Site icon Цифровые Закупки

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 7-13 марта 2022 года

I. Обзор законодательства

1. Российская Федерация

Директивы Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 2182П-П13кс представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р

(далее – Директивы)

(https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/application/?id_65=135716-direktivy_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ot_06.03.2022__2182p-p13ks_predstavitelyam_interesov_rossiiskoi_federatsii_dlya_uchastiya_v_zasedaniyakh)

Госкомпаниям направлены правительственные Директивы, определяющие особенности исполнения договоров в условиях иностранных санкций, говорится в сообщении Минфина РФ.

Так, рассматриваемые Директивы содержат обязательные указания для госкомпаний, а именно им необходимо в 10-дневный срок со дня получения настоящих директив инициировать проведение заседаний советов директоров (наблюдательных советов) с включением в повестку дня вопроса «О неприменении штрафных санкций, а также о возможности продления сроков исполнения договоров и корректировки цен в 2022 году в случае нарушений обязательств поставщиком (исполнителем, подрядчиком) из-за последствий введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств».

На заседаниях совета директоров представители интересов Российской Федерации обязаны голосовать «за» по двум вышеуказанным вопросам.

По словам директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой, которые приводятся в сообщении, в связи с введением иностранными государствами санкций у поставщиков возникают сложности с исполнением договоров на ранее согласованных условиях, в том числе в части номенклатуры поставляемых товаров, их цены и сроков исполнения обязательств. Разработанные ведомством директивы помогут поддержать поставщиков в текущей экономической ситуации, отметила она.

(далее – Законопроект)

(http://regulation.gov.ru/p/125592)

Дата начала общественного обсуждения: 11 марта 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 25 марта 2022 г.

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021
‎№ 3994-р, и направлен на установление ответственности за нарушение национального режима при осуществлении закупок.

Преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок. По общему правилу, это 15 % или 20 % преференция для отдельных товаров от цены, предложенной участником. (пункты 2, 2.1, 3, 3.1, 4, 4.1 Постановления № 925).

В дополнение к такому преимуществу принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее – Постановление № 2013), которым установлен перечень промышленных товаров, в отношении которых определена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, а также установлен ее размер.

Заказчик вправе самостоятельно, с учетом требований Закона № 223-ФЗ, устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе требования к составу заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок ее отклонения.

Таким образом, учитывая, что Постановлением № 2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, заказчики при формировании положения о закупке самостоятельно регулируют порядок ее достижения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

Относительно реализации инструментов контроля достижения заказчиками минимальной доли закупок российских товаров необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 814 внесены изменения в Положение о размещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2012 № 908 (далее – Положение, отчет).

Согласно Положению заказчики, начиная с 1 октября 2021 г., обязаны ежемесячно размещать отчет, в котором в том числе необходимо указывать сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в отношении которых Постановлением № 2013 установлена минимальная доля закупок.

С учетом изложенного, ввиду того, что порядок процедуры и механизма выполнения минимальной доли закупок российских товаров в рамках Постановления № 2013 не регламентирован, а предусмотрена только обязанность по своевременному размещению отчетов для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ, Минпромторгом России предлагается дополнить статью 7.32.3 КоАП РФ в части административной ответственности за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок сведений о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Это позволит усилить ответственность и контроль в целом за всю систему национального режима, предусмотренную в рамках закупочной системы Российской Федерации, при этом позволит исключить дополнительной нагрузки на должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и дополнительных затрат, необходимых для осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

В целях установления переходного периода предлагается определить дату вступления в силу соответствующего Федерального закона с 1 января 2023 г.

Законопроект не содержит новых требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

1.1. Проект федерального закона № 84920-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проектом предусмотрены, в том числе поправки в статью 30 Закона № 44-ФЗ, в частности, из расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства исключаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий. Данная мера позволит профильным медицинским организациям закупать медизделия и лекарства
у соответствующих таргетных поставщиков.

Законопроект был одобрен в первом чтении.

1.2. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления»

В Постановлении реализованы положения Федерального закона
от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проведение закупки неконкурентным способом допустимо в следующих случаях:

Для проведения таких закупок необходимы следующие условия:

1.3. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783»

Правительство РФ делает бессрочным порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, нарушивших обязательства по государственному или муниципальному контракту из-за внешних санкций.

