Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Как объять необъятное, Или новый функционал контрактной службы

Минфин России обновил Типовое положение о главном закупочном органе заказчика
Как объять необъятное, Или новый функционал контрактной службы
Теги: #Минфин

19 октября 2020 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало  Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.07.20 г. № 158н «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее – Приказ 158н).

Этот документ призван заменить Приказ Министерства экономического развития РФ от 29.10.13 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее – Приказ 631), выпущенный ведомством в его бытность регулятора контрактной системы. Данный приказ утрачивает силу в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 20.08.20 г. №547.

При беглом просмотре Приказа 158н кажется, что ничего революционного Минфин не предложил, а просто актуализировал типовое положение с учетом изменения законодательства в сфере закупок. Однако при внимательном прочтении выявляется комплекс существенных изменений/нововведений, а именно, что при планировании закупок контрактная служба «разрабатывает требования к закупаемым Заказчиком … отдельным видам товаров, работ, услуг …» (п. 3.1.4.), а при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – «осуществляет описание объекта закупки» (п. 3.2.2.2.). Важно отметить, что в соответствии с п. 1.3. «контрактная служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями (службами) Заказчика».

Данные требования представляются чрезвычайно важными и, по сути, требующими от работников контрактной службы обладания не только знаниями в сфере обеспечения закупочной деятельности, но и глубокими знаниями объектов закупки. Как мы прекрасно знаем, закупки в рамках одной организации простираются –  от канцелярской продукции до сложной техники и серьезных ремонтных работ. В условиях необходимости описывать все многообразие объектов закупки работники контрактной службы должны будут обладать комплексом знаний по всем таким объектам, а значит понимать не только общие принципы действия, но и знать функциональные, качественные, эксплуатационные и другие характеристики, что попросту невозможно, учитывая, что численность таких работников в соответствии с Приказом 158н может быть всего два человека.

Читатель резонно может спросить:  а как же дела обстоят в настоящее время? Вот тут важно понять, какая формулировка заложена в пока еще действующем Приказе 631. Так, в соответствии с п/п «г» п/п 2 п. 13 контрактная служба осуществляет подготовку извещений … , документации … о закупках (за исключением описания объекта закупки), …», а в соответствии с п/п «е» п/п 2 п. 13 «организует подготовку описания объекта закупки в документации о закупке».

Что называется, почувствуем разницу: сейчас контрактная служба «организует подготовку описания объекта закупки», а будет ««осуществлять описание объекта закупки».

И действительно, в настоящее время, как правило, контрактная служба в этой части плотно работает с инициаторами закупки – различными подразделениями Заказчика, которым необходимо закупить тот или иной товар, работу или услугу. И данный механизм в этом случае закреплен во внутренних документах Заказчика, регламентирующих процесс взаимодействия контрактной службы и иными подразделениями, включая сотрудников, обладающих знаниями в отношении объекта закупки.

Итак, какие варианты организации описания закупки после вступления в силу Приказа 158н могут быть спрогнозированы с точки зрения существующей практики:

 

  1. «Жизнь по старинке» – сохранение существующего процесса взаимодействия между подразделениями по схеме, сложившейся в рамках взаимодействия по Приказу № 631.
  2. Возложение на работников контрактных служб полномочий по полноценной подготовке описаний объекта закупки, что с большой вероятностью приведет к увольнению сотрудников по причине невозможности «объять необъятное» и изучить все возможные объекты закупки, тем более, учитывая серьезные штрафные санкции за допущенные ошибки.
  3. Включение в состав контрактных служб специалистов, обладающих познаниями, связанными со всеми объектами закупки, что для большинства Заказчиков будет практически невозможно как по причине большого ассортимента закупаемой продукции, так и по причине сложности оформления данных трудовых отношений.
  4. Упрощение описания объекта закупки до требуемого и допустимого минимума, например – базирование такого объекта исключительно на каталоге товаров, работ, услуг, однако этот принцип приведет к ситуации «вы нам купили не то, что надо, так как не были учтены особенности, связанные со спецификой работы конкретного заказчика».
  5. Реализация в организации негласного «хулиганского» принципа: «нет описания объекта закупки – нет закупки», однако данная схема приведет к жесткому конфликту между контрактной службой и инициаторами закупки, а также к срывам выполнения заданий, планов, договорных отношений.
  6. Копирование сотрудниками контрактных служб описаний объектов закупки из «чужих» документаций, что неизбежно приведет к переносу в свои документы чужих ошибок, коррупционных нюансов и повлечет целую череду проблем, связанных с закупкой совсем не того, что планировалось.

Таким образом, мы попытались проиллюстрировать, какие последствия может повлечь за собой только одно предложение в Приказе, которое касается основного элемента закупочной системы – описания того, ради чего все процедуры закупки и затеваются. Справится ли контрактная система страны?..

Автор: Павел Лисин

23 октября 2020, 15:07
761
Теги: #Минфин

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.