Site icon Цифровые Закупки

Диверсификация как элемент госпланирования

К 2030 году, согласно указам В.В. Путина необходимо обеспечить 50 % выручки предприятий ВПК за счет продажи гражданской продукции. В текущем году, доля гражданской продукции уже должна составлять 17% от выручки. Решение данной задачи должно стать основой повышения уровня производительности труда до среднемировых значений.
В этой связи, существует мнение, что массовый выпуск гражданской продукции, в ближайшее время, без государственного заказа – в России невозможен.
При этом «по умолчанию» забывается, что в СССР расходы на выпуск оборонной продукции покрывались доходами от продажи производимыми предприятиями ОПК товарами народного потребления. Соотношения цен были совсем иными, в условиях жесткого планирования и отсутствия конкуренции между предприятиями-производителями цены стремились к себестоимости в военной продукции и разумно обосновывались для гражданской. Люди, принимавшие решение о начале приватизации предприятий надеялись, что прибыль, оставшаяся в руках новых владельцев (в советское время только 1/20 от прибыли оставалась на предприятии), позволит перевооружить предприятия на выпуск гражданской продукции. Но жажда наживы и угар от личной собственности в масштабах страны сыграли злую шутку. Некомпетентность (по сути — предательство) ВПР позднего СССР никоим образом не может являться подтверждением мнения о том, что снизившиеся доходы от продажи нефти – подорвали экономику и развалили СССР.
В начале 80-х годов прошлого века разведка США попросила технологов компании Боинг определить максимальное количество истребителей, которое может выпускать советская промышленность. Их ответ был: СССР не может выпускать более 150 истребителей в год. Они ошиблись более чем в два раза – мы выпускали 360 истребителей в год. Такие показатели были достигнуты за счет жесткого административного управления кооперацией при производстве необходимых комплектующих.
К вопросу о повышении производительности труда следует вспомнить, что согласно плану ГОЭЛРО удвоение объема промышленной продукции планировалось за счет увеличения количества рабочих в промышленности на 20%. И эти планы были перевыполнены. Возможно ли на современной промышленной базе увеличить выпуск гражданской продукции вдвое?
После «перестройки» взаимоотношения между предприятиями изменились в корне. Приоритет гражданского права над административным управлением значительно усложнил кооперацию при создании сложной техники. А в условиях, когда изначально в стране были созданы крупные предприятия узкоспециализированной направленности, это привело к монопольному завышению стоимости выпускаемой продукции или услуг.
Кстати, за рубежом, у наших стратегических «друзей», проблема конверсии после снижения накала «холодной» войны также была озвучена. Но, в связи с тем, что военная продукция в США в большой мере создавалась на основе технологий, первоначально предназначенных для гражданского применения – у предприятий ВПК США изначально был большой конверсионный задел.
И вот теперь в России стоит задача научить предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию на гражданский рынок. Но складывается чувство, что если государство не обеспечит «ГосГражданЗаказ» на выпуск гражданской продукции, мы не сможем выполнить указания президента России о переходе производственных мощностей предприятий ВПК на выпуск гражданской продукции. А значит у Минпромторга появляется еще одна задача: разработать и реализовать государственный заказ на выпуск гражданской продукции.
Работы по конверсии производства ведутся, например, из новостей 2018 — 2020 гг.:
Концерн КЭМЗ увеличил долю гражданской продукции на 20% (ее доля в полной выручке не указывается:). Такое увеличение объемов выпуска гражданской продукции связано, в том числе и с уменьшением заказов оборонного значения, что в минувшем году сказалось на общем темпе роста производства.
Холдинг «Технодинамика» возобновил производство электронасосов серий НЦУ и НСУ для пищевой, сельскохозяйственной и нефтяной промышленности на базе Уфимского агрегатного производственного объединения. Это позволило увеличить долю гражданской продукции выпускаемой предприятием до 30 %.
В рамках перехода оборонных заводов на производство гражданской продукции Минэкономразвития предложило освободить их от выплаты дивидендов. Высвободившиеся средства планируется направить на увеличение основного капитала предприятий и довести его величину в оборонной промышленности до 25 % от ВВП.
Правительство России ограничило закупки иностранных промышленных товаров для государственных нужд, за исключением стран, входящих в Евразийский экономический союз. Аналогичная мера уже действует для закупок на нужды обороны страны. В перечне товаров, на которые распространяются ограничения, 125 позиций, в том числе станки и оборудование для промышленного производства. Под запрет не подпадают закупки единицы товара стоимостью менее 100 тысяч рублей или совокупности товаров общей стоимостью менее 1 миллиона рублей.
По словам президента Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николая Клейна, сегодня у 70 процентов предприятий доля ГОЗ составляет до 75…95 процентов.
Основными проблемами на пути увеличения доли гражданской продукции ОПК являются:
1. Слабые усилия федеральных и региональных властей, направленные на формирование образа потребления отечественных товаров;
2. Низкое качество работы отечественных промышленных платформ/объединений создания комплектующих и конечной продукции. Сохранившиеся к настоящему времени предприятия нацелены на выполнение единичных крупных заказов. Их перевод на выпуск значительных объемов гражданской, дешевой, конкурентоспособной продукции затруднителен;
3. Значительная инерция администраций промышленных предприятий при переходе от административного к гражданско-правовому характеру управления. Отсутствие в массе стремления к взятию на себя ответственности за начало производства гражданской продукции и выходу на новый рынок;
4. Отсутствие стремления у экономической элиты РФ к повышению покупательной способности населения выше уровня, оптимального по соотношению затрат на ФОТ и интенсивности протестных настроений в обществе. Пока большинство жителей РФ будет находиться потребительском «дне» – возникновение собственного внутреннего рынка невозможно. Есть надежда на то, что скорый успех усилий по централизации финансовых потоков в единых руках, позволит правительству, вслед за решением данной «проблемы», приступить к увеличению покупательной способности граждан.

Источник

Exit mobile version