В соответствии с постановлением для списания пеней и штрафов подрядчику достаточно будет представить госзаказчику письменное обоснование, подтверждающее нарушение обязательств из-за внешних санкций, с приложением документов, если они имеются.

Документом вносятся изменения в ранее принятое постановление Правительства РФ, которое распространяло действие порядка на контракты, заключённые в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах.

1.4. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 350 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Внесены изменения в ряд постановлений Правительства РФ, в частности, постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» в части дополнения предмета контрактов, заключенных на срок не менее чем 3 года, начальная (максимальная) цена которых 1 млрд. рублей и более.

Помимо поставки, сервисного обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автобусов в предмет контракта включены поставки по договору лизинга.

1.5. На сайте regulation.gov.ru размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Подробнее здесь, разработчик Минпромторг России.

Проектом предусмотрено введение административной ответственности за невыполнение квот по закупкам товаров российского производства (производства стран ЕАЭС) с 1 января 2023 года.

Минпромторг России предлагает ввести дополнительные части о нарушении национального режима в соответствующие статьи КоАП в связи с невозможностью проведения объективной оценки факта необоснованного невыполнения минимальной доли со стороны заказчика в имеющейся нормативной правовой базе.

В частности, предлагается дополнить статью 7.30. КоАП («Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») нормами о наложении административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц за нарушение национального режима в госзакупках (не только за не выполнение квот, а за нарушения национального режима в целом).

В зависимости от действий (бездействий) заказчиков, повлекших за собой нарушение национального режима в госзакупках, предлагается ввести штрафы для должностных лиц заказчиков в размере: 20 тыс. рублей; в размере 1% от цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 35 тыс. руб.; 55 тыс. руб.; в размере 1% от цены контракта, но не менее 15 тыс. руб. и не более 55 тыс. руб.; 5 тыс. руб.; в размере 5% от цены контракта, но не более 35 тыс. руб. 55 тыс. руб.

Для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере 55 тыс. руб. и 510 тыс. руб.

Подобные нормы также предлагается добавить в статью 7.32. КоАП «Нарушение порядка заключения, изменения контракта». В данном случае для должностных лиц заказчиков предусмотрены штрафы в размере 1% от цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 35 тыс. руб., трехкратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или цен товаров, работ, услуг, количество и объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения, 25 тыс. руб., 5-15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до двух лет, от 25 до 55 тыс. руб.

На юридических лиц новыми положениями этой статьи будут налагаться штрафы в размере 1% цены контракта, но не менее 55 тыс. руб. и не более 310 тыс. руб., в размере трехкратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения, 210 тыс. руб., от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 320 тыс. руб.

В пояснительной записке приведен ряд основных нарушений национального режима в рамках госзакупок:

Для госкомпаний, для которых были введены квоты на закупку российской продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013), также предлагается ввести штраф за неразмещение в ЕИС информации о закупках товаров российского происхождения. Для должностных лиц госкомпаний предлагается установить штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Отсутствие штрафов для госкомпаний за невыполнение квот по закупке российской продукции обусловлено тем, что постановлением РФ № 2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, заказчики при формировании положения о закупке самостоятельно регулируют порядок ее достижения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

Дата начала общественного обсуждения: 11 марта 2022 г.

Дата окончания общественного обсуждения: 25 марта 2022 г.

1.6. Минстрой России дал пояснения по вопросу об определении начальной (максимальной) цены контракта

Исходя из пояснений, представленных в письме, в случае, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.

В случае, если проектная (сметная) документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Росстатом для соответствующего периода.

Письмо Минстроя России от 14.02.2022 № 5167-ИТ/09

1.7 Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140011)

Указанным Федеральным законом были установлены особенности регулирования градостроительной деятельности, земельных и жилищных отношений в 2022 г.

В частности, Федеральным законом установлены следующие особенности предоставления в 2022 году земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

  1. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
  2. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Также Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

Кроме того, до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

— на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

— на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Важно заметить, что срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с вышеуказанным дополнительным соглашением, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

Такое дополнительное соглашение арендодатель обязан заключить с арендатором в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом, также предусматривают упрощение порядка проведения правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что позволит минимизировать случаи приостановления и отказов в осуществлении указанных процедур.

