Site icon Цифровые Закупки

Удорожание больших строек требует новых расчетно-кассовых методов

С развитием глобального кризиса и антироссийских санкций, меняется стоимость материалов, оборудования, профессиональных кадровых услуг. Это бьет по крупнейшим национальным проектам в области инфраструктуры.

Уже есть ряд болезненных потерь, это отказы от крупных инфраструктурных объектов: моста на Сахалин, Северного широтного хода (СШХ), Моста через Лену в Якутске.

Русская Арктика сходит с рельсов

В ноябре Правительство РФ приостановило проект СШХ. По официальной версии – в пользу реконструкции Мурманского железнодорожного узла и Восточного полигона РЖД (расширение БАМа и Транссиба). Из-за падения экспортных поставок в Европу вкладывать туда деньги не целесообразно заявил главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. На строительство СШХ предварительно выделялось более 70 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, часть средств планировалось привлечь по концессии. Газпром уже приступил  к  реконструкции железнодорожного участка «Надым – Пангоды».

Углеводороды – отнюдь не единственный мотив этой дороги. Она задумывалась как артерия промышленного развития Арктики.  Остановка проекта Северного широтного хода ударит по уральской промышленности, которая вовлечена в его создание. СШХ позволил бы организовать прямое сообщение между Северной и Свердловской железными дорогами по маршруту «Обская — Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» в ЯНАО. Короткое плечо доставки от месторождений Северной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей. Еще одна функция состоит в том, что СШХ это сухопутный дублер Севморпути связующая нить ямальских портов.

Мост через Лену без бизнес-плана

Проект строительства моста через Лену в Якутии подорожал вдвое до 176 млрд рублей и также находится под угрозой отмены. После замечаний Главгосэкспертизы его стоимость планируется снизить. Проработкой решений занимаются ВИС, Сбербанк и «Ростех». Основным источником финансирования концессионного объекта должен был стать так называемый капитальный грант на сумму 54,3 млрд рублей. Около 6 млрд рублей в этот грант должна была вложить Якутия, а остальное ожидалось в виде поступлений из федерального бюджета. Парадокс состоит в том, что после подписания концессионного соглашения супер-объект не попал ни в одну федеральную программу с закрепленным финансированием. В то же самое время в Концессионном соглашении было прописано, что отсутствие средств из федерального бюджета не является основанием для неисполнения регионом обязательств перед частным партнером. И это создает очень непростую ситуацию.

Методику разработки сметных норм Минстрой последний раз менял 18 июля 2022 года. Пересчитывать сметную стоимость заказчиков чаще всего вынуждает повышение цен на стройматериалы.

Вместе с тем, участники закупок могут также воспользоваться правом изменить цену контракта уже в процессе его исполнения — такое право им дало правительство РФ в прошлом году. Однако у этой процедуры есть свои недостатки, считает член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев:

– Общепринятой методики определения, как в закрывающих документах отражать удорожание сметы, нет. Поэтому во избежание разночтений удорожание стараются согласовать на начальном этапе контракта, что, видимо, повлияло на отмену закупки.

Региональным властям предоставлено право менять существенные условия контракта в части сроков исполнения работ и цены контракта в связи с повышением цен на строительные материалы. С июля 2022 года стоимость государственных контрактов в строительстве в связи с удорожанием стройматериалов теперь можно увеличивать более чем на 30%. Кроме того, снято ограничение по срокам исполнения контрактов.

15 октября вступили в силу поправки к порядку определения НМЦК в градостроительстве.

Усовершенствована методика составления сметы и образцы документов

В методике составления сметы строительного контракта, в частности, уточнили правила ее корректировки из-за удорожания стройматериалов. Их распространили на неисполненные контракты, которые заключили до 31 декабря 2022 года.

Ноу-хау регионов в стабилизации цены – передовой опыт Севастополя

Представляет интерес опыт некоторых регионов в стабилизации цен и в борьбе с удорожанием объектов большой стройки. Неожиданно полезной оказалась практика Севастополя и Крыма в закупках. Отметим, что в этих субъектах РФ задолго до санкций был внедрен особый режим, которые подразумевает контракты с единственным поставщиком и казначейское сопровождение. Это позволило данным регионам раньше других смогли настроить внутренние системы нормирования затрат и ценового регулирования.

С подорожанием стройматериалов Севастополь борется авансами. Грубо говоря, методика позволяет закупать материалы  заранее, по более приемлемой цене. Из-за дорожающих стройматериалов власти Севастополя максимально авансируют некоторых подрядчиков, которым предстоит закупка для выполнения госконтрактов. ГБУ «Дирекция капитального строительства» сможет предусмотреть аванс до 90% – но не от суммы всего договора, а от лимитов, которые выделены на 2022 год. Важный нюанс – авансирование осуществляется по казначейскому  сопровождению.

В целом, механизм казначейского сопровождения показывает себя достаточно эффективно именно с точки зрения стабилизации рынка. В КС заложена функция оценки целевого использования средств. Все финансово-хозяйственные действия обслуживаемых органов отражаются в системе Электронный бюджет. Это очень полезно для контроля себестоимости крупных государственных закупок. Зачастую объемы фактических и планируемых затрат в больших проектах не совпадают. Имеет место феномен так называемой «избыточной рентабельности» проектов. Нет единообразия подходов к точному определению затрат, особенно в тех случаях, когда работа идет с единственным поставщиком. Расчетные методики Минстроя, ориентированные на рыночные цены в купе с контрольными функциями КС дают неплохой результат. Заниматься идентификацией рыночных цен и их сопоставлением с закупочными, Минфину противопоказано в силу идеологических ограничений. Зато эта функция вполне укладывается в казначейское сопровождение больших строек. Учитываются различные подходы юрлиц к оценке уровня накладных расходов, формированию фонда ЗП. В системе Казначейства для контролирующих органов всех уровней впервые в истории постсоветской России выработаны понятия «нецелевого» и «неэффективного» использования средств.

Считаем, что обязательное использование механизмов казначейского сопровождения в больших стройках – это лучший способ решить проблему адекватного формирования цены и рентабельности. Абсолютно целесообразным решением был бы перевод финансирования всех инфраструктурных строек в казначейскую расчетно-кассовую систему. Причем не зависимо от происхождения денег – даже если это средства коммерческих банков. Но такое решение потребует политической воли.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version