Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2020 г. № 800 в предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 случай, когда заключается контракт на выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, участков автомобильных дорог, включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (далее – дороги), вошли работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию таких дорог.
Теперь заказчики вправе объединять в одном контракте не только работы по проектированию и строительству дорог, но также работы по дальнейшему их капремонту, ремонту и содержанию.
В настоящее время с учетом изменений перечень содержит 17 оснований для заключения контрактов жизненного цикла.
Изменения вступают в силу с 11 июня 2020 года.
КЖЦ – долгосрочные госконтракты, по которым исполнитель должен обеспечить не только строительство, но и эксплуатацию объекта. По замыслу Минтранса России, в таких контрактах, кроме проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и самой эксплуатации объектов, допускается: учитывать еще и цены их будущей реконструкции.
Кроме того, к таким контрактам предлагается применять правила технологического и ценового аудита (ТЦА). Это позволит повысить исполнительскую дисциплину и снизить производственные издержки; а еще – заставит некоторых региональных и муниципальных собственников дорог привести в порядок техническую документацию. В частности, снабдить дорожные объекты Техническими паспортами.
Это поможет внести ясность в критерии приемки ремонтных работ для региональной и муниципальной дорожной сети. Именно отсутствие таких единых критериев приводит к огромным издержкам при их эксплуатации и столь вопиющим странностям, как ежегодное перекладывание асфальта на одних и тех же участках из-за его моментального разрушения. На некоторых объектах региональной и муниципальной дорожной сети невозможно вычислить объективную стоимость содержания и ремонта километра дороги. Вся ответственность за выбор технических решений и стоимостных показателей сегодня отдана на откуп владельца дороги – то есть заказчика работ.
Заказчик априори не заинтересован в продлении межремонтных сроков, поскольку это лишит отрасль ощутимой доли ежесезонного заработка.
Проблема усугубляется тем, что рынки эксплуатации и ремонта дорог в регионах являются в значительной степени полигональными. Для десятков унитарных предприятий и местных эксплуатирующих компаний, дорожные бюджеты остаются источником регулярного ежегодного заработка, а система работы по государственным заказам на ремонт и содержание местной транспортной системы скорее напоминает корейские чеболи с кланово-родственными экономическими узами. Громкие антимонопольные дела, в том числе и уголовные, с заведомым постоянством открываемые в разных концах РФ, говорят о глубине проблемы.
Контракты жизненного цикла выглядят более прозрачной моделью хозяйственных отношений: в них «запакован» и механизм борьбы с завышениями сметной стоимости строек за бюджетный счет, и определенная доля унификации технических требований к транспортным объектам.
Наконец, «жизненный цикл» как юридическая категория логически увязывается с болезненной темой межремонтных сроков, то есть – непосредственно с эксплуатационным ресурсом дороги. Об увеличении межремонтных сроков в России разговаривают уже пять лет. При этом, ничего кроме умозрительных теорий, как это будет здорово, и решительных заявлений о скором переходе к новым межремонтным срокам – не было и нет. Ведь отсутствуют механизмы реализации этого прекраснодушного замысла. Контракты жизненного цикла – единственный реальный инструмент, который хотя бы на уровне теории позволяет экстраполировать идею увеличения межремонтных сроков на российскую действительность. Продолжим следить за его развитием.
Справка
Напомним, что в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контрактом жизненного цикла является контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Автор: Андрей Троянский