Федеральный закон вступает в силу с 14.03.2022 года.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. «Санкционные» госкомпании прекратили размещать информацию о своих закупках в системе госзакупок.

Российские госкомпании, находящиеся под санкциями, с 07.03.2022 прекратили размещать информацию о своих закупках в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»

Напомним, что документ предоставляет право госкомпаниям, в отношении которых введены санкции, не размещать в ЕИС в сфере закупок информацию, как о своих закупках, так и о своих поставщиках, с которыми заключены договоры.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2400

2.2. Госкомпаниям в 2022 г. могут выделить дополнительные средства на закупку российских автомобилей

Госкомпаниям и госзаказчикам РФ в текущем году могут дополнительно выделить до 20 млрд рублей на закупку автомобилей российского производства, сообщил источник, знакомый с предложениями Минпромторга, подготовленными министерством для включения в единый план по реализации антикризисных мер.

По словам источника, речь идет о выделении федеральным органам исполнительной власти и компаниям с госучастием дополнительных бюджетных ассигнований на закупки высоколокализованной российской автомобильной техники. На эти цели в текущем году Минпромторг предлагает выделить дополнительно 20 млрд рублей.

Предполагается, что это позволит поддержать спрос на автомобильную технику отечественного производства.

В случае принятия этого предложения Минпромторг, Минфин и Росимущество должны будут к маю текущего года подготовить проект соответствующего правительственного постановления.

Как сообщалось, правительство РФ с 2016 года принимало меры, направленные на поддержку российских автопроизводителей. В частности, ежегодно выделяло по 10 млрд рублей на обновление в регионах парков школьных автобусов и автомобилей «скорой помощи». В 2020 году президент Владимир Путин на совещании с автопроизводителями распорядился о ряде мер антикризисной поддержки автопрома. В частности, поручил выделить дополнительные 5 млрд руб. на дополнительный госзаказ машин «скорой помощи».

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2410

2.3. Госкомпаниям запретили применять к поставщикам штрафные санкции за неисполнение договоров из-за санкций

Минфин России сообщил, что госкомпаниям направлены правительственные директивы, определяющие особенности исполнения договоров в условиях иностранных санкций.

Компании с госучастием не смогут применять в текущем году к поставщикам штрафные санкции за неисполнение договоров в связи с введением санкций. Кроме того, они должны обеспечить возможность изменить условия таких договоров.

По словам директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяны Демидовой, в связи с введением иностранными государствами санкций у поставщиков возникают сложности с исполнением договоров на ранее согласованных условиях, в том числе в части номенклатуры поставляемых товаров, их цены и сроков исполнения обязательств, а разработанные Минфином России директивы помогут поддержать поставщиков в текущей экономической ситуации.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2404

2.4. Дмитрий Чернышенко: «Биржа импортозамещения» обеспечит прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками

По поручению Правительства РФ Минпромторг и Минцифры запустили новый онлайн-сервис «Биржа импортозамещения». Он создан на электронной торговой площадке ГПБ на базе Государственной информационной системы промышленности. Поручение разработать новую систему было дано в связи
с повышением спроса на отечественную промышленную продукцию. «В России достаточно производителей комплектующих, которые раньше не выдерживали конкуренции с иностранными поставщиками. Они готовы снабжать рынок своей продукцией, восстанавливая разорванные из-за санкций цепочки поставок. Поэтому Правительством было дано поручение Минпромторгу и Минцифры создать цифровой сервис «Биржа импортозамещения». С помощью него будет обеспечено прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. Система также снизит бюрократические и административные нагрузки на предприятия. В дальнейшем цифровой сервис будет совершенствоваться. В базу постепенно включат не только отечественных, но и иностранных поставщиков, готовых продолжать или начать сотрудничество с Россией», – сказал Дмитрий Чернышенко.

