Накануне внесения для рассмотрения депутатами поправки в Закон о контрактной системе прошли очередное обсуждение на заседании Рабочей группы в Государственной Думе РФ.
– Законопроект очень непростой, он требует существенной доработки ЕИС, поэтому потребуется определенный переходный период для его реализации, – сообщил заместитель министра финансов Алексей Лавров. Уже известно, что изменения, предусмотренные законопроектом, будут внедряться поэтапно. С 1 января закон может заработать с некоторыми отложенными нормами, часть из поправок может заработать в полную силу с 1 июля 2021 года.
Александр Жуков, заместитель председателя Государственной Думы РФ:
– В законопроекте содержится порядка 50 значимых нововведений. Можем констатировать, что получили всестороннюю поддержку со стороны общественных организаций, отраслевого сообщества, депутатов Государственной Думы, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы принять поправки как можно скорее. Возможно, ко второму чтению появится возможность внести дополнительные корректировки.
Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку:
– Пакет поправок к закону о контрактной системе прошел максимально широкое общественное обсуждение. На платформе ежегодного Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который, к сожалению, в связи с пандемией был перенесен на следующий год, прошло обсуждение оптимизационного пакета поправок. Сетевым изданием «Цифровые Закупки» была организована онлайн-конференция, в которой приняли участие около 9 тысяч специалистов в сфере закупок. Большинство участников контрактной системы высказались в поддержку оптимизационного пакета поправок: это ряд процедурных изменений, подготовленных Минфином, изменения по порядку обжалования, переход на электронный документооборот и многое другое. Само содержание закона, несмотря на значительные изменения, упрощается: из 44-ФЗ исключат 35 статей. Произойдет переход на нормы прямого действия, сократится количество подзаконных актов, сократится количество способов закупок. Процедура закупок станет удобнее за счет ухода от цикличности и введения других востребованных инструментов.
Полезные инструменты оптимизационного пакета
Наиболее перспективный и резонансный функционал поправок обрисовал заместитель министра финансов Алексей Лавров.
Контракты «под ключ»
– «Контракты под ключ», которые прежде задумывались в качестве пилотной практики для реализации нацпроекта «Здравоохранение», теперь планируется распространить на все случаи. Контракты в стройке – от проектирования до монтажа оборудования – можно заключать по результатам одной процедуры. Это удобно, так как допускает даже возможность пересмотра цены контракта, если, например, при проектировании выясняется, что объект дороже или дешевле.
Еще одна стратегическая идея, заложенная в пакет поправок – сокращение сроков закупочных процедур. По словам Лаврова, в общей сложности блок корректировок, к примеру, таких как сокращение шага аукциона с 10 до 4 минут, позволит выиграть 2-3 рабочих дня в целом, что значительно облегчит жизнь и заказчику, и поставщику.
Одностороннее расторжение
Одностороннее расторжение контракта – достаточно конфликтная тема, в которой также будут нововведения: предполагается сокращение срока процедуры расторжения и введение механизма уведомления через ЕИС.
Единый заказчик
Минфин предложил легализовать практику «совместных закупок». По словам Алексея Лаврова, на федеральном уровне обсуждается тема создания «единого заказчика» в строительной отрасли. Практика может быть распространена и на отраслевые закупки бюджетных учреждений в других отраслях.
Иммунитет для спецсчетов
Часто средства, заблокированные на спецсчетах, оказывались под различными претензиями контрольных органов, что приводило к параличу действий поставщика в процессе закупок. Пакетом поправок вводится иммунитет в отношении средств на спецсчетах (их нельзя будет списывать).
Универсальная предквалификация
Принципиальный вопрос – универсальная предквалификация поставщиков. Сейчас в закупках действует только специальная предквалификация: когда на определенные процедуры могут приходить те, кто обладает специфическим опытом в конкретной сфере деятельности. На общую практику закупок предквалификация не распространяется. Это вызывает целый ряд проблем и массу претензионной работы: компании, которые вообще не знают, что такое 44-ФЗ, впервые сталкиваются с его контрольными требованиями, документацией, сразу претендуют на крупные закупки. Еще большая проблема – «фейковые» поставщики: даже те, кто по-настоящему не претендует на исполнение контракта, никогда не имел опыта реализации работ и не собирается их выполнять, обжалует эти процедуры или занимается «перепродажей» выигранных контрактов. Для подобных случаев вводится универсальная предквалификация: если закупка больше 20 млн рублей (т.е. не относится к сфере малого и среднего бизнеса), поставщик, прежде чем подать заявку, должен подтвердить, что имеет не менее 20% опыта исполнения таких контрактов (как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ). Подавать жалобы сможет только тот, кто соответствует таким критериям.
– Высказывается мнение, что это может ограничить круг участников закупки и снизить конкуренцию. Мы таких рисков не видим. Считаем, что это существенно оздоровит взаимоотношения поставщиков и заказчиков, избавит нас от фирм-однодневок, которые создаются специально для блокирования и обжалования закупочных процедур, – заключил Алексей Лавров.
Что скажут бизнес и отраслевики?
Андрей Садофьев, директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Впервые в законопроекте бизнес получил такое количество стимулов для участия в государственных и муниципальных закупках. Это касается самых разных отраслей. Взять, к примеру, стройку и проектирование. Мы постоянно сталкиваемся со срывом сроков строительства, потому что одна компания делает проект (зачастую оторванный от реальности) а другая – вынуждена по нему работать. Возможно, поправки в закон избавят нас от этой хронической проблемы. Рейтинг деловой репутации станет мощнейшим стимулом для добросовестных поставщиков. Перенос всей претензионной работы в ЕИС также значительно улучшит самочувствие бизнеса в закупках: нельзя будет просто так вскрыть банковскую гарантию. Мы знаем, что у Государственной Думы есть рычаги ускорения рассмотрения законопроектов. Уверены, что сейчас – тот самый момент, когда следует принять поправки как можно скорее. Ведь нацпроекты никто не отменял. Промышленные предприятия в регионах забиты продукцией. Поставщики ждут возможности работать на рынке. Также от лица бизнес-сообщества призываем не останавливаться на достигнутом и в будущем распространить действие оптимизационных поправок на 223-ФЗ.
Лидия Никифорова, председатель Правления Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам:
– У нас 72 региона, и все предложения в оптимизационном пакете являются нужными для нас. Мы неоднократно в течение многих лет работали над их внесением. Хочу подчеркнуть, что помимо повышения конкуренции у Закона о закупках есть еще одна стратегическая цель – это повышение качества закупаемой продукции. Многие инструменты из оптимизационного пакета продиктованы реальными запросами тех, кто работает в контрактной системе. Сделаны первые шаги.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет