Site icon Цифровые Закупки

Новые проблемы закупок в условиях санкций – итоги первого дня конференции ФАС России 

Антимонопольная служба проводит в Сочи вторую Всероссийскую Конференцию в сфере закупок. Она снова посвящена насущным потребностям и техническим разночтениям, которые неизбежны в закупочном законодательстве страны. 

Для тысяч поставщиков и заказчиков ключевые разъяснения ФАС России по основополагающим вопросам хозяйственной деятельности стали своеобразной формой комплаенса в закупках. Они помогают действовать без ошибок, правильно трактовать и применять закон. 

Ожидаемо, магистральной темой Всероссийской конференции в сфере закупок стала работа национальной экономики в условиях санкций. Нужно ли редактировать законодательство, внося в него новые правила, или достаточно просто углубить уже существующие нормативные сюжеты? В каких сферах система не достаточно эффективна? Как себя чувствует производственный бизнес в условиях экономической турбулентности, и готовы ли крупные компании следовать явному политическому посылу правительства – взять под свое крыло малое и среднее предпринимательство?  

На последний вопрос в цифрах и фактах ответил глава Корпорации МСП Александр Исаевич. На текущий момент общий объем закупок по 223-ФЗ составляет 7 трлн рублей, это 702 тысячи договоров. Доля МСП в них составляет  4,2 трлн рублей. В деньгах это порядка 55%, а в количестве договоров – 85%. Судя по озвученным данным, инструмент обязательных квот на закупки корпораций у малого бизнеса приносит свои плоды. Однако, по словам Алексадра Исаевича, важен не столько итоговый результат, сколько качество применения данного инструмента, и возможность следить за его предметным воздействием.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил высокую эффективность контрактной системы в условиях санкций. В Минфине скептически относятся к идеям реформирования законодательства, что может привести только к дублированию и усложнению уже существующих норм. 

– Контрактная система устойчиво функционирует и справляется на 100%, а может быть и на все 150%, с учетом санкций со  своими задачами. Наша исходная позиция состоит в том, что если что-то можно не менять, то нужно не менять.  

Со стороны антимонопольной службы был озвучен важный посыл для всех участников закупочной системы как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ – не смотря на особые условия работы национальной экономики, требования к здоровой конкуренции никто не отменял. 

В докладе главы ФАС России Максима Шаскольского, в этом контексте были подвергнуты критическому разбору новые форматы закупок, введенные в связи с санкциями. Помимо истории с единственными поставщиками и эксклюзивным правом региональных заказчиков менять существенные условия контрактов под санкциями, в поле критики ФАС попали и офсетные контракты, и закрытый контур закупок для госкомпаний и госкорпораций по 223-ФЗ. К закупкам в «закрытом» режиме из-за формальных барьеров системы нет доступа у небольших компаний. Анализ таких закупок затруднен и для контроля со стороны государства.    

– Мы часто под принимаемые законодательные решения подводим одну аргументацию, а получаем другой эффект, – отметил Шаскольский. 

Для решения выявленных проблем законодательный и исполнительный блок до конца года наметили два мероприятия. 

Первое проведет Комитет Государственной Думы по защите конкуренции. Об этом сообщил зампредседателя комитета, депутат Антон Гетта: 

– Мы пригласим на заседания Экспертного совета комитета и государственных заказчиков, и госкомпании, и поставщиков и контролеров. Чтобы выработать те решения, которые остро востребованы для большей эффективности закупочной системы страны. Одним из вопросов станет проблема недостоверных сведений для обеспечения победы на торгах. 

О втором рассказал заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов

– По результатам конференции мы создадим рабочую группу, которая подготовит блок предложений. Остро стоит как обеспечение безопасности данных для поставщиков и заказчиков в закупках по 223 Федеральному закону, так и проблема конкуренции. Поэтому у этого вопроса есть продолжение.

Exit mobile version