По информации Минпромторга, с помощью «Биржи импортозамещения» заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики – направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников. Система позволит собрать широкую базу поставщиков и автоматически рассылать приглашения к торгам. Она также будет осуществлять проверку производителей и их продукции на соответствие требованиям заказчика. Кроме того, за счёт дополнительных финансовых сервисов – банковской гарантии, факторинга и лизинга – она снизит трудозатраты поставщиков. Следующим этапом развития сервиса станет масштабная работа с каталогизацией и унификацией позиций, а также применение алгоритмов машинного обучения.

Источник: http://government.ru/news/44795/

2.5. В Москве офсетные контракты будут заключать во всех сферах городского хозяйства

Правительство Москвы распространит практику заключения офсетных контрактов на все комплексы городского хозяйства в целях импортозамещения. «Мэр Москвы Сергей Собянин объявил план первоочередных мер, направленных на поддержку столичного бизнеса в условиях санкций. Одна из мер предполагает распространение офсетных контрактов на все сферы городского хозяйства: теперь столица будет подписывать их по максимально широкой номенклатуре продукции, необходимой для государственных нужд. Офсет предусматривает не только поставку товара заказчику, но и встречные инвестиционные обязательства поставщика — создание, модернизацию или освоение производства этого товара на территории города. В рамках объявленных мер поддержки бизнеса земельные участки под строительство таких производств будут предоставляться по льготной ставке 1 рубль», — приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова. Отмечается, что механизм офсетного контракта внедрен в 2016 году при активном сотрудничестве правительства Москвы и Министерства экономического развития РФ. По его условиям, поставляемый товар должен быть отечественного происхождения, а минимальный объем инвестиций — 1 миллиард рублей. Офсет заключается на срок до 10 лет. По закону о контрактной системе участниками конкурса на заключение госконтракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства, могут быть только российские юридические лица. Для бизнеса офсетный контракт — это высокая надежность покупателя, так как Москва является одним из крупнейших госзаказчиков.

Также инвестор получает гарантию долгосрочного сбыта выпускаемой продукции. После выполненных контрактных обязательств компания включается
в региональный реестр единственных поставщиков. В свою очередь, для города офсет — это импортозамещение в социально значимых сферах, трансфер технологий, стимулирование инвестиций в реальный сектор, повышение промышленной безопасности за счет высокотехнологичного оборудования, создание рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и снижение расходов на госзакупки.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/14035677

2.6. Госдума приняла в I чтении законопроект об электронном голосовании на общих собраниях СНТ

Разработанный Росреестром законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества принят Государственной Думой в четверг в первом чтении.

Законопроект в том числе предлагает разрешить использование электронных средств при принятии решений общим собранием членов товарищества – в очно-заочной и заочной форме. В качестве площадки для голосования предлагается использовать портал госуслуг (ЕПГУ).

На необходимость введения подобной формы голосования в том числе повлияла пандемия коронавируса, когда из-за ограничительных мер были запрещены публичные мероприятия и массовые собрания. Дистанционный способ голосования будет также удобен многим дачникам из числа городских жителей, которые не проживают на даче постоянно, отмечают в Росреестре.

Члены товарищества смогут самостоятельно закрепить в уставе вопросы, по которым будут голосовать с применением электронных средств, и порядок голосования. Также будет определён перечень электронных средств – например, заочное голосование может проводиться с использованием сайта СНТ, а очное обсуждение вопросов – в формате видеоконференции с применением мессенджеров. То есть будет возможность выбирать и комбинировать способы голосования, совмещать уже привычные (например, направлять решения в письменной форме) с электронным голосованием удалённо.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/gosduma-prinyala-v-i-chtenii-zakonoproekt-rosreestra-ob-elektronnom-golosovanii-na-obshchikh-sobrani/

 2.7. Росреестр разъяснил, где можно узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости и посмотреть историю её изменений.

В 2022 году во всех регионах России пройдет государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году – объектов капитального строительства. Такая норма введена Федеральным законом № 269-ФЗ, принятым в июле 2020 года. Кадастровая оценка необходима для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, на основе которой рассчитывается налог на имущество и земельный налог.

По новому закону кадастровая оценка будет проводиться раз в 4 года, а в городах федерального значения — раз в 2 года (в случае принятия такого решения).

Теперь же установлен единый цикл кадастровой оценки, что обеспечит по всей стране актуальную кадастровую стоимость на единую дату по единой методологии, а значит — актуальную налоговую базу объектов недвижимости.

