Site icon Цифровые Закупки

Электронный магазин по 44-ФЗ: принципы работы

Данные агрегаторы торговли в каком-то смысле уравнивают шансы всех участников вне зависимости от масштабов их деятельности – это самым благоприятным образом сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в стране. Остается лишь не упустить открывшиеся возможности, а для этого нужно разобраться в особенностях работы электронного магазина.

После выхода Распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 г. в нашей стране начал работать интернет-агрегатор госзакупок. С ноября 2018 года его использование стало обязательным. Электронный магазин представляет собой площадку для проведения малых закупок. При этом используется формат выбора наилучшего варианта среди полученных от исполнителей предложений. Все подобные процедуры проходят как мини-запрос котировок, иными словами, теперь даже малые закупки являются конкурентными. Чтобы получить возможность пользоваться агрегатором торговли, ИП или юридическому лицу нужно пройти авторизацию в ЕИС.

Считается, что благодаря новой площадке удалось избавиться от барьеров, из-за которых не все потенциальные поставщики имели возможность участвовать в госзакупках.

В рамках электронного магазина закупки осуществляются по упрощенной схеме без необходимости использования процедур по закону 44-ФЗ. А именно допускается заключение договоров на 100–200 тысяч рублей либо на сумму до 400 тысяч рублей – все зависит от предмета торгов. Сегодня разные регионы используют свои электронные магазины, за счет чего последних стало достаточно много. Кроме того, работает единая площадка федерального уровня, известная как «Березка». Она предназначена для размещения закупок всеми федеральными заказчиками либо последние могут выбирать среди ТРУ, уже предложенных исполнителями.

Принцип работы всех электронных магазинов по 44-ФЗ и инструкция к их использованию одинаковы. У покупателя есть возможность зайти на площадку, выбрать нужный ему товар и приобрести его. Если не удалось найти подходящий продукт, он размещает извещение о закупке, после чего исполнители подают свои предложения по цене. Заказчику остается только остановиться на самом выгодном варианте.

При работе с электронным магазином малых закупок по закону 44-ФЗ важно понимать разницу между этим форматом и запросом котировок. Главное отличие состоит во временных рамках. Электронный магазин по 44-ФЗ более свободен в сроках, позволяет выбирать между срочной и обычной закупкой. Если заказчику необходимо получить определенный товар в кратчайшее время, он составляет документ, в котором поясняет причины такой спешки, после чего осуществляет процедуру за два рабочих дня. На простую закупку уходит неделя, если считать от публикации извещения до заключения соглашения с исполнителем.

Преимущества агрегаторов торговли

Электронные магазины по 44-ФЗ создавались постановлением правительства, чтобы обеспечить и упростить налаживание связи государственных заказчиков с поставщиками, готовыми выставлять свои предложения в системе закупок. В результате малый и средний бизнес получает равные права с крупными организациями, а значит, больше шансов на работу с госзаказом.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) позволяет:

Работа с электронным магазином

Для использования электронного магазина по 44-ФЗ, то есть размещения извещений, подачи ценовых предложений, заключения договоров, нужно иметь электронную цифровую подпись. Сразу скажем, что не требуется покупать или оформлять ее дополнительно – вы вполне можете продолжать работать с ЭЦП, которую изготовили для ЕИС и ЭТП.

Для начала деятельности через электронный магазин заказчику и исполнителю нужно провести регистрацию организации. Далее необходимо зарегистрировать конкретное лицо, которое будет пользоваться площадкой от имени компании, и сохранить его электронную подпись. После этого заказчик получает возможность формировать извещения о закупке. Отметим, что задача сильно упрощается, так как нет необходимости создавать сам документ извещения – все данные сформируются через магазин. Остается только прикрепить техническое задание, проект договора с поставщиком, после чего можно размещать закупку.

Исполнитель находит интересующие его торги и только обозначает сумму, за которую он согласен предоставить ТРУ. В установленный срок заказчик выбирает победителя, выполнившего требования извещения и предложившего наименьшую стоимость работ. Далее в проект контракта вносятся сведения победителя, названная им цена, после чего документы передаются исполнителю. У последнего есть возможность по 44-ФЗ подписать договор прямо в электронном магазине или сделать это вживую, после чего отправить бумаги почтой. Теперь заказчик, со своей стороны, должен подписать соглашение, после чего оно получает юридическую силу.

Каталог товаров электронного магазина больше всего напоминает любую торговую интернет-площадку. С той лишь разницей, что в данный список любой поставщик может внести свою продукцию. Это облегчает задачу покупателя, ведь ему необязательно публиковать извещение о закупке, если удалось найти нужную продукцию среди предложенного ассортимента.

Когда заказчик заинтересовался товаром, он направляет все необходимые документы, в том числе проект контракта, исполнителю. Тот знакомится с условиями возможной сделки и либо соглашается их принять, либо отказывается. Кроме того, сведения о размещенных товарах могут использоваться покупателем для установления НМЦК.

