Минфин РФ предложил дополнительно обсудить рекомендации Аналитического центра при правительстве РФ, направленные на снижение доли несостоявшихся госзакупок, следует из выступления заместителя министра финансов Алексея Лаврова в ходе «круглого стола», посвященного вопросам высокой доли несостоявшихся госзакупок.
«Рекомендации АЦ — вопрос дискуссионный, — сказал Лавров. — Что можно, то уже делается (речь идет о положениях оптимизационных поправок к закону «О контрактной системе», вступивших в силу с 1 января текущего года и направленных на упрощение и автоматизацию различных процессов в сфере закупок), а каких-то новых концептуальных предложений нет».
«Сокращение количества несостоявшихся закупок не должно быть самоцелью, — добавил Лавров. — Перевод таких закупок в закупки у единственного поставщика — не выход. По факту, все останется как было — но при этом остальные потенциальные участники закупок не получат даже шанса принять в них участие».
Всего, по данным АЦ, в прошлом году на долю контрактов с единственным поставщиком пришлось 62% от общего числа госзакупок. Причем немногим больше половины этих контрактов были заключены по результатам несостоявшихся закупочных процедур (32% от общего числа закупок). Оставшиеся контракты были заключены по результатам закупки у единственного поставщика (30% от общего числа закупок).
При этом в материалах АЦ отмечается, что в ходе 75% несостоявшихся закупок была подана только одна заявка. Еще 17% несостоявшихся закупок оказались именно такими — не было подано ни одной заявки.
К числу причин высокой доли несостоявшихся госзакупок АЦ относит занижение заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, низкий уровень конкуренции, картелизацию и сговор на закупках, крупные контракты, различные административные и нормативные барьеры, создающие для потенциальных поставщиков затруднения при выходе на рынок госзакупок.
Для решения этих проблем эксперты АЦ рекомендуют использовать повышающие коэффициенты при определении цены контрактов и автоматизировать процессы ее расчета, развивать конкуренцию на рынках простой продукции, автоматизировать процессы выявления картельных сговоров, вносить информацию об участниках картелей в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), расширять применение автоматизированного контроля за действиями участников закупок и т.п.
В свою очередь Лавров подчеркнул, что текущая ситуация скорее положительная, чем отрицательная, поскольку несостоявшиеся закупочные процедуры — не незаключенные контракты. «То есть, результат есть, и заказчики получают то, что им необходимо, — сказал заместитель министра финансов. — А 30% контрактов с единственными поставщиками, заключенные по результатам несостоявшихся закупок, это контракты с квази-едпоставщиками, сложившиеся, по факту, в конкурентной среде».
Комментариев пока нет