Эксперты Росреестра рассказали, каким образом граждане могут узнать актуальную кадастровую стоимость своего объекта недвижимости.

Как определяется кадастровая стоимость?

Если рыночную стоимость объекта недвижимости (наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции) можно определить на любую дату, то кадастровая стоимость оценивается на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость определяется на основе рыночной и иной информации о характеристиках объекта недвижимости, его окружении, так называемых ценообразующих факторов. Например, при расчете может учитываться город и район (местоположение), в котором расположена недвижимость, материалы, из которых построен объект, его физический износ, площадь, нахождение в границах зон с особыми условиями использования территории и т.д. Методология определения кадастровой стоимости установлена приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226.

Уполномоченными органами власти субъектов РФ, Росреестром, ФГБУ «ФКП Росреестра» и государственными бюджетными учреждениями проведена подготовительная работа, необходимая для определения в 2022 году кадастровой стоимости земельных участков. Оценка проведена одновременно в отношении всех участков, учтенных в ЕГРН на территории субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2022. Это порядка 64 млн объектов недвижимости.

Федеральная налоговая служба самостоятельно начисляет налог на имущество и направляет квитанцию по почте или в личный кабинет налогоплательщика.

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Существует несколько способов:

  1. С помощью публичной кадастровой карты. Этот сервис позволяет узнать кадастровую стоимость земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, сооружений). Чтобы получить информацию, достаточно выбрать объект на карте по кадастровому номеру или использовать расширенный поиск.
  2. С помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. С помощью этого сервиса можно посмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости (в том числе помещений (квартир, офисов), а также дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость. Поиск проводится как по кадастровому номеру объекта недвижимости, так и по его адресу.
  3. С помощью сервиса «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» на сайте Росреестра. Для этого нужно выбрать вкладку «Поиск по кадастровому номеру», ввести его и нажать на поиск. В результате появится информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата ее определения и применения. Здесь же будут отображаться данные о том, как менялась кадастровая стоимость объекта после каждого проведения государственной кадастровой оценки.
  4. С помощью выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Она предоставляется бесплатно в течение трех рабочих дней. Ее можно получить онлайн на сайте Росреестра, а также в офисах МФЦ.

Из-за чего может поменяться кадастровая стоимость?

Как правило это происходит, если между турами оценки изменяются характеристики объекта. К примеру, кадастровая стоимость может увеличиться, если стала больше площадь объекта (сделали пристройку к дому, увеличили размер земельного участка), если развитие получила инфраструктура (рядом появились новые социальные объекты, метро и т.д. ), если была сделана реконструкция объекта недвижимости.

И наоборот, кадастровая стоимость может снизиться, если площадь объекта уменьшилась, а также когда объект сильно изношен.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/vopros-otvet-gde-uznat-kadastrovuyu-stoimost-obekta-nedvizhimosti-i-posmotret-istoriyu-eye-izmeneniy/

2.8. Правительство России запустило портал «Объясняем.РФ»

Правительство России запустило официальный информационный портал «Объясняем.РФ», на котором будут размещаться ответы на самые актуальные и волнующие граждан вопросы. К подготовке материалов подключатся все министерства и ведомства.

В данный момент на портале уже можно найти ответы на такие вопросы, как: снизятся ли темпы строительства жилья, изменится ли ставка по сельской ипотеке, затронут ли сотрудников предприятий санкции, наложенные на промышленные компании и многие другие.

Также на портале будет доступна форма обратной связи, с помощью которой граждане смогут задать свои вопросы и получить на них ответы от специалистов. Помимо этого, направить обращение можно в личные сообщения в официальных аккаунтах «Объясняем.РФ» в социальных сетях.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/operativno-o-vazhnom-pravitelstvo-rossii-zapustilo-portal-obyasnyaem-rf/

2.9. В Росреестр подано 611,5 тысяч заявлений на учётно-регистрационные действия за прошлую неделю

С 28 февраля по 5 марта 2022 года на учётно-регистрационные действия в Росреестр подано 611 523 заявления. Это почти на 100 тысяч больше, чем за неделю с 14 по 18 февраля 2022 года и на 80 тысяч больше, чем неделей ранее.

