ФАС России представила очередную порцию данных по нарушениям антимонопольного законодательства в государственных закупках.
Доля антиконкурентных соглашений в России остается весьма заметной в рамках 44-ФЗ, который традиционно считается более открытым и подконтрольным. Значительные экономические процессы находятся в сфере действия 223-ФЗ. Поэтому судить о степени картелизации всей экономики РФ достаточно трудно.
О содержании новых антимонопольных дел, размерах государственного ущерба и штрафах, взимаемых с нарушителей, рассказали начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев и руководитель Новосибирского УФАС Сергей Гаврилов в ходе онлайн-конференции ФАС посвященной итогам антикартельных расследований Федеральной антимонопольной службы. Мероприятие прошло на информационной площадке ТАСС.
Свежая статистика. Всего в прошлом году ФАС России возбудила 944 дела об антиконкурентных соглашениях. Это, как правило, картели, сговоры на торгах. Примерно треть этих дел касается сговоров с государственными заказчиками, подчеркивают антимонопольщики.
Фармкартели пустили корни
Поскольку в 2020 году страна погрузилась в пандемию, значительное количество зафиксированных нарушений естественным образом теперь связано с закупками в сфере здравоохранения. Кому чума – а кому мать родная! Повышение спроса на лекарства и средства индивидуальной защиты, дефицит некоторых видов товаров на рынке, собрали у государственных заказов целую очередь желающих разбогатеть на коронавирусе. В России остро не хватало сырья для производства масок, респираторов и защитных костюмов. Сверхдоходы делались на изготовлении дезинфицирующих жидкостей: есть подозрение, что ощутимая часть которых «разливаются» в гаражах. Но, как выяснилось, вершину картельной пищевой цепочки занимают вовсе не производители масок и санитайзеров, а фармацевты. Коронавирус не лечится таблетками, но почему бы не подзаработать на фоне общей тревоги.
Только за первое полугодие 2020 года ФАС России возбуждено 20 картельных дел на фармацевтическом рынке. Компании сговаривались между собой с целью повышения цены на некоторые виды лекарств. Среди «мастеров» картельного дела выделились умельцы из Сибирского федерального округа. Статистика ФАС говорит о некоем внешнем улучшении обстановки: в прошлом году было возбуждено 194 антикартельных дела, а в текущем – 84. Однако, в Сибири антимонопольная служба нащупала весьма резонансные дела и намерена их в ближайшее время распутать. Так что, число фигурантов новых дел, а также размеры государственного ущерба к концу года могут значительно вырасти.
Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями ФАС России:
– Сговоры на торгах с органами власти – это, на наш взгляд, самый опасный вид нарушений антимонопольного законодательства. За них предусмотрена суровая административная ответственность – оборотные штрафы для компаний, либо штрафы в процентах от начальной максимальной цены контракта. А для должностных лиц предусмотрена уголовная ответственность.
Андрей Тенишев рассказал о раскрытии двух крупных фарм-картелей. Корни одного из них обнаружились в Новосибирской области.
«Но на самом деле, этот картель охватывает всю Российскую Федерацию», – сообщил Тенишев.
Центральный аппарат ФАС продолжает расследовать цепочку, проводя проверки по этому делу. Другой «лекарственный» картель действует на территории Красноярского края: он также претендует на лидерство, охватывает примерно половину страны и впечатляет своими миллиардными оборотами.
Сергей Гаврилов, руководитель Новосибирского УФАС:
– В 2020 году мы получили 117 сигналов о признаках картельных нарушений на закупках. Данные поступают от коллег из финансовой разведки и от самих участников торгов. Также мы используем результаты наших собственных проверок.
Случайных сговоров не бывает
Не только в мировой, но и российской экономике наблюдается объективный тренд к централизации закупочных полномочий в руках государственных структур. Конечно же, все это в разы повышает рентабельность картельных сговоров. Насколько осознанной и системной является «работа» нарушителей антимонопольного законодательства при работе с государственными заказами в нацпроектах? Это стихийные союзы или продуманные стратегии взаимного обогащения?
По словам Андрея Тенишева, доля так называемых «случайных» нарушений в государственном заказе есть, но она не связана со сговорами. Некоторые допускают ошибки по незнанию законодательства или по причине его неверного истолкования, «самодурство» государственных заказчиков. Однако, нельзя вступить в сговор по неосторожности, подчеркивают в ФАС России. Куда девается разница между рыночной ценой объектов и ценой, которая предъявлена в государственных контрактах?
Подставная ответственность и реальные убытки
Лазейками в госзакупках серьезно обеспокоены и в Совете Безопасности РФ. Так, на совещании в Новосибирске глава ведомства Николай Патрушев привел перечень нарушений, которыми пользуются недобросовестные дельцы, чтобы прикарманить деньги нацпроектов. Сюда вошли подделка отчетности, завышение стоимости услуг, оплата невыполненной или выполненной некачественно работы. Это «далеко не полный перечень нарушений».
Николай Патрушев рассказал, что во время проведения торгов выявляется заинтересованность некоторых «должностных лиц» и сотрудников госкомпаний в победе определенных предприятий. Более того, при анализе также обнаруживается финансовая взаимосвязь между участниками. По мнению Патрушева, это указывает на вероятность картельного сговора.Еще один немаловажный аспект нарушений при проведении госзакупок – это компании-однодневки и подставные ИП, которые используются для проведения финансовых расчетов. При этом фактически они никакой предпринимательской деятельностью не занимаются.
Николай Патрушев, секретарь Совбеза России:
– Основная масса правонарушений связана с коррупционными проявлениями, несоблюдением порядка организации государственных закупок, оплатой фактически невыполненных или некачественных работ и поставок продукции, фальсификацией отчетных показателей… Самыми уязвимыми для коррупции оказались нацпроекты «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Образование», «Культура», «Здравоохранение».
Законодательная машина не успевает за ловкостью нарушителей. Для того, чтобы вывести на чистую воду всех бенефициаров картельных сделок – действующей законодательной базы явно недостаточно. Ситуацию со сговорами должен сделать более подконтрольной и более прозрачной очередной пакет поправок к 44-ФЗ, который планируют внести в Государственную Думу до конца осенней сессии.
Штрафами не запугаешь
Примечательно, что некоторые нарушители антимонопольного законодательства не обжалуют свои штрафы в суде, а предпочитают заплатить. Так, например, по свежим данным ФАС, в Самаре по итогам поставки медицинского оборудования на сумму 108 млн рублей, наложенная сумма штрафа составила 8 млн рублей. Сумма одного из медицинских контрактов в Москве – 198 млн рублей. Нарушитель предпочел молча заплатить штраф в 1,5 млн рублей без обжалования в суде.
Шансы выиграть в суде у нарушителей есть. Однако опыт показывает, что, как правило, против нарушителей есть неопровержимая доказательная база. Так, по данным ФАС, в 2019 году антимонопольная служба проиграла всего лишь 3% дел о картелях.
Все это, конечно, свидетельствует о качестве работы антимонопольной службы. Но в этой статистике есть и другой существенный сигнал. Для того, кто паразитирует на государственных заказах, мотивация значительно сильнее штрафов и даже сильнее уголовного наказания отдельно взятых лиц, ведь не они являются главными бенефициарами картельных сговоров. Применительно к национальным проектам имеет смысл применять хорошо забытую административную практику персональной ответственности за целевое расходование средств.
Автор: Андрей Троянский