оценки «наличия у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», заказчик забывает, что данный критерий предусматривает применение одного или нескольких из следующих детализирующих показателей оценки:

– общая цена исполненных участником закупки договоров;

– общее количество исполненных участником закупки договоров;

– наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Данная практика подтверждена в частности Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2023 № Ф08-3229/2023 по делу № А63-11792/2022, решениями Ставропольского УФАС России от 12.07.2022 по делу № 026/06/105-1201/2022, Иркутского УФАС России от 21.11.2022, Пензенского УФАС России от 10.03.2023 по жалобе № 058/06/106-127/2023.

Не обоснованы предельные значения показателей

Практика решений Федеральной антимонопольной службы, практика органов суда, свидетельствуют о том, что установление предельных значений показателей, должно быть обосновано. Должно создавать равные условия для всех участников закупок, и не должно ограничивать конкуренцию.

Поскольку целью проведения конкурса является выбор лучшего предложения, установление, например, предельного максимального значения стоимости выполненного контракта, не позволяет получить преимущество участнику, обладающему большим опытом выполнения оцениваемых работ или услуг.

Предельные значения можно устанавливать для количественных показателей при необходимости.

В практике есть примеры, когда нарушением признавали и завышение предельного максимального значения показателя без обоснования.

Данная практика подтверждена в частности Определением Верховного Суда РФ от 12.05.2023 № 305-ЭС23-6452 по делу № А40-81956/2022, решениями Дагестанского УФАС России от 13.03.2023 № 005/06/106-547/2023, Ленинградского УФАС России от 16.03.2022 по делу № 047/06/42-533/2022, ФАС России от 16.02.2022 г. по делу № 28/06/105-299/2022.

Требования заполнить таблицы с данными о квалификации

Как указано выше пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотрено:

«Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом».

В свою очередь, требования к формам документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, позволяющим оценивать предоставленные заявки, определены «Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Требовать иное законом запрещено. Однако часто заказчики просят участников заполнить формы документов, указывая при этом, что в случае отсутствия полного перечня такой информации, представленные документы приниматься к оценке не будут, иными словами, комиссией по осуществлению закупок фактически будет оцениваться правильность соблюдения порядка заполнения названной формы.

Однако документ – форма не является подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредставление в составе заявки на участие в закупке указанного документа не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.

Данные выводы подтверждены в частности Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 № 13АП-512/2023, решениями Санкт-Петербургского УФАС России от 04.10.2022 по делу № 44-3480/22, ФАС России от 10.08.2022 по делу № 28/06/105-2554/2022, Иркутского УФАС России от 18.04.2023 № 038/1888/23.

Предоставление документов об оплате оцениваемого договора

А вот в данном случае, единообразия решений нет. Так, Санкт-Петербургское УФАС России от 20.02.2023 по делу № 44-466/23 посчитало требование заказчика о предоставлении документов об оплате договора, излишним. Поскольку, по мнению УФАС, документы, подтверждающие факт оплаты выполненных работ составленные в ходе исполнения контракта, не являются подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредставление в составе заявки на участие в закупке указанного документа не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.

Ростовское же УФАС при вынесении решения от 20.06.2023 № 061/06/42-2209/2023 в похожей ситуации посчитало иначе. Перечень документов, которыми участники подтверждают опыт, открытый; заказчик вправе установить требование о представлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.

Свое решение контролеры обосновали, в том числе позицией Минфина (Письмо Минфина России от 06.05.2022 № 24-06-07/41956):

«С учетом того что перечень документов, установленный подпунктом «в» пункта 28 Положения (Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о представлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.

Но, при этом, установленные заказчиком информация и документы не должны приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки», считает Министерство финансов Российской Федерации.

Автор: Светлана Попова

20 сентября 2023, 13:26
489
Теги: #44-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.