На регистрацию ипотеки подано 66 246 заявлений. Из них в электронном виде – 41 815 или более 63% от общего числа. Количество заявлений на регистрацию ипотеки с учётом шестидневной рабочей недели выросло на 13%, а в электронном виде – на 17% по сравнению с неделей ранее.

На регистрацию договоров долевого участия (ДДУ) за последнюю неделю поступило 26 239 заявлений. Из них в электронном виде – 18 841 (около 72%). Регистрация ДДУ в сравнении с предыдущей неделей увеличилась на 39%, в электронном виде – на 36%.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-rosreestr-podano-611-5-tysyach-zayavleniy-na-uchyetno-registratsionnye-deystviya-za-proshluyu-nede/

III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

3.1. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2022 № Ф07-18659/2021 по делу № А56-24306/2021

Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление, УФАС), о признании недействительными решения и предписания.

Заявленные Обществом требования были удовлетворены в суде первой инстанции, апелляция решение поддержала.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось с жалобой в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Рассмотрев жалобу УФАС, кассационная инстанция установила, что Общество являлось заказчиком и осуществляло закупку в форме электронного аукциона соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). Начальная (максимальная) цена договора — 10 124 000 руб., в том числе НДС. Согласно Документации о проведении закупки, единым базисом сравнения ценовых предложений для всех без исключения участников закупки являются предложенные ими цены без учета НДС. Заявки участников закупки сопоставлялись без НДС, при этом из 9 участников 7 являлись лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения. По результатам оценки и сопоставления заявок лучшей была признана заявка участника ООО «ГК РеНовация» с ценой 7 846 100 руб., в том числе НДС (20%), ООО «Технополис» с ценой предложения 6 631 220 руб. (НДС не облагается) присвоено второе место. Не согласившись с результатами оценки, ООО «Технополис» обратилось в УФАС с жалобой на действия закупочной комиссии Общества. Управление признало жалобу обоснованной и выдало Обществу предписание ссылаясь на то, что установленное в закупочной документации условие о сравнении ценовых предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по цене без учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС), является дискриминационным и нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, части 18 статьи 3.2, части 26 статьи 3.4 Закона о закупках, а именно нарушает права потенциальных участников закупки, не являющихся плательщиками НДС, при том, что согласно условиям той же документации договор по итогам закупки заключается по цене, предложенной в заявке победителя закупки.

Суды признали необоснованным довод Управления о том, что установленное в Документации условие о сравнении ценовых предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по цене без учета НДС, является дискриминационным и нарушает права потенциальных участников закупки, не являющихся плательщиками НДС.

Арбитражный суд Северо-Западного округа с нижестоящими судами не согласился, отметив, что при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС. Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участников без учета НДС. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

На основании изложенного, акты нижестоящих судов были отменены, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

3.2. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.2022 № Ф03-343/2022 по делу № А73-10572/2021

Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Управление, УФАС), которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные Обществом требования не были удовлетворены в суде первой инстанции, апелляция решение поддержала.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой.

Рассмотрев жалобу Общества, кассационная инстанция установила, что Ванинская транспортная прокуратура (далее – Прокуратура) выявила нарушения Обществом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в части несоблюдения установленных сроков размещения информации о заключенных договорах в единой информационной системе. Прокуратура возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении и передала материалы в УФАС. Управление признало Общество виновным и выдало постановление о привлечении общества к административной ответственности.

В обоснование своих требований Общество ссылается на то, что незначительное нарушение Обществом срока размещения информации о закупке является основанием для отнесения такого правонарушения к малозначительному. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что правонарушение, допущенное обществом, представляет угрозу общественным отношениям.

Арбитражный суд Дальневосточного округа отметил, что доказательств того, что правонарушение совершено вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля Общества, не представлено, что позволило судам прийти к выводам о правомерном привлечении Общества к административной ответственности. Нарушение выразилось в несоблюдении Обществом части 2 статьи 4.1 Закона о закупках.

На основании изложенного, акты нижестоящих судов оставлены в силе, в удовлетворении кассационной жалобы Обществу было отказано.

