Site icon Цифровые Закупки

Минфин планирует заняться вопроса демпинга в госзакупках после решения проблемы с ценообразованием

«Надо навести порядок с определением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), чтобы она изначально не была завышена, — сказал Гриненко. — Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях».

По словам Гриненко, Минфин по поручению правительства занимается изучением влиянии снижения цен на качестве исполнения контракта. «По статистике не проводится четкого вывода о том, что снижение в 25% (порог снижения цены, который считается демпингом) отрицательно сказывается на исполнении контракта, — сказал он. — Прямой зависимости между снижением и исполнением не просматривается».

«Хотели бы обеспечить обоснование цены контрактов стоимостью, сложившейся в том числе в ходе госзакупок, — сказал Гриненко. — Для этого по каждой позиции Каталога товаров, работ услуг Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок планируем вести статистический учет. В том числе ценовой информации».

В свою очередь вице-президента ТПП Елена Дыбова отметила, что во многих сегментах экономики, где высока конкуренция, добросовестные поставщики действительно идут на максимальное снижение цены. Иногда и ниже, чтобы их производства не простаивали. По ее словам, в таких случаях речь может идти о снижении цен, например, на 50% и более.

В то же время, по утверждению Дыбовой, при закупках услуг встречаются случаи именно демпинга, когда поставщики снижают цену контракта на 70-90%.

«Во многих отраслях жесткая конкуренция, и добросовестный бизнес снижает маржинальность по максимуму, — подчеркнула Дыбова. — Но есть недобросовестные участники, и для борьбы с ними необходима экспертиза поставляемого товара, выполняемых работ».

Стоит отметить, что второй оптимизационный пакет поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), подготовленный к настоящему времени, вопросы формирования НМЦК и борьбы с демпингом фактически не затрагивает. Предполагается, что они будут решаться при подготовке третьего по счету оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ. В последний, по словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова, уже планируется включить новые положения о нормировании в госзакупках.

Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале текущего года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркнул, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов.

«Так, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, — говорил Артюхин. — Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает».

«Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, — говорила летом прошлого года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева. — При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства».

«На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует — вариантов много», — отмечала прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова.

Exit mobile version