Минфин РФ намерен в ближайшие шесть лет каждый год выделять не менее 50 млрд рублей грантовой поддержки для регионов, критерием распределения станет достижение целей нацпроектов.
Об этом в ходе Московского финансового форума рассказал первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин.
“С этого года на следующие периоды мы должны сохранить подходы и объемы по грантовой поддержке региональной власти. 50 млрд рублей, которые предусмотрены в этом году станут знаковым событием, <…> критерием их распределения будет достижение целей национальных проектов”, – рассказал Горнин в ходе сессии “Национальные проекты и регионы: поставленные задачи и пути решения”. По его словам, обсуждение инициативы с губернаторами было бурным, но в итоге стороны пришли к согласию.
“Губернаторы могут быть уверены, что объем [такой грантовой поддержки]на период до 2022 года будет в тех же параметрах, а дальше мы можем посмотреть в сторону увеличения ресурсного обеспечения”, – подчеркнул он. В свою очередь модератор сессии, председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Андрей Макаров, призвал зал зафиксировать это обещание. “Как минимум инфляционные ожидания будут влиять на объем грантовой поддержки”, – добавил Горнин.
В тоже время ясности с полной картиной финансирования самих нацпроектов на все шесть лет у регионов пока нет. Небольшой горизонт планирования осложняет работу, отметил на сессии губернатор Рязанской области Николай Любимов. “Мы понимаем, что горизонт планирования в рамках бюджетных правоотношений на один год – это недостаточно. Основная наша задача на предстоящий период в этом бюджетном цикле дать возможность губернаторам увидеть ресурсное обеспечение на весь период бюджетного цикла, до 2022 года”, – отметил Горнин, призвав регионы быть более настойчивыми в диалоге с федеральными ведомствами.
Еще одна проблема для регионов – резко выросшие объемы отчетности. “Когда Минфин запустил электронный бюджет мы настраивались на то, что вся отчетность от нас будет идти через него, – рассказал Любимов. – Но только за 2019 год мы от всех федеральных ведомств получили 431 запрос”. Поддержал его и губернатор Новгородской области Андрей Никитин, отметивший, что объем отчетности вырос в семь раз.
“Возникает ощущение, что некоторые коллеги хотят закрыть свои обязательства по выполнению нацпроектов отчетами регионов, которые они собирают”, – прокомментировал Макаров, обратившись к Минфину с просьбой взять вопрос на контроль.
На сессии также затронули возникающие у регионов вопросы к методикам расчетов годовых показателей достижения целей нацпроектов. “Сам механизм формирования целей прошел без нашего участия, поэтому со многими вещами не можем согласиться”, – рассказал Любимов. В качестве примера он привел необходимость зарегистрировать в 2019 году в регионе 6000 самозанятых, тогда как в силу изменения подходов налоговых органов к учету с 10 августа резко упало количество зарегистрированных предпринимателей, на 5000. Поддержал его и Андрей Никитин, пояснив, что налоговики сейчас активно закрывают компании, якобы не ведущие деятельности, что не позволяет выполнить показатели по занятым в малом и среднем бизнесе.
Поддержал их Андрей Макаров, отметив, что цели по числу самозанятых поставлены всем регионам, тогда как пилотный проект по упрощенной их регистрации и сопровождению в электронном виде проходит только в четырех регионах. При этом, по его словам, каких-либо инициатив по расширению этого эксперимента на большее число регионов в Госдуму не вносилось. Впрочем, он напомнил губернаторам, что у них есть возможность “защиты” своих показателей и соответственно их корректировки.
Активно обсуждали и вопросы софинансирования нацпроектов из региональных бюджетов. Правительство установлено так называемое правило 95/5, то есть нацпроекты должны софинансироваться из регионального бюджета только на 5%. Но на практике, как рассказали губернаторы, это правило не выполняется. В частности, в нацпроекты перекочевал ряд действовавших госпрограмм с другими пропорциями. Так софинансирование по программе “Поддержка семьи” в Новгородской области 68/32, а по “Старшему поколению” 51,8/48,2. Кроме того, при строительстве капитальных объектов не учитываются затраты на благоустройство территорий.
В то же время участники дискуссии подчеркнули, что при оценке хода реализации нацпроектов необходимо уходить от сухих цифр. “Хватит говорить о нацпроектах как о цифрах, надо говорить о качестве жизни людей”, – отметил Макаров.
Автор: Даниил Шабашов
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Комментариев пока нет