Госзаказчикам и госкомпаниям приходится идти на создание подведомственных или дочерних организаций для реализации сложных ИТ-проектов из-за жесткости закупочного законодательства РФ, заявил директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Михаил Петров в ходе онлайн-встречи с участниками ИТ-рынка, организованной некоммерческим партнерством “Руссофт”.
“Жесткость и негибкость 44-ФЗ (закон “О контрактной системе”) толкает ФОИВы на создание подведов (подведомственных организаций) для разработки сложных ИТ-решений (необходимых в рамках цифровой трансформации госорганов – ИФ), – сказал Петров. – По закону, в техническом задании заказчик должен прописать, что именно он хочет получить в результате реализации проекта – и по итогам получить именно это”.
В то же время, по его словам, не все проекты можно сразу формализовать согласно требованиям законодательства. Особенно в случаях, связанных с цифровой трансформацией, когда задачи проекта могут меняться или дополняться по ходу его реализации. В результате заказчикам приходится при реализации таких проектов ориентироваться на собственные силы (включая подведомственные организации).
В свою очередь президент “Руссофта” Валентин Макаров отметил, что аналогичная ситуация складывается у крупных госкомпаний.
“Прорабатывали эту тему с “Росатомом”, – сказал Макаров. – Не всегда возможно четко задать параметры ИТ-проекта или необходимого ИТ-решения”.
Петров отметил также, что дополнительно ситуация усложняется децентрализацией процесса информатизации госорганов.
“Формально Минцифра (Минкомсвязи) должно согласовывать ведомственные планы информатизации и при необходимости корректировать их (например, отправлять на доработку с учетом замечаний, рекомендаций – ИФ), – сказал Петров. – По факту, координации и централизации в вопросах информатизации госорганов нет – ведомства используют различные стандарты, платформы, решения”.
По словам Петрова, необходим госорган, который бы занимался вопросом централизованной информатизации госорганов, что позволило бы сократить затраты на информатизацию. По его мнению, эту задачу могло бы решать Минкомсвязи или Минэкономразвития.
При этом Петров подчеркнул, что департамент аудита цифрового развития и связи СП РФ включает в отчеты Палаты информацию о расходах федерального бюджета на связь и информатизацию, а также о результатах аудита федеральных информационных систем. В настоящее время департамент активно расширяется, в том числе из-за запуска в госорганах проектов по цифровой трансформации.
Комментариев пока нет