Site icon Цифровые Закупки

Регионы могут получить более 50 млрд «премиальных» рублей в год за успехи в нацпроектах

Минфин РФ намерен в ближайшие шесть лет каждый год выделять не менее 50 млрд рублей грантовой поддержки для регионов, критерием распределения станет достижение целей нацпроектов.

Об этом в ходе Московского финансового форума рассказал первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин.

«С этого года на следующие периоды мы должны сохранить подходы и объемы по грантовой поддержке региональной власти. 50 млрд рублей, которые предусмотрены в этом году станут знаковым событием, <…> критерием их распределения будет достижение целей национальных проектов», — рассказал Горнин в ходе сессии «Национальные проекты и регионы: поставленные задачи и пути решения». По его словам, обсуждение инициативы с губернаторами было бурным, но в итоге стороны пришли к согласию.

«Губернаторы могут быть уверены, что объем [такой грантовой поддержки]на период до 2022 года будет в тех же параметрах, а дальше мы можем посмотреть в сторону увеличения ресурсного обеспечения», — подчеркнул он. В свою очередь модератор сессии, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров, призвал зал зафиксировать это обещание. «Как минимум инфляционные ожидания будут влиять на объем грантовой поддержки», — добавил Горнин.

В тоже время ясности с полной картиной финансирования самих нацпроектов на все шесть лет у регионов пока нет. Небольшой горизонт планирования осложняет работу, отметил на сессии губернатор Рязанской области Николай Любимов. «Мы понимаем, что горизонт планирования в рамках бюджетных правоотношений на один год — это недостаточно. Основная наша задача на предстоящий период в этом бюджетном цикле дать возможность губернаторам увидеть ресурсное обеспечение на весь период бюджетного цикла, до 2022 года», — отметил Горнин, призвав регионы быть более настойчивыми в диалоге с федеральными ведомствами.

Еще одна проблема для регионов — резко выросшие объемы отчетности. «Когда Минфин запустил электронный бюджет мы настраивались на то, что вся отчетность от нас будет идти через него, — рассказал Любимов. – Но только за 2019 год мы от всех федеральных ведомств получили 431 запрос». Поддержал его и губернатор Новгородской области Андрей Никитин, отметивший, что объем отчетности вырос в семь раз.

«Возникает ощущение, что некоторые коллеги хотят закрыть свои обязательства по выполнению нацпроектов отчетами регионов, которые они собирают», — прокомментировал Макаров, обратившись к Минфину с просьбой взять вопрос на контроль.

На сессии также затронули возникающие у регионов вопросы к методикам расчетов годовых показателей достижения целей нацпроектов. «Сам механизм формирования целей прошел без нашего участия, поэтому со многими вещами не можем согласиться», — рассказал Любимов. В качестве примера он привел необходимость зарегистрировать в 2019 году в регионе 6000 самозанятых, тогда как в силу изменения подходов налоговых органов к учету с 10 августа резко упало количество зарегистрированных предпринимателей, на 5000. Поддержал его и Андрей Никитин, пояснив, что налоговики сейчас активно закрывают компании, якобы не ведущие деятельности, что не позволяет выполнить показатели по занятым в малом и среднем бизнесе.

Поддержал их Андрей Макаров, отметив, что цели по числу самозанятых поставлены всем регионам, тогда как пилотный проект по упрощенной их регистрации и сопровождению в электронном виде проходит только в четырех регионах. При этом, по его словам, каких-либо инициатив по расширению этого эксперимента на большее число регионов в Госдуму не вносилось. Впрочем, он напомнил губернаторам, что у них есть возможность «защиты» своих показателей и соответственно их корректировки.

Активно обсуждали и вопросы софинансирования нацпроектов из региональных бюджетов. Правительство установлено так называемое правило 95/5, то есть нацпроекты должны софинансироваться из регионального бюджета только на 5%. Но на практике, как рассказали губернаторы, это правило не выполняется. В частности, в нацпроекты перекочевал ряд действовавших госпрограмм с другими пропорциями. Так софинансирование по программе «Поддержка семьи» в Новгородской области 68/32, а по «Старшему поколению» 51,8/48,2. Кроме того, при строительстве капитальных объектов не учитываются затраты на благоустройство территорий.

В то же время участники дискуссии подчеркнули, что при оценке хода реализации нацпроектов необходимо уходить от сухих цифр. «Хватит говорить о нацпроектах как о цифрах, надо говорить о качестве жизни людей», — отметил Макаров.

Автор: Даниил Шабашов

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Источник

Exit mobile version