3.3. ФАС России: доптребования в госзакупке применяют независимо
от сферы деятельности заказчика

Участник закупки услуг по уборке помещений суда пожаловался, что заказчик незаконно установил доптребования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. По мнению заявителя, установленные доптребования относятся к сфере здравоохранения, образования, науки и не относятся к сфере деятельности заказчика.

ФАС России с этим не согласился и признал жалобу необоснованной. Доптребования в закупке применяют независимо от сферы деятельности заказчика.

Решение ФАС России от 17.02.2022 по делу № 28/06/105-359/2022 

3.4. ВС РФ: поставка товара по заявкам госзаказчика не означает, что надо выбрать весь объем

Стороны заключили контракт на поставку товара медицинского назначения. Обязательства выполняли по заявкам.

В период действия контракта заказчик выбрал не весь объем. После того как его срок истек, поставщик в претензиях требовал сделать выборку полностью.

Суды трех инстанций не согласились с таким требованием:

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Определение ВС РФ от 28.02.2022 № 301-ЭС21-29622

3.5. Ростовское УФАС России установило факт недобросовестной конкуренции при реализации национального проекта

25 февраля 2022 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, поддержав позицию Ростовского УФАС России в отношении ООО «Орис», представившего ложную информацию для подтверждения опыта выполнения работ для победы в закупке и заключения контракта на сумму более 217 миллионов рублей.

В целях реализации национального проекта «Демография» МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» разместило извещение о проведении электронного аукциона на строительство детского сада в жилом районе «Левенцовский» г. Ростова-на-Дону. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила более 240 миллионов рублей. Заказчик установил к участникам закупки требование о наличии опыта выполнения работ
по строительству на сумму не менее 40 процентов НМЦК (более 96 миллионов рублей). ООО «Орис» подало заявку на участие в аукционе и одержало победу, предоставив в качестве подтверждающего опыт документа договор подряда о выполнении работ по капитальному ремонту стоимостью более 97 миллионов рублей. Сомнения в достоверности данного договора возникли в связи с тем, что ранее при участии в закупках компания подтверждала опыт выполнения работ аналогичным документом, у которого совпадал предмет договора и сроки выполнения, но отличалась цена контракта, не превышавшая 90 миллионов рублей. Ростовское УФАС России проверило обстоятельства исполнения договора и установило совокупность доказательств, свидетельствующих о том, что контракт является фиктивным: отсутствовали расчеты между сторонами, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию содержало информацию о другой компании и т.д. Таким образом, ООО «Орис» получило необоснованное преимущество перед другим участником закупки, введя в заблуждение комиссию заказчика. Ростовское УФАС России признало компанию нарушившей требования антимонопольного законодательства и выдало предписание о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в размере более 32 миллионов рублей.

Источник: https://rostov.fas.gov.ru/analytic/11007

3.6.  Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2022 № Ф08-13961/2021 по делу № А63-12250/2020

ИП Майдибор Н.П. (далее — предприниматель) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к государственным органам и должностным лицам об оспаривании действий, решений, допущенных при рассмотрении обращений предпринимателя на незаконные действия организатора торгов: Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее — управление) на право заключения договора аренды земельного участка федеральной собственности.

В рамках указанного дела рассматривалось заявление предпринимателя о признании недействительным (незаконным) решения аукционной комиссии управления об отказе в допуске к участию в аукционе, а также признании недействительным распоряжения управления «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности».

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано, апелляция решение суда первой инстанции оставила в силе.

Изучая доводы кассационной жалобы, проверяя законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, кассационная инстанция не нашла обстоятельств для удовлетворения жалобы предпринимателя.

Как видно из материалов дела, отказом предпринимателя в допуске к участию в аукционе явилось основание неполной оплаты задатка, установленного управлением в извещении о проведении аукциона. Предприниматель в свою очередь настаивал на том, что установленный задаток в размере 4-х годовых размеров арендной платы неправомерен, поскольку противоречит законодательству. Поскольку размер задатка для участия в аукционе законодательством не установлен, постольку Арбитражный суд Северо-Кавказского округа согласился с нижестоящими судами и признал правомерным отклонение заявки предпринимателя.

На основании вышеизложенного, кассационная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.

Exit mobile version