Особенности закупок через электронный магазин по 44-ФЗ

Электронные магазины редко считаются самостоятельными площадками. Обычно они представляют собой часть региональных/муниципальных информационных систем в сфере закупок, для интеграции с которыми могут использоваться специальные продукты. В прошлом году 19 региональных электронных магазинов прошли интеграцию с Порталом поставщиков Москвы. В результате НМЦК снизилась в среднем на 10 %. Электронный магазин по 44-ФЗ оставляет заказчику возможность выбирать форму заключения контракта с поставщиком, то есть допускается соглашение в электронном или традиционном виде на бумажном носителе.

В магазине большой выбор товаров широкого потребления, таких как хозтовары, канцелярская продукция, офисная техника. Нередко проводятся закупки на поставку продуктов питания.

При отсутствии предложений с необходимыми ТРУ либо при уклонении исполнителя от заключения контракта заказчик может провести торги за пределами данной площадки. Закупка без использования электронного магазина может также быть обоснована статьей 34 БК РФ, если заказчику без помощи данного ресурса удалось найти поставщика, предложившего более низкую цену. Поясним: в данной статье говорится, что закупка должна быть эффективной и экономной.

Работа через «Березку» предполагает выплату победителем закупки комиссионного сбора. Тогда как во многих региональных электронных магазинах такого условия нет, отсутствует обеспечительный платеж, что делает применение подобной площадки более привлекательным.

Заказчикам такой формат работы также выгоден. В первую очередь, таким образом обеспечивается прозрачность процедуры, поэтому надзорные инстанции не смогут предъявить претензию за заключение контракта по завышенной цене либо увидеть в действиях поставщика нарушение антикоррупционного и антимонопольного законодательства.

3 примера электронных магазинов

Корпоративный интернет-магазин.

Корпоративный интернет-магазин (КИМ – www.roseltorg.ru/kim) открыт для проведения закупок малого объема госкорпораций и органов власти. Регистрация и работа исполнителей является бесплатной. Открыв личный кабинет на этом портале, компания может размещать свои прайсы, искать покупателей, продавать ТРУ государственным заказчикам. Немаловажно, что подобная деятельность не требует участия посредников. Если заказчик размещает запрос, поставщик изучает его и дает ответ. Далее может быть подписан договор.

Корпоративный магазин Росатома.

Данная площадка находится по адресу www.rosatom.b2b-center.ru/catalog/about/ и используется для проведения закупок на сумму не более миллиона рублей крупными предприятиями, ведущими деятельность в атомной сфере. Здесь можно зарегистрироваться бесплатно, торги осуществляются в электронном виде. Есть сервис для заключения контрактов, последние подписываются при помощи электронной подписи.

Электронный магазин ОАО «РЖД»

Данный портал можно найти по ссылке eshoprzd.ru. Речь идет об автоматизированной информационной системе электронной торговли, в рамках которой РЖД проводит закупки малого объема для обеспечения своих потребностей. Компания расходует свыше 100 миллиардов рублей на приобретение ТРУ у малых и средних предпринимателей – от поставок питьевой воды в офисы до проведения серьезных строительных работ. Этот электронный магазин (по 44-ФЗ) функционирует в режиме реального времени. Исполнители проходят бесплатную регистрацию, сразу получая возможность разместить свои предложения сотрудничества еще до направления запроса заказчиком. Далее их цена отображается у всех участников системы. Таким образом, шансы найти покупателя и заключить сделку серьезно возрастают.

Данная площадка обеспечивает прозрачное проведение процедуры. Сам формат не позволяет организовывать фальшивые конкурсы для победы заранее выбранного контрагента. Все участники знают регламент, поэтому имеют возможность отслеживать ход торгов. Работа на площадке выгодна РЖД, так как позволяет сократить расходы на проведение тендеров. Полезна площадка и для исполнителей, представляющих малый и средний бизнес, ведь они могут без участия третьих лиц выйти на новые, ранее недоступные каналы сбыта.

ФАС о закупках в электронном магазине

Согласно письму ФАС РФ № МЕ/4930/20, в актуальных законах о контрактной системе нет норм, по которым покупатели государственного, муниципального уровня и исполнители должны осуществлять закупки малого объема только через электронный магазин.

По мнению антимонопольной службы, осуществление закупок малого объема через подобную площадку считается правом, а не обязанностью. Пункт 5 ч. 1 ст. 15 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает принимать акты и осуществлять действия, которые способны стать причиной для ограничения или полного отсутствия конкуренции. Поэтому не могут быть установлены правила для покупателей по выбору поставщиков ТРУ. Субъект РФ может принять нормативно-правовой акт, по которому заказчики обязаны закупать товары и услуги через электронный магазин на конкретной ЭТП. Но если в законодательстве РФ нет порядка выбора ЭТП, появляется вероятность несоблюдения норм антимонопольного законодательства, а именно – предоставления преимущества оператору одной из ЭТП.

Источник

Exit mobile version