Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Нормы о временном смягчении закона о госзакупках могут быть продлены на 2021 г. — эксперты

Участники рынка госзакупок ожидают продления на 2021 год срока действия норм о смягчении ряда положений закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), введенных в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Нормы о временном смягчении закона о госзакупках могут быть продлены на 2021 г. — эксперты
Теги: #44-ФЗ

Об этом в ходе круглого стола “Новое в законодательстве о публичных закупках: закон о контрактной системе и закон № 223-ФЗ”, организованного электронной торговой площадкой (ЭТП) ЭТП ГПБ, заявил руководитель управления по нормотворческой работе и правоприменительной практике ЭТП “РТС-тендер” Филипп Тасалов.

“В связи с принятием правительством решения о продлении на 2021 год моратория на плановые проверки малого бизнеса можно ожидать принятия аналогичного решения по нормам, смягчающим положения 44-ФЗ на время пандемии”, – сказал Тасалов.

При этом эксперт отметил, что эти нормы неудачны и громоздки. Так, по его словам, заказчики так и не получили право менять предмет контракта, изменение существенных условий (сроки, цена) возможно только в результате решения правительства РФ, региональных или муниципальных властей по обращению заказчика.

В целом, по оценке Тасалова, эти “антипандемийные” меры не решают проблемы снижения финансовой нагрузки на участников закупок.

Как сообщалось, в марте текущего года были приняты поправки о смягчении норм 44-ФЗ в связи с пандемией. В числе прочего они предусматривают, что заказчики (по соглашению сторон) в 2020 году могут менять из-за пандемии коронавируса цены госконтрактов, сроки их исполнения. Это возможно при условии обоснования заказчиком необходимости изменений, а также при наличии решения высшего органа исполнительной власти.

Еще одна норма позволяет правительству РФ временно, до конца текущего года, устанавливать “иные случаи” (в дополнение к тем случаям, которые предусмотрены 44-ФЗ) госзакупок у единственного поставщика.

Другая поправка предоставляет заказчикам право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечения исполнения госконтрактов.

Кроме того, одной из поправок предусмотрено списание суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

Помимо этого, пандемия коронавирусной инфекции была признана регуляторами обстоятельством непреодолимой силы, и заказчики получили право осуществлять закупки у единственных поставщиков любых товаров, работ, услуг при введении режима повышенной готовности.

“При введении режима повышенной готовности в связи с распространением новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона “О контрактной системе” (44-ФЗ – у единственного поставщика), поскольку распространение такой новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы”, – говорилось в письме Минфина.

Тогда же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России (также в официальном письме) дала разъяснения в отношении госзакупок в условиях пандемии коронавируса. Из документа следует, что при рассмотрении дел в сфере госзакупок служба будет учитывать эту пандемию как обстоятельство непреодолимой силы.

“Пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, что необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок” – говорилось в письме.

Также в разъяснениях ФАС отмечалось, что закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19, могут осуществляться у единственного поставщика – при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки.

Стоит отметить, что, по данным ФАС, неправомерное использование заказчиками этой нормы стало наиболее распространенным нарушением. Так, по словам заместителя начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Ольги Горбачевой, некоторые заказчики стараются на основании этой нормы осуществлять закупки, например, в сфере строительства.

Ранее на основании данных системы анализа закупок “Интерфакс-Маркер” (ранее – “СПАРК-Маркетинг”) группы “Интерфакс” отмечалось, что доля госзакупок у единых доставщиков вследствие чрезвычайной ситуации в январе-июле текущего года составила в РФ менее 5% от общего объема госзакупок. За этот период госзаказчики заключили 128,5 тыс. контрактов с едпоставщиками вследствие ЧС. Общий объем таких контрактов составил 224,56 млрд рублей, что составляет около 4,7% общего объема заключенных госзаказчиками контрактов – 4,7 трлн рублей.

Большую часть таких контрактов госзаказчики заключили в период и после самоизоляции, введенный в рамках борьбы с пандемией. С апреля по июль текущего года было заключено 122,2 тыс. контрактов на 198 млрд рублей.

2 декабря 2020, 16:36
65
Теги: #44-